Мудрый Юрист

Факторы, способствующие поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов, их негативное влияние на состояние правопорядка

Перминов А.В., оперуполномоченный ФГУ ИК-5 по Кировской области, соискатель Академии права и управления ФСИН России.

Исправительные учреждения, в которых сконцентрированы наиболее опасные преступники, являются объектами массового спроса на запрещенные предметы, особенно такие из них, как деньги, спиртные напитки, наркотики. По статистическим данным ФСИН России, в 2001 - 2006 гг. в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях территориальных органов уголовно-исполнительной системы изъято запрещенных предметов:

денег (в тыс. руб.): 2001 г. - 5427; 2002 г. - 7476; 2003 г. - 8065; 2004 г. - 8949; 2005 г. - 9510; 2006 г. - 9982;

спиртных напитков промышленного производства (в литрах): 2001 г. - 7748; 2002 г. - 8241; 2003 г. - 11094; 2004 г. - 14181; 2005 г. - 16045; 2006 г. - 16463;

спиртных напитков кустарного производства (в литрах): 2001 г. - 36055; 2002 г. - 36308; 2003 г. - 28884; 2004 г. - 33919; 2005 г. - 27723; 2006 г. - 31005;

наркотических средств и сильнодействующих веществ (в граммах): 2001 г. - 28636; 2002 г. - 39190; 2003 г. - 33436; 2004 г. - 27636; 2005 г. - 22111; 2006 г. - 36722;

сотовых телефонов (единиц): 2001 - 2003 гг. - 0; 2004 г. - 3468; 2005 г. - 7368; 2005 г. - 13934;

колюще-режущих предметов (единиц): 2001 г. - 147426; 2002 г. - 101365; 2003 г. - 81028; 2004 г. - 53999; 2005 г. - 37895; 2006 г. - 29734;

огнестрельного оружия (единиц): 2001 г. - 1; 2002 г. - 3; 2003 г. - 1; 2004 - 2005 гг. - 0; 2006 г. - 2.

Организация деятельности персонала исправительных учреждений по эффективному предупреждению поступления в них запрещенных предметов невозможна без выявления и устранения факторов, способствующих этому.

К первой группе факторов следует отнести организационные, обусловленные недостаточно развитой системой выработки и принятия эффективных решений по вопросам, относящимся к борьбе поступлением в исправительные учреждения запрещенных предметов. Это выражается в следующем:

непридании значения вопросам организации предупредительной деятельности, направленной на выявление и нейтрализацию источников и каналов поступления осужденным запрещенных предметов;

низком уровне профессиональной подготовленности, неполноте знаний руководителей и персонала о содержании деятельности структурных подразделений, их возможностях по предупреждению поступления в исправительные запрещенных предметов;

отсутствии сведений о складывающейся криминогенной ситуации, связанной с незаконным обращением в среде осужденных запрещенных предметов;

неоптимальности вырабатываемых решений закономерностям криминогенных и криминальных процессов, связанных с незаконным обращением запрещенных предметов;

неиспользовании возможностей всех структурных подразделений по выявлению и устранению причин и условий, способствующих поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов;

недостатках в комплектовании и оптимальной расстановке сотрудников по участкам оперативно-служебной деятельности, в частности непосредственно имеющей отношение к предупреждению криминогенных и криминальных явлений (оперативная служба, отдел безопасности, подразделение охраны);

отсутствии максимальных возможностей для отбора кадров, что приводит к тому, что в числе сотрудников исправительных учреждений есть морально непригодные к работе в них, идущие на подкуп осужденными и иными лицами, вступление в недозволенные связи с целью доставки осужденным запрещенных предметов;

не отвечающем требованиям пенитенциарной специфики уровне организации профессиональной подготовки и повышения профессионального уровня сотрудников, что заключается в отсутствии комплексных программ профессиональной подготовки различных категорий персонала, сложившейся традиции отнесения вопросов предупреждения поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов к компетенции только оперативных аппаратов, а также неполноте научной базы и отсутствии профессионально ориентированных методик по данной проблеме;

несовершенстве функционально-организационного обеспечения процесса исполнения наказания, выражающемся в его консерватизме, отсутствии гибкости, неточном определении функций и их распределении между персоналом различных структурных подразделений в целях предупреждения и пресечения поступления осужденным запрещенных предметов.

