Мудрый Юрист

Некоторые правовые проблемы, связанные с регулированием труда управленцев высшего звена

Архипов В.В., доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений, кандидат юридических наук.

Возникающие на практике сложности с защитой прав администрации организации (предприятия) на труд показывают, что нормы трудового законодательства не содержат ясных и точных ответов, позволяющих однообразно понимать статус такой категории работников, как топ-менеджеры. Проблема в неоднозначном понимании правовых последствий применения тех или иных трудо-правовых правил к руководителям разных уровней управления частично кроется в том, что вводимые в штат наименования должностей управленцев не соответствуют требованиям законодательства о труде, а это и порождает ряд трудностей, в том числе при смене собственника имущества организации.

Не претендуя на постановку всех точек над многочисленными "i", порожденными отсутствием в трудовом законодательстве достаточной ясности для комплексного решения данного вопроса, попытаемся в какой-то мере восполнить этот пробел.

Некоторые нюансы судебной практики разрешения споров, связанных со сменой собственника имущества

Рассмотрим некоторые примеры судебных решений, вынесенных по делам, связанным с увольнением работников организаций в связи со сменой собственника имущества этой организации. Так, в Постановлении Президиума Мособлсуда от 25 октября 2006 г. N 648 по делу N 44г-384/06 сказано: расторжение трудового договора с работником по пункту 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) в связи с сокращением численности или штата работников организации при смене собственника структурного подразделения не могло быть произведено, поскольку увольнение по указанному основанию предполагало наличие действительного сокращения численности или штата работников организации. При смене собственника структурного подразделения трудовые функции были переданы его правопреемнику. Наличие правопреемника у трудовых отношений не позволяло сделать вывод о сокращении работников.

При смене собственника имущества организации и ее структурных подразделений трудовые отношения не прекращаются, а продолжаются. По смыслу части 4 ст. 75 ТК РФ только новый собственник после государственной регистрации перехода права собственности на принятое имущество (структурное подразделение) вправе с соблюдением требований законодательства принимать решения о сокращении численности или штата работников.

В решении Мособлсуда от 16 марта 2006 г. по делу N 33-1752 разъяснено, что под сменой собственника имущества организации необходимо понимать смену собственника организации в целом как имущественного комплекса, включая движимое и недвижимое имущество, сырье, продукцию, долги, права требования и другие исключительные права, что возможно, например, в результате смены учредителей, продажи предприятия в порядке статьи 559 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), приватизации государственных или муниципальных предприятий и т.д. В результате смены собственника организации как имущественного комплекса в целом для ее работников не меняются условия труда, так как они продолжают выполнять ту же самую работу в той же самой организации.

Статья 75 ТК РФ не применяется в случае отчуждения организацией (в результате сделок либо на иных предусмотренных законом основаниях) части имущества, так как в противном случае к новому собственнику приобретенного имущества автоматически перешли бы права и обязанности работодателя по отношению к работникам прежнего собственника (т.е. другой организации), что противоречит действующему трудовому законодательству, в соответствии с которым для трудоустройства в иной организации работнику необходимо сначала расторгнуть трудовой договор с прежним работодателем, а затем оформить трудовые отношения с новым в порядке, установленном статьями 67 и 68 ТК РФ.

Из рассмотренных примеров судебной практики видно, что при смене собственника имущества организации возникают правовые нюансы, которые сложно своевременно и качественно учесть лицам, принимающим решение о реорганизации юридического лица (далее также - юрлица) и определения трудовой судьбы его персонала, в том числе топ-менеджеров.

Особенности правового регулирования труда топ-менеджеров

В соответствии с действующими требованиями ТК РФ такая категория работников, как топ-менеджеры, имеет свои особенности как при приеме на работу, так и при увольнении, а также в других случаях. В ТК РФ нет даже упоминания о топ-менеджерах, однако на практике это понятие фигурирует повсеместно и охватывает практически всех руководящих работников организаций. Итак, к особенностям, связанным с трудовой деятельностью топ-менеджеров, в частности, относятся следующие нормы законодательства о труде:

  1. заключение по соглашению сторон срочного трудового договора с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). При этом согласно части 2 ст. 58 ТК РФ по общему правилу срочный трудовой договор должен заключаться только тогда, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 ст. 59. Однако в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 59, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения;
  2. срок испытания для большинства работников не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом (ч. 5 ст. 70);
  3. трудовой договор с руководителями организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), их заместителями и главными бухгалтерами, нуждающимися в соответствии с медицинским заключением во временном или постоянном переводе на другую работу, при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы прекращается в соответствии с пунктом 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Работодатель имеет право с письменного согласия указанных работников не прекращать с ними трудовой договор, а отстранить их от работы на срок, определяемый соглашением сторон. В период отстранения от работы заработная плата указанным работникам не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 4 ст. 73);
  4. при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером (ч. 1 ст. 75);
  5. имеются дополнительные к общим основаниям причины, по которым могут быть уволены топ-менеджеры:
  1. оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ; в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Федерации; в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления. Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора (ст. 145);
  2. в случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника (ст. 181);
  3. работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения в представительный орган работников. В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 195);
  4. материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером (ч. 2 ст. 243 ТК РФ).

