Мудрый Юрист

"Увольнять или не увольнять? Вот в чем вопрос!" (о назначении наказания в виде лишения свободы условно как об одном из оснований досрочного увольнения с военной службы по инициативе командования)

Парадоксально, что юношей, имеющих судимость,

мы не призываем на военную службу,

а офицеры и генералы продолжают служить...

С.Н.Фридинский

Главный военный прокурор

Российской Федерации

Мананников Д.Ю., юрист.

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ выделяет несколько оснований увольнения с военной службы по инициативе командования. Одним из таких оснований является основание, предусмотренное подп. "д" п. 2 ст. 51 указанного Закона, согласно которому "военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно". Примечательно, что рассматриваемое основание увольнения с военной службы впервые было нормативно закреплено Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", хотя решения о досрочном увольнении военнослужащих в таких случаях иногда принимались командованием и прежде, но указывалось основание "за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего" (в настоящее время такое основание увольнения законодательство не предусматривает). Исполнение вступившего в законную силу юридического акта (приговора суда) возлагается на соответствующего командира. Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, предусматривает, что военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе (п. 28 ст. 34). Т.е. законодатель в указанной ситуации предоставляет возможность командиру выбрать один из установленных вариантов должностного поведения:

В действительности норма, предоставляющая право должностному лицу оставлять военнослужащего на военной службе в случае назначения ему наказания в виде лишения свободы условно, является на сегодняшний день предметом для многочисленных дискуссий. Прежде всего, связано это с тем, что на практике военнослужащие, которые совершили преступления и в отношении которых был вынесен обвинительный приговор с назначением условного осуждения, в период испытательного срока продолжают ненадлежащим образом исполнять свои служебные обязанности. Они зачастую систематически допускают грубые дисциплинарные проступки, нарушения общественного порядка, совершают преступления. В прошлом году среди лиц, проходящих военную службу по контракту и осужденных с применением ст. 73 УК РФ (условное осуждение), насчитывалось 1699 человек (1087 младших и 612 старших офицеров), а также 456 военнослужащих, проходящих военную службу на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами <1>. Безусловно, сложившаяся ситуация значительным образом снижает доверие к офицерскому корпусу, негативно влияет на моральное состояние военнослужащих, проходящих военную службу в подчинении у осужденных начальников, ухудшает состояние воинской дисциплины в воинских частях и подразделениях. Примечательно и то, что повторные преступления имеют одинаковую направленность. Имеются в виду рецидивы: за 11 месяцев прошлого года 67 ранее осужденных офицеров были вновь привлечены к уголовной ответственности и 22 из них, как отмечает Главная военная прокуратура, за совершение таких же преступлений <2>. Во многом такое положение дел обусловлено тем, что должностные лица органов военного управления зачастую недостаточно знают требования законов и нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных военнослужащих, не принимают в отношении нарушителей предусмотренные законом меры. Военные прокуроры, в свою очередь, не всегда используют превентивные возможности надзора за исполнением уголовно-исполнительного законодательства, должным образом не участвуют в уголовном судопроизводстве, связанном с исполнением приговоров.

<1> Плугатарев И. Грядет "зачистка" Вооруженных Сил // Независимая газета. 2007. 14 сентября.
<2> Армия условно осужденных // Газета.ru. 2007. 29 августа [Электронный ресурс].

Необходимо отметить, что лишение свободы условно влечет за собой ряд существенных правовых последствий, затрагивающих различные сферы жизни военнослужащих. Ниже приведены некоторые наиболее важные из них применительно к рассматриваемому виду наказания в случае оставления военнослужащих на военной службе и в случае увольнения с военной службы.

Итак, чего же ожидать условно осужденному военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, если он оставлен на военной службе?

