Мудрый Юрист

Роль оперативных аппаратов в профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

Казак И.Б., доцент кафедры организации ОРД Академии ФСИН России, кандидат юридических наук.

Уголовно-исполнительное законодательство России ставит перед органами и учреждениями, исполняющими наказания, задачи не только наказательного, уголовно-репрессивного характера, но и профилактического воздействия на преступность (и преступников) посредством применения предусмотренных законом методов и приемов. Данные предписания содержатся в нормах Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", в нормативно-правовых актах МВД, Минюста, ГУИН и ФСИН России и некоторых других.

Так, в частности, ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает, что "в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются... выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания". Таким образом, законодатель вменил в обязанность и одновременно предоставил право исправительным учреждениям на осуществление оперативно-розыскной деятельности. В то же время ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" недвусмысленно гласит, что вся оперативно-розыскная деятельность должна проводиться только посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 6 данного Закона. Тем самым законодатель отдельно выделил один из субъектов предупреждения правонарушений в исправительных учреждениях - оперативные аппараты, строго регламентируя при этом возможные "инструменты" осуществления данного вида деятельности.

Одним из общепризнанных положений является тезис о том, что предупреждение преступности - это специфическая разновидность социального управления <1>. В связи с этим деятельность по предупреждению правонарушений (в том числе преступлений) должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к социальному управлению. Рассматривая систему деятельности по предупреждению правонарушений, можно выделить объект, субъект и меры предупреждения. Таким образом, предупреждение правонарушений - это специфическая разновидность социального управления, целью которого является снижение вероятности противоправного поведения, для чего субъект, используя весь комплекс законных мер воздействия (в том числе принудительных), стимулирует включение объекта в систему общественно полезных отношений и ограничивает его негативные связи <2>.

<1> "Социальное управление - это один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов". См.: Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. С. 380; Раска Э.Э. Борьба с преступностью и социальное управление: теоретические и методологические аспекты. Таллин, 1985.
<2> См.: Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности: Учеб. пособие. Красноярск, 1999.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим рассматриваемый вид деятельности, является Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденная Приказом Минюста РФ от 20 ноября 2006 г. N 333, которая сменила Инструкцию о порядке проведения профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы (Приказ ГУИН Минюста России от 27 мая 2002 г. N 177).

Инструкция регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Согласно данному нормативно-правовому акту оперативные отделы в целях профилактики правонарушений среди осужденных осуществляют следующий комплекс мероприятий:

собирают информацию, необходимую для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди подучетных лиц, обеспечивают за ними оперативный контроль. Своевременно доводят до руководства учреждений УИС информацию об оперативной обстановке на объектах учреждения, а в необходимых случаях - до оперативного дежурного и сотрудников заинтересованных служб;

при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждений УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений. На профилактический учет берутся осужденные (подозреваемые и обвиняемые): готовящиеся совершить побег или ранее его совершавшие; относящиеся к так называемой категории "вор в законе"; лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности; организующие и провоцирующие групповые эксцессы; склонные к употреблению, сбыту и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма; имеющие психические отклонения, связанные с возможностью причинения существенного вреда своему здоровью и проявлением агрессии к окружающим; занимающиеся поборами и притеснениями других осужденных (подозреваемых и обвиняемых); организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды; нетрадиционной сексуальной ориентации; отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки; бывшие участники преступных сообществ и незаконных вооруженных формирований; склонные к нападению на представителей администрации; склонные к совершению поджогов и порче имущества; на профилактический учет могут ставиться и другие категории лиц, отрицательно влияющих на состояние правопорядка в учреждении УИС;

Количество осужденных, состоящих на профилактическом учете на    
конец отчетного периода
51503  
в том  
числе
лидеров и активных участников групп                      
 1893  
отрицательной направленности                             
склонных к употреблению наркотических средств            
 9161  
систематически употребляющих спиртные напитки            
 2675  
склонных к гомосексуализму                               
 3896  
склонных к побегу                                        
10502  
Количество осужденных, склонных к побегу, поставленных на        
профилактический учет
 7080  
Количество преступлений, совершенных осужденными, состоящими на  
профилактическом учете
    39 
в том  
числе
побегов                                                  
    10 

Рис. 1. Некоторые сведения о постановке осужденных на профилактический учет в 2007 г. (ИК, ЛИУ, ЛПУ)

выявляют организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, принимают меры к их разобщению, выявляют иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения;

совместно с другими службами принимают меры к пресечению конфликтных ситуаций среди осужденных (подозреваемых и обвиняемых), ежедневно уточняют и обновляют список подучетных лиц, хранящийся в оперативном отделе;

выявляют и пресекают неслужебные связи работников и сотрудников учреждений УИС, а также других лиц с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми), каналы поступления к ним предметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС;

совместно с другими службами проводят работу по склонению к отказу от противоправных намерений и действий осужденных (подозреваемых и обвиняемых);

во взаимодействии с правоохранительными органами проводят мероприятия по профилактике правонарушений в учреждениях УИС.

Приведенные положения дают нам лишь общее представление о роли оперативных аппаратов в системе профилактики пенитенциарных правонарушений. Только в самых простых случаях можно вычленить в сложной системе профилактики преступлений субъект и объект деятельности. Дело в том, что социальному управлению вообще и профилактике преступлений в частности "свойственно известное соединение субъектов и объектов и даже перемена их местами, а также множественность субъектов управления" <3>.

<3> Тихомиров Ю.А. Социальные управляющие системы // Сов. гос-во и право. 1970. N 5. С. 63.

По существу, каждый субъект профилактики преступлений является в свою очередь объектом интенсивного управленческого воздействия. Так, действиями сотрудника оперативного отдела исправительной колонии управляет широкий круг органов и лиц: те, кому он непосредственно подчинен по службе, и те, кто осуществляет надзор (прокуратура) или государственный контроль за его деятельностью.