Мудрый Юрист

Вопросы взаимодействия внешнеэкономической и валютной политики государства

Федченко О.С., старший преподаватель кафедры финансового и административного права Ростовского государственного университета "РИНХ".

Внешнеэкономическая деятельность - одно из важнейших направлений развития экономики государства. Значительную часть доходов бюджета составляют вывозные таможенные пошлины при экспорте природных ресурсов (нефти сырой, природного газа и т.д.), товаров, выработанных из нефти, экспорта и импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Нефтегазовые доходы федерального бюджета (экспортные операции) являются составной частью Резервного фонда и Фонда будущих поколений. Налоговые доходы бюджетов всех уровней также зависят от эффективной торговой политики организаций, в том числе внешнеторговой. Но субъекты предпринимательской деятельности, формируя основные направления своей деятельности и выбирая комплекс финансово-хозяйственных операций, принимают решения, учитывая государственную политику в данной сфере. Внешнеэкономическая политика России на разных исторических этапах менялась - проводилась как протекционистская, так и либеральная внешнеэкономическая политика.

Согласно Модельному закону об экспортном контроле внешнеэкономическая деятельность - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Одним из основных методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности и осуществления экспортного контроля является валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, хотя Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1> не выделяет этот метод среди других методов правового регулирования.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850.

Операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском валютном рынке, расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами по украинскому законодательству относятся к видам внешнеэкономической деятельности в соответствии с Законом Украины от 16 апреля 1991 г. "О внешнеэкономической деятельности". Таким образом, внешнеэкономическая и валютная политика в Украине рассматривается в единстве.

В Российской Федерации внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации" торговая политика определяется как составная часть экономической политики государства. Основная цель торговой политики Российской Федерации - создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Правительство Российской Федерации может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов.

Таким образом, в развитии мировых экономических связей приоритетным является вопрос формирования и реализации внешнеэкономической политики. Внешнеэкономическая политика государства проявляется в сочетании методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Именно их сочетание определяет степень привлекательности для субъектов предпринимательской деятельности внешнеэкономической сферы, а для иностранных юридических и физических лиц - инвестиционная привлекательность российского рынка.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности должно обеспечивать защиту экономических интересов России и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности как национальных, так и иностранных лиц. Субъекты внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности должны в равных условиях осуществлять предпринимательскую деятельность.

Валютная политика государства является составной частью макроэкономической политики и представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на достижение баланса мировой валютной системы и национальной валютной системы. Валютная политика является составной частью финансовой политики государства. Основными направлениями валютной политики являются: управление курсами иностранных валют с целью укрепления курса национальной валюты; формирование золотовалютных резервов страны; установление единой системы валютного регулирования и валютного контроля; участие Российской Федерации в международных валютно-финансовых организациях; интеграция российской валютной системы в мировую валютную систему.

Таким образом, внешнеэкономическая политика государства - это совокупность мер, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, применяемых государством для решения долгосрочных и среднесрочных задач по развитию национальной экономики и, как следствие, обеспечение доходной части государственного бюджета. Внешнеэкономическая политика включает торговую политику, инвестиционную политику, инновационную и валютную политику. Основными направлениями внешнеэкономической политики на современном этапе являются: поддержание экспорта российских товаров и услуг на международных торговых рынках; регулирование потоков импорта товаров и услуг с целью поддержания национальных производителей в условиях свободной конкуренции; привлечение долгосрочных иностранных инвестиций; вступление Российской Федерации в международные торговые организации.

Невозможно рассматривать внешнеэкономическую и валютную политику в отрыве друг от друга, так как решение задач по развитию экономики невозможно без учета механизма реализации валютной политики государства - системы валютного регулирования и контроля.

Валютная политика должна способствовать развитию внешнеэкономических отношений между странами, однако развитие взаимных отношений не должно нанести вред экономической и валютной безопасности ни одной из сторон. Иностранное присутствие может оказывать негативное воздействие, когда инвесторы и субъекты внешнеэкономической деятельности, как национальные, так и иностранные, пытаются сокрыть прибыли и вывести их за рубеж. Во избежание неблагоприятных последствий необходимо принятие комплекса мер, предусматривающих возможные льготы торгового, финансово-экономического, налогового и иного порядка, которые компенсировались бы притоком инвестиций в национальную экономику.