Мудрый Юрист

Концепция "бытия-в-мире" как основа экзистенциальных воззрений л. Бинсвангера и

Савельев Александр Евгеньевич, кандидат исторических наук, Кубанский государственный университет.

Яркими представителями экзистенциального направления в психологии и психотерапии были швейцарские психиатры Людвиг Бинсвангер и Медард Босс, разработавшие свою концепцию в психологии на основе теории экзистенциализма немецкого философа Мартина Хайдеггера.

Экзистенциальная психология в изложении Бинсвангера и Босса отличается рядом характерных особенностей. Прежде всего, эти ученые возражали против переноса в психологию из естественных наук принципа причинности. По их мнению, в человеческом существовании нет никаких причинно-следственных отношений. В основном есть лишь последовательность поведенческих событий, но из этой последовательности невозможно вывести причинность. Таким образом, экзистенциальная психология в том виде, в котором ее разработали Бинсвангер и Босс, отвергая казуальность, отрицает также позитивизм, детерминизм и материализм. Эти ученые утверждали, что психология не похожа на другие науки и не должна строиться по той же модели, что они. Она требует собственного метода (феноменологии), собственных понятий (бытие-в-мире, модусы существования, свобода, ответственность, становление, трансценденция, пространственность, темпоральность и т.д.).

Одним из центральных понятий экзистенциальной психологии Бинсвангера - Босса является мотивация, которая всегда предполагает понимание (верное или неверное) отношений между причиной и следствием. Одно и то же событие может происходить в силу различных причин, в том числе и естественных, но лишь человек будет мотивирован на совершение данного действия, чтобы достичь той или иной цели, причем разные индивиды могут совершать одинаковые действия для достижения различных целей. При этом достижение человеком той или иной цели может состоять из нескольких этапов, каждый из которых будет иметь свое следствие. В целом, понимание мотивации человека в данном случае будет основным принципом анализа поведения человека.

Концепция Бинсвангера - Босса отрицательно относится к теории дуализма субъекта (духа) и объекта (тела, среды, материи). Впервые такое предположение высказал Декарт, после чего оно нашло широкое применение в объяснении человеческих переживаний и поведения в терминах стимулов среды или телесных состояний. Экзистенциальная психология утверждает единство индивида-в-мире и считает, что любой взгляд, разрушающий это единство, является фальсификацией и попыткой разбить единый поток человеческого бытия на отдельные фрагменты, что недопустимо. По словам Босса, цель экзистенциальной психологии - проявить связную структуру человеческого существа. Он писал: "Связность возможна лишь в контексте целого, не подвергавшегося повреждению; связность как таковая происходит из цельности" <1>.

<1> Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York, 1963. P. 285.

Данное направление экзистенциальной психологии отрицает также, что за феноменами стоит нечто, что может их объяснить или определить их первопричину. Оно не признает традиционные объяснения человеческого поведения через такие термины, как "Я-концепция", бессознательное, психическая и физическая энергия, инстинкты, электрические процессы мозга, архетипы и т.д. Бинсвангер и Босс не объясняют сущности феноменов, они лишь констатируют факт их существования и полагают, что главной задачей психологии является как можно более тщательное описание феноменов, а не их объяснение или доказательство. Эти исследователи отрицательно относились к психологическим теориям, так как в основе любой теории лежит то или иное предположение, в то время как эти ученые настаивали на истинности лишь того, что человеком прожито и осознанно. По мнению сторонников этого направления, изучать - это значит видеть без каких-либо гипотез и предвзятости. Бинсвангер писал по этому поводу: "...Хайдеггер вручает психиатру ключ, при помощи которого он может, не будучи связанным предубеждениями какой-либо научной теории, установить и описать исследуемые им феномены в полном их феноменальном содержании и соответствующем контексте" <1>.

<1> Binswanger L. Being-in-the-world: selected papers of Ludwig Binswanger. New York. 1963. P. 206.

Бинсвангер и Босс выступали против взглядов на индивида как на вещь. По их мнению, такой взгляд на человека не только не позволяет психологу понять людей с позиции их существования-в-мире, но и воплощается в конечной дегуманизации личности. Они говорили об отчуждении, отстранении и разрушении людей техницизмом, бюрократизмом, механизацией. По словам этих ученых, когда с людьми обращаются как с вещами, то они и начинают считать себя вещами, которыми можно владеть, которых можно контролировать, придавать им форму, использовать; в результате такие люди оказываются не способными жить настоящей человеческой жизнью. Человек свободен и ответственен за свое поведение. Босс говорил, что свобода не есть нечто, чем люди обладают; она есть нечто, что они есть.

