Анализ состава осужденных и проблемы воспитательной работы с ними в вк
Бабаян С.Л., ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук.
Багреева Е.Г., главный научный сотрудник НИИ ФСИН России, доктор юридических наук.
Данилин Е.М., ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат педагогических наук.
Сотрудниками НИИ совместно с УСПВРО ФСИН России проведен анализ криминогенного состава, и на этой основе выработаны рекомендации по улучшению воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными.
Среднесписочная численность осужденных за последние пять лет незначительно сокращалась: 2004 г. - 14963 человек, 2005 г. - 14721 человек, 2006 г. - 13864 человек, первое полугодие 2007 г. - 12399 человек. В эти годы выросло количество осужденных, которые отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления (60%). Так, если за убийство (ст. 105 УК РФ) в 2000 г. было осуждено 826 человек (4,1%), то уже в 2004 г. - 1407 человек (9,4%). Примерно такая же часть осужденных поступала в ВК с 2005 г. по первое полугодие 2007 г.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в сегодняшних ВК сосредотачивается наиболее криминальная часть несовершеннолетних осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Возрастает доля осужденных на длительные (от 3 до 5 и свыше 5 лет) сроки наказания.
За последнее время увеличивается численность осужденных, ранее отбывавших наказание в ВК. Так, в 2004 г. таких осужденных было 597 человек (4%), в первом полугодии 2007 г. - 696 человек (5,6%).
Необходимо учитывать, что произошедшие в стране социально-экономические преобразования привели к переоценке ценностей в духовно-нравственной сфере, изменению взглядов и интересов молодежи, в том числе к снижению уровня общественной морали (в наибольшей степени именно в молодежной среде), криминализации досуга, насаждаемой большинством средств массовой информации, педагогической запущенности и безнадзорности значительной части несовершеннолетних, криминальной деформированности правосознания, влияющей в наибольшей степени на осужденных подростков. Все эти факторы повышают криминальную зараженность спецконтингента, поступающего в ВК.
Уровень осужденных в возрасте от 14 до 15 лет ежегодно остается стабильным - примерно 7%, от 16 до 17 лет соответственно 70%, от 18 до 19 лет - чуть более 20%. Количество осужденных в возрасте от 20 до 21 года за это время увеличилось с 177 человек (1,2%) в 2004 г. до 319 человек (2,6%) в первом полугодии 2007 г.
"Повзросление" контингента осужденных может привести к ситуации, когда ВК перестанут соответствовать своему первоначальному предназначению - исправительные учреждения для несовершеннолетних осужденных. Даже незначительное увеличение доли "взрослых" усиливает позиции неформальных лидеров, которые, как правило, и берут под контроль ситуацию в колонии, что подчас приводит к ухудшению оперативно-служебной обстановки в учреждениях. В данном случае представляется необходимым постепенно уменьшать категорию "взрослых" осужденных в ВК, особенно тех, кто характеризуется отрицательно. Также необходимо учитывать, что указанные осужденные получают улучшенное питание и иное материально-бытовое обеспечение как несовершеннолетние, т.е. уровень обеспечения намного лучше, чем в исправительных колониях, где они обязаны отбывать наказание. Таким образом, оставлять в ВК "взрослых" осужденных необходимо после тщательного отбора данной категории осужденных.
Остается достаточно высоким процент осужденных, которые до поступления в ВК нигде не работали и не учились. В 2006 г. - 5101 человек (36,8%), в первом полугодии 2007 г. - 4787 человек (38,6%). Эти данные свидетельствуют о высокой степени педагогической запущенности и низком образовательном, культурном и интеллектуальном уровне осужденных.
Растет доля лиц, склонных к групповым эксцессам. Если в 2004 г. их было 61 человек (0,24%), то в 2006 г. стало уже 114 человек (0,82%), а за первое полугодие 2007 г. их число составило 65 осужденных (0,52%). Это означает, что создаются условия (в том числе порой неосознанно и со стороны персонала) для вынашивания асоциальных замыслов в коллективе, т.е. различные нарушения, в том числе и злостные, отдельных лиц находят поддержку в группе.
Возросло количество осужденных, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ и токсикомании. В 2004 г. таких осужденных было 332 человека (2,2%), а в 2006 г. стало уже 457 человек (3,2%). Этот фон, безусловно, отягощает ситуацию.
Растет количество осужденных, имеющих психические отклонения. Так, в 2004 г. их было 3769 человек (25,1%), в 2006 г. - 3842 человека (27,7%). Приведенные данные показательны и требуют совершенствования психологического сопровождения осужденных в ВК.
Таким образом, ухудшение (усложнение) криминогенного состава несовершеннолетних осужденных, усиление их педагогической запущенности, увеличение количества больных (особенно наркоманов), а также подростков из социально-неблагополучной среды, активизация негативных качеств личности (жестокость, агрессивность, цинизм и т.д.) свидетельствуют о необходимости совершенствования проводимой в ВК воспитательной работы.