Из вышеизложенного видно, что с такой категорией работников, как топ-менеджеры, в трудовом законодательстве связаны определенные гарантии и льготы и ограничения. В связи с этим рассмотрим возможность реализовать правовые последствия, изложенные в части 1 ст. 75 ТК РФ, если исходя из действующего законодательства о труде сложно определить статус топ-менеджера, а также однозначно понять, какие же должности относятся к персоналу, выполняющему управленческие функции заместителей руководителя организации.

Проблема реализации правил, изложенных в статье 75 ТК РФ

В соответствии с практикой реализация условий части 1 ст. 75 ТК РФ является сложнорешаемой задачей, прежде всего для лиц, связанных с процедурой расторжения трудового договора с так называемыми топ-менеджерами. К лицам, участвующим в прекращении трудовых отношений с топ-менеджерами, относятся работодатели в лице руководителя организации (по отношению к своим заместителям), участники (акционеры) различных хозяйственных товариществ и обществ, собственники иных организаций, их органов (по отношению к руководителю организации), а также работники кадровых служб (далее - заинтересованные лица).

Не вполне ясны отдельные юридически значимые положения, отраженные в части 1 ст. 75, поэтому проанализируем, как нужно ими руководствоваться. К числу проблемных положений относятся, во-первых, некоторые понятия, связанные с названием должности работника, которые нередко расходятся с наименованиями должностей, употребляемых на практике при формировании штатного состава организаций. Во-вторых, практической проблемой является отсутствие в Трудовом кодексе правового механизма (соответствующих норм) процедурного характера, связанного с увольнением топ-менеджеров при реорганизации организации (ч. 5 ст. 75). В Трудовом кодексе РФ не отражен порядок действий заинтересованных лиц от момента возникновения у нового собственника права собственности на имущество организации, а также при реорганизации до момента принятия правомочным лицом (органом) решения о расторжении по инициативе работодателя трудового договора с топ-менеджерами по пункту 4 ч. 1 ст. 81 или иному основанию.

В связи с вышеизложенным определимся сначала с понятийным аппаратом, примененным законодателем в части 1 ст. 75. Прежде всего, примем к сведению, что в Кодексе не раскрыто понятие "организация", а неоднократно применен такой прием юридической техники изложения нормы, как приравнивание одного понятия к другому, что сделано, например, законодателем в части 4 ст. 20 таким образом: работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация). Отсюда следует, что для уяснения сути понятия "юридическое лицо" потребуется обратиться к определению, данному в статье 48 ГК РФ. Юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее по своим обязательствам этим имуществом, способное от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету, в которых содержатся сведения, в том числе о числящемся за ними имуществом, кредиторскими и дебиторскими задолженностями.

В свою очередь, для уяснения значения понятия "организация" нужно ознакомиться с его определением, данным в пункте 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Понятие "смена собственника имущества организации" с позиции трудового права

Теперь определимся с правовым содержанием примененного в части 1 ст. 75 термина "смена собственника имущества организации", для чего придется осуществить не только системное исследование трудового и гражданского законодательства, но и проанализировать законодательство иных отраслей права.

На практике у работников конкретной организации понятие "смена собственника" ассоциируется, во-первых, со сменой в высшем органе управления организацией одного участника (акционера) другим, обладающим доминирующим среди других участников (акционеров, если общество создано несколькими) хозяйственного общества правом принимать судьбоносные для этого общества решения, в том числе связанные с изменением его руководящего состава. Во-вторых, со сменой руководителя организации. Как правило, с руководителем организации (генеральным директором, президентом и т.п.) у работников связана небеспочвенная иллюзия, что именно он является распорядителем имущества и судеб персонала, следовательно, и собственником ее имущества, а также их работодателем.

Прежде всего нужно внести для работников ясность, кто же юридически и фактически является для них работодателем, и параллельно разрешить задачу о возможных вариантах смены собственника имущества организации.

На основании статьи 20 ТК РФ работодателем может быть как физическое, так и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Однако для трудо-правовых целей работодателями - физическими лицами признаются:

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста 18 лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме и другие лица, указанные в статье 20.

В свою очередь, права и обязанности работодателя - юридического лица (организации) в трудовых отношениях осуществляются органами его управления или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном в главе 43 ТК РФ (ст. ст. 273 - 281), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Согласно статье 53 ГК РФ юрлицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юрлица определяется законом и учредительными документами. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юрлица выступает от его имени (в том числе без доверенности, например, руководитель организации), должно действовать в интересах представляемого им юрлица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юрлица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юрлицу.

Из вышесказанного нужно сделать вывод: в рассматриваемой нами ситуации, когда идет разговор об организации, работодателем является именно организация, а не ее представитель в лице руководителя - единоличного или коллегиального исполнительного органа управления этой организацией, например дирекция или правление организации.