Очень большое внимание в экзистенциальной философии Бинсвангера - Босса уделялось проблеме смерти человека. В трудах этих исследователей страх перед смертью рассматривался не менее подробно, чем проблема жизни.

Фундаментальным понятием концепции Бинсвангера - Босса является понятие "бытие-в-мире" (Dasein). Это не принадлежность человека, не часть бытия, как можно определить понятие "Я" Фрейда или "аниму" Юнга; это все человеческое существование в целом. Его можно также определить как фон, на котором формируется "Я". Кроме того, Босс широко употреблял термин "Daseinanalysis", под которым имел в виду всестороннее рассмотрение специфической природы человеческого существования или бытия-в-мире. Последний термин можно определить как открытость миру, состояние бытия в мире, где все существование индивида может быть явлено, может стать настоящим и быть настоящим.

Это означает, что люди не могут существовать отдельно от мира, который также не имеет отдельного существования от человека. Босс говорил, что "человек раскрывает мир". Он писал, что люди - это "просвет, в котором все, что должно быть, действительно высвечивается, возникает, появляется как феномен, т.е. как то, что является". По мнению сторонников концепции Бинсвангера - Босса, феномены представляют собой суть реальности, за ними ничего не стоит, и они не относятся к внешним проявлениям конечной реальности. Человек не придает смысл объектам: они открывают свои смыслы человеку, когда он открыт для их принятия. Таким образом, основная характеристика существования человека - его открытость, готовность к восприятию всего, что есть в настоящем. Следует уточнить, что в данном случае вовсе не имеется в виду, что люди связаны с миром или взаимодействуют с ним, люди являются составной частью окружающего их бытия. Мир человеческого существования имеет три уровня: 1) биологическое или физическое окружение (ландшафт); 2) человеческую среду; 3) самого человека, включая его тело.

Что касается сущности человеческого существования, то Бинсвангер и Босс полагали, что люди - суть в мире, у них есть мир, но они стремятся выйти за его пределы. В данном случае, говоря о бытии-за-пределами-мира, эти исследователи вовсе не имели в виду существование в ином мире, но говорили о разнообразных возможностях человека по трансцендированию из мира пребывания и выхода в новый мир. Люди могут реализовать все возможности своего бытия и стремятся к этому, так как лишь реализуя весь свой потенциал, они могут жить аутентичной жизнью. Ограничивая возможности своего существования либо вовсе отказываясь от них, позволяя другим (или среде) управлять собой, люди ведут неаутентичный образ жизни. Экзистенциальные психологи подчеркивают, что человек вправе выбрать любую жизнь. По этому поводу Босс писал: "В реальности человек существует всегда - и единственно - как мириады возможностей отношения и раскрытия живых существ и предметов, с которыми встречается" <1>. Он также говорил, что "человек должен ответственно принять все свои возможности раскрывающих мир отношений так, чтобы все, высвечивающееся этими отношениями, вошло в его бытие наилучшим образом; человек должен принять свои жизненные возможности, он должен сделать их своими, собрать в собственном аутентичном "я", не задерживая в зауженном менталитете анонимного, неаутентичного "каждого". Свобода человека - в готовности принять все это и в том, чтобы позволить этому быть..." <2>.

<1> Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York, 1963. P. 183.
<2> Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York, 1963. P. 48.

Человек, впрочем, имеет некоторые ограничения в отношении своего свободного становления. Одним из них выступает основание существования, в котором пребывает человек. То, как оказываются люди в мире, который есть их основание, составляет судьбу. Они вынуждены проживать эту судьбу, чтобы достичь аутентичной жизни. Впрочем, человек может отвергнуть предоставляемые ему возможности и попытаться изменить условия своей жизни, но это будет, по мнению Бинсвангера и Босса, неаутентичное существование, наказание за которое - чувство вины. Аутентичное существование определяется распознаванием основы своего существования. Неаутентичное же существование представляет собой самоизоляцию человека от этой основы. Бинсвангер писал: "Чем упорнее человек сопротивляется своей заброшенности в свое существование... тем большее влияние обретает заброшенность" <1>. В результате человек теряет свою автономность и самостоятельность, так как, по словам исследователей, "человек не автономен в мире, он отгораживается от основы своего существования, потому что он не принимает существование на себя, а доверяется чужим силам, делая их, а не себя, ответственными за свою судьбу" <2>.