Воспитательная работа в ВК - составная часть единого учебно-воспитательного процесса, заключающаяся в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных, решении задач их исправления, формирования уважительного отношения к людям, обществу, труду, законам, правилам и традициям человеческого общежития, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной трудовой и правопослушной жизни после освобождения.
Организуя воспитательную работу с осужденными в ВК, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Во-первых, с точки зрения физиологии и психологии рассматриваемая категория осужденных самая неустойчивая в поведении, в выборе средств достижения намеченного, в отношениях с окружающими, в самоконтроле. Несовершеннолетним присуще обостренное чувство самоутверждения среди сверстников, преувеличение представления о своих возможностях. Данная категория осужденных характеризуется, как правило, тем, что у большинства из них снижен интерес к учебе и труду, не сформированы навыки и умения в учебной и трудовой деятельности, культурный, образовательный и интеллектуальный уровень весьма низкий, отсутствуют элементы нравственного общения.
Во-вторых, время осуждения несовершеннолетних совпало с важным периодом их жизни - формированием личности, социальным становлением. Воспитательные колонии для осужденных подростков, оказавшихся оторванными от важнейших институтов социализации на свободе (школа, семья, досуговые учреждения и др.), должны превращаться в подобный институт (как бы это парадоксально ни звучало) на то время, пока они находятся в местах лишения свободы.
В-третьих, в подростковом возрасте активно проходят процессы психофизиологического и физического развития организма. В этот период центральная нервная система человека отличается пластичностью и восприимчивостью. Поэтому в силу возрастных особенностей на несовершеннолетних осужденных более эффективное воздействие, по сравнению со взрослыми, оказывают воспитательные и психолого-педагогические методы.
На практике сложный и многоаспектный процесс воспитания зачастую понимают упрощенно, сводя всю работу к проведению отдельных мероприятий. Их избыток может формировать негативное отношение к самому воспитательному воздействию. Сложившиеся за многие годы формы воспитательной работы (массовые, групповые и индивидуальные) нуждаются в существенном видоизменении с точки зрения их организации и методов реализации. Многие формы организации массовых воспитательных мероприятий (лекции, читательские конференции, викторины, культурно-развлекательные программы и т.д.), особенно если они проводятся формально, для выполнения плана, в большинстве случаев не несут в себе нужного воспитательного заряда и не приносят желаемого эффекта. В связи с этим необходимо проводить предварительный мониторинг среди несовершеннолетних о целесообразности проведения того или иного мероприятия, осуществлять их тщательную подготовку.
Вместе с тем наибольший эффект следует ожидать от грамотно спланированной, умело проводимой индивидуальной воспитательной и социальной работы с каждым осужденным на основе данных его психодиагностики, выявленных проблем личности, рекомендаций психологов. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными должна проводиться адресно. Здесь требуется комплексный подход, означающий, что в работе с каждым осужденным участвуют все сотрудники ВК. В настоящее время возникает необходимость значительного увеличения проведения именно индивидуальной работы.
Следует поощрять стремления осужденных к повышению образовательного и интеллектуального уровня, обеспечивать им возможность заочного и дистанционного обучения в образовательных учреждениях, находящихся за пределами колонии. Требуется вовлекать творчески одаренных осужденных в работу художественной самодеятельности, кружков технического и прикладного творчества. При этом необходимо постоянно контролировать их работу, чтобы подобные мероприятия не превращались в "преступные сходки", и не допускать большого скопления осужденных на таких мероприятиях.
Следует постоянно привлекать осужденных к работам по благоустройству и озеленению территории ВК, уборке жилых, учебных и иных помещений. Целесообразно оборудовать на территории ВК уголки живой природы - цветники, парники, кролиководческое хозяйство или свиноферму (по возможности), за которыми закрепить ответственных по обслуживанию из числа осужденных. В жилых помещениях разместить аквариумы, уход за которыми также поручить осужденным. В зависимости от местных условий в каждой ВК можно найти и другие формы обеспечения полезной занятости осужденных.
Увеличение числа осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, сроков наказания, рост социальной и педагогической запущенности несовершеннолетних осужденных влекут за собой проблему "отвыкания" этих лиц от свободного общества. Поэтому для ВК особенно важно, организуя воспитательную работу с несовершеннолетними осужденными, расширять возможности их общения с родителями и родственниками, представителями общественности, церкви, органов власти, средств массовой информации.
Что касается общения осужденных с так называемой внешней средой, то возможности его реализации, даже предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (УИК РФ), на деле используются далеко не в полном объеме. Так, право осужденных на свидания с родственниками реализуется ими менее чем наполовину. И это не потому, что свидания им по каким-то причинам не предоставлялись. Основная причина - объективная: ВК в настоящее время имеются лишь в 53 субъектах РФ, и значительная часть осужденных отбывает наказание вдали от места постоянного проживания. Выбраться на свидание, учитывая огромные расстояния, высокие цены на билеты и затраты времени, родителям осужденных становится весьма проблематично (особенно это касается осужденных девочек - 3 ВК на всю Россию). В связи с этим в настоящее время прорабатывается вопрос о проведении эксперимента по организации краткосрочных свиданий осужденных девочек, отбывающих наказание в Рязанской ВК, с родственниками, проживающими в Москве, Нижегородской и Свердловской областях, с использованием интернет-ресурсов.