Как правило, на практике руководителем юрлица (организации) является физическое лицо, действующее как авторитарный и единоличный орган оперативного управления этой организацией. При этом полномочиями перспективного и стратегического, а в необходимых случаях и оперативного управления организацией обладают ее высшие органы в лице общего собрания и (или) совета директоров. Руководитель организации - физическое лицо (например, директор) действует в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юрлица (организации) и локальными нормативными актами и осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ч. 1 ст. 273 ТК РФ).

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 274).

При этом нужно учесть следующее. Согласно правилам, изложенным в пункте 1 ст. 66 ГК РФ, имущество, созданное, например, за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Это же правило действует и в случаях, когда хозяйственное общество создано одним лицом, которое становится его единственным участником и может на основании соответствующих норм законов о хозяйственных товариществах и обществах, а также статьи 273 ТК РФ возложить на себя обязанности руководителя организации.

Что же тогда подразумевается в части 1 ст. 75 ТК РФ под сменой собственника имущества организации и с каким событием связана возможность по инициативе работодателя уволить по пункту 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ лиц, занимающих должности, указанные в этой части статьи 75?

Сначала нужно определиться, что понимается под процедурой смены собственника имущества организации и каким образом происходит фиксация возникновения у нового собственника права собственности на имущество, находящееся на балансе организации. Регулирующая этот вид правоотношений гражданско-правовая отрасль, а также специальное законодательство, относящееся к группе публичных отраслей права, не содержат такое понятие, как "смена собственника имущества организации", а использует понятие "переход (передача) права собственности на имущество".

В статье 218 ГК РФ перечислены основания приобретения права собственности, в частности на имущество, имеющее собственника. Такое имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина - индивидуального предпринимателя право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юрлица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юрлицам - правопреемникам реорганизованного юрлица. Таким образом, с реорганизацией юрлица закон связывает переход права собственности на его имущество к правопреемникам и, следовательно, у нового собственника имущества должна быть возможность применения правил части 1 ст. 75 ТК РФ, связанных с увольнением топ-менеджеров реорганизованного юрлица по пункту 4 ст. 81. Однако в части 5 ст. 75 указано: реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) организации не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с ее работниками без исключения из этого правила такой их категории, как топ-менеджеры. Более того, часть 4 ст. 75 обязывает нового собственника имущества организации принять ее трудовой коллектив в свой штат в полном составе и допускает произвести сокращение численности или штата работников только после государственной регистрации перехода права собственности. На сокращение штата и (или) численности согласно статьям 81, 179 и 180 ТК РФ должно уйти, как минимум, два-три месяца. Все это порождает появление дублерных должностей кадрового состава топ-менеджеров во вновь образованных юрлицах и вопросов, как правомерно и оперативно снять эту проблему.

Возвращаясь к проблеме уяснения сути такого события, как смена собственника имущества организации, определимся, о каком же допустимом законом имуществе (в целом или в части) идет речь в части 1 рассматриваемой статьи. Согласно статье 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Однако в связи с участием в образовании имущества юрлица его учредители (участники, акционеры, члены и т.п.) могут иметь либо обязательственные права в отношении этого юрлица либо вещные права на его имущество. К юрлицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юрлицам, на имущество которых их участники имеют право собственности или иное вещное право, - государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. К юрлицам, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юрлиц (ассоциации и союзы).

Учтем также, что к объектам гражданских прав на имущество в соответствии со статьей 132 ГК РФ относится предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 213 ГК РФ в собственности граждан и юрлиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, в соответствии с законом не принадлежащих гражданам или юрлицам. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их участниками, а также имущества, приобретенного этими юрлицами по иным основаниям. В свою очередь, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Участники этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации.

Статья 214 ГК РФ устанавливает: государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом (ст. ст. 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статьей 215 ГК РФ определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

При этом переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество. В силу положений статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юрлиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Итак, возможные варианты перехода (передачи) права собственности на такой объект, как имущество организации, определены в статье 218 ГК РФ. Связано это с моментом возникновения данного права. Возникновение права на какую-либо более менее ценную вещь, как правило, связано с регистрацией либо сделки, либо иного юридически значимого события в соответствующем государственном реестре. Причем регистрация прав на движимые вещи, включая деньги и ценные бумаги, не требуется, кроме случаев, прямо указанных в законе, а вот на недвижимые вещи согласно статье 131 ГК РФ государственная регистрация обязательна. В связи с этим право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации. Кроме того, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 23 ноября 2007 г.) определено: государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Датой государственной регистрации прав считается день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Согласно статье 5 этого Закона участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Анализ норм Трудового и Гражданского кодексов РФ позволяет утверждать, что законодателем в части 1 ст. 75 ТК РФ применена терминология, не соответствующая нормам отрасли, регулирующей правоотношения, связанные с возникновением и прекращением прав собственности на движимое и недвижимое имущество. Законодатель не дал понять правоприменителям, что существуют два типа гражданско-правовых отношений - вещные и обязательственные, порожденные реальными общественными отношениями, лежащими в их основе, и сопряженные с различными правовыми последствиями при их фактической реализации. Это упущение законодателя создает определенные сложности в уяснении буквального смысла, изложенного в части 1 ст. 75, и не позволяет легко понять, что подразумевается под сменой собственника имущества организации, так как такое понятие, как смена собственника имущества организации, отсутствует как в Гражданском кодексе РФ, так и в иных федеральных законах.