  1. Согласно п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы контракт не может быть заключен с гражданином (военнослужащим), в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы. Соответственно, из п. 8 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы следует, что командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, обязан отказать условно осужденному военнослужащему в заключении нового контракта, предупредив его при этом не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта. Иными словами, военнослужащий, оставленный на военной службе после того, как в отношении его вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы условно, увольняется с военной службы по истечении срока действующего контракта.
  2. Командир воинской части немедленно направляет в военный суд письменное подтверждение о получении копии приговора и установлении контроля за поведением осужденного. В течение определенного судом испытательного срока командованием воинской части осуществляется персональный учет условно осужденных. Копии приговоров на осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту, хранятся в штабе воинской части вместе с их личными делами. В штабе воинской части на осужденного ведется контрольная карточка. К ней могут приобщаться иные характеризующие материалы. Обо всех перемещениях осужденного военнослужащего письменно ставится в известность военный суд, вынесший приговор <3>.
<3> Пункты 101, 102 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных Приказом министра обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. N 302.
  1. При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью командование воинской части не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освобождает осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запрещает заниматься определенной деятельностью, направляет в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора. При этом следует учитывать, что срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве дополнительного вида наказания при условном осуждении, исчисляется с момента вступления приговора в законную силу (ч. 1 ст. 36 УИК РФ).
  2. Испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление, исчисляется с момента провозглашения обвинительного приговора суда <4>. Продолжительность испытательного срока в зависимости от вида и размера назначенного судом основного наказания устанавливается от шести месяцев до пяти лет <5>. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета.
<4> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" от 11 января 2007 г. N 2 (п. 44).
<5> Более подробно см.: Лобов Я.В., Мананников Д.Ю. Испытательный срок при условном осуждении военнослужащих: проблемные вопросы исчисления и продления // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 2.
  1. В зависимости от поведения осужденного военнослужащего испытательный срок может быть по представлению командования воинской части либо сокращен, либо, наоборот, продлен.

По истечении не менее половины испытательного срока в случае добросовестного исполнения осужденным военнослужащим своих служебных обязанностей командование воинской части может направить в суд, вынесший приговор, ходатайство о сокращении испытательного срока или отмене условного осуждения.

В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей командир воинской части (начальник) направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

Согласно ст. 74 УК РФ в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене или сохранении условного осуждения решается судом. В случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока умышленного преступления средней тяжести, умышленного тяжкого или особого тяжкого преступления суд отменяет условное осуждение и назначает ему наказание по правилам назначения наказания по совокупности приговоров.

  1. Условно осужденные военнослужащие обязаны исполнять определенные обязанности, возложенные на них судом: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению. Учитывая специфику военной службы, к ним, например, можно отнести недопущение грубых дисциплинарных проступков: самовольных отлучек, опозданий из отпуска, командировки и лечебного учреждения, опоздания или самовольного ухода со службы, нарушений правил несения караульной (вахтенной), внутренней служб и боевого дежурства, исполнения обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, нарушений правил техники безопасности, приведших к потере работоспособности, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, промотания или утраты военного имущества, проступков в общественных местах во внеслужебное время <6>. Если условно осужденный военнослужащий уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей, командир воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Необходимо обратить внимание на то, что основанием для предупреждения осужденного военнослужащего о возможности отмены условного осуждения является уклонение от исполнения возложенных на него судом обязанностей, под которым понимается не злостное и не систематическое невыполнение осужденным конкретной обязанности без уважительных причин. Данное предупреждение доводится до военнослужащего под роспись и хранится вместе с контрольной карточкой условно осужденного.
<6> Молодых В.Г., Шаболтанов И.А., Рыкунов И.П. Методические рекомендации: взаимодействие органов военной прокуратуры и командования при подготовке представлений об отмене условного осуждения и исполнении наказания либо продлении испытательного срока условно осужденным военнослужащим, не вставшим на путь исправления. М., 2006. С. 9.
  1. В течение испытательного срока военнослужащие проходят службу наравне со всеми другими военнослужащими, т.е. их правовой статус ничем не отличается от статуса несудимых военнослужащих в части обеспечения их положенными видами довольствия и реализации других прав.

В случае досрочного увольнения с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно необходимо иметь в виду следующие правовые последствия.

Поскольку увольнение с военной службы производится по решению командования, следовательно, рапорт военнослужащего в данном случае не требуется. Следует отметить, что по смыслу п. 23 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации <7> проведения аттестации перед увольнением в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы также не требуется. Кроме того, офицер, прапорщик или мичман, представляемый к увольнению с военной службы по рассматриваемому основанию, на освидетельствование в военно-врачебную комиссию не направляется. При увольнении условно осужденного военнослужащего с военной службы командование воинской части обязано сообщить об этом в 10-дневный срок в суд, вынесший приговор, а также в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному им месту жительства.

<7> Утверждена Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350.

В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Только офицеры, уволенные с военной службы по указанному основанию при общей продолжительности военной службы 25 лет, и члены их семей и более имеют право на социальные гарантии, предусмотренные ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (право на медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение).