УИК РФ предусматривает в пределах воспитательной колонии установление различных условий отбывания наказания осужденным к лишению свободы, а именно обычных, облегченных, льготных и строгих. В зависимости от категории, к которой отнесен осужденный, к нему должны применяться соответствующие способы и приемы работы, подобранные в зависимости от педагогической целесообразности. Таким образом, закрепленную в законе дифференциацию условий отбывания наказания требуется наполнить педагогическим содержанием.
В отряде осужденных, находящихся в строгих условиях отбывания наказания, наряду с их изоляцией от остальных осужденных должно осуществляться углубленное изучение личности. В процессе работы с данной категорией осужденных рекомендуется сосредоточить внимание на вопросах правового воспитания, привлекая сотрудников службы режима и охраны, психологов ВК к проведению коррекции поведения осужденных.
Организуя воспитательную работу с осужденными, находящимися в строгих условиях отбывания наказания, необходимо учитывать объективно существующую тенденцию: чем жестче изоляция, тем более устойчивы элементы асоциальной субкультуры (жаргон, татуировки, стратификация осужденных и др.), которые в таких условиях имеют более яркое проявление. Поэтому нельзя допускать, чтобы физическая изоляция превращалась в духовную. Степень физической изоляции необходимо снижать до пределов разумной достаточности (в рамках закона, учитывая индивидуальные особенности личности), способной обеспечить реализацию целей наказания.
С осужденными, переведенными в льготные условия отбывания наказания, рекомендуется ориентировать воспитательную работу на решение вопросов подготовки их к освобождению из ВК.
Они могут проживать за пределами колонии без охраны, но под надзором администрации. Полусвободный режим пребывания осужденных позволяет разнообразить арсенал педагогических средств и приемов работы с данной категорией лиц. Например, можно трудоиспользовать этих осужденных на предприятиях, стройках, сельскохозяйственных объектах в районе расположения колонии.
Необходимо обратить внимание на то, чтобы бытовые условия у осужденных, находящихся в льготных условиях (специально организуемых отрядах) были лучше, чем у остальных осужденных.
Начальники отрядов, воспитатели, социальные работники и другие сотрудники ВК, работающие с данной категорией осужденных, должны в большей мере быть ориентированы на проведение социальной работы, и в первую очередь на решение проблем социальной адаптации этих лиц к условиям жизни на свободе.
Наиболее значительная часть осужденных находится в обычных условиях отбывания наказания, с ними должна проводиться воспитательная работа по подготовке "резерва" для перевода осужденных в облегченные условия отбывания наказания. Постоянно осуществляется контроль "группы риска" - кандидатов на перевод в строгие условия.
Приоритетными задачами, решаемыми с осужденными, находящимися в обычных условиях, являются следующие:
адаптация к условиям исправительного учреждения;
формирование среды осужденных на основе нравственных отношений;
привлечение к работе в самодеятельных организациях осужденных;
формирование правильного отношения к обучению и труду;
восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей осужденных с родственниками, учебными и трудовыми коллективами на свободе (в отдельных случаях);
формирование интереса к законопослушной жизни после освобождения.
Залог успеха воспитательной работы с осужденными видится в оказании им социальной помощи, обеспечении должных бытовых условий в период отбывания наказания, заблаговременное решение вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых из ВК. Все это имеет воспитывающее значение. В случае положительного решения перечисленных проблем у осужденных формируется перспектива на лучшее будущее, укрепляется вера в справедливость. И наоборот, невнимательное отношение сотрудников ВК к решению социальных проблем порождает у осужденных несовершеннолетних негативное отношение к воспитательной работе, неверие в возможность решения своих жизненно важных вопросов. Важно понять: своевременное решение социальных проблем связано с повышением эффективности воспитательной работы со всеми категориями осужденных в ВК.
Изменение характеристики несовершеннолетних осужденных в сторону увеличения уровня социальной, нравственной и педагогической запущенности требует высокой квалификации и методической подготовленности сотрудников, работающих в ВК. Они должны быть специалистами в области педагогики, психологии, права, знать социальную работу. Главное - видеть даже в самом сложном подростке личность, уметь находить те положительные стороны, опираясь на которые можно организовывать целенаправленную работу, приносящую положительные результаты и радость самому сотруднику. Для этого важно перестроить сознание сотрудников, направить его на то, чтобы видеть в ВК учреждение не только и не столько для исполнения уголовных наказаний подростков, сколько учреждение, выступающее в качестве учебно-воспитательного центра.