В целях устранения этой нелепости в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. от 28 декабря 2006 г.) судам разъяснено следующее. Во-первых, под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юрлиц (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 217 ГК РФ); при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (национализация согласно части 3 п. 2 ст. 235 ГК РФ); при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта Федерации и наоборот.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 ст. 66 и пунктом 3 ст. 213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ, а также произведенного и приобретенного хозяйственными товариществами или обществами в процессе их деятельности, является общество или товарищество, а участники в силу абзаца 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ имеют лишь обязательственные права в отношении таких юрлиц (например, принимать участие в управлении делами товарищества или общества, в распределении прибыли), изменение состава участников не может служить основанием для прекращения трудового договора по пункту 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с лицами, перечисленными в этой норме, так как в этом случае собственником имущества хозяйственного товарищества или общества по-прежнему остается само товарищество или общество, и смена собственника имущества не происходит.

Во-вторых, судам необходимо иметь в виду: увольнение по пункту 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи со сменой собственника имущества организации допустимо лишь в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера. При этом расторжение трудового договора по названному основанию возможно лишь в случае смены собственника имущества организации в целом. Указанные лица не могут быть уволены по пункту 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ при изменении подведомственности (подчиненности) организации, если при этом не произошла смена собственника имущества организации.

Итак, из рассмотренных выше норм Гражданского кодекса РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, касающихся порядка применения части 1 рассматриваемой статьи, следует: случаи, с которыми связано увольнение руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, существенно ограничены. В указанном разъяснении Верховного Суда РФ не комментируются действия правоприменителей при реорганизации юрлица. При этом возможность увольнения по пункту 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ограничена таким формальным основанием, как наименование должности. Действующие законы допускают только для руководителей организации иметь различные названия занимаемой должности и связывают это с определением ее наименования в учредительных документах организации.

Как известно, диапазон вариантов названия должности руководителя организации, определенный в соответствующих законах, может быть довольно-таки широким и связан с организационно-правовой формой организации. Например, в акционерных обществах - генеральный директор или директор, в обществах с ограниченной ответственностью - президент, генеральный директор. Список названий должности руководителя организации является открытым, т.е. название может быть любым. При этом следует отметить, что название "генеральный директор" чаще всего вводится искусственно, не будучи связано со структурой управления организацией в целом типа холдинга, т.е. когда в управлении генерального директора отсутствуют какие-либо дочерние или иные зависимые организации, имеющие своих директоров (руководителей предприятий, учреждений, т.е. самостоятельных юрлиц). Вводимые в штат организации, вероятно, для создания видимости обоснованности наименования "генеральный директор", иные "искусственные" директора организации (например, директора по персоналу) являются внутри ее структуры по своей ролевой сути либо заместителями директора по различным направлениям хозяйственной деятельности организации, либо руководителями ее структурных функциональных подразделений (управлений, департаментов, отделов и т.п.). Поэтому такое их наименование будет нарушением соответствующих требований Трудового кодекса РФ о придании должностям названий, соответствующих квалификационным справочникам.

Что касается заместителей руководителя организации, то на практике возможны различные трудности их увольнения по пункту 4 части 1 ст. 81 ТК РФ в связи с приданием их должностям названий, не содержащих слово "заместитель", но при фактическом выполнении этой статусно-ролевой функции, а это потребует в необходимых случаях обращения в суд за фиксацией этого юридически значимого факта.

Однако в реальной жизни действуют и иные правовые и неправовые механизмы, а также способы и методы именно смены собственника имущества организации (например, путем ее поглощения), приводящие к ошибочному пониманию границ возможного применения части 1 ст. 75 ТК РФ. В современной цивилистической литературе под поглощением понимается два вида реорганизации юрлиц. Первый способ - прекращение деятельности сразу нескольких юрлиц путем их слияния в одно (поглощение третьим лицом, которое образует самостоятельное юрлицо). Второй способ реорганизации юрлиц - присоединение одного к другому, что называется поглощением вторым лицом, сохраняющим свой юридический статус. При этом причины таких реорганизаций юрлиц могут быть как добровольными, т.е. основанными на решении их акционеров (участников) либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами, так и недобровольными. Недобровольные причины также могут быть двух видов в зависимости от методов их осуществления (правовых в результате решения компетентного государственного органа, например суда, или неправовых - рейдерство). Поэтому в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

В случае реорганизации юрлица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юрлицам - правопреемникам реорганизованного юрлица, которое считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юрлиц. А при реорганизации юрлица в форме присоединения к нему другого юрлица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юрлиц записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица (ст. 57 ГК РФ).

Согласно статье 58 ГК РФ при слиянии юрлиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юрлицу в соответствии с передаточным актом, а при присоединении юрлица к другому юрлицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юрлица в соответствии с передаточным актом. При этом передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт утверждается участниками юрлица или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юрлиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юрлиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юрлица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юрлиц.

