Мудрый Юрист

Некоторые аспекты возрастных проблем при квалификации преступлений, совершенных несовершеннолетними

Лысенко Анна Викторовна, адъюнкт кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России.

Проблема квалификации преступлений является одной из наиболее значимых для практической деятельности при расследовании преступлений и судебном разбирательстве. Однако немалые затруднения при этом вызывают преступления, совершенные такой категорией лиц, как несовершеннолетние, поскольку они, имея свои особенности, вызывают необходимость их учитывания при квалификации в правоприменительной деятельности и при отправлении правосудия.

Термин "квалификация" произошел от слияния двух латинских понятий, а именно "qualis" - качество и "facere" - делать. Такое сочетание можно определить как качественную оценку какого-либо явления, процесса, познание его существенных черт через соотношение с другими явлениями, социальная значимость которых уже известна.

Таким образом, квалификацию преступлений можно определить как "установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой" <1>. Для этого необходимо дать уголовно-правовую оценку конкретному деянию, что означает определить в нем наличие или отсутствие признаков соответствующего состава преступления, что очень важно для правильного применения норм уголовного закона, в особенности к несовершеннолетним.

<1> Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Юристъ, 2001. С. 5.

При этом важно иметь в виду, что в уголовно-правовом смысле несовершеннолетним является "лицо, которое в рамках существующей правовой системы может быть привлечено к уголовной ответственности в особых формах и установленных законом пределах" <1>, предусмотренное в ч. 1 ст. 87 УК РФ определением, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

<1> Уголовное право России. Общая часть: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Р. Сундурова. Казань: Издательство Казанского университета, 2003. С. 571.

Теоретический подход для точной (правильной) квалификации преступлений, совершаемых несовершеннолетними, требует учитывать следующее: точное и полное установление фактических обстоятельств дела, в котором принимал участие несовершеннолетний; глубоко профессиональное их изучение; определение примерного круга норм, под действие которых может подпадать совершенное несовершеннолетним деяние; сопоставление признаков преступлений, названных в диспозициях выделенных для анализа статей Уголовного кодекса РФ, с признаками совершенного несовершеннолетним деяния; разграничение смежных составов преступлений; точное установление возраста несовершеннолетнего, его физического и психического развития; построение вывода и закрепление в процессуальном документе окончательной квалификации, заключающейся в: а) указании соответствующей статьи, части статьи, пункта Особенной части УК, предусматривающей уголовную ответственность за данный вид преступления; а также б) указании (при необходимости) статьи Общей части УК РФ, устанавливающей ответственность за неоконченную преступную деятельность, соучастие и т.д. <1>.

<1> Чапурко Т.М. Энциклопедия уголовного права. Т. 11. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Изд. проф. Малинина. СПб., 2008.

Таким образом, при квалификации преступления, совершенного несовершеннолетним, необходимо дать полный и точный социально-правовой и психолого-ролевой анализ всех фактических обстоятельств преступления и действий несовершеннолетнего, его как личности, а затем сопоставить его с признаками соответствующей уголовно-правовой нормы.

В условиях демократического правового государства точное соблюдение закона является конституционным принципом, который закреплен в ст. 15 Конституции РФ, и поэтому точная квалификация преступлений, совершенных несовершеннолетними, должна быть обеспечена лицами, специально уполномоченными государством на соблюдение законности (дознавателями, следователями, прокурорами, судьями). Данный принцип нашел свое отражение в ч. 1, 2 ст. 3 УК РФ, где определено, что "преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом" и "применение уголовного закона по аналогии не допускается". Соблюдение указанных положений является одним из основных условий при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних.

Законодательством Российской Федерации предусмотрен дифференцированный подход к установлению возраста уголовной ответственности. Так, по общему правилу (ст. 19 УК РФ) она наступает с 16 лет, существует и пониженный возрастной предел - 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ), что необходимо рассматривать как одну из важных "особенностей наступления уголовной ответственности несовершеннолетних" <1>, но в то же время не сочетающихся с провозглашенными принципами гуманности.

<1> Бородин С.В., Полубинская С.В. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунева, А.В. Наумова. М., 2003. С. 510.

