Мудрый Юрист

Размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, как форма злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ)

Красюков Сергей Васильевич, соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России.

Уголовно-правовой нормой об ответственности за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ) регламентированы четыре формы выражения объективной стороны данного преступления:

  1. внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации;
  2. утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии ценных бумаг;
  3. утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг;
  4. размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию <1>.
<1> См.: Лопашенко Н.А. Преступления на рынке ценных бумаг: российский опыт уголовного преследования и его уроки // Закон. 2007. N 3. С. 150.

Обязательным условием наличия состава злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг является причинение указанными деяниями общественно опасных последствий в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству, который, в соответствии с примечанием к ст. 185 УК РФ, составляет ущерб на сумму, превышающую один миллион рублей.

Вместе с тем если первые три из указанных форм проявления объективной стороны состава злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ) известны отечественному уголовному законодательству вот уже более десяти лет и понимание их признаков становилось предметом теоретических исследований <1>, то четвертая форма - размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, криминализирована лишь в 2002 г. Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 23-ФЗ. Сказанное актуализирует проведение уголовно-правового исследования данной формы выражения объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 185 УК РФ.

<1> См., например: Русеева С.В. Уголовная ответственность за преступления, совершаемые при размещении ценных бумаг: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001; Кадовик Е.И. Ценные бумаги как предмет уголовно-правовой охраны: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999; Ставило С.П. Уголовно-правовые и криминологические аспекты рынка ценных бумаг: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000 и др.

Итак, согласно ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", под размещением ценных бумаг предлагается понимать отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок <1>.

<1> Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (в посл. ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 336-ФЗ).

В свою очередь, Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг уточняется, что размещение ценных бумаг включает в себя:

совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;

внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг) либо по счетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций с обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением);

выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения) <1>.

<1> Приказ ФСФР РФ "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 25 (в посл. ред. Приказа ФСФР РФ от 12 июля 2007 г. N 07-76/пз-н).

Получается, что совершение обозначенных действий, т.е. размещение эмиссионных ценных бумаг, при отсутствии государственной регистрации их выпуска, повлекшее причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, образует состав злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ). Однако в связи с тем, что рассматриваемая уголовно-правовая норма является бланкетной, обязательным условием ее применения выступает тщательный анализ нормативных правовых актов иной отраслевой принадлежности, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в связи с выпуском и обращением ценных бумаг.

Изучение уголовно-правовой литературы показывает, что не все авторы, характеризуя исследуемую форму выражения объективной стороны состава злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ), акцентируют внимание на установленный порядок государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг <1>.

<1> См.: Вербицкая Н.А. Злоупотребления при эмиссии корпоративных ценных бумаг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2007. С. 20.

Дело в том, что законодательством РФ определены условия размещения ценных бумаг. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), если иное не установлено Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" <1>. Следовательно, несмотря на то, что по общему правилу государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг является этапом процедуры эмиссии ценных бумаг, предшествующим их размещению <2> (п. 1 ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), данная процедура является обязательной не во всех случаях или осуществляется в ином порядке.

<1> Статья 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (в посл. ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 336-ФЗ).
<2> См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2007. С. 492.

В частности, при учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг <1>. То есть в этом случае законом допускается возможность размещения эмиссионных ценных бумаг до момента государственной регистрации их выпуска.

<1> Пункт 1 ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (в посл. ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 336-ФЗ).

В отношении государственных и муниципальных ценных бумаг предусмотрена специальная процедура эмиссии. Так, генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ либо муниципальных образований утверждаются Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или соответственно органом местного самоуправления. В свою очередь, эмитент, руководствуясь генеральными условиями, принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.

Условия эмиссии ценных бумаг РФ подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством РФ на составление и (или) исполнение федерального бюджета <1>. Другими словами, в этом случае государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется в иной правовой форме и в кардинально отличающемся порядке.

<1> Статьи 8, 9 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3814 (в посл. ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ).

Законом предусмотрены ситуации, при которых обязанность проведения государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг вообще отсутствует.

Например, эмиссия облигаций Банка России осуществляется без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких облигаций (п. 2 ст. 27.5.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

Кроме того, по решению эмитента эмиссия облигаций может осуществляться без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) при выполнении следующих условий:

  1. размещение облигаций осуществляется путем открытой подписки на торгах фондовой биржи;
  2. эмитентом облигаций является открытое акционерное общество, акции которого включены в котировальный список фондовой биржи, осуществляющей допуск таких облигаций к торгам;
  3. эмитент облигаций существует не менее трех лет и имеет надлежащим образом утвержденную годовую бухгалтерскую отчетность за два завершенных финансовых года;
  4. облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости либо номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости;
  5. срок исполнения обязательств по облигациям не может превышать один год с даты начала их размещения;
  6. облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов в депозитарии, осуществляющем депозитарные операции по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через фондовую биржу, которая осуществляет допуск таких облигаций к торгам в процессе их размещения, на основании договора, в соответствии с которым осуществляется допуск облигаций к торгам и который заключается с этой фондовой биржей и (или) клиринговой организацией;
  7. оплата облигаций при их размещении, а также выплата номинальной стоимости и процентов по облигациям осуществляются только денежными средствами.

Облигации, отвечающие перечисленным условиям, именуются биржевыми <1>.

<1> Пункты 1, 2 ст. 27.5.2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (в посл. ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 336-ФЗ).

Таким образом, при решении вопроса о квалификации содеянного по ст. 185 УК РФ по признакам размещения эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, необходимо учитывать, что уголовная ответственность за данное преступление наступает лишь в случае размещения эмиссионных ценных бумаг без государственной регистрации их выпуска вопреки установленной законодательством обязанности осуществить такую регистрацию <1>.

<1> См.: Зубова М.В. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия преступлениям, совершаемым на фондовом рынке: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

Следует заметить, что данный вывод основан главным образом на системном толковании нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности. Однако с учетом наименования ст. 185 УК РФ - "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг" - представляется возможным предположить, что законодатель при конструировании уголовно-правового запрета на размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, имел в виду именно ситуации, когда обязанность государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг регламентирована законом. Это связано с тем, что слово "злоупотребление" означает "употребление во зло" <1>.

<1> См.: Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 473.

Вместе с тем очевидно, что описанное положение, допускающее неоднозначное толкование признаков общественно опасного деяния, предусмотренного ст. 185 УК РФ, лишь затрудняет реализацию данной уголовно-правовой нормы, осложняет и без того непростую (вследствие бланкетности этой нормы) практику применения ст. 185 УК РФ.

На основании изложенного считаем целесообразным дополнение текста диспозиции ч. 1 ст. 185 УК РФ указанием на то, что ответственность за размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, наступает исключительно при условии несоблюдения установленной законодательством обязанности государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.