Как видно из вышеизложенной информации и учитывая содержание статьи 75 ТК РФ, юридический факт реорганизации юрлиц (организаций) не должен порождать негативные правовые последствия для руководителя организаций, его заместителей и главного бухгалтера в виде увольнения по пункту 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если только они сами не проявят такую инициативу. Данный вывод следует из частей 4 и 5 ст. 75, где сказано, что реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, а при отказе работника от продолжения работы в случае реорганизации юрлица трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 6 ч. 1 ст. 77 Кодекса.

Однако любая реорганизация (кроме преобразования юрлица одного вида в юрлицо другого вида, т.е. изменение не формы собственности, а организационно-правовой формы, когда к вновь возникшему юрлицу переходят права и обязанности реорганизованного юрлица в соответствии с передаточным актом) порождает необходимость решения в той или иной степени задач судьбы всего персонала и, в частности, администрации организации. При поглощении организации собственники поглотившего юрлица явно не рассчитывают на сотрудничество с администрацией поглощенного юрлица. Но, исходя из положений законодательства о труде, они обязаны по передаточному акту принять в свой штат весь трудовой коллектив поглощенной организации и как правопреемники осуществлять права и обязанности работодателя. В пункте 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек определено следующее. Если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки делается запись: "Организация такая-то с такого-то числа переименована в такую-то", а в графе 4 проставляется основание переименования - приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер. Данное правило в отсутствие специального правила, регулирующего внесения изменений в трудовую книжку при реорганизации юрлица, должно применяться по аналогии, учитывая очевидное наличие сходных правоотношений. Кроме того, на основании пункта 28 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 (в ред. от 1 марта 2008 г.), если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, исправление производится ее правопреемником.

Поскольку реорганизация предприятия либо организации не связана с изменением объема прав и обязанностей работника, реорганизация не прекращает действие трудового договора. В связи с этим новый трудовой договор не должен заключаться, а все условия, установленные прежним договором, должны применяться. При этом какого-либо письменного согласия от работника на продолжение трудового договора не требуется. Если работник не согласен продолжать работу в реорганизованной организации, он должен выразить свой отказ в письменной форме. Иными словами, если, в частности, администрация поглощенного юрлица сама не изъявит желание уволиться по пункту 6 ст. 77 ТК РФ без выплаты выходного пособия, то законным основанием для ее увольнения будет сокращение дублерных должностей топ-менеджеров, которые возникнут при таком виде реорганизации. Причем увольнение в такой ситуации ненужных дублеров будет происходить по пункту 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а это как минимум гарантирует выплату сокращаемым работникам среднего заработка несколько месяцев в соответствии с требованиями частей 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, если не учитывать еще необходимость соблюдения новым работодателем положений, изложенных, например, в части 3 ст. 81, статьях 179 и 180 ТК РФ.

Из создавшегося правового недоурегулирования процесса реорганизации юрлица в части ясного определения, в том числе судьбы топ-менеджеров, виден как минимум один законный выход. Учитывая, что решение о слиянии юрлиц, а также об их присоединении к другому юрлицу принимается, как правило, высшим органом управления юрлицом, то на данный орган и должна быть конкретно возложена законодательством следующая обязанность. Этот компетентный орган должен заранее (до вхождения в официальный процесс реорганизации юрлица) принять решение о сокращении штата и численности всего персонала, не востребованного новым собственником. В таком случае для всех работников реорганизуемого юрлица будет соблюден принцип законности ограничения их права на труд в данной организации, выразившийся в заблаговременно полученной информации о необходимости поиска нового места работы и о полагающихся им гарантиям в виде выходного пособия.

Понятие "топ-менеджер" с позиции трудового права

Не менее сложным, чем уяснение содержания понятия "смена собственника имущества организации", является уточнение практического смысла, заложенного в понятие "топ-менеджер".

Как следует из итогов исследования национальных (см., например, Современный экономический словарь и др.) и зарубежных словарей (см., например, Webster, Oxford, Cambridge, Bartleby, Onelook), термин "топ-менеджер" обозначает следующее. В основе понятия лежат первоначальные значения терминов "top management" и "senior management" (англ. "top" и итал. "senior" - вершина, высший; англ. "manager" - управляющий, администратор), которые в буквальном переводе обозначают "высшее исполнительное руководство", "высшая администрация", "верхний уровень управления".

Российские современные словари придают понятию "топ-менеджер" то же или более конкретное значение, а именно: высокостатусные члены различных обществ, учреждений и предприятий; управляющий высшей квалификации; руководитель предприятия, имеющего большой финансовый оборот, и т.п. Тем не менее все они так или иначе сводят это понятие к единственному значению - администрация предприятия, фирмы, т.е. юридического лица, созданного на базе любой формы собственности с избранной его учредителями организационно-правовой структурой управления. При этом к администрации принято относить руководителя юрлица (президента, директора и т.п.), его заместителей (вице-президентов, помощников генерального директора), исполнительных директоров, главного бухгалтера, а также ВЕДУЩИХ (ТОП) МЕНЕДЖЕРОВ (выделено мной. - В.А.). Причем к ведущим (топ) менеджерам относят как должности главных специалистов, в частности главного инженера, главного механика и иные должности, имеющие в названии слово "главный", так и должности, содержащие слово "ведущий", например, ведущий архитектор (конструктор, инженер, технолог) и т.п. Из этой информации нужно сделать вывод: понятие "топ-менеджер" можно воспринимать в широком и узком смысле, определяя его значение по субъективному усмотрению, что в итоге, при отсутствии легального толкования, может привести к произвольному толкованию этого термина при рассмотрении и разрешении трудового спора.

