Мудрый Юрист

Влияние налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции на привлечение инвесторов в российскую экономику

Хисматуллина Е.Г., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Армавирского филиала Краснодарского университета МВД России.

Одним из приоритетных направлений финансовой политики Российского государства на современном этапе развития является привлечение в экономику иностранных инвесторов.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции предназначена для создания заинтересованности инвесторов в участии в долгосрочном капиталоемком проекте.

Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, регулируются Федеральным законом N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Этот Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в области недропользования и инвестиционной деятельности в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.

Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции вводится гл. 26.4 ч. II Налогового кодекса Российской Федерации, принятой Федеральным законом от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации".

Следует отметить, что соглашение о разделе продукции является договором, носящим частноправовой характер с элементами публичных правоотношений.

В отличие от лицензионной системы пользования недрами инвесторы, с одной стороны, и государство - с другой, выступают как самостоятельные субъекты предпринимательской деятельности. Такая возможность в отношении Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предусмотрена ГК РФ (ст. ст. 124 - 127), положения которого предусматривают возможность их участия на общих основаниях в гражданском обороте с правом принимать на себя имущественные обязательства и нести по ним имущественную ответственность. Данные правоотношения с инвестором могут возникать в связи с введением права пользования природными ресурсами на отличных от ранее применявшихся условиях. До недавнего времени отношения государства с инвестором были построены только по принципу административно-властных правоотношений (система лицензионного недропользования), без возможности согласования условий недропользования. Единственная ранее форма взаимоотношений недропользователей и государства была построена на выдаче лицензий. Государство при этом выступает не как сторона в договоре, а как властный орган. В соглашениях о разделе продукции государство выступает, напротив, как равноправная сторона, но с сохранением контрольно-надзорных функций.

Законодательство, регулирующее правоотношения, возникающие при заключении и функционировании данного вида соглашений, содержит в себе диспозитивные, а также императивные правовые нормы. Соглашения о разделе продукции совмещают в себе частноправовые и административные положения. Проявлением этого служит обязанность получения лицензии на право пользования недрами, но при этом установлен особый (обязывающий) порядок выдачи лицензий. Лицензия на пользование участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в течение 30 дней с даты подписания. Лицензия следует за соглашением, привязана к нему по срокам, ему подчиняется и не носит самостоятельного характера. Право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 225-ФЗ. Таким образом, лицензия лишь удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении <1>.

<1> См.: Вознесенская Н.Н., Кормош Ю. Правовой статус лицензии на пользование недрами // Хозяйство и право. 1998. N 12. С. 47.

Предусмотренное Федеральным законом N 225-ФЗ соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Такое соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между его сторонами.

Участниками соглашения о разделе продукции (СРП) могут быть только государство и юридические лица, физические лица не являются участниками СРП.

Существуют два типа раздела продукции - стандартный и прямой. При прямом разделе продукции продукция делится на долю государства и долю инвестора, т.е. без выделения "компенсационной продукции", при этом инвестор освобождается от уплаты ряда налогов.

В основу стандартного раздела продукции заложено сокращение числа уплачиваемых налогов и обязательных платежей и их заменой разделом продукции (частью прибыльной доли).

Формирование налогового режима СРП на основании двух систем позволит учесть все многообразие экономико-географических, горно-геологических, социально-экономических условий, в которых могут осуществляться проекты СРП.

При стандартном разделе продукции, предусматривающем условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 225-ФЗ, производится уплата инвестором следующих налогов и сборов: налога на добавленную стоимость; налога на прибыль организаций; единого социального налога; налога на добычу полезных ископаемых; платежей за пользование природными ресурсами, негативное воздействие на окружающую среду, пользование водными объектами; государственной пошлины; таможенных сборов; земельного налога; акциза, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное пп. 1 п. 2 ст. 181 НК РФ.

Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями главы 26.4 НК РФ.

Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями.

При этом в соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона N 225-ФЗ произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:

В соответствии с прямым разделом продукции, предусматривающим условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона N 225-ФЗ, производится уплата инвестором следующих налогов и сборов: единого социального налога; государственной пошлины; таможенных сборов; налога на добавленную стоимость; платежа за негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок освобождения от уплаты региональных и местных налогов и сборов одинаков как для прямого раздела продукции, так и для стандартного <2>.

<2> См.: Воробей Ю.Л. О налогообложении при выполнении соглашений о разделе продукции // Налоговый вестник. 2004. N 1. С. 67.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с главой 26.4 НК РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

При этом в соответствии с положениями п. 2 ст. 8 Федерального закона N 225-ФЗ произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.

Вне зависимости от вида раздела продукции от уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с таможенной территории Российской Федерации.

Кроме того, в случае если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов.

Главой 26.4 НК РФ определены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость при выполнении соглашений о разделе продукции. В ней достаточно четко отражена стабильность и предсказуемость налоговых условий, что должно обеспечить привлечение инвестиций в национальную экономику нашей страны. По экспертным оценкам, при помощи развитых инструментов СРП в экономику Российской Федерации могут быть направлены инвестиции в сумме свыше 85 млрд. долларов США в течение шести-семи лет <3>.

<3> См.: Салина А.И., Рассказова М.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" // Налоговый вестник. Комментарии. 2003. N 8. С. 2.

Важно предоставить инвестору стабильные условия деятельности, определить и закрепить в законодательстве Российской Федерации особенности разного рода договоров между государством и инвестором, создав тем самым эффективный механизм привлечения частных инвестиций в реальный сектор экономики. Создание стимулов к инвестиционной деятельности должно опираться на создание возможностей достижения максимальной рентабельности. В свою очередь, в обмен на предоставленные правовые гарантии стабильности государство может настаивать на новых формах контроля, на прозрачности отчетности.

Учитывая потребность значительных инвестиций для экономики России, развитие нормативного правового регулирования соглашений о разделе продукции представляется как наиболее перспективное направление.