Мудрый Юрист

Организация судебной власти в программах политических партий и движений России начала XX века

Зайцева И.И., заместитель заведующего кафедрой судебной деятельности УрГЮА, доцент, кандидат юридических наук.

Кожевников О.А., заместитель Председателя Президиума Коллегии адвокатов "Академия", доцент, кандидат юридических наук УрГЮА, почетный адвокат России.

Судебная реформа 1864 г. явила собой новый этап в развитии Российского государства и права, отменив особые суды для каждого сословия, отделив суд от органов законодательной и административной власти, провозгласив независимость и несменяемость судей <1>. В частности, Судебными установлениями были предусмотрены такие принципы организации судебной власти, как:

<1> См.: Чельцов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995. С. 750.
  1. рациональная система пополнения судейского персонала;
  2. самостоятельность судебной власти;
  3. обеспеченность судейской карьеры, а именно: а) несменяемость; б) рациональная система повышений и наград; в) несовместимость; г) рациональная система надзора и ответственность; д) материальная обеспеченность;
  4. коллегиальное устройство судов;
  5. инстанционная система;
  6. устранение и самоустранение судей от участия в разрешении дел, в которых они лично заинтересованы;
  7. принцип гласности и вообще рациональная организация порядка судопроизводства <2>.
<2> См.: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1914. С. 30; Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т. 1. С. 196 - 287.

Однако многие вопросы организации и деятельности судебной власти, прав и свобод человека и гражданина не были разрешены. Кроме этого, уже в 70-е, а наиболее активно - в 80 - 90-е годы стала проявляться тенденция к ограничению многих положений Судебных уставов. В частности, это проявилось в ограничении подсудности суда присяжных и, соответственно, расширении подсудности суда палаты с участием сословных представителей, изменении порядка расследования по политическим делам, введении в 37 внутренних губерниях Империи судебно-административных учреждений - земских начальников вместо мировых судей и т.д. <3>.

<3> См.: Чельцов М.А. Указ. соч. С. 794 - 803; Васьковский Е.В. Указ. соч. С. 33 - 34; Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа. Саратов, 1969.

Это привело к тому, что к моменту созыва I Государственной Думы (1906 г.) около 30 политических партий, разнообразных по своим платформам, так или иначе рассматривали в своих программах вопросы судебной власти и правосудия.

В программах почти всех политических партий в качестве основополагающих принципов судебной власти включались принципы равенства граждан перед законом и судом, презумпции невиновности, неприкосновенности личности и жилища. Так, программы Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы) <4> и Демократического Союза Конституционалистов <5> говорили, что никто не может быть подвергнут преследованию и наказанию иначе как на основании закона - судебной властью и установленным законом судом. Кроме этого, указывалось на необходимость ликвидации чрезвычайных и сословных судов; Партия кадетов и Партия демократических реформ указывали на то, что "права граждан должны быть введены в Основной Закон Российской империи и обеспечены судебной защитой".

<4> Далее - Партия кадетов.
<5> Далее - ДСК.

Российская социал-демократическая рабочая партия <6>, партия социалистов-революционеров и ряд других лишь констатировали, что личность и жилище неприкосновенны. Детально вопрос неприкосновенности был разработан в программе Партии кадетов, в которой указывалось, что "вход в частное жилище, обыск, выемка в нем и вскрытие частной переписки допускаются только в случаях, установленных законом и не иначе как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24 часов, а в прочих местностях не позднее 3 суток со времени задержания должно быть освобождено или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продолженное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение государством понесенных им убытков". В воззвании Партии Правового Порядка указывалось, что "никакая власть, кроме судебной, не вправе подвергать личность наказанию или стеснению. Безусловно, подлежат отмене ссылки, высылки, аресты и вообще всякие виды репрессии в административном порядке".

<6> Далее - РСДРП.

Большое внимание программы уделяли суду как основе правоприменительной системы. В них выдвигалось требование "отмены всех отступлений от начал Судебных уставов 20 ноября 1864 г., устанавливающих отделение судебной власти от административной (несменяемость, независимость и равенство перед судом), как внесенных позднейшими новеллами, так и допущенными при самом составлении Уставов". При этом говорилось, что: "a) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; b) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел, устраняется. Судьи наград не получают; c) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; d) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в законе, безотносительно роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подлежат все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирового судьи подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; e) восстанавливается принцип единства кассационного суда".

Такие же предложения были заложены в программах ДСК, говорившей также о гласности суда, Умеренно-прогрессивной партии <7>, Партии Свободомыслящих, Российской Народной Партии, Прогрессивной экономической партии, воззвании Союза 17 октября. Кроме того, ДСК предлагал также ввести гласность судопроизводства.