Сделанный выше вывод позволяет рекомендовать законодателю внести в Трудовой кодекс РФ ясность в правомерное применение этого или иного термина, отражающего понятие "администратор". При этом законодателю потребуется обозначить и конкретные признаки, отделяющие административные должности от иных должностей, не связанных с управленческими функциями.

В ныне действующей редакции Трудового кодекса РФ нет (в отличие от ранее действовавших в России КЗоТов) понятия "администрация предприятия, учреждения, организации", объединяющего должности, связанные с оперативным управлением юрлицом. Нет в Кодексе и таких, например, часто применяемых в коммерческих структурах понятий, как "исполнительный директор" или "вице-директор". Кстати, современные толковые словари указывают, что приставка "вице" имеет не одно значение, а может пониматься и как помощник, и как заместитель по какой-либо должности, что очень существенно для юридической оценки служебной иерархической позиции работника. Из буквального толкования и формально-юридического содержания части 1 ст. 75 ТК РФ следует: отдельные управленческие должности несмотря на их фактическую статусно-ролевую принадлежность к топ-менеджерам не подпадают под перечень лиц, которых возможно уволить по пункту 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Таким образом, новому собственнику априори невозможно будет без судебных тяжб уволить законным образом всю предыдущую команду топ-менеджеров при следующих обстоятельствах. При формировании старым собственником штатного расписания должностями, не соответствующими Трудовому кодексу РФ, и последующем укомплектовании им кадрового состава и его оформлении согласно штатному расписанию, по всей видимости, у нового собственника возникнут проблемы. Если, например, вместо главного бухгалтера в штате будет старший бухгалтер, а вместо заместителя директора по финансовым вопросам появится должность помощника президента или вице-директора по этим же вопросам либо финансового директора, то у нового собственника не будет юридического основания расторгнуть с этими работниками трудовой договор, руководствуясь правилами части 1 ст. 75 ТК РФ, так как формально (читай: буквально. - Авт.) они не занимают должности заместителей руководителя организации и главного бухгалтера.

В связи с этой проблемой хотелось обратить внимание заинтересованных лиц на часть 2 ст. 57 ТК РФ, где, в частности, определено следующее: "Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации); конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации".

Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (в ред. от 20 декабря 2003 г.) Министерству труда и социального развития РФ было поручено организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКСДРСС) и порядка их применения, а также утвердить указанные справочники и порядок их применения.

За прошедшие годы это решение Правительства РФ Минтруд России выполнил частично: его Постановлениями от 29 января 2004 г. N 5 и от 22 апреля 2004 г. N 51 утверждены два раздела ЕКСДРСС, содержащие квалификационные характеристики: отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор. Одновременно Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. N 9 утвержден Порядок применения ЕКСДРСС, который прошел как нормативно-правовой акт регистрацию в Минюсте России (9 марта 2004 г. N 5628) и опубликован в надлежащих информационных источниках ("Российская газета", 2004, N 56; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 2004, N 14) и, следовательно, обязателен для практического использования.

В пункте 1 Порядка применения ЕКСДРСС определено, что он предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. В пункте 4 Порядка сказано: квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между указанными категориями работников, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Кроме того, в пунктах 6 и 7 Порядка уточнено, что квалификационные характеристики должностей заместителей руководителей не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе требований, содержащихся в характеристиках соответствующих должностей руководителей. При этом соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией организации.

Тем не менее в аспекте рассматриваемой темы базовым актом для правоприменения является Трудовой кодекс РФ, неоднократно отсылающий, в частности в статье 57, не к Единым справочникам, определяющим тарифно-квалификационные и квалификационные требования к рабочим и служащим, а к квалификационным справочникам, содержащим квалификационные характеристики по определенным должностям, профессиям и специальностям.

В настоящее время на основании Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенного в действие с 1 января 1996 г., создан и действует Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - КСДРСС), утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. Учитывая, что КСДРСС издан до введения в действие Трудового кодекса РФ, в связи с отсутствием соответствующих отраслевых разделов в ЕКСДРСС правоприменителям нужно использовать в необходимых случаях, исходя из общеправового принципа аналогии права, содержание действующего КСДРСС, тем более что он за последние годы неоднократно подвергался модернизации и изложен в настоящее время в редакции от 17 сентября 2007 г.

В отличие от ЕКСДРСС, где разработка квалификационных характеристик должностей заместителей руководителей не предусмотрена в связи с тем, что их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе требований, содержащихся в характеристиках соответствующих должностей руководителей, КСДРСС содержит ряд таких должностей, в том числе заместителя директора по финансам, а также по управлению персоналом. Здесь следует обратить внимание на следующее. Разработчики КСДРСС не учли, что при правоприменительной деятельности правовые последствия вытекают прежде всего из формализованного характера требований нормативно-правовых актов. Видимо, "забыв" об этом существенном юридическом нюансе, Минтруд России не указал в своих разъяснениях по применению КСДРСС, что при использовании названия должности "финансовый директор" нужно сопровождать его и уточняющим наименованием "заместитель директора по финансам" либо отражать в штатном расписании и в иных изданных на его основе локальных документах эти два наименования должности через дефис.