По смыслу п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" условно осужденные военнослужащие, проходящие службу по контракту, не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, могут быть уволены без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увольняемым с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, не выдается рекомендация на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, поскольку данные рекомендации выдаются только военнослужащим, которые положительно зарекомендовали себя в период прохождения военной службы (см. Инструкцию о порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (утверждена Приказом министра обороны Российской Федерации от 21 января 1999 г. N 20)).

Единовременное пособие при увольнении с военной службы по рассматриваемому основанию, предусмотренное п. 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не выплачивается <8>.

<8> См. также п. 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941.

Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и увольняемым с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы условно, не производится выплата предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих":

а) единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей;

б) премии за образцовое выполнение воинского долга <9>;

<9> См. п. 7 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 (с изменениями)).

в) материальной помощи <10>.

<10> См. п. 4 Правил оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 (с изменениями)).

При досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, выплаченное ему единовременное пособие при заключении контракта подлежит взысканию в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока контракта, исходя из окладов денежного содержания, установленных на день увольнения <11>.

<11> Пункт 258 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 29 января, 16 июля, 11 сентября 2007 г.), утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200.

Граждане, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования или учебные военные центры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основанию, предусмотренному подп. "д" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку <12>.

<12> Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (п. 7 ст. 35).

Однако при наличии множества негативных правовых последствий для военнослужащего, которому было назначено приговором суда наказание в виде лишения свободы условно, доля осужденных к такому виду наказания неуклонно растет из года в год. Правоприменительная практика показывает, что по результатам рассмотрения уголовных дел в судах более трети военнослужащих осуждаются к условной мере наказания с установлением испытательного срока, при этом после вступления приговора в законную силу они продолжают проходить военную службу. Кроме того, еще в начале 2007 г. Главной военной прокуратурой неоднократно указывалось, что к "армии условно осужденных" относится немалое количество генералов, которые в свое время выслушали обвинительные приговоры за совершенные преступления, однако избежали реального отбывания наказания, в результате чего спокойно продолжают свой "ратный труд во благо Родины". Ю. Третьяковым в газете "Труд" от 27 января 2007 г. была опубликована статья "Штрафбат в лампасах", в которой приводились конкретные примеры подобных случаев среди высших офицеров.

"Так, наиболее показательна в этом смысле ситуация, сложившаяся вокруг бывшего командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова, - пишет Ю. Третьяков. - Военный суд признал его одним из основных виновных в гибели в Кольском заливе списанной атомной подлодки К-159 во время ее транспортировки на утилизацию. Девять из десяти находившихся на борту членов временного экипажа тогда спасти не удалось. Адмиралу было назначено четыре года лишения свободы условно. К тому же обиженный на всех и вся, он после своей отставки в одном из интервью разгласил сугубо секретные сведения, касающиеся боеготовности Северного флота. Что отнюдь не красит флотский мундир. Однако почти тут же был назначен... советником министра обороны Российской Федерации со штатной категорией "генерал-полковник".

Еще один пример. Командир корпуса ВВС генерал-лейтенант авиации Юрий Комиссаров после тренировочного полета посадил свой МиГ-29 на "брюхо". Оказалось, забыл выпустить шасси. Суд привлек его к уголовной ответственности за порчу боевой техники, генералу было назначено лишение свободы условно. А вскоре его повысили в должности.

К двум годам лишения свободы условно Читинский гарнизонный суд приговорил заместителя командующего войсками Сибирского военного округа генерал-майора Владимира Катанова. До этого он служил в Самаре. Получил новое назначение и уехал. А оставшейся дожидаться переезда семье передал в личное пользование служебный автомобиль вместе с водителем. За два года, как подсчитали следователи, ущерб казне составил более 400 тысяч рублей. Но должности генерал Катанов не лишился - служит, как и служил" <13>.

<13> Третьяков Ю. Штрафбат в лампасах // Труд. 2007. 27 января.

Примеров подобного рода можно приводить довольно много. По неофициальным данным, среди офицеров Российской армии и других силовых структур имеют судимость около 100 генералов и адмиралов, причем 16 из них были привлечены к уголовной ответственности за различные преступления в прошлом году <14>. Вполне обоснованно возникают вопросы: каково другим подчиняться людям с дискредитированной репутацией? Как это сказывается на атмосфере в тех частях и учреждениях, которые они возглавляют?

<14> NEWSru.com. 2008. 7 февраля [Электронный ресурс].

