Помилование как конституционно-правовой институт
Гукасов Иван Андреевич, соискатель кафедры конституционного и муниципального права Кубанского государственного университета.
Помилование с позиций системы права представляет собой институт отрасли конституционного права, состоящий из норм, регулирующих основания, содержание и механизм помилования в России. Как конституционно-правовой институт помилование представляет собой связанную совокупность правовых норм, закрепляющих право Президента РФ осуществлять помилование, составляющее материальную основу института, регламентирующих механизм реализации этого права, в том числе полномочия и деятельность органов, участвующих в выработке позиции главы государства по помилованию.
Конституционно-правовая принадлежность помилования не исключает его связь с уголовным и другими отраслями права. Конституционное право содержит исходные предпосылки уголовно-правового и иного отраслевого регулирования, используя метод общего нормирования. Следует в то же время учитывать, что связь помилования с уголовным или уголовным процессуальным правом весьма относительная, поскольку помилование как таковое лежит за пределами уголовного права и уголовного процесса, реализуется вне судебного преследования.
В субъективном отношении помилование представляет собой полномочие главы государства, с которым корреспондирует конституционное право каждого осужденного просить о помиловании. Право президентского помилования является исключительным полномочием главы государства, реализуемым им единолично, практически не ограниченным материальными или формальными критериями. Президент РФ, как нами обосновывается в работе, вправе осуществить помилование в обход процедуры помилования, им установленной, руководствуясь соображениями государственной пользы и необходимости.
В то же время помилование как акт гуманизма и милосердия основывается на всемерном учете обстоятельств, характеризующих личность осужденного и материалы уголовного дела, осуществляемого в процессе реализации помилования. Политика помилования в России характеризуется определенной тенденциозностью, свидетельствующей о ее масштабах и направленности, формулирующей общую политику государства в области помилования, которая, как и всякая другая государственная политика, определяется главой государства, исходя из Конституции и законов.
Решение о помиловании не является произвольным, оно должно основываться на соображениях государственной пользы, юридической справедливости, учете прав и законных интересов третьих лиц, пострадавших от совершения преступления. Решение Президента о помиловании должно быть сбалансированным, основываться на учете всех юридических интересов, сопряженных с данным делом. Акт помилования не должен освобождать от возмещения вреда частным лицам, причиненного преступлением. Помилование, таким образом, носит избирательный характер, основывается на определенных преференциях главы государства, которые он предоставляет, руководствуясь назначением своей функции по защите прав и свобод человека и гражданина, собственным государственным чувством сострадания.
Помилование как государственная деятельность, во всяком случае, не может быть чрезмерным, должно соответствовать своей природе как крайней мере государственного прощения.
Помилование как конституционное полномочие главы государства лежит в конституционно-правовой плоскости, вытекает из конституционного статуса главы государства, конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма и справедливости. Помилование представляет собой конституционно-правовой институт, определяющий содержание и реализацию конституционного полномочия Президента Российской Федерации, состоящего в освобождении от уголовного наказания или его смягчении как проявлении конституционного принципа гуманизма и государственного прощения. Связь помилования с уголовным и судебным правом является относительной, помилование осуществляется вне правосудия и посредством конституционно-правовых процессуальных институтов, таких, как комиссии по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), специализированные службы Администрации главы государства.
Существующий механизм помилования включает ряд последовательных процессуальных стадий, содержащих действия органов и должностных лиц по реализации конституционного права каждого осужденного просить о помиловании. Эти действия имеют фиксированные сроки и свой состав субъектов, наделенных определенными полномочиями. Решению главы государства о помиловании (отклонении ходатайства о помиловании) предшествует сложная и ответственная деятельность множества субъектов, среди которых выделяются комиссии по вопросам помилования на территории субъектов РФ, несущие основное бремя идентификации лиц, достойных помилования.
В то же время позиция инстанций, участвующих в механизме помилования, в том числе комиссий по вопросам помилования и глав субъектов Федерации, является только промежуточной и рекомендательной, они обладают лишь совещательным статусом, не препятствующим принятию главой государства произвольного решения. В своем праве помилования Президент не связан существующей процедурой помилования, предполагающей выработку только рекомендательной позиции, которой глава государства в высших интересах может пренебречь.