Кроме того, пункт 2 Постановления Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, содержащий разъяснение о рекомендательном характере КСДРСС, вошел в противоречие как с изложенными в нем позднее иными установлениями, так и с императивными указаниями по применению квалификационных справочников, находящимися в статьях 57, 143 и 144 ТК РФ. Причем Трудовой кодекс РФ обязывает, чтобы наименования вводимых в штат организации должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним соответствовали наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Исходя из вышеизложенного, введение в штатные расписания должностей руководителей, специалистов и служащих, не соответствующих должностям, содержащимся в КСДРСС, возможно только в двух случаях. Во-первых, когда в КСДРСС нет сходных квалификационных характеристик для должностей, реально необходимых для выполнения работ, оказания услуг или исполнения иной хозяйственной деятельности. Например, анализ функциональных обязанностей, выполняемых российским колл-менеджером, позволяет определить его работу как симбиоз из квалификационных характеристик диспетчера и дежурного на телефоне. В свою очередь, так популярная сейчас в России работа мерчандайзера, выполняющего функции сотрудника компании, обеспечивающего наличие товаров в торговой сети и занимающегося мониторингом продаж с продвижением к конечному потребителю того или иного товара, марки или упаковки, является не чем иным, как деятельностью, присущей отдельным характеристикам должностей, зафиксированным в КСДРСС. К таким должностям, имеющимся в КСДРСС, с функциями, аналогичными для мерчандайзера, можно (с учетом сферы, объема, территории и специфики его деятельности) отнести работы по должности дилера, специалиста по маркетингу, коммерческого агента (рекламного или торгового), а также коммивояжера.

Во-вторых, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям не связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то введение в штатное расписание, например, должности логистика или маркетолога, отсутствующих в КСДРСС, будет правомерным исходя из действующих сегодня требований закона. В то же время если работа по какой-либо должности, профессии, специальности связана с установленным законодательством ограничением, например запретом обслуживания населения лицами, имеющими медицинские противопоказания по здоровью, что обязывает их предъявлять при трудоустройстве медицинскую книжку, то работник, фактически выполняющий трудовую функцию по отпуску продовольственных товаров населению, должен именоваться продавцом продовольственных товаров, а не менеджером по торговым вопросам.

В перечисленных выше случаях квалификационные требования для выполнения конкретной работы должны отражаться либо в трудовом договоре, либо в локальном акте организации, раскрывающем ту или иную трудовую функцию, введенную в штатное расписание, но с обязательным ознакомлением работника под роспись с содержанием этой работы. Следует также не забывать, что несоблюдение правила, изложенного в части 3 ст. 68 ТК РФ, об ознакомлении работника при приеме на работу с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, может привести уже в процессе работы к разногласиям об объеме трудовых обязанностей, соответствующих занимаемой должности. Поэтому отсутствие фиксации в перечисленных выше документах должностных обязанностей позволит считать этот объем неустановленным, что позволит как работнику, так и работодателю самостоятельно определять границы такой работы, а это прямой путь к трудовому спору.

Как видно из рассмотренных выше норм, с должностями руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера связано не только предоставление льгот и гарантий, но и ограничение их права на труд в отдельной организации, содержащееся в части 1 ст. 75 ТК РФ. Поэтому введение в штатное расписание, а затем и фиксация в трудовом договоре названия какой-либо иной должности, чем указано в КСДРСС (в то же время соответствующей своими квалификационными характеристиками какой-либо должности указанной в КСДРСС), будет являться прямым нарушением требований части 2 ст. 57 ТК РФ. Данное нарушение закона, как уже выше было отмечено, повлечет на практике сложноразрешимые задачи для всех заинтересованных лиц и потенциально может отразиться на них не только в виде штрафных санкций, предусмотренных в статье 5.27 КоАП РФ, но и в созданном затруднении уволить таких топ-менеджеров по пункту 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В свою очередь, анализ общеотраслевых квалификационных характеристик должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях, позволяет констатировать: в КСДРСС среди должностей руководителей (читай топ-менеджеров в широком смысле этого слова. - Авт.) нет большинства должностей, которые в угоду безосновательного подражания иностранным "словизмам" вводятся в штатные расписания коммерческих организаций. Подменяя таким образом юридически значимые наименования должностей иными их названиями, сам работодатель затрудняет привлечение, например, к дисциплинарной ответственности лиц, выполняющих с нарушением норм законодательства о труде те или иные управленческие функции, а также в других случаях (см. ст. ст. 59 (ч. 2), 70 (ч. 5), 73 (ч. 4), 81 (п. п. 9 и 10 ч. 1), 145, 181, 195, 243 (ч. 2) ТК РФ).

