Мудрый Юрист

Механизм обращения граждан к государственно-правовой защите прав и законных интересов в сфере трудовых правоотношений

Глущенко П.П., декан юридического факультета СПбАУЭ, профессор, доктор юридических наук.

Виноградова Ю.А., начальник учебного отдела Алтайского института экономики.

Прежде всего разберемся с понятием и назначением механизма обращения граждан к государственно-правовой защите прав, свобод и законных интересов. Под механизмом обращения к любой правозащитной деятельности, в том числе и к личной, индивидуальной, в сфере трудовой деятельности, на наш взгляд, следует понимать систему закрепленных либо не запрещенных национальными и международными законами и подзаконными актами правовых способов, методов и средств воздействия на юридических и физических лиц, от исполнения обязанностей которых зависят реализация, восстановление и защита прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых правоотношений. Как видно из определения, элементами механизма являются: система правовых способов, методов и средств, посредством которых решаются такие вопросы, как реализация, восстановление либо защита прав, свобод и законных интересов; субъекты, т.е. ее пользователи, с одной стороны, и гаранты - с другой. К гарантам относятся прежде всего государство и его органы и организации. Пользователями являются: юридические, физические лица и общественные объединения; объекты - охраняемые законами и подзаконными актами ценности морального и материального характера, по поводу которых возникают трудовые правозащитные отношения; правосубъектность субъектов, т.е. объем полномочий по отношению друг к другу (права, свободы, обязанности); правозащитное правоотношение - урегулированное законопредписаниями трудового характера взаимодействие между субъектами по поводу их прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, механизм обращения к государственно-правовой защите прав, свобод и законных интересов в сфере трудовой деятельности включает:

Раскрыв частично сущность механизма обращения к государственно-правовой защите прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовой деятельности, предпримем попытку для более полного уяснения содержания и особенностей срабатывания указанного механизма в сфере трудовых правоотношений. Содержание и особенности обращения к правовой защите в этой важной сфере общественных отношений во многом предопределены прежде всего ролью и местом в жизни каждого человека трудового законодательства, на основе которого создается личный и семейный бюджет, появляются материальные и нематериальные блага и ценности, фактически зависят будущее гражданина и его семьи в целом. Трудовые отношения одновременно могут выходить на множество прав, свобод и законных интересов граждан, как то: образование, жилье, здоровье, социальное обеспечение в силу временной либо полной нетрудоспособности, пенсионное обеспечение и т.д. и т.п.

Правовая регламентация трудовых правоотношений объемная, разновеликая система узаконенных действий ее участников, направленная на организацию и осуществление взаимоотношений между собой и соответствующими инстанциями. Узаконенная регламентация начинается с заключения трудового договора и действует до его прекращения (вне зависимости от причин). Следует подчеркнуть, что основные составные части правового регулирования трудовых правоотношений поименованы в ст. ст. 7 и 37 Конституции Российской Федерации. Так, согласно ст. 7 Конституции России подлежат правовому регулированию: установление гарантированного минимального размера оплаты труда; охрана труда и здоровья участника трудовых отношений вне зависимости от формы собственности предприятия, учреждения, организации; выплата пособий по временной нетрудоспособности и пенсий; обеспечение гарантированной социальной помощи и защиты трудовых прав и интересов граждан; основания, порядок и условия обращения работников в систему социальных служб; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства и отцовства (данная поддержка в основе своей входит составной частью в трудовые правоотношения).

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин наделен правом на: труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; вознаграждение за него (труд) без какой бы то ни было дискриминации; защиту от безработицы; отдых; индивидуальные и коллективные трудовые споры; забастовку; установленную законом продолжительность рабочего дня; оплачиваемый отпуск; выходные и праздничные дни. Любые отступления от содержания указанных двух статей Конституции, выходящие на трудовые правоотношения наделяют гражданина правом обращаться к социально-правовой защите (индивидуальной либо коллективной).

