Мудрый Юрист

Взаимосвязи теории предупреждения преступлений с психологией и педагогикой

Мусеибов Абдула Гелиевич, доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России.

Теория предупреждения преступлений как раздел криминологии имеет достаточно тесные взаимосвязи с различными отраслями психологии и педагогики. Научные основы этих взаимосвязей в литературе раскрыты недостаточно, что и обусловило необходимость обращения к ним в рамках настоящей статьи.

Изучение психологических механизмов формирования и принятия решения на совершение тех или иных видов преступлений является, как известно, одной из важнейшей задач теории предупреждения преступлений.

Исследование особенностей познавательных (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), волевых (постановка цели, мотивация поведения, решение, исполнение) и эмоциональных (эмоции и аффекты) психических процессов, а также свойств (направленность, темперамент, способности, характер и др.) и состояний (возбужденность, уравновешенность и т.д.) того или иного типа личности преступника - необходимое условие выявления непосредственных причин и условий совершения преступлений и разработки эффективной системы тактических приемов индивидуально предупредительного воздействия.

Положения психологической науки о социальной сущности и изменчивости личности, о личности нормотипической и атипичной, о закономерностях формирования отклоняющегося поведения, о методах воздействия на психологию человека составляют научную основу криминологических исследований, направленных на познание механизма индивидуального преступного поведения и выработку средств нейтрализации криминогенных влияний на личность и исправления личности.

Теория предупреждения преступлений для решения своих задач опирается на изучение не только психологии различных типов личности преступников. Ее интересует и вопрос о психологии лиц, осуществляющих предупредительную деятельность. Связано это со специфичностью предупредительной деятельности, в особенности осуществляемой на индивидуальном уровне.

Необходимость использования данных психологии для оптимизации деятельности субъектов предупреждения преступлений определяется, в частности, следующими специфическими особенностями предупредительной деятельности:

  1. предупреждение преступлений, как правило, носит характер конфликтного взаимодействия, осуществляется в условиях явного или потенциального противодействия ей со стороны отдельных лиц и групп - носителей криминогенных свойств, не заинтересованных в перестройке своего поведения, а в ряде случаев и со стороны лиц из их ближайшего окружения.

Конфликтный характер предупредительной деятельности определяется и тем, что в ряде случаев она связана с вынужденным и в допустимых законом пределах вмешательством в сферу личной жизни граждан.

Конфликтность взаимодействия в сфере предупреждения преступлений обусловлена и возможностью применения мер государственного принуждения в отношении лиц, не подчиняющихся предъявляемым к ним требованиям, возможностью ограничения их прав при наступлении определенных юридических фактов. Это могут быть, в частности, лица, не соблюдающие установленные государством правила, направленные на обеспечение безопасности и нормального функционирования отдельных административных, производственных, культурных объектов, безопасности граждан, на обеспечение экономической, демографической и иной политики государства (таможенный, пограничный, паспортный, пропускной, карантинный и иные виды режимов) и одновременно - на предупреждение преступлений;

  1. предупреждение преступлений осуществляется на основе прогнозов, связано с определенным риском из-за недостатка исчерпывающей информации о криминогенных объектах, явлениях и процессах, степени их криминогенности, о лицах, замышляющих, подготавливающих преступление или приступивших к реализации своего преступного замысла;
  2. предупредительная деятельность, особенно на индивидуальном уровне, является рефлективной, т.е. строится с учетом возможных реакций лиц, в отношении которых она проводится, на те или иные предупредительные меры и мероприятия, а следовательно, осуществляется в условиях постоянной психологической напряженности;
  3. предупреждение преступлений осуществляется на нормативно-правовой основе, на основе норм права и морали, которые предъявляют достаточно жесткие требования к морально-психологическому облику лиц, осуществляющих предупредительную деятельность;
  4. предупреждение преступлений носит комплексный характер, связано с привлечением многообразных сил, средств и методов, отличается высоким динамизмом из-за постоянного изменения среды функционирования, криминогенных объектов и поведения профилактируемых лиц, всегда согласуется с криминогенной обстановкой и конкретной тактической ситуацией, отличается разнообразием организационных форм и тактических приемов, постоянным дефицитом времени, наличием профессионального риска и, в ряде случаев, физической опасности.

Все эти факторы придают предупредительной деятельности экстремальный, стрессовый характер.

Теория предупреждения преступлений, руководствуясь данными психологии, разрабатывает требования к морально-психологическому облику лиц, осуществляющих деятельность по предупреждению тех или иных видов преступлений.

