Мудрый Юрист

Роль изучения личности осужденного при предоставлении выездов за пределы исправительных учреждений

Соколов А.А., научный сотрудник НИИ ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы.

Успешное предупреждение преступлений, а также исправление правонарушителей во многом зависит от степени изучения личности преступника и осужденного, поскольку "личность является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения" <1>. При рассмотрении личности преступника необходимо познать ее внутреннюю сущность, психический настрой и на этой основе разработать и реализовать программу переформирования отрицательной направленности правонарушителя. В практической деятельности воспитателей ИУ нередко бывает так, что они непосредственно приступают к организации исправления осужденного, минуя сам этап изучения личности. В этом случае нарушается система взаимодействия методов психолого-педагогического воздействия на личность и познания ее внутренней сущности, что приводит к серьезным ошибкам при осуществлении практических мер исправительного воздействия на осужденных. В этой связи весьма справедливым является утверждение профессора А.С. Михлина о том, что "изучение личности осужденного необходимо для решения всех вопросов, связанных с деятельностью ИТУ" <2>.

<1> Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1992. С. 68; Иншаков С.Н. Преступность и меры социального реагирования: Учеб. пособие. М., 1995. С. 18 - 24. А также о личности преступника см. подробнее: Блувштейн Ю.Д. Понятие личности преступника // Сов. гос-во и право. 1979. N 8. С. 37 - 39; Он же. Теоретические вопросы статистического изучения личности преступника: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1968; Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982; Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М.: PRI, 2000. С. 17 - 19.
<2> Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1973. С. 2.

Необходимость изучения личности осужденного обусловлена тем, что "любой коллектив осужденных, с одной стороны, имеет свой психологический настрой, свое лицо, с другой - он состоит из нескольких десятков и сотен индивидуумов с различной степенью социально-педагогической запущенности, которые требуют далеко не одинаковых мер психолого-педагогического воздействия, соответствующих психологическому складу, нравственному облику, интеллектуальному развитию правонарушителей" <3>. Изучение личности отбывающих наказание необходимо для выявления их черт, приведших к совершению преступления и которые должны быть искоренены. Вместе с тем нужно знать те положительные черты, что есть в человеке и на что можно опираться в проведении воспитательной работы. "При осуществлении перевоспитания осужденного необходимо опираться на его положительные качества. Относясь к нему как к личности, воспитатель способствует росту его самоуважения и самосознания - важным элементам процесса перевоспитания. Осужденный должен чувствовать себя личностью, членом общества. Это существенно способствует искоренению его отрицательных черт и качеств" <4>. Следует заметить, что А.С. Макаренко недаром говорил о том, что нужно "в каждом человеке видеть личность" <5>.

<3> Аверкиев Ю.М., Деев В.Г. Программа изучения личности осужденного в ИТУ. М., 1973. С. 4.
<4> Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания: Дис. ... юрид. наук. М., 1973. С. 30 - 31.
<5> Макаренко А.С. Избранные педагогические произведения в 4 томах. Т. 4. М., 1977. С. 210.

В то же время именно действия, а не заранее обусловленные "преступные" черты личности отличают преступника от непреступника. Говорить о личности преступника можно только в том случае, когда в его деятельности есть поступки, предусмотренные в уголовном законе под угрозой наказания. Таким образом, можно определить личность преступника как личность человека, виновного в совершении преступления <6>. Существуют и другие определения, например "личность преступника есть совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми" <7>. На наш взгляд, это определение не вполне корректно, поскольку только наличие в человеке негативных свойств еще не свидетельствует о том, что он преступник и обязательно должен совершить преступление, поэтому мы более склоняемся к первому определению личности преступника.

<6> См.: Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания: Дис. ... докт. юрид. наук. Москва, 1973. С. 61.
<7> Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2004. С. 12.

Прежде чем перейти непосредственно к изучению личности осужденных, которым были предоставлены выезды, необходимо определить, в чем заключается отличие личности осужденного от личности человека или преступника. Для личности осужденного характерны свои особенности, вытекающие из статуса осужденного как лица, вина которого установлена вступившим в законную силу приговором, обязавшим его отбыть определенное наказание. Положение осужденного приводит к вступлению его в новые общественные отношения и к исключению из ряда общественных отношений, которые характеризовали его личность ранее. Для личности осужденных характерны специфические общественные отношения, к числу которых относятся отношения, связанные с реализацией ряда прав осужденных, например права на обеспечение индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями, одеждой, бельем и обувью, а также отношения, связанные с реализацией их законных интересов, например возможность предоставления выезда осужденному за пределы ИУ.

