Мудрый Юрист

Проблемы применения бланков строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением

Андросова Н.В., юрист, г. Орел.

Согласно Положению об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171, осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов возможно без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам.

Формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

Актуальным остается вопрос о способе изготовления бланков строгой отчетности, в частности о применении типографского способа печати бланков. Что будет являться типографским способом, а что нет? Например, распечатывание бланков на принтере, использование сканера для изготовления бланков. Однозначного ответа на данный вопрос в действующем законодательстве нет, можно исходить только из смысла норм.

Так, например, в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171, дан перечень обязательных реквизитов бланков строгой отчетности:

а) сведения об утверждении формы бланка;

б) наименование, шестизначный номер и серия;

в) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

г) наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

д) идентификационный номер налогоплательщика;

е) вид услуг;

ж) единица измерения оказания услуг;

з) стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;

и) дата осуществления расчета;

к) наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Исходя из содержания таких реквизитов бланка, следует, что он должен быть изготовлен типографским способом.

Налоговые и финансовые органы полагают, что бланки должны быть изготовлены типографией (письмо Минфина России от 27 сентября 2005 г. N 03-01-20/5-193) на основании п. 7 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Согласно вышеуказанному пункту Положения на бланках строгой отчетности должны быть указаны сведения об изготовителе.

Однако в законодательстве не сказано, что организация сама не может изготовить бланки. Типографическая деятельность не лицензируется. Следовательно, чтобы напечатать бланки, можно использовать любые технические средства, например принтер. Сведениями об изготовителе в данном случае будут сведения об организации, в которой бланки были распечатаны.

С другой стороны, существует противоположное мнение по этому поводу (например, И.И. Кожедубова), согласно которому компьютерное (самостоятельное изготовление с помощью имеющейся компьютерной техники) изготовление бланков строгой отчетности недопустимо.

С 11 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", внесший значительные изменения в старую редакцию Закона о лицензировании. Ранее законодательно было утверждено, что на осуществление полиграфической деятельности требовалось наличие лицензии. Это означало, что изготовление типографским способом бланков строгой отчетности, являющихся полиграфической продукцией, подлежало обязательному лицензированию. Новым Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, значительно сокращен.

Согласно ст. 17 Закона N 128-ФЗ на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, требуется лицензия.

Это значит, что бланки строгой отчетности с элементами защиты должны быть изготовлены полиграфическими предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти (в данном случае Минфином России). Следовательно, с 11 февраля 2002 г. полиграфическая деятельность по изготовлению бланков строгой отчетности (не имеющих защиты от подделки) и деятельность по торговле указанными бланками лицензированию не подлежат.

Итак, бланки строгой отчетности должны издаваться типографским способом. При изготовлении БСО серию им присваивает организация или индивидуальный предприниматель самостоятельно при сдаче заказа на изготовление бланков в типографию. Номер конкретного бланка в пределах соответствующей серии ставит типография.

Так как каждый бланк нумеруется типографским способом, то испорченные бланки должны быть сохранены, бланк при этом перечеркивается.

Еще одним спорным вопросом, связанным с применением бланков строгой отчетности, является вопрос оформления приема денег от населения при оказании юридических услуг. Что нужно применять: контрольно-кассовую технику или можно пользоваться бланками строгой отчетности?

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (с изм. и доп.) утвержден Перечень, п. 1 которого определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от применения ККМ в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ.

Таким образом, формы бланков строгой отчетности утверждаются Минфином России. Что касается юридических услуг, то здесь необходимо разграничивать юридические услуги, оказываемые лицами, имеющими статус адвоката, для них форма бланков строгой отчетности утверждена, и юридические услуги, оказываемые юристами, не имеющими статус адвоката. В настоящее время нормативно-правовыми документами Минфина России формы бланков строгой отчетности, предназначенные для использования при осуществлении денежных расчетов с населением в сфере оказания юридических услуг лицами, не имеющими статус адвоката, не утверждены.

Вместе с тем согласно п. 2 указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации формы документов строгой отчетности разрабатываются и утверждаются Минфином России по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций.

По данному вопросу также имеется письмо Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 16 мая 2003 г. N 29-08/26377. Согласно ему организациям, оказывающим юридические услуги населению, рекомендуется по вопросу разработки и утверждения бланка строгой отчетности для расчетов в сфере юридических услуг обратиться в Минфин России.

Одновременно обращается внимание на то, что до утверждения соответствующего бланка строгой отчетности при осуществлении расчетов за оказываемые услуги организации должны применять ККМ в общеустановленном порядке.

Таким образом, прием наличных денег от населения за оказание платных юридических услуг должен быть оформлен надлежащим образом при помощи контрольно-кассовой техники.