Вторую группу составляют факторы, относящиеся к организации основных направлений деятельности исправительных учреждений.

  1. Недостатки в организации и осуществлении режимных мероприятий, которые выражаются в следующем:

нарушение требований, предъявляемых к организации пропускного режима, что влечет за собой некачественный досмотр транспортных средств, грузов; недостаточный контроль за осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, использование на них лиц, имеющих намерение приобрести запрещенные предметы;

низкий профессиональный уровень персонала исправительных учреждений по распознанию ухищренных способов доставки осужденным наркотических средств, спиртных напитков, денег и других запрещенных предметов в посылках, бандеролях, передачах, их безрезультатный досмотр;

неэффективность проводимых обысков осужденных, возвращающихся с работ, которые проводятся за пределами исправительных учреждений, а также осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и прибывающих для дальнейшего отбывания наказания из других учреждений уголовно-исполнительной системы;

нарушение графиков и периодичности проведения обысковой работы на объектах исправительных учреждений: в жилых и коммунально-бытовых помещениях, местах работы осужденных, на территории учреждения;

низкая эффективность системы организации надзора за поведением осужденных (неоптимальное использование сил, отсутствие его непрерывности и оперативности, неохват надзором осужденных на всех объектах их нахождения - как жилой и производственной зонах, так и за пределами исправительного учреждения);

необеспеченность исправительных учреждений специальными средствами обнаружения запрещенных предметов, особенно наркотических средств;

невыполнение требования непрерывности оперативного наблюдения за местами, уязвимыми в перебросовом отношении, а также объектами работ, расположенными за пределами исправительных учреждений;

несовершенство конструкций противоперебросовых устройств или их отсутствие в местах возможного переброса запрещенных предметов;

невключение в силы надзора специально назначенных оперативных групп сотрудников.

  1. Проблемы, связанные с организацией и осуществлением воспитательной работы. Они вызваны следующими недостатками по указанному виду деятельности:

отсутствие оценки роли начальников отрядов, их профессиональных возможностей в предупреждении поступления к осужденным запрещенных предметов, невключение отдельных вопросов предупредительной деятельности в сферу их профессиональных обязанностей;

несовершенство методик изучения личности осужденных, что обусловливает нецеленаправленное индивидуально-воспитательное и профилактическое воздействие;

отсутствие комплексного подхода к организации и осуществлению воспитательной работы, несовершенство в данном вопросе системы взаимодействия;

сужение предметной сферы воспитательной работы, что приводит к ее малоаспектной профилактической направленности, не имеющей своей целью способствовать предупреждению различных криминогенных и криминальных явлений и процессов, включая предупреждение поступления осужденным запрещенных предметов.

  1. Низкий уровень организации труда осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. От организации труда осужденных зависит устойчивое функционирование исправительных учреждений, состояние оперативной обстановки в них.

Отсутствие собственной базы, которая могла бы обеспечить всех осужденных, нарушение ритмичности работы производственных мощностей, приводящее к незанятости осужденных трудовой деятельностью, обусловливает прогрессирование среди осужденных азартных игр, их стремление к приобретению наличных денег, паразитизм, спекуляцию, извлечение нетрудовых доходов, склонение персонала к преступным связям, распространение долговых зависимостей, конфликты, наркоманию, совершение преступлений.

Кроме того, трудоиспользование осужденных на объектах, находящихся за пределами учреждений, приводит к тому, что осужденные имеют большие возможности для установления преступных связей с лицами, находящимися на свободе, так как на них не обеспечиваются изоляция, надзор и оперативное обслуживание. А это является условиями, способствующими поступлению в исправительные учреждения спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, денег и др. <1>.

<1> См.: Барабанов Н.П. Роль начальника отряда исправительно-трудовой колонии в организации борьбы с наркоманией. Рязань, 1995. С. 25 - 26.
  1. Недостатки в организации деятельности оперативных служб исправительных учреждений. Поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов способствует недостаточный уровень организации и осуществления соответствующих мероприятий, входящих в компетенцию их деятельности.