Для более глубокого понимания личности осужденного и необходимости ее изучения обратимся к истории. В XIX в. вопросами изучения личности осужденного не занимались, изучали само преступление. Позднее Чезаре Ломброзо выдвинул положение об изучении не самого преступления, а личности преступника, его наследственных и врожденных антисоциальных образований. "Прежде думали, что можно изучать преступление, а не преступника. Необходимость изучения преступника вытекает даже из старых принципов тюрьмоведения... с преступниками надо обращаться сообразно индивидуальности каждого из них и применяться к характеру его, если желают достичь сколь-нибудь удовлетворительных результатов" <8>. В XX в. изучению личности осужденного стало уделяться гораздо больше внимания. Среди работ, написанных специально для практиков пенитенциарных учреждений, можно назвать "Изучение личности заключенного" Ю.Ю. Бехтерева <9>. Во второй половине XX в. большой вклад в изучение личности осужденного внес профессор А.С. Михлин <10>.

<8> Ломброзо Ч. Новейшие успехи науки о преступнике. СПб., 1892. С. 154.
<9> См.: Бехтерев Ю.Ю. Изучение личности заключенного. М., 1928.
<10> См.: Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1973; Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания. Ф.: Кыргызстан, 1980; Михлин А.С. Общая характеристика осужденных (по материалам специальной переписи 1989 г.). М.: ВНИИ МВД СССР, 1991; Михлин А.С. Осужденные. Кто они? Общая характеристика осужденных (по материалам контрольной переписи осужденных 1994 г.) / Под ред. П.Г. Мищенкова. М.: ВНИИ МВД России, 1996; Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. проф. А.С. Михлина. М.: Юриспруденция, 2001; Михлин А.С. Специальные переписи осужденных - важнейшие источники информации об отбывающих наказание // Уголовное наказание и проблемы его исполнения в условиях перестройки деятельности органов внутренних дел: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990 и др.

В настоящее время необходимость изучения личности осужденного связана с выполнением психолого-педагогических задач ИУ и обусловлена развитием законодательства и практики его применения в направлении демократизации и гуманизации. Такого рода исследования должны способствовать, на наш взгляд, и практике предоставления выездов осужденным. Большое значение знание личности осужденного имеет для выбора наиболее эффективных мер воспитательного воздействия, в качестве одной из которых могут выступать и выезды осужденных. Знание особенностей характера, темперамента, интеллекта и направленности личности сыграет в этом большую роль. А.А. Рябинин подчеркивал, что в основу решения о предоставлении выездов осужденным должны быть положены глубокие знания личности осужденного и его поведения <11>.

<11> См.: Рябинин А.А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации. Вопросы дифференциации и индивидуализации наказания. М., 1995. С. 80.

Таким образом, без изучения личности осужденного нельзя эффективно применять меры взыскания и поощрения, изучение личности осужденного позволяет судить о результатах исправления и перевоспитания, следовательно, о возможности предоставления осужденному выезда за пределы ИУ.

Следует отметить значение психологических служб при изучении личности осужденного, одной из основных функций которых является прогностическая, дающая оценку вероятного индивидуального и группового противоправного поведения осужденных, которая играет большую роль для прогнозирования поведения осужденных в случае предоставления им выезда. Психологами выделяются несколько типов личности осужденных, учитывая которые, можно влиять на их поведение в местах лишения свободы, а также предлагаются рекомендации по работе с разными группами (типами) осужденных <12>. Важное значение такая работа имеет при воздействии на тех осужденных, которые представляют собой асоциальную субкультуру. Вместе с тем необходимо развивать и укреплять социально полезные связи осужденных (в том числе путем предоставления выездов), поскольку длительная регламентация поведения во всех сферах деятельности объективно вырабатывает у осужденных стереотипы поведения, отвечающие весьма специфическим условиям ИУ, а не социальной практике вне мест лишения свободы. Чем более прочными и разносторонними являются связи осужденного с внешней социальной средой, тем меньше влияния на его поведение оказывают нормы асоциального сообщества. Поэтому в пределах, установленных нормами права, должны максимально расширяться связи осужденных с практической деятельностью и духовной жизнью общества <13>.

<12> См.: Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет): Учебно-методическое пособие. М.: НИИ УИС Минюста России, 2004.
<13> См.: Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2004. С. 319 - 320.

Изучение личности осужденного играет большую роль и при дифференциации отбывания наказания. "Именно с учетом личности и поведения осужденных, степени их исправления должна обеспечиваться дифференциация исполнения наказания... В этой связи необходим активный поиск мер, направленных на дополнительное стимулирование исправления осужденных, их правопослушного поведения в период отбывания наказания... Эти меры должны быть "замкнуты" на правовое положение осужденных, возможность дополнительного получения различного рода льгот или, наоборот, их сокращения и даже ухудшения условий содержания" <14>. Нам представляется, что выезды осужденных являются одной из таких мер, стимулирующих их правопослушное поведение в местах лишения свободы.

