Мудрый Юрист

Проблемы правового регулирования освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Гайтов Эльбрус Шамильевич, преподаватель Учебного центра МВД Республики Северная Осетия - Алания.

Современное административное законодательство не дает понятия определению "освидетельствование на состояние опьянения". Само слово "освидетельствование" в русском языке означает "подтверждать, доказывать, осматривать с целью определения чего-нибудь" <1>. Анализ нормативных правовых актов административного права <2> показал, что под таким определением следует понимать деятельность по установлению наличия опьянения у физического лица.

<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1981. С. 625.
<2> См., например: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.12) // СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1; Закон РФ "О милиции" (п. 19 ст. 11) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; Закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ст. 44) // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219; Закон РФ "О статусе военнослужащих" (п. 8 ст. 28.7) // СЗ РФ. 1988. N 22. Ст. 2331; Приказ МВД РФ N 297 от 20 апреля 1999 г. "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 24; Приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 499 "Об утверждении Порядка пользования должностными лицами Государственной инспекции по маломерным судам правами, предусмотренными Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 32.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <1> предусматривает освидетельствование на состояние опьянения в качестве одной из мер обеспечения административно-деликтного производства <2>. Учитывая цели, которые она преследует, позволим дать следующее определение: освидетельствование на состояние опьянения как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - это регламентированная законодательством деятельность уполномоченных на то должностных лиц, направленная на установление факта употребления физическим лицом алкоголя, наркотических (иных одурманивающих) веществ, вызвавших опьянение, с целью привлечения его к административной ответственности.

<1> Далее по тексту - Кодекс.
<2> Ст. 27.12.

Прежде чем рассмотреть вопрос о проблемах правового регулирования рассматриваемой меры, перечислим случаи, при которых нормы Кодекса требуют установления состояния опьянения.

  1. При совершении административного правонарушения, связанного с управлением в состоянии опьянения транспортными средствами соответствующих видов - это водные суда, включая маломерные (ст. 11.9 Кодекса) и автомототранспортные средства (ст. 12.8 Кодекса). К водным судам законодатель относит плавучие средства, осуществляющие судоходство (плавание) как по морским, так и по внутренним водным путям в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ и Кодексом торгового мореплавания РФ. Определение понятию "маломерное судно" дается в примечании к ст. 11.7 Кодекса. Под автотранспортом понимаются транспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также тракторы, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы (примечание к ст. 12.1 Кодекса <1>).
<1> Согласно Кодексу, это примечание относится только к ст. 12.1, однако в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 12) разъясняется, что примечание распространяется на все транспортные средства, упоминаемые в гл. 12 Кодекса.

Перечисленные транспортные средства можно образно назвать "подлежащими государственной регистрации", поскольку, имея определенные технические характеристики, они должны регистрироваться в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.

  1. При совершении административного правонарушения, связанного с управлением в состоянии опьянения транспортными средствами, не относящимися к вышеуказанным (не подлежащими государственной регистрации) - это мопеды, велосипеды, гужевой транспорт (ч. 3 ст. 12.29 Кодекса).
  2. При совершении правонарушений, не связанных с управлением транспортными средствами: ст. 20.21 Кодекса - появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; ст. 20.22 Кодекса - появление в общественных местах в состоянии опьянения несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет; ч. 1 ст. 8.37 Кодекса - нарушение правил охоты; ч. 2 ст. 20.8 Кодекса - нарушение правил ношения оружия и патронов к нему.

Последние две статьи имеют диспозиции ссылочного характера, и о состоянии опьянения как о противоправном факторе указывается в соответствующих нормативных правовых актах. В данном случае ими являются п. 23.3 Типовых правил охоты, запрещающий участие в этом мероприятии (нахождение на нем) "с собранным оружием в состоянии алкогольного опьянения" <1>, и п. 8 приложения N 53 к Инструкции о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему <2>, запрещающий осуществлять ношение, транспортирование и использование оружия в состоянии опьянения.

<1> Утв. Приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1988 г. N 1.
<2> Утв. Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 32.
  1. При совершении в состоянии опьянения иных правонарушений, когда состояние опьянения не является квалифицирующим признаком, однако может быть признано органом административной юрисдикции в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность (п. 6 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса). Это необходимо в случаях, когда имеется причинная связь между употреблением веществ, вызвавших опьянение, и последовавшим правонарушением.
  2. При административном задержании лица, находящегося в состоянии опьянения, поскольку его срок исчисляется с момента вытрезвления задержанного (ч. 4 ст. 27.5 Кодекса).