Исследование показало, что 85% сотрудников, принимаемых на службу в исправительные учреждения, не получали квалифицированного обучающего инструктажа от оперативных работников, направленного на предупреждение совершения принимаемыми на работу действий, оцениваемых как незаконные связи с осужденными. Инструктаж лишь заключался в предупреждении об ответственности за это. После приема сотрудников, особенно на должности младшего начальствующего и вольнонаемного состава, они выходили из сферы воспитательного и обучающего воздействия, в котором должны принимать участие начальник учреждения, заместители начальника, сотрудники оперативного аппарата, непосредственные руководители, психологи.

Существенным недостатком в деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений является неполнота изучения степени и характеристик криминогенности среды осужденных. Это обусловливает отсутствие у оперативных работников информации, имеющей значение не только для предупреждения поступления к осужденным запрещенных предметов, но и криминальных последствий, наступающих вследствие неизвестных криминогенных явлений и процессов среди осужденных.

Изучение материалов расследований фактов изъятия у осужденных и доставщиков запрещенных предметов показало, что у оперативных работников не было следующей информации:

об осужденных, которым предполагалась доставка запрещенных предметов;

о состоявшемся склонении сотрудников или иных лиц для совершения противоправных действий, связанных с доставкой запрещенных предметов;

о существовании нелегального канала связи осужденного вне исправительного учреждения с источниками поставки запрещенных предметов, а также лицами, занимающимися доставкой их в исправительное учреждение;

об осужденных, склонных к приобретению, изготовлению, хранению сбыту и потреблению наркотических средств;

о долговых зависимостях осужденных;

о намерениях осужденных создать для себя незаконно улучшенные условия содержания путем подкупа сотрудников;

о намерениях совершить побег и приобретении в этих целях денег, документов, предметов, используемых для реализации преступных замыслов;

об отсутствии взаимодействия оперативных аппаратов с органами внутренних дел с целью задержания доставщиков запрещенных предметов в исправительные учреждения, выявления и нейтрализации источников их доставки и др.;

неиспользование сотрудниками оперативных аппаратов имеющихся у них возможностей, предусмотренных Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 6) <2>.

<2> См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349.

Кроме перечисленных факторов нельзя не остановиться на недостатках, связанных с системой организации координации процесса предупреждения поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов.

При изучении данного вопроса нами установлено, что не все руководители исправительных учреждений не выявляют проблемы, связанные с поступлением запрещенных предметов в исправительные учреждения. Суть в том, что ими не анализируются сведения по данному направлению деятельности, не выявляются закономерности, не оцениваются результаты деятельности персонала всех структурных подразделений по предупреждению поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов. Кроме этого, отсутствует жесткая позиция в том, что наличие в обращении в исправительном учреждении запрещенных предметов осложняет в нем оперативную обстановку, дезорганизует процесс исполнения наказания, может привести к криминальным чрезвычайным происшествиям.

Именно поэтому представляется целесообразным остановиться на последствиях, которые возникают вследствие поступления к осужденным запрещенных предметов.

Наличие у осужденных денег приводит в движение противоправный механизм, с помощью которого они реализуют преступные замыслы. Деньги являются средством для подкупа сотрудников, других лиц с целью склонения их к совершению противоправных действий, выражающихся в доставке осужденным спиртных напитков, наркотических средств, предоставления им различного рода льгот, установления связей с преступниками вне мест лишения свободы.

Находящиеся у осужденных деньги - источник распространения среди них азартных игр, которые в ряде случаев приводят к криминальным последствиям. В среде осужденных появляются должники и те, кто требует долги. Должникам, как правило, устанавливаются жесткие сроки расчета. Лица, не возвратившие долги, преследуются. Осужденные, проигравшие крупные суммы, становятся жертвами преступлений, унижается их человеческое достоинство и др. Должники с целью избежать преследований со стороны лиц, требующих долги, совершают преступления, предпринимают попытки совершить побег из исправительного учреждения.

Поступление в исправительные учреждения спиртных напитков в количествах, которых достаточно для употребления группой лиц, приводит к совершению ими хулиганских действий, включая дерзкие.

Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, могут устраивать дебоши, скандалы, а также посягать на честь и достоинство персонала ИК, оказывать ему сопротивление.

Распространение наркомании в исправительных учреждениях связано с преступностью. Эта связь выражается в следующем: изготовление, хранение, доставка, сбыт наркотиков являются уголовно наказуемыми деяниями; приобретение невозможно без совершения таких противоправных действий, как хищение, подделка рецептурных бланков, преступные связи отдельных сотрудников с наркоманами и дельцами наркобизнеса и др.; осужденные-наркоманы обладают повышенной склонностью к совершению преступлений, так как они отличаются конфликтностью, эмоциональной несдержанностью, им присуща повышенная степень виктимности, а поэтому они сами могут становиться жертвами преступлений.