<14> Бриллиантов А.В. Степень исправления осужденных и условия отбывания наказания // Реформа уголовно-исполнительной системы и ее правовое обеспечение: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1993. С. 35.

Следует сказать, что при изучении личности осужденных, в том числе и тех, которым были предоставлены выезды, большую роль играют специальные переписи осужденных. Эти переписи дают полноценную информацию о контингенте осужденных, их социально-демографических, уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и иных характеристиках, без учета которых невозможна нормальная деятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Достаточно широко переписи осужденных используются и в мировой практике. Так, в 1991 г. в Великобритании была проведена перепись осужденных, результаты которой опубликованы в 1992 г. <15>.

<15> См.: Михлин А.С. Осужденные. Кто они? Общая характеристика осужденных (по материалам контрольной переписи осужденных 1994 г.) / Под ред. П.Г. Мищенкова. М.: ВНИИ МВД России, 1996. С. 5.

В России первая специальная перепись была проведена в 1926 г., данные которой используются в науке и сегодня. Следующие переписи были проведены после продолжительного перерыва (45 лет) в 1970, 1975, 1979, 1989, 1994 и 1999 гг. Таким образом, за всю историю УИС было проведено семь специальных переписей осужденных. Важность проведения и изучения специальных переписей осужденных отмечал профессор А.С. Михлин, принявший активное участие в организации проведения последних шести переписей, а также внесший значительный научный вклад в изучение личности осужденного, который говорил: "Перепись - своеобразный источник информации... Она имеет целый ряд достоинств по сравнению и со статистикой, и с выборочными исследованиями" <16>. Следует отметить, что материалы публикаций всех переписей активно используются в науке и практике, способствуют изучению личности осужденных.

<16> Михлин А.С. Специальные переписи осужденных - важнейшие источники информации об отбывающих наказание // Уголовное наказание и проблемы его исполнения в условиях перестройки деятельности органов внутренних дел: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. С. 98.

Изучение личности осужденных, которым были предоставлены выезды, имеет своей целью выявление положительных и отрицательных сторон при их предоставлении, влияние на предоставление выездов различных показателей характеристики осужденных, а также получение определенного представления о практике их предоставления. При проведении исследований использовались материалы специальных переписей осужденных, данные официальной статистической отчетности, а также личные дела осужденных, которым были предоставлены выезды. Исследования проводились в 9 субъектах Российской Федерации <17>, в их результате было изучено 413 личных дел осужденных, опрошено 927 практических работников УИС, имевших прямое или косвенное отношение к предоставлению выезда осужденному.

<17> Республики Тыва, Хакасия, Чувашия, Краснодарский край, Иркутская, Нижегородская, Пензенская, Тамбовская и Тюменская области.

Следует заметить, что важное место при характеристике осужденных, которым были предоставлены выезды, занимает поведение осужденного во время выезда. При изучении вопроса, каким образом отражается на поведении осужденных возможность выезда за пределы ИУ, экспертами были выделены положительные и отрицательные моменты. К положительным моментам эксперты относят (ответы даны в порядке убывания, допускалось несколько вариантов ответа):

уменьшение нарушений режима содержания - 54,6%;

укрепление семейных связей - 45,5%;

улучшение производительности труда - 9,8%.

К отрицательным моментам предоставления выездов эксперты относят:

невозвращение из выездов - 57,5%;

опоздание при возвращении из выездов - 33,5%;

фальсификация оправдательных документов на продление срока выезда - 21,6%;

не выделили отрицательных моментов - 6,8%.

В процессе исследования поведения осужденных во время выезда были получены следующие данные: не выезжало - 26,6%, были нарекания - 6,6%, не было нареканий - 57,6%, нет сведений - 9,2%. Несмотря на относительно небольшое количество осужденных, получивших нарекания во время выезда, представляется актуальным выяснить, за какие преступления они отбывают наказание и какие виды выездов им были предоставлены. Почти половина осужденных от общего числа имеющих нарекания во время выезда (48,1%) отбывали наказание за преступления против жизни и здоровья, за преступления против собственности - 40,8%, за преступления против здоровья населения и общественной нравственности - 7,4% и, наконец, за преступления против военной службы - 3,7%. Как видно из приведенных данных, немалую долю составили осужденные за насильственные преступления, направленные против личности, а также за преступления против собственности. Вместе с тем наибольшее количество выездов получили осужденные за преступления, относящиеся к этим двум группам. В связи с этим нельзя однозначно утверждать, осужденные за какие преступления чаще совершают нарушения во время выезда. Тем не менее осужденные за насильственные преступления против личности требуют дополнительного внимания со стороны администрации ИУ.