Ввиду сложившейся ситуации многие юристы, в частности председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. Озеров и Главный военный прокурор С. Фридинский, считают, что необходимо одобрить законопроект, по которому произойдет исключение порочной практики: выйдя из здания суда, наказанный за преступление начальник как ни в чем не бывало продолжает исполнять свои обязанности. Однако позволю себе не согласиться с убеждением о том, что все военнослужащие после принятия закона должны быть немедленно изгнаны из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации. Подтверждением данной мысли может служить следующий пример: один из офицеров как водитель личного автотранспорта был признан виновным в серьезном дорожно-транспортном происшествии, в результате которого погибли его жена и ребенок. Ему назначен один год лишения свободы условно. Он переживает и личное горе, и судимость, к тому же еще и представлен к увольнению с военной службы. Наверное, это все же не тот случай очевидной необходимости увольнения с военной службы. И другое дело, когда, к примеру, прапорщик - начальник склада совершил очередную кражу имущества, ему назначили лишение свободы условно, и он продолжает "служить-воровать" на том же складе дальше.

В связи с вышесказанным предлагается применить принципы дифференциации и индивидуализации наказаний как производные основополагающего принципа справедливости в уголовном праве. Сущность их заключается в обеспечении в каждом конкретном случае соответствия наказания на всех стадиях его применения характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного <15>. Как представляется, именно с учетом этих условий должен решаться вопрос о наказании того или иного военнослужащего, проходящего военную службу по контракту: если судимость связана с дорожно-транспортным происшествием или причинением вреда по неосторожности - это одно. А если это побои, умышленное причинение вреда здоровью, связанные с прохождением военной службы, кража, мошенничество, то условно осужденных в этих случаях следует однозначно увольнять с военной службы.

<15> Ищенко А.В. Дифференциация и индивидуализация наказаний, назначаемых военнослужащим в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 120.

Очевидно, что данную проблему давно следовало бы решить на законодательном уровне, но из-за многочисленных споров по этому поводу проект закона находился долгое время "в подвешенном состоянии". К тому же ситуация в Вооруженных Силах Российской Федерации казалась довольно стабильной, и острой необходимости в принятии нового законопроекта, внесенного еще в конце июня 2007 г. В. Озеровым, не было.

В связи с вышеизложенными проблемами, существующими в Вооруженных Силах Российской Федерации, в целях пресечения негативного влияния осужденных на воинские коллективы и устранения возможности совершения ими воинских преступлений предлагаю:

  1. Дополнить п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" положением: "Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда об осуждении за преступление, совершенное умышленно". При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, должны подлежать немедленному увольнению с того момента, как приговор суда в отношении их вступает в законную силу.
  2. Дополнить ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" положением: "Военнослужащий, проходящий службу по контракту, может быть оставлен на военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда об осуждении за преступление, совершенное по неосторожности".
  3. Дополнить ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы положением: "Военнослужащий, осужденный за умышленное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица подлежит увольнению с военной службы".
  4. Пункт 28 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы изложить в новой редакции: "Военнослужащий, осужденный за совершенное по неосторожности преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе".

Обязательное увольнение с военной службы лиц, умышленно совершивших преступления, целесообразно также и потому, что их оставление на военной службе, на мой взгляд, отчасти не согласуется с принципом равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ). Почему в российском действующем законодательстве содержится прямой запрет осуществлять призыв на военную службу лиц, имеющих непогашенные судимости <16>, и в то же время не имеется нормы об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, умышленно совершивших преступление и приговоренных к лишению свободы условно? Именно на эту несправедливую тенденцию неоднократно указывали многие военные юристы, в том числе Главный военный прокурор С.Н. Фридинский. Убежден, что подобная политика, проводимая в отношении условно осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не соответствует достижению основных целей условного отбывания наказания, т.е. не влечет за собой исправление осужденного военнослужащего, не предупреждает совершение новых преступлений как со стороны самого виновного, так и со стороны других лиц, не восстанавливает социальную справедливость, а значит, не в полной мере отвечает потребностям борьбы с общественно опасными деяниями в новых условиях. Впоследствии, как результат, наблюдается достаточно высокий процент преступности в армии и на флоте. Причем существующее положение в Вооруженных Силах Российской Федерации немного напоминает шестидесятые годы прошлого столетия, когда после реформы Н. Хрущева начался призыв ранее судимых людей, в результате чего вся уголовная субкультура переместилась в военную среду, расширяя влияние "дедовщины".

<16> Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (подп. "б" п. 3 ст. 23).