Распространение наркомании в исправительных учреждениях приводит в движение нелегальный оборот крупных денежных сумм, предназначенных для подкупа сотрудников и других лиц, создания организованных преступных групп, как на свободе, так и в местах лишения свободы. Преступники, находящиеся вне мест лишения свободы, рассматривают распространение наркомании в ИК как рынок сбыта наркотиков. Распространение наркомании среди осужденных усиливает противоправную деятельность лиц, занимающихся наркобизнесом.

Наркомания в исправительных учреждениях влечет негативные социально-психологические явления в среде осужденных. Между наркоманами, а также наркоманами и другими осужденными, не являющимися таковыми, происходят конфликты. Они возникают в связи с приобретением, распространением и употреблением наркотиков, а также неспособностью наркоманов участвовать в трудовой деятельности, их стремлением вовлечь в употребление наркотиков других осужденных.

В настоящее время в исправительных учреждениях особую остроту приобрела проблема употребления осужденными наркотиков и спиртных напитков.

Распространение наркомании в исправительных учреждениях связано с преступностью, что выражается в следующем: сами незаконные действия по изготовлению, перевозке, пересылке либо сбыту наркотических или психотропных веществ уголовно наказуемы (ч. 1 - 4 ст. 228 УК РФ); приобретение осужденными наркотиков невозможно без совершения лицами, находящимися вне исправительного учреждения, таких противоправных действий, как нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, а также веществ и оборудования, используемых для их изготовления (ч. 5 ст. 228 УК РФ); хищение либо вымогательство наркотических средств (ст. 229 УК РФ); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств (ст. 233 УК РФ); вступление отдельных сотрудников в преступные связи с наркоманами, лицами, занимающимися наркобизнесом.

Незаконное потребление осужденными наркотических средств ведет к осложнению оперативной обстановки в исправительных учреждениях, дестабилизирует их деятельность, делает эти учреждения трудноуправляемыми. Осужденные, потребляющие наркотики, нередко нарушают правопорядок, отказываются от работы, играют в азартные игры.

В ряде случаев отрицательно характеризующиеся осужденные используют болезненное состояние осужденных-наркоманов, их физическую зависимость от наркотиков для совершения преступлений.

Наркомания среди осужденных приводит к негативным социально-психологическим явлениям в их среде, отличающейся повышенной конфликтностью. Конфликты между осужденными-наркоманами происходят в основном из-за приобретения, сбыта и потребления наркотиков.

Между наркоманами и остальной частью осужденных конфликты возникают, как правило, из-за недобросовестного отношения к труду, их отрицательной позиции к активу, стремления приобщить к потреблению наркотиков других осужденных. Разрешение конфликтных ситуаций, расследование фактов нарушений режима и совершения преступлений, связанных с наркотиками, отвлекает сотрудников от выполнения их непосредственных функций, что негативно сказывается на процессе исполнения наказания.

Рост наркомании в исправительных учреждениях обусловливает нелегальный оборот крупных денежных сумм, являющихся средством подкупа сотрудников и других лиц, создание многозвенных организованных преступных групп как в учреждениях, так и вне их. Преступники, находящиеся на свободе, учитывая тенденцию к все большему распространению наркомании в исправительных учреждениях, рассматривают последние в качестве дополнительного рынка сбыта.

Выявление и перекрытие каналов поступления к осужденным наркотиков - одна из основных проблем в борьбе с распространением наркомании в местах лишения свободы. Следует подчеркнуть в связи с этим, что уровень профессионализма сотрудников исправительных учреждений по выявлению как среди осужденных, так и на свободе лиц, совершивших противоправные действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, недостаточный. Подтверждением этому является то обстоятельство, что в исправительных учреждениях привлекаются к уголовной ответственности в основном потребители наркотиков и лица, у которых они изымаются. Наркотики, как правило, изымаются в малых количествах (в 66,6% случаев - от 0,2 до 10 г). Это одно из свидетельств того, что механизм поставки и сбыта наркотиков осужденных отлажен, законспирирован, а доставляемые осужденным наркотики быстро реализуются.