Возраст уголовной ответственности как обязательный признак субъекта преступления определяется на момент совершения деяния несовершеннолетним независимо от времени наступления последствий. Малолетние, т.е. лица, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, не подлежат уголовной ответственности, какое бы преступление ими ни было совершено. "Уголовная ответственность малолетних, не понимающих, что может произойти от их действий, была бы бессмысленной жестокостью" <1>. К таким детям могут применяться лишь принудительные меры воспитательного (педагогического) характера, к которым можно отнести направление в спецшколы, специальные ПТУ, интернаты и т.п.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007 (издание 7-е, переработанное и дополненное).

<1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. С. 38.

Такая категория лиц, как несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, в этот период не всегда достигает такого уровня развития, при котором подросток в полной мере может осознавать общественную опасность всех преступлений или отдаленных последствий его действий. Так, лицо указанной категории не является субъектом государственной измены в соответствии со ст. 275 УК РФ "в силу отсутствия у него способности предвидеть возможности наступления в конкретной ситуации общественно опасных последствий совершаемого действия, а именно причинение ущерба внешней безопасности России" <1>. За такие опасные преступления, как государственная измена, бандитизм, массовые беспорядки, разглашение государственной тайны, и т.п. преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, так как осознание особой опасности этих составов требует "наличия определенного уровня политического сознания и социальной зрелости" <2>. Так, например, если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет похитил государственное имущество, сведения о котором составляют государственную тайну, с целью передачи его иностранным агентам, то его действия нельзя квалифицировать как измену Родине, а необходимо рассматривать как преступление против собственности. Также участие в диверсионном акте (ст. 281 УК РФ) лица в возрасте от 14 до 16 лет квалифицируются как умышленное уничтожение или повреждение имущества (ч. 2 ст. 167 УК РФ).

<1> Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. Практикум / Под ред. А.С. Михлина. М.: Юристъ, 2005. С. 128.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007 (издание 7-е, переработанное и дополненное).

<2> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. С. 39.

Общее правило для квалификации преступлений при конкуренции части и целого не всегда применимо к преступлениям несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет. Так, если подросток, не достигший 16-летнего возраста, совершает преступления в составе незаконного вооруженного формирования, банды, преступного сообщества, то его действия нельзя квалифицировать по ст. 208, 209, 210 УК РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" от 17 января 1997 г. в п. 14 разъяснено, что лица, не достигшие 16-летнего возраста, совершившие различные преступления в составе банды, не подлежат уголовной ответственности за бандитизм, а несут ответственность лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 20 УК РФ с 14 лет. Таким образом, такие несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности за фактически совершенные преступления в составе незаконного вооруженного формирования, банды, преступного сообщества, по соответствующим статьям УК, составляющим части целого (убийство, разбой, грабеж, изнасилование и т.д.), тогда как субъекты, достигшие 16-ти лет, будут отвечать по совокупности преступлений, например за бандитизм и убийство.

Возникают определенные трудности в вопросах квалификации действий подростков в возрасте от 14 до 16 лет за совершение убийства с целью скрыть другое преступление, за которое ответственность наступает с 16-летнего возраста. Например, 15-летний подросток, знающий о наличии у него ВИЧ-инфекции и заразивший этой болезнью другого, после угроз последнего заявить об этом в милицию совершил его убийство. Такие действия несовершеннолетнего нельзя квалифицировать по п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ, так как уголовная ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ) наступает с 16 лет. Следовательно, действия несовершеннолетнего по заражению ВИЧ-инфекцией не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 122 УК РФ. Такое убийство надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 105 УК РФ.

Законодатель дифференцировал возраст, с которого наступает уголовная ответственность за убийство, установив его за совершение преступлений, предусмотренных ст. 106 - 108 УК РФ, - с 16 лет, а за убийство без смягчающих обстоятельств - с 14 лет. Тем самым блокировал применение специальных норм к убийцам, достигшим 14-летнего, но не достигших 16-летнего возраста, чем поставил их в крайне невыгодное положение по сравнению с более старшими несовершеннолетними и даже взрослыми преступниками. Так, 14-летней детоубийце грозит лишение свободы от шести до десяти лет, а 16-летней - лишь до пяти лет <1>.

<1> Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2000. С. 218.