Для решения своих задач теория предупреждения преступлений использует достижения как общей психологии, так и различных ее отраслей: социальной, правовой, юридической и др.

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп <1>. В криминологии данные социальной психологии используются для познания психологических закономерностей формирования и функционирования предкриминальных и преступных групп и для выработки рекомендаций по их разобщению или переориентации.

<1> См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001. С. 10.

Криминология для выявления причин отдельных видов преступлений и разработки мер их устранения использует данные правовой психологии, которая раскрывает состояние и роль правовой культуры и правосознания в преступном поведении <1>.

<1> См.: Ратинов А.В., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. С. 25.

Данные психологии используются теорией предупреждения преступлений и для выработки рекомендаций по определению субъектами предупреждения преступлений наиболее целесообразной линии своего поведения в тех или иных ситуациях, возникающих в процессе предупредительной работы. Подобные рекомендации могут быть эффективными, если они опираются и на данные юридической психологии, поскольку предупреждение преступлений осуществляется в рамках права, в экстремальных, часто конфликтных ситуациях и в отношении "наиболее социально запущенных лиц, перестроить поведение которых в соответствии с ожиданиями и требованиями общества особенно трудно" <1>.

<1> Блувштейн Ю.Д., Зырин М.И., Романов В.В. Профилактика преступлений. Минск, 1986. С. 10.

Для познания причин и условий совершения отдельных видов преступлений и разработки мер их устранения (блокирования, нейтрализации) теория предупреждения преступлений заимствует и широко использует положения и выводы педагогики.

Все компоненты предмета криминологии: преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности - включают в себя в большей или меньшей степени педагогические компоненты <1>.

<1> См.: Алексеев А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. М., 1984. С. 9.

Преступность вся антипедагогична, имеет антипедагогические черты и свойства. Это относится, прежде всего, к преступности несовершеннолетних и молодежи, преступности в отношении несовершеннолетних, преступности в сфере семейно-бытовых отношений и др. Дефекты, диспропорции, недостатки, просчеты в воспитательной работе являются существенными слагаемыми причинного комплекса преступности. Одну из существенных характеристик личности преступника составляет ее нравственно-педагогическая запущенность <1>.

<1> См.: Там же. С. 10 - 11.

Значение педагогических средств и методов решения задач предупреждения преступлений столь велико, что дает основание ряду авторов выделять в качестве относительно самостоятельных педагогические <1> или культурно-воспитательные <2> меры предупреждения преступности.

<1> См.: Харшак Е.А. Меры раннего предупреждения преступлений (понятие, виды, основания применения). Караганда, 1976. С. 13.
<2> См.: Теоретические основы предупреждения преступности / Под ред. В.К. Звирбуль. М., 1977. С. 187 - 188.

Воспитательная функция в наибольшей степени присуща такому элементу предупреждения преступности, как профилактика. Г.А. Аванесов в этой связи отмечает, что "воспитание и профилактику нельзя отделять друг от друга. Воспитанию присуща профилактическая функция, а профилактике - функция воспитания" <1>.

<1> Аванесов Г.А. Указ. соч. С. 460.

Учитывая исключительную важность использования педагогических познаний в деятельности по предупреждению преступлений, А.И. Алексеев впервые в литературе предпринял удачную попытку выделения и раскрытия содержания такой частной криминологической теории, как криминологическая педагогика, которая призвана изучать закономерности и специфику проявления педагогических факторов преступности и разрабатывать педагогические проблемы криминологической профилактики <1>.

<1> См.: Алексеев А.И. Указ. соч. С. 13.

Однако, как отмечено в литературе, связь теории предупреждения преступлений с педагогикой и психологией состоит не в том, чтобы создать "собственную" профилактическую психологию или педагогику, а в максимальном использовании достижений этих наук в развитии теории и совершенствовании практики профилактики преступлений <1>.

<1> Блувштейн Ю.Д., Зырин М.И., Романов В.В. Указ. соч. С. 10.

Разработанные в теории предупреждения преступлений приемы, средства и методы воспитательного воздействия на криминогенную личность основаны преимущественно на положениях педагогики и психологии. К ним, в частности, относятся убеждение, принуждение, поощрение, упражнение, внушение, разъяснение, опровержение, обращение к чувствам, просьба, проявление огорчения, доброты, внимания, моральная поддержка, укрепление веры в свои силы и др. Эти приемы и методы воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности не имеют юридической природы. Они позаимствованы теорией предупреждения преступлений из педагогики и психологии и приспособлены для решения задач индивидуального предупреждения преступлений.