Мудрый Юрист

Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы

Колосков А.М., начальник кафедры административно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, майор внутренней службы.

Одна из ключевых ролей в обеспечении правопорядка и безопасности в стране принадлежит дисциплине в государственной правоохранительной службе. Это обусловлено прежде всего тем, что для успешного решения поставленных перед правоохранительными органами задач необходимо четкое и неукоснительное выполнение всех требований закона со стороны их сотрудников. Особую актуальность приобретает в связи с этим институт дисциплинарной ответственности как одна из неотъемлемых составляющих дисциплинарных отношений.

Несмотря на всю значимость данного института для эффективности государственного управления в сфере правопорядка и безопасности, институт дисциплинарной ответственности признается одним из наименее урегулированных в законодательстве. Это в полной мере относится к дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).

Служба в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, имеет некоторые особенности. Многие сотрудники УИС вынуждены постоянно работать с лицами, совершившими преступления. В последнее время характеристики этого контингента меняются в худшую сторону. В частности, в местах лишения свободы возрастает удельный вес лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления <1>. В то же время проводимая сегодня реформа УИС направлена на гуманизацию исполнения уголовных наказаний, повышение законности в деятельности органов и учреждений УИС. Это, безусловно, приводит к ужесточению требований к дисциплине среди ее сотрудников. Довольно сложно не заметить повышенное внимание к деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, как со стороны контрольно-надзирающих органов (прокуратура и другие), так и со стороны общественности.

<1> См.: Уголовно-исполнительная система России: Статистический сборник. 1993 - 2003. М., 2003. С. 30.

В связи с этим сегодня как никогда острой является проблема правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС.

На наш взгляд, заслуживают внимания два момента, связанных с совершенствованием правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС.

Во-первых, проблема правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС лежит в плоскости правового регулирования государственной правоохранительной службы. Поэтому формирование правовых норм, регулирующих дисциплинарную ответственность сотрудников УИС, должно осуществляться в русле основных тенденций формирования института правоохранительной службы. Специальный закон о данном виде государственной службы до сих пор не принят. И если принятие Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2> создало предпосылки для дальнейшего развития правового регулирования дисциплинарных отношений в государственной гражданской службе, то о наличии таких предпосылок в сфере правоохранительной деятельности говорить не приходится. Поэтому для совершенствования правового регулирования дисциплинарных отношений сотрудников УИС необходимо скорейшее принятие Федерального закона о правоохранительной службе. Кроме того, исследователями отмечается целесообразность принятия Дисциплинарного кодекса сотрудников государственной правоохранительной службы <3>.

<2> См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 1 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 31. Ст. 3215; 2007. N 49. Ст. 6070.
<3> См.: Касюлин В.В. Проблемы дисциплинарной практики органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 177.

Во-вторых, до сих пор основным документом, регулирующим основные вопросы прохождения службы в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, остается Положение о службе в органах внутренних дел <4>. Указом Президента Российской Федерации уголовно-исполнительная система была передана в ведение Минюста России восемь лет назад и сегодня имеет статус федеральной службы <5>. Для сравнения приведем пример. Система органов по контролю за оборотом наркотиков получила самостоятельный статус в 2003 г., Положение о службе в данных органах было принято в этот же год <6>. В связи с этим актуальной остается проблема разработки и принятия Закона о службе в УИС. В рамках данного Закона было бы целесообразно закрепить нормы, касающиеся дисциплинарной ответственности сотрудников УИС.

<4> См.: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (ред. от 1 декабря 2007 г.) "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70; 2007. N 49. Ст. 6072; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 76 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 27.
<5> См.: Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3841; Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (ред. от 6 марта 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 42. Ст. 4109; 2007. N 11. Ст. 1283.
<6> См.: Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (ред. от 6 февраля 2008 г.) "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 23. Ст. 2197; 2008. N 6. Ст. 463.

Совершенствование правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС должно осуществляться с учетом вышеназванных моментов. В конечном счете необходимо создать стройную систему нормативных правовых актов, регулирующих вопросы дисциплинарной ответственности в УИС.

На наш взгляд, основными элементами в данной системе должны стать Федеральный закон "О правоохранительной службе Российской Федерации", Дисциплинарный кодекс сотрудников государственной правоохранительной службы, Федеральный закон "О службе в уголовно-исполнительной системе". Нормы, закрепленные в данных Законах и регулирующие дисциплинарные отношения, должны быть согласованы между собой. При этом нельзя допускать их дублирования.

Представляется целесообразным в рамках Федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации" урегулировать наиболее общие, основные вопросы дисциплинарной ответственности. В частности, закрепить понятие дисциплинарной ответственности государственного правоохранительного служащего, принципы дисциплинарной ответственности, виды дисциплинарных взысканий. Данные положения в органичном переплетении с другими положениями, связанными с прохождением государственной правоохранительной службы, создадут прочный правовой фундамент дисциплинарных отношений в государственной правоохранительной службе в целом и отношений, возникающих в связи с привлечением сотрудников к дисциплинарной ответственности, в частности.

Дисциплинарный кодекс сотрудника государственной правоохранительной службы должен стать специальным законом, регулирующим вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности. Представляется, что данный Кодекс должен состоять из трех частей. Первая часть должна включать общие положения: основания дисциплинарной ответственности, понятие дисциплинарного проступка, его состав и другие. Во вторую часть необходимо включить основные составы дисциплинарных проступков, которые могут иметь место во всех правоохранительных органах. Целесообразно классифицировать данные составы по единому признаку. Третья часть должна содержать процессуальные нормы, регулирующие порядок привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности. В рамках этой части рационально закрепить основы дисциплинарного производства в правоохранительных органах.

Особенное в правовом регулировании дисциплинарной ответственности сотрудников УИС должно найти свое выражение в нормах Закона о службе в УИС. Следует отметить необходимость закрепления в рамках данного закона правового статуса субъектов дисциплинарного производства, поскольку, на наш взгляд, конкретный состав участников дисциплинарного производства в различных правоохранительных органах может иметь особенности.

Таким образом, на сегодняшний день с определенной долей вероятности можно прогнозировать дальнейшее развитие правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС. Определение основных направлений совершенствования правовой основы дисциплинарной ответственности сотрудников органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, создает предпосылки для дальнейших исследований в данной области.