<7> Далее - УПП.

Программа партии социалистов-революционеров упоминала о бесплатности судопроизводства, а в программах РСДРП и Народнохозяйственной партии говорилось о выборности судей народом.

Одной из задач Русской Монархической Партии было поставлено "водворение в нашем правосудии строгой справедливости, дабы честные граждане находили себе в судах верную опору, а порочные - законное возмездие за свои злодеяния". В развитие этого указывалось: "Монархическая партия, считая суд важнейшей практической школой народной нравственности, ставит своей задачей содействовать тому, чтобы Русский суд был судом всем доступным, грозным, правым и скорым, дабы всем обижаемым не отказывалось в защите закона, а насильникам не оказывалось никакого попустительства или послабления".

Большинство партий в числе наиболее назревших и бесспорных требований выдвигали отмену смертной казни безусловно и навсегда. Кроме этого, предлагалось введение условного осуждения, установление защиты и состязательного начала на предварительном следствии и при предании суду, организацию адвокатуры на началах истинного самоуправления (Партия кадетов, ДСК).

В отличие от других только Русская Народная Партия предложила систему центрального государственного аппарата, в который, в частности, впервые включены Верховный Суд как высший судебный орган (он же междуобластной) и генерал-прокуроры при областных судебных палатах, а также административный орган Сенат, распадающийся на два отдела: административный для общего надзора исполнительной власти и контрольный для надзора экономического и финансового.

В программе Партии свободомыслящих предлагалось реформировать предварительное следствие в смысле широкого допущения принципа гласности и состязательности и освобождении следственной власти от излишней опеки прокурорского надзора. Конституционно-монархический правовой союз требовал предусмотреть полную гласность судопроизводства и расширение компетенции суда присяжных, с допущением защиты на предварительном следствии.

Интересен п. XV программы Русской Народной Партии, в котором говорилось об идее муниципальной полиции, актуальной и в настоящее время: "Вся полиция должна быть в руках областных самоуправлений, равно как уездная в руках земств и городов. Государственная полиция может быть или вовсе упразднена, или сохранена как институт исключительно технический для объединения деятельности полиции областной в наиболее важных сыскных делах. Всякий политический оттенок государственной полиции должен быть уничтожен".

Документы ряда партий говорят о праве граждан на защиту от посягательств на их права. Так, в программе Конституционно-монархического правового союза указывалось, что "в сфере административного строя, кроме общего его упрощения и подчинения его деятельности строгим нормам закона, следует установить доступный всем способ обжалования распоряжений и действий административных властей, порядок строгой ответственности уголовной и гражданской за нарушение этими властями установленных законов и прав частных лиц, а для уничтожения тягостной всем волокиты надлежит установить в законе срочность работы администрации". В п. 10 программы РСДРП предусматривалось право каждого гражданина преследовать в обычном порядке перед судом каждого чиновника. Партия социалистов-революционеров говорит о сменяемости во всякое время и подсудности всех должностных лиц. Иной подход к этому вопросу в программе Союза русского народа, говорившей о строгой и фактической ответственности министров и всех иных должностных лиц за всякую неправильность в делах службы по жалобам частных лиц, подаваемых не в суд, а в прокуратуру. Партия свободомыслящих говорила о необходимости учреждении административной юстиции, действительно способной гарантировать права населения от произвола властей <8>.

<8> Тексты программ опубликованы в 1906 г. в составленном В. Ивановичем и вышедшем в Санкт-Петербурге сборнике программ, уставов и справочных сведений о российских политических партиях, всероссийских профессионально-политических и профессиональных союзах и всероссийских лигах под названием "Российские партии, союзы и лиги".

Таким образом, спустя век многие важнейшие положения, высказанные в документах политических партий начала XX в., так и не нашли отражения в законодательстве России. Это, в частности, выражается в том, что смертная казнь в качестве меры наказания продолжает оставаться в Конституции и нормах Уголовного кодекса РФ.

Последние законопроекты, касающиеся адвокатуры, только усиливают государственный контроль за деятельностью адвокатского сообщества, лишая его истинного самоуправления.

Даже применительно к гражданскому судопроизводству, где одной из сторон является гражданин, нет и намека на внесение законопроекта о бесплатности правосудия для малоимущих, т.е. освобождения их от уплаты государственной пошлины.

И наконец, до сих пор нет эффективного механизма судебной и иной защиты от нарушений законности со стороны должностных лиц, в том числе не создана система административных судов.