<1> Binswanger L. The case of Ellen West // May R., Angel E., Ellenberger H.F. Existence. New York. 1958. P. 340.
<2> Binswanger L. Being-in-the-world: selected papers of Ludwig Binswanger. New York, 1963. P. 290.

Понятие "заброшенность" используется Бинсвангером и Боссом также в смысле обманутости миром настолько, что люди становятся отчуждены от самих себя. Они полностью уступают чужой силе. Крайний случай в такой ситуации - это человек, чье состояние определяется теми или иными навязчивыми увлечениями: наркотиками, алкоголем, азартными играми, сексом и т.д. Однако, несмотря на все ограничения, накладываемые на человека его заброшенностью и основанием, у него существует много возможностей для выбора.

Бинсвангер ввел также специальный термин "миро-проект" для обозначения особой "программы", которая определяет, как будет человек действовать в определенной ситуации и какие у него характерные черты и симптомы. Каждый человек обладает своим собственным миро-проектом, границы проекта могут быть узкими и сжатыми, а могут быть широкими и экспансивными. Бинсвангер отмечал, что когда миро-проект определяется незначительным числом категорий, угроза сильнее, чем тогда, когда он более разнообразен. В последнем случае, при наличии угрозы в одном пространстве, может возникнуть другое и предоставить безопасную опору. Во многих случаях человек имеет больше одного миро-проекта. Босс не говорил о существовании миро-проектов, но описывал существование человека в терминах открытости или закрытости, откровенного и сокровенного, светлого и темного, широкого и узкого. Психологическое или соматическое состояние может быть фактором, который будет влиять на "воплощение того или иного возможных отношений с миром, из которых состоит человеческое существование" <1>.

<1> Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York, 1963. P. 228.

Бинсвангер ввел специальный термин "модус бытия в мире", обозначающий способ самопонимания, самоинтерпретации и самовыражения человека в бытии-в-мире. Наиболее аутентичным является дуальный модус, достигаемый двумя людьми в отношениях, построенных на любви, когда "Я" и "Ты" образуют "Мы". Еще один модус бытия-в-мире - это множественный модус, представляющий собой мир формальных отношений, соревнований и борьбы. Существует еще и сингулярный модус, присущий человеку, который живет только для себя, а тот, кто отказывается от своей индивидуальности и предпочитает спрятаться в толпе, выбирает модус анонимности.

Босс не упоминает термина "модус бытия-в-мире", но применяет другой термин - "экзистенциалы", под которыми понимает особые характеристики, присущие любому человеческому существованию. Он выделил следующие экзистенциалы.

Пространственность существования. Пространственность в экзистенциальной философии не имеет ничего общего с физическим пространством. В человеческом мире истинную природу пространственности определяют скрытность и ясность, поэтому для человека его друг, находящийся в соседнем городе, может быть ближе, чем сосед по лестничной площадке.

Темпоральность существования. Экзистенциальная темпоральность также существенно отличается от обыденного и физического понятий времени. Согласно Боссу, время в мире существует для того, чтобы быть использованным человеком. Время - это нечто, которое необходимо для того, чтобы сделать что-то. Его может быть достаточно, а может быть и недостаточно. Такое время является важнейшим атрибутом человеческого существования. В сознании индивида время может быть расширено, а может быть сокращено. Кроме того, человеческое время поддается датированию, и в любом языке существуют специальные термины для обозначения дат и их положения во времени по отношению к данному моменту.

Телесность. Телесность определяется Боссом как телесная сфера исполнения человеческого существования. Телесность не ограничена собственно телом человека; она распространена, как и отношения к миру. Босс говорит о продолжении телесности способов бытия-в-мире. Границы телесности человека совпадают с границами его открытости миру.