Результаты государственно-правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан, способы и формы, при этом используемые, во многом зависят от сути и содержания самих трудовых правоотношений. Действующее российское трудовое законодательство, соответствующие международно-правовые нормы, действующие в сфере трудовых отношений, и сложившаяся в России ситуация в экономике, правовой и социальной политике позволяют к числу основных направлений совершенствования трудовых правоотношений отнести следующие:

  1. Установление жестких рамок дозволенного работодателю в сфере найма, оплаты, переводов, отпусков, сокращения рабочих мест, использования по назначению квот для молодых специалистов, несовершеннолетних и иных лиц, с непременным наступлением юридической ответственности, вплоть до запрета заниматься производственной деятельностью.
  2. Повсеместное повышение уровня правовой культуры, прежде всего со стороны работодателей.
  3. Создание независимых структур, наделенных правом контроля за обеспечением надлежащих условий труда, правильностью разрешения возникающих трудовых конфликтов.
  4. Активное внедрение в трудовое законодательство норм, способных обеспечить эффективную правовую защиту трудовых прав и интересов участников малого и семейного бизнеса (к сожалению, и данная проблема с принятием нового ТК так и не решена).
  5. Постоянная забота законодательной, исполнительной и судебной власти всех уровней о создании для национальных работодателей благоприятных условий в целях расширения производственных мощностей, увеличения числа рабочих мест, защиты их интересов в межгосударственных отношениях (данные жгучие вопросы также остались за пределами содержания нового ТК).
  6. Недопустимость передачи частным работодателям, тем более зарубежным, оборонных производственных структур, месторождений драгоценных металлов, нефте- и газопромыслов, атомных электростанций, иных предприятий, организаций и учреждений, непосредственно связанных с обороноспособностью России, боевой готовностью ее Вооруженных Сил. Почему данное направление представлено в ряду тех, которые заявлены в качестве воздействующих на совершенствование механизма правовой самообороны в сфере трудовых правоотношений? Прежде всего потому, что без его проведения в жизнь России не стать суверенной, независимой державой, способной создать надлежащие экономические и правовые основы для трудовых правоотношений. К великому прискорбию, в настоящее время как раз наоборот - иностранные так называемые инвесторы вне конкуренции с национальными, а проблемы суверенитета национального, экономического и оборонного вовсе остались в стороне от рассмотрения нынешней законодательной, исполнительной и судебной властей.
  7. Важное значение в этой сфере должно быть уделено совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства на предприятиях с любой формой собственности и в первую очередь на тех, где производство во многом зависит от иностранных инвесторов либо собственников. В скором времени прокуратура и прокурор будут иметь прав и возможностей для разрешения этих вопросов гораздо меньше, чем отдельно взятое физическое лицо. Нетрудно заметить, кому это на руку, кто этого страстно желает.
  8. Введение в Уголовный кодекс России соответствующих статей, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение трудового законодательства (отказ в приеме на работу; отказ от введения квот для определенных граждан либо их использование не по назначению; задержка выплаты зарплаты; искусственное создание условий для банкротства предприятия; необоснованное сокращение рабочих мест; преднамеренное увольнение с работы и т.д.).
  9. Ужесточение ответственности работодателей за несоблюдение техники и правил безопасности, неоснащение рабочих мест соответствующими защитными системами, непредоставление установленных законом льгот и гарантий для лиц, занятых на вредных, опасных для жизни и здоровья видах деятельности. За такого рода нарушения меры воздействия должны быть адекватны их последствиям, вплоть до запрещения заниматься предпринимательской, хозяйственной деятельностью, как это имеет место за рубежом.

Вот только некоторые из тех направлений, которые, с нашей точки зрения, способны в значительной части сказаться на совершенствовании трудовых правоотношений, а следовательно, и на эффективности механизма государственно-правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан в этой важнейшей сфере общественных отношений. В силу особого значения важности владения навыками правовой защиты прав, свобод и интересов граждан в сфере трудовых правоотношений имеется настоятельная необходимость ее рассмотрения по отдельным составным частям, начиная с реализации гражданами права на трудоустройство, на обеспечение занятости.