Помимо нареканий, вызванных незначительными нарушениями осужденных во время выезда, важное значение имеют данные о том, вернулся ли осужденный в срок из выезда, а также были ли случаи невозвращения из выезда за время отбывания наказания. Так, абсолютное большинство осужденных вернулось в срок из выезда - 71,3%, не выезжало - 26,6%, опоздали на 1 - 3 дня - 1,2%, опоздали на 3 - 10 дней - 0,5%, опоздали на 11 - 20 дней - 0,2%, умерли, находясь в отпуске, - 0,2%. Что касается невозвращения в срок из выездов за время отбывания наказания, то лишь 2,4% осужденных не вернулось из выезда, в том числе:

ограничились воспитательной беседой - 1,5%,

привлекались к дисциплинарной ответственности - 0,2%,

привлекались к уголовной ответственности, но не были осуждены - 0,5%,

привлекались к уголовной ответственности, были осуждены - 0,2%.

Во избежание нарушений порядка выезда, невозвращения в срок из выезда предлагается использовать электронные средства видеонаблюдения ("электронные браслеты") за осужденными во время их выезда. Такая практика будет эффективным образом стимулировать правопослушное поведение осужденного во время выезда. Думается, что в качестве эксперимента такой контроль необходимо ввести за осужденными, отбывающими наказания за насильственные преступления против личности (так как они потенциально представляют собой повышенную общественную опасность, несмотря на положительные характеристики, предоставляющие им возможность выезда), а также за теми осужденными, которым предоставлен выезд по исключительным личным обстоятельствам. Это вызвано следующими соображениями: личность таких осужденных, как правило, меньше изучена, так как именно исключительность обстоятельств, дающих возможность для выезда, имеет большое значение, а во-вторых, согласно проведенному исследованию и статистике таких выездов сравнительно немного, что отражается на экономической составляющей введения "электронных браслетов".

Изучение характеристики осужденных, которым предоставлены выезды, дало возможность определить портрет лица, выезжающего за пределы ИУ. Им является осужденный мужского пола в возрасте 25 - 39 лет, не состоящий в браке, имеющий среднее, среднее специальное или незаконченное высшее образование, трудоспособный, занятый до осуждения трудовой деятельностью, отбывающий наказание со сроком от 5 до 8 лет в ИК строгого режима за преступления против собственности, а также убийства, относящиеся к категории особо тяжких, преступление было совершено не во время отбывания наказания, имеющий одну судимость, отбытый срок лишения свободы - от 2 до 5 лет, неотбытый срок - от 3 до 5 лет, принудительное лечение назначено не было, отбывающий наказание не в том населенном пункте, но в том же субъекте РФ, где имел постоянное место жительства, на облегченных условиях, добросовестно относящийся к труду, не учащийся по уважительным причинам, имеющий положительную характеристику, по мнению администрации ИУ, имеющий 1 - 5 поощрений в течение года и не имеющий взысканий, выезжающий на время отпуска на полный срок, разрешенный законом, без сопровождающего лица, не имеющий нареканий во время выезда и вернувшийся в колонию в срок.

В заключение необходимо сказать, что "процесс познания внутренней сущности правонарушителя сложен потому, что перед нами личность, внешние проявления и внутренний настрой которой находятся в противоречии с существующими нормами морали и права" <18>. Поэтому элементарный подход к объяснению причин развития асоциальных привычек у определенной категории лиц недопустим, поскольку это может привести к скоропалительным выводам о методах борьбы с этим отрицательным явлением. Непредоставление выезда осужденному, заслуживающему это право, противоречит гуманным принципам современного российского и международного законодательства и не ведет к исправлению осужденных и снижению преступности. С другой стороны, предоставление выезда осужденному, не заслуживающему права на это (тем более - нарушителям режима), может привести к совершению нового преступления. Поэтому особо важную роль при предоставлении выезда за пределы ИУ имеет изучение личности осужденного, выезды необходимо предоставлять, учитывая уровень исправленности осужденного, под которым понимается "выявленная на основании его поведения, отношения к труду и обучению степень готовности к тому, чтобы честно относиться к труду, точно исполнять законы" <19>.

<18> Аверкиев Ю.М., Деев В.Г. Программа изучения личности осужденного в ИТУ. М., 1973. С. 65.
<19> Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1973. С. 363.