В связи с вышесказанным следует заметить: во Введении к КСДРСС перечислены следующие юридические важные особенности его применения. Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, часто полученное в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовое звено).

Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей - директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей (начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов). Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинг, управление кадрами, материально-техническое обеспечение, рекламно-информационное обслуживание и др. Поскольку разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации выполняемых функций, то в КСДРСС приводятся должностные характеристики менеджера (низового уровня без функциональной специализации), а также менеджера по персоналу и менеджера по рекламе. Именно эти функциональные направления деятельности особо нуждаются в работниках соответствующего уровня квалификации, в четком определении их роли и места в существующих структурах управления. При необходимости на основе базовой должностной характеристики менеджера могут быть разработаны квалификационные характеристики или должностные инструкции для менеджеров других конкретных наименований при условии, что функциональная направленность и содержание их деятельности соответствуют должности менеджера.

Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр действующих квалификационных характеристик традиционных должностей, внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с произошедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках (как новых, так и пересмотренных) проведена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. Включенные в КСДРСС квалификационные характеристики должностей служащих пересмотрены с учетом Конституции РФ, новейших законодательных и нормативных правовых актов.

В КСДРСС указано, что каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, регламентирующим содержание выполняемых функций работников, способствующим обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности. На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников.

Кроме того, в разделе "Общие положения" КСДРСС содержатся такие важные для данной темы разъяснения, которые нужно процитировать полностью в той их части, где они помогут более точно указать решение рассматриваемой задачи: "Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации".

К сказанному можно добавить, что если в трудовом договоре или локальном акте организации, с которым ознакомлен работник в установленном в части 3 ст. 68 ТК РФ порядке, четко зафиксирован объем его должностных обязанностей, то изменение этого объема возможно будет произвести либо по правилам ст. 72, либо в порядке, определенном ст. 74 ТК РФ. Кроме того, на основании пункта 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69, изменения и дополнения, внесенные в установленном порядке в квалификационные справочники, штатное расписание организации, доводятся до сведения работников, после чего в их трудовые книжки на основании приказа (распоряжения) или иного решения работодателя вносятся соответствующие изменения и дополнения.

Возвращаясь к проблеме увольнения нанятых собственником имущества топ-менеджеров, нужно также отметить: более сложная участь уготована для физического лица, являющегося согласно статье 20 ТК РФ работодателем - индивидуальным предпринимателем и одновременно собственником имущества, т.е. частным владельцем конкретного бизнеса. В соответствии с пунктом 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Кроме того, с введением в действие с 6 октября 2006 г. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", индивидуальные предприниматели приравнены по своему трудо-правовому статусу к юридическим лицам.

Поэтому, намереваясь продать (совершить иную сделку по отчуждению) свой бизнес иному собственнику, индивидуальный предприниматель должен учесть, что часть 1 ст. 75 ТК РФ допускает расторгнуть трудовой договор по пункту 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с топ-менеджерами только юридическим лицам (организации). В то же время переход права собственности на имущество индивидуального предпринимателя порождает прекращение его деятельности, если этот бизнес был единственным у данного лица, что предполагает как регистрацию этого юридического факта по правилам, изложенным в статье 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 1 декабря 2007 г.), так и увольнение нанятых им работников по пункту 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Выводы и предложения

Подводя итог изложенному, считаю необходимым предложить законодателю следующее. Вернуться к хорошо зарекомендовавшему себя на более раннем историческом отрезке развития России (в том числе дореволюционном) понятию "администрация". Для этого ввести в существующее в статьях 33 и 34 ТК РФ определение понятия "представители работодателя" термин "администрация" с соответствующим перечислением признаков должностей, относимых к ней. В этих целях за образец можно взять определение понятия "администрация" (от лат. "administratio" - управление, руководство), данное в современных словарях: руководители юридических лиц всех форм собственности и организационно-правовых форм, которые входят в аппарат управления, т.е. круг лиц, уполномоченных по своим функциональным обязанностям осуществлять оперативное управление данным юридическим лицом в тех или иных сферах его деятельности.

Нужно добавить в Трудовой кодекс и норму, ограничивающую возможность недобросовестных заинтересованных лиц уводить фактических топ-менеджеров от ожидаемой их ответственности за допущенные правонарушения или, как в рассмотренном случае, от увольнения по дополнительным основаниям. Для этого потребуется указать в Кодексе, что выполнение управленческих функций без замещения надлежаще поименованных должностей запрещается. В этих целях для привлечения к юридической ответственности виновных в нарушении закона лиц из состава администрации или учета их для иных случаев необходимо либо официально закрепить примерный перечень таких должностей, относимых к статусу "представитель администрации", либо ввести в Трудовой кодекс РФ их родовое и видовое отличие от иных должностей служащих. Причем на базе федерального перечня такой же перечень должен формироваться в каждой организации сродни перечню должностей с ненормированным рабочим днем (ст. 119 ТК РФ). Формирование локального перечня управленческих должностей должно происходить не только по занимаемой должности, но и на основе функционально-квалификационных характеристик, отраженных в обязательно создаваемой на каждое служебное место должностной инструкции, либо он должен уточняться по фактически выполняемой работе.