Из перечисленного Кодекс предусматривает проведение освидетельствования только в отношении лиц, управляющих транспортными средствами, подлежащими государственной регистрации. В остальных случаях правовые основания для применения этой меры отсутствуют. Исходя из этого, обратимся к иным нормативным правовым актам, регулирующим применение освидетельствования.

Так, Закон РФ "О милиции" предоставляет право сотрудникам милиции проводить в установленном порядке освидетельствование на состояние опьянения лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, либо направлять или доставлять их в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении (п. 19 ст. 11). Соответственно, в случае совершения лицом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37, ст. ст. 20.8, 20.21, 20.22, ч. 3 ст. 12.29 Кодекса <1>, и отказе пройти освидетельствование его можно, на наш взгляд, привлечь к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.3 Кодекса - неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

<1> Протоколы о таких правонарушениях вправе составлять сотрудники милиции (ст. 28.3 Кодекса).

Следует добавить, что право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.22 Кодекса, принадлежит также сотрудникам Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) <1>. Направлять на освидетельствование они вправе на основании ст. 44 Закона РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах", поскольку относятся к органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность. Невыполнение законных требований таких должностных лиц влечет ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 19.3 Кодекса. Однако если правонарушение, предусмотренное ст. 20.22 Кодекса, совершается лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, то наказанию подлежат их родители или иные законные представители. Поэтому возникает вопрос, можно ли привлечь родителей к ответственности по ч. 3 ст. 19.3 Кодекса, если их ребенок отказался пройти освидетельствование?

<1> Пункт 83 ст. 28.3 Кодекса.

Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.37 Кодекса, также могут должностные лица органов, осуществляющих контрольно-охранные функции в сфере использования объектов животного мира. Однако законодатель не предоставляет им право направлять на освидетельствование лиц, участвующих в охоте в состоянии опьянения с собранным оружием.

Обращаясь к деятельности по установлению состояния опьянения, когда это необходимо в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность или для исчисления срока административного задержания, отметим, что Кодекс устанавливает 67 органов (гл. 23), должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. Применять же административное задержание вправе сотрудники милиции, ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск МВД РФ и пограничных органов, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, ФСКН, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 27.3 Кодекса). И единственным нормативным правовым актом, регулирующим проведение освидетельствования, для таких случаев является Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения <1>. Этот документ был принят в целях реализации антиалкогольной политики еще в период "перестройки" и предусматривает проведение освидетельствования по направлениям работников правоохранительных органов, когда состояние опьянения является основанием для привлечения лица к дисциплинарной или административной ответственности.

<1> Утв. заместителем Министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14.

Однако остается неясным, кого именно считать сотрудниками правоохранительных органов. К тому же нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус перечисленных в Кодексе органов, не наделяют их должностных лиц правом направлять на освидетельствование, за исключением сотрудников милиции и отчасти - ФСКН.

Таким образом, законодатель, во-первых, устанавливая широкий перечень органов административной юрисдикции, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, не наделяет их правом проводить освидетельствование, когда это необходимо в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, или для исчисления срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения. Во-вторых, для таких случаев отсутствует само определение понятия "состояние опьянения". Оно дается лишь в примечании к ст. 27.12 Кодекса <1>, однако относится исключительно к освидетельствованию лиц, управляющих транспортными средствами. В-третьих, юридической ответственности в случае, если лицо не выполнит требование соответствующего должностного лица о прохождении освидетельствования, не существует. Получается, что освидетельствование на состояние опьянения как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет надлежащее правовое регулирование только в части, касающейся управления в состоянии опьянения транспортными средствами, подлежащими государственной регистрации. Объясняется это тем, что для данных правонарушений дается определение самому понятию "состояние опьянения", установлен перечень должностных лиц, осуществляющих освидетельствование или направляющих на него в медицинские учреждения, предусмотрена ответственность в случае отказа от прохождения освидетельствования, приняты соответствующие нормативные правовые акты, касающиеся порядка его проведения <2>.

<1> Это наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ (примечание к ст. 27.12 КоАП).
<2> Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов" и Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения".

Существующее положение обосновывает необходимость соответствующего изменения законодательства в целях надлежащего правового обеспечения применения освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.