Правило общей теории квалификации преступлений при конкуренции общей и специальной нормы - преступление должно квалифицироваться по специальной норме - не всегда применимо к преступлениям, совершенным несовершеннолетними. Например, убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ) по отношению к посягательству на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ). Если в первом случае "родовым объектом является личность, а непосредственным - жизнь человека, то во втором случае посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов выступает в качестве способа посягательства на совершенно иной родовой объект - порядок управления (гл. 32 УК РФ). Работник же милиции, дружинник, военнослужащие, выполнявшие обязанности по охране общественного порядка, рассматриваются в качестве специфического предмета, посредством посягательства на который причиняется вред порядку управления как важному государственному институту" <1>. Таким образом, если убийство совершается в связи с выполнением потерпевшим своего служебного или общественного долга лицом, достигшим 14-летнего возраста, его действия квалифицируются по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ. Однако если такое лицо посягает на жизнь сотрудника правоохранительных органов в связи с выполнением им функций по охране общественного порядка и общественной безопасности, его действия нельзя квалифицировать по ст. 317 УК РФ, так как субъектом этого преступления может быть лицо, достигшее 16 лет. "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов - преступление с формальным составом, и считается оконченным с момента совершения действий, направленных на лишение жизни потерпевшего, независимо от наступления преступного результата. Убийство - преступление с материальным составом. Следовательно, если в результате посягательства наступит смерть сотрудника правоохранительных органов, действия виновного должны быть квалифицированы по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ" <2>.

<1> Чапурко Т.М. Указ. соч.
<2> Там же.

Уголовно-правовые нормы охраняют конкретно определенные в законе ценности и общественные отношения. Так, гл. 33 УК РФ призвана охранять интересы военной службы, которая представляет собой юридическое установление военно-служебных отношений в сфере безопасности и обороны. В связи с этим установлением уголовную ответственность могут нести только военнослужащие, так как только на них возложена обязанность соблюдать порядок прохождения военной службы. Для правильного решения вопросов уголовной ответственности при расследовании и судебном рассмотрении дела необходимо определить, обладает ли лицо признаками специального субъекта. Так, ФЗ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <1> в п. 1 ст. 35 закрепляет, что в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать несовершеннолетние в возрасте от 16 лет. Начало военной службы является юридическим фактом, с которым связано распространение на гражданина статуса военнослужащего, т.е. приобретение им прав и возложение на него обязанностей и ответственности. Согласно ст. 38 для несовершеннолетних началом военной службы считается дата зачисления в указанное образовательное учреждение. Таким образом, курсант первого курса может приобрести статус военнослужащего еще до достижения им совершеннолетия законным образом, соответственно на него в полном объеме распространяется законодательство, в том числе и уголовное, касающееся военнослужащих (кроме тех, субъект которых, безусловно, должен быть совершеннолетним) (ст. 345, 350, 351, 352 УК РФ). Необходимо отметить, что они могут нести уголовную ответственность за совершение действий, предусмотренных гл. 33 УК РФ, даже после отчисления из учебного заведения (например, ст. 338 УК РФ - дезертирство), поскольку такие лица направляются для дальнейшего прохождения действительной военной службы в действующую воинскую часть.

<1> ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ // Российская газета. 1998. 2 апр.

Также являются субъектом преступлений, предусмотренных гл. 33 УК РФ, и те несовершеннолетние, совершившие преступление, которые приобрели статус военнослужащего незаконным образом или стали негодными после зачисления на военную службу. Но судебная практика, одобренная Военной коллегией Верховного Суда РФ, решает этот вопрос диаметрально противоположным способом и не признает субъектом преступления против военной службы лиц, неправильно на нее зачисленных или ставших непригодными к ней в период прохождения службы, даже если преступление совершено до раскрытия данного факта или их увольнения с военной службы. Такое положение имеет отрицательный момент, поскольку "позволяет лицу, знающему о его незаконном зачислении или негодности к дальнейшему прохождению службы, сознательно и целенаправленно совершать преступления против военной службы, а при возбуждении против него уголовного дела представить доказательства о его незаконном зачислении или незаконном пребывании на военной службе после возникновения основания для признания его негодным к несению военной службы с целью уклонения от ответственности за причинение вреда интересам военной службы" <1>.

<1> Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. Практикум / Под ред. А.С. Михлина. М.: Юристъ, 2005. С. 141.

Таким образом, квалификация преступлений, совершенных несовершеннолетними, является сложным процессом, в ходе которого необходимо учитывать все нюансы и особенности как самой личности, так и обстоятельств ее социально-ролевого становления, что возможно только при высоком знании законодательства. Допущенные ошибки при квалификации могут повлечь не только назначение неправильной меры наказания несовершеннолетнему, но и целый ряд других негативных последствий уголовно-правового и социально-профессионального характера как для осужденного несовершеннолетнего, так и для государства.