Право президентского помилования является полным и завершенным. Конституция не связывает помилование как полномочие главы государства обязательным ходатайством о нем. Из этого следует, что Президент Российской Федерации вправе осуществить акт помилования независимо от просьбы осужденного, Президент РФ может помиловать лицо, не обратившееся к нему за помилованием. Просьба о помиловании осужденного, таким образом, выступает факультативным основанием помилования.
Глава государства при принятии решения о помиловании не связан никакими формальными основаниями - ни категорией преступления, ни размером, ни сроком и видом наказания. Право президентского помилования не ограничено во времени и по кругу лиц, оно может быть обращено на любого преступника и во всякое время до отбытия наказания или погашения (снятия) судимости.
Акты помилования относятся к внесудебным правовым актам, они представляют собой конституционные действия, существующие в конституционно-правовом пространстве, форму внесудебного снятия или смягчения (погашения) наказания. В реализации главой государства права помилования не предполагается участие судебных органов. Помилование осуществляется вне правосудия и не сказывается на содержании приговора. Будучи внесудебным актом, решение Президента о помиловании либо отказе в помиловании не может быть обжаловано в судебном порядке.
Помилование следует оценивать в контексте деятельности Президента РФ по защите прав и свобод человека и гражданина, в данном случае права просить о помиловании или смягчении наказания.
Роль Президента РФ как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна, и одной из граней является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 50 Конституции (помещенной в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина") каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Названные и иные конституционные положения предопределили право помилования, принадлежащее главе государства. Соответственно, Президент РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина обязан рассмотреть ходатайство о помиловании, тем самым упрочив конституционное доверие к нему граждан государства. Таким образом, целью помилования может быть сформулировано упрочение конституционного доверия народа к Президенту как гаранту осуществления прав и свобод личности.
Помилование имеет развернутую структуру, состоящую как в снятии наказания, так и в его смягчении в разнообразных формах и погашении. Причем эти формы в актах помилования могут сочетаться, что придает помилованию гибкое и комбинированное выражение. Анализ президентских указов помилования позволяет установить, что среди конкретных форм проявления помилования наибольшее распространение имеют сокращение срока отбывания наказания в виде лишения свободы и освобождение от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы. Остальные формы представлены крайне слабо, несмотря на их правовой потенциал.
Новый механизм помилования, основанный на децентрализации функции помилования и включающий консультативное мнение комиссий по вопросам помилования на территории субъектов РФ и представление о помиловании глав субъектов Федерации, с точки зрения природы и общих целей помилования представляется более рациональным, обеспечивающим лучший учет факторов, влияющих на решение о помиловании, имеется в виду, что в Российской Федерации порядка 85% осужденных отбывают наказание по месту своего жительства и новая схема помилования предоставляет реальную возможность создания необходимой информационной базы для формирования объективной позиции, необходимой главе государства для принятия обоснованного решения. У территориальных комиссий по помилованию появляется реальная возможность учесть в своей позиции обстоятельства, характеризующие поведение осужденного по месту его жительства, что должно сказаться на квалификации решения комиссии.
В то же время этот механизм имеет ряд очевидных недостатков, препятствующих реализации осужденным права ходатайствовать о помиловании. Возложение на комиссии по вопросам помилования на территории субъектов РФ осуществления контроля за условиями содержания осужденных расходится с общим назначением комиссий, призванных к осуществлению помилования, к которому условия содержания осужденных не имеют прямого отношения. Представляется, что подобный контроль должен осуществляться не региональными комиссиями по вопросам помилования, а иными органами, например службами уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации.
При существующей схеме помилования высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) оказывается инстанцией излишней. Представляется, что интересы помилования как конституционного института требуют модернизации механизма помилования, необходимости повышения статуса комиссий по вопросам помилования, заключения которых должны представляться непосредственно Президенту РФ, минуя глав субъектов Федерации. Последние должны оказывать комиссиям разнообразную помощь и поддержку, однако в своем участии в помиловании не должны их подменять.
Исходя из этого, мы предлагаем, чтобы заключения комиссий по вопросам помилования на территории субъектов РФ о целесообразности помилования непосредственно представлялись Президенту РФ и являлись, таким образом, основным источником формирования окончательной позиции главы государства в вопросах помилования.