Человеческое существование в разделенном мире. Многие психологи часто обвиняют экзистенциальную психологию в солипсизме, т.е. в том, что она видит каждого человека живущим в собственном частном мире и не знающим ничего о мире, в котором живет другой. Босс отвергает это обвинение. Он считает, что души всегда сосуществуют или пребывают с другими в том же мире. Их общая открытость миру позволяет феноменам отражаться с помощью одних и тех же осмысленных способов в сознании всех людей. Человек никогда не существует сам по себе, кроме патологических случаев, которые всегда представляют разделение миров людей друг с другом.

Настроение или настроенность. Босс считал этот экзистенциал очень важным, так как он объяснял, почему открытость миру индивида расширяется и сужается и почему время от времени она обнаруживает различные феномены. То, на что индивид реагирует, зависит от его настроения в данный момент. Если человек встревожен, его бытие-в-мире созвучно опасностям и угрозам, которые его окружают, реальным или мнимым. Если человек счастлив, его существование созвучно миру радостных взаимоотношений и смыслов. Если надежды индивида не сбываются, то его настроением становится разочарование, тогда ясность мира меркнет и открытость сужается. Способ пребывания человека в мире постоянно созвучен тому или иному настроению. Настроения сами по себе являются экзистенциалами, так как это потенциалы, присущие любому человеческому существованию.

Представления экзистенциальной психологии о динамике развития индивида довольно необычны, поскольку, как уже сообщалось выше, она отвергла концепции казуальности, дуализма души и тела, раздельности человека и среды. Теория Бинсвангера - Босса не рассматривает поведение как следствие внешней стимуляции или внутренних телесных переживаний. По мнению экзистенциалистов, индивид обладает свободой выбора и лично ответственен за собственное существование. Если он сам выберет, то может трансцендировать в отношении физического тела и окружения, но это будет именно его личный выбор.

Как известно, люди страдают от большого числа отрицательных эмоций и психических состояний, таких, как отчуждение, навязчивость, скука, фобии, заблуждения и т.д. Экзистенциальная психология объясняет это двумя причинами. Прежде всего, свобода выбора еще не гарантирует мудрость и правильность поведения человека. Индивид сам выбирает, будет ли он реализовывать свои возможности, либо откажется от них, как говорят экзистенциалисты, он может выбрать аутентичную или неаутентичную жизнь. Этот выбор свободен, результатом его становится тот или иной путь развития личности индивида. Для того, чтобы человек сделал правильный и разумный выбор, он должен осознать возможности своего существования. Для этого индивиду необходимо быть в мире. Это главное условие его развития. Босс писал по этому поводу: "Daseinanalysis никогда не теряет из вида первичное осознание Бытия и тот факт, что человеческое существование призвано служить светлым миром, в котором возможно действительное свечение, возникновение, появление феноменов, т.е. того, что проявляет себя" <1>. При этом человек все же в достаточной степени ограничен в возможностях своего развития и не может стать всем, чем хочет. Одно из ограничений накладывает на человека его заброшенность в мир. Кроме того, большое влияние на развитие индивида оказывают его родители в детстве.

<1> Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York, 1963. P. 80.

Однако, несмотря на свободу своего выбора, люди много страдают в своей жизни. Часть этих страданий (психические травмы, полученные в детстве или в результате резкого ухудшения условий обитания) индивид может преодолеть, трансцендировав их. Благодаря этому, из экзистенциально больного человека индивид может превратиться в экзистенциально здоровую личность. В целом, у человека всегда есть возможность для изменения своего существования, раскрытия целого нового мира. Однако экзистенциалисты выделяют одну из отрицательных эмоций человека, которая не может быть трансцендирована, так как сама является экзистенциалом, т.е. одной из фундаментальных характеристик бытия-в-мире. Эта отрицательная эмоция - вина. Лучше всего об этом написал Босс: "...человек изначально виновен. Его изначальная вина берет начало с рождения. Именно тогда он начинает быть в долгу перед своим Dasein, насколько это касается его способностей и всех возможностей жизни. В этом смысле человек остается виновным всю свою жизнь - то есть должным в отношении всех требований, уготованных будущей его жизнью, до последнего дыхания... каждое действие, каждый выбор означают отвержение других возможностей, также принадлежащих человеческому существованию в данный момент... Экзистенциальная вина состоит в невозможности выполнить наказ реализовать все свои возможности" <1>.

<1> Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York, 1963. P. 270.

По мнению исследователей, есть и еще одна сильная отрицательная эмоция в жизни человека - страх перед Нечто, которое идеолог экзистенциализма Хайдеггер определяет как присутствие не-Бытия в Бытии. Не-Бытие одновременно страшит и привлекает человека. Для индивида слиться с не-Бытием означает утратить Бытие, стать ничем. Самое яркое воплощение не-Бытия в мире - смерть. Однако существуют и другие формы воплощения не-Бытия, например отчуждение и изоляция от мира. Насколько возможности существования индивида далеки от своей реализации, настолько же в жизни этого человека не-Бытие превосходит Бытие.

Экзистенциалисты не отрицают сильное влияние, оказываемое на психическое состояние человека его телесным состоянием. Модус бытия-в-мире человека, испытывающего голод, существенно отличается от модуса бытия-в-мире человека во время сексуального возбуждения. В целом, телесные состояния человека могут как ограничивать, так и расширять возможности мира индивида. Но они рассматриваются экзистенциалистами лишь как проявление настроения человека, определяющее уровень и настроенность открытости миру индивида в данный момент. Настроение, по мнению экзистенциальных психологов, ответственно за раскрытие смыслов и мотивацию, испытываемую во время этого человеком.

Проблема этапов и принципов развития была довольно слабо затронута в экзистенциальной психологии. Ее сторонники не обозначили какого-то четкого выделения стадий роста и формирования индивида, а также событий, которыми они характеризуются. Они считают, что развитие человека является историческим событием и главное в нем - не последовательность стадий, а последовательность модусов существования, которые различны у индивида на разных возрастных этапах.

По мнению Босса, прошлое лишь в небольшой степени мотивирует деятельность индивида в настоящем. Даже если человек сегодня действует так же, как и вчера, то обычно это происходит потому, что ситуация, требующая определенных действий, повторяется регулярно. Однако в данном случае невозможно говорить о влиянии прошлого на действия в настоящем. Повторение действия связано с тем значением, которое это действие имеет сейчас.

Босс отмечал, что для индивида пребывание в мире всегда означает пребывание одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Если человек вспоминает какое-то событие из прошлого, это означает, что его существование сейчас открыто прошлому, т.е. в этот момент не человек существует в прошлом, а прошлое существует в нем. Аналогичный процесс происходит и в том случае, когда человек старается предугадать свое будущее. Во время таких моментов темпоральность существования расширяется или сужается так, что включает больше или меньше прошлого и настоящего. В идеале бытие-в-мире человека должно быть открыто и прошлому, и будущему, и настоящему.

Одним из наиболее важных экзистенциальных понятий, связанных с развитием индивида, стало "становление". Существование индивида не статично; оно всегда является процессом становления индивида чем-то новым, или, иными словами, самотрансцендирования. Высшая цель человека - исполнить все возможности бытия-в-мире. Однако это - идеальная цель, а потому и недостижимая, так как, воспользовавшись одной возможностью, человек неизбежно теряет другую. Тем не менее, индивид должен стремиться к реализации стольких возможностей бытия-в-мире, сколько это допустимо. Отказ от становления приводит к возникновению у человека разного рода фобий, навязчивых состояний, иллюзий и других отрицательных невротических и психотипических механизмов. При нормальном развитии взрослый всегда актуализирован больше, чем ребенок. Основными свойствами становления личности являются направленность и непрерывность, однако с течением времени направленность может меняться, а непрерывность разрушаться.

Становление человека и становление мира неразрывно связаны. Человек раскрывает возможности своего существования через мир, а мир, в свою очередь, раскрывается человеком, который в нем. Насколько успешно развивается один, настолько же успешно развивается и другой.

Конечным моментом любого человеческого существования является смерть. Босс говорил по этому поводу, что знание о смерти не оставляет людям выбора, кроме жизни в некотором постоянном отношении к смерти. Если следовать этой точки зрения, то человеческое существование должно быть названо "бытие-к-смерти". С точки зрения Босса, смерть является для человека экзистенциалом. Он считал, что это - "наиболее глубокая и специфически человеческая черта из всех" <1>. Осознание неизбежной конечности бытия-в-мире накладывает на человека ответственность за максимальную реализацию каждого момента своего существования. В сущности, экзистенциальная психология была первым направлением психологии, обратившей внимание на проблему смерти и отношение к ней человека.

<1> Цит. по: Холл Кэльвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. М., 2000. С. 275.