Мудрый Юрист

Пенитенциарная политика: система, элементы (1872 - 1917 гг.)

Алексеев В.И., кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ИГП ТюмГУ.

В статье анализируются иерархические, координационные связи пенитенциарной политики. Системный подход в исследовании позволил автору выяснить элементный состав пенитенциарной направленности и их применение в соответствии с моделью срочности наказаний.

Поэтому пенитенциарная политика как динамично развивающая система, являясь многофункциональной, предусматривает возможность соединения пенитенциарно однородных компонентов права в виде мер и средств исправительного воздействия. Реальное осуществление пенитенциарной политики связывается с теоретической моделью уточнения содержания уголовно-пенитенциарного права и реализацией исполнения закона. Практическая оптимизация внешнего воздействия на арестантов влияет на системное качество правопорядка. Кроме того, применение правового воздействия на осужденных, организация их содержания без административного произвола, исправление и перевоспитание - цели тюремной политики государства.

Пенитенциарная политика как целостное нормативное образование характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на отдельные составляющие компоненты. Тесная их взаимосвязь и взаимодействие обеспечивают системе наилучшие условия для существования и развития. Рассмотрение данной категории, несомненно, связано с принципами, а также общими дозволениями и запретами. С помощью компонента "правореализация" в пенитенциарной политике раскрывается динамика исправительно-трудовых отношений <1>.

<1> См.: Полищук Н.И. Юридические факты в исправительно-трудовом праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1995. С. 82 - 126.

П.И. Люблинский, характеризуя функциональный характер уголовно-пенитенциарного права, отмечает, что "в условиях уголовно-политического периода более целесообразной мерой воздействия является тюрьма, индивидуализация тюремного режима" <2>. Если же говорить о пенитенциарной политике в рамках теории управления местами лишения свободы, то она в пенитенциарном праве рассматривается как некая совокупность элементов, обладающая не только новыми качественными характеристиками, но и их взаимодействием. Ю.Ф. Соцкий пишет, что "объем режимных правоограничений в отношении различных категорий заключенных носит дифференцированный характер и зависит от объекта преступного посягательства" <3>.

<2> Люблинский П.И. Очерки уголовного суда и наказания современной Англии. СПб., 1911. С. 515.
<3> Соцкий Ю.Ф. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в дореволюционной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1998. С. 73.

Исходя из изложенного, можно утверждать, что между различными нормами и элементами права, определяющими наказание, и нормами права исправительного воздействия существуют разнообразные внутренние связи: субординационные (иерархические), координационные, корреляционные, информационные. Существующая упорядоченность норм и элементов права имеет разные направления в обеспечении правового регулирования, в свою очередь, можно говорить о разных системообразующих признаках, связях и отношениях.

Динамическая система, каковой является пенитенциарная политика как многоуровневый социальный феномен, предполагает исследование ее системности как по действующему законодательству в хронологических рамках исследования, так и в историко-генетическом контексте. Структурный принцип изучения пенитенциарной политики дает представление об определенной внутренней организации объекта, упорядоченности элементов целого. Отсюда вытекает вывод, что система влияния политики государства на институт пенитенциарно-педагогической деятельности через структуру уголовно-пенитенциарного законодательства, через нормы и институты права создает представление о целостной функционирующей системе.

Выдвижение задачи изучения системности, выявление ее качества и структурно-функциональных зависимостей объекта исследования предполагает раскрыть динамику элементного состава, состоящих из совокупности пенитенциарно однородных правовых норм. Обнаружение системообразующих связей между элементами позволяет раскрыть тенденции в эволюции развития пенитенциарной политики, совершенствовании института лишения свободы. Так, например, ст. 5 Закона от 11 декабря 1879 г. осужденных к краткосрочному заключению устанавливает содержать в одиночном заключении, при этом они обязательно занимаются в кельях работами <4>. Необходимо отметить, что арестантский труд тесно связан с решением исполнения наказания (ст. 286 Уст. ссыл.).

<4> См.: Тюремный вестник. 1914. N 2. С. 291.

В изложенных нормах права, которые одновременно являются элементами структуры, можно говорить не только об их взаимосвязанности, но и о связи с другими нормами права охраны и надзора, которые в совокупности с разных сторон характеризуют применение труда. Применение обязательного принудительного труда дает качественную характеристику системе, имеющей пенитенциарный характер. Законодатель именно это имел в виду, когда к обязательности труда подключал и режим исполнения наказания. В этой связи структурный метод "отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств" <5>.

<5> Денисов Ю.А., Спиридонов Л.И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987. С. 59.

Закон от 11 декабря 1879 г., во-первых, соединил функции карательного и исправительных принципов исполнения наказания, что получает свое развитие в системе срочности наказания. Во-вторых, системность пенитенциарного воздействия на арестантов получает свое развитие в форме убеждения и принуждения в правообеспечительной функции исправительного учреждения. В-третьих, суду в определении мер карательного воздействия дается известная самостоятельность.

В Законе установлена элементная новизна. Значение Закона состоит не только в его инновационном характере и обеспечении регулятивной роли исполнения наказания. В нем установлены правовые связи и отношения между субъектами и объектами, благодаря чему они обретают новое качество - системное.

Таким образом, уголовно-пенитенциарное право в эволюции своего развития располагало нормами права как карательного, так и исправительного характера. Исправительные учреждения обладают комплексным пенитенциарным воздействием на арестантов. С середины XIX в. возникает идея гуманизации исполнения наказания, получившая достаточно широкое распространение в европейских тюремных системах. "Попечение об арестантах", "справедливость", "общественное благо" как необходимые составляющие пенитенциарной политики есть средства для осуществления восстановления нравственных качеств осужденного, которые легли в основу их ресоциализации.

Юридическая конструкция, в которой выражена тесная связь установленного наказания в виде краткосрочного заключения с мерами пенитенциарного воздействия, показывает высокий уровень технико-юридического выражения воли законодателя, отражающей характер связи между нормами права. Выделение исправительных учреждений по срочности заключения дает пример влияния западных идей на формирование стратегии пенитенциарной политики в России. Общей закономерностью устройства тюремной системы в странах Западной Европы является тот факт, что тюрьмы классифицировались на тюрьмы для тяжких преступников и тюрьмы для исправимых. Иными словами, складывается новая система исправительных учреждений, в которой институт пенитенциарно-педагогического воздействия занимает приоритетное направление в пенитенциарной политике. Идеи общественного блага, правосудия, попечительства над арестантами, выдвинутые правительственными комиссиями по преобразованию тюремной системы, в их совокупности приобретают системный характер, способствуют проведению эффективной пенитенциарной политики. Одними "силовыми" средствами, как было прежде, задачи исправления арестантов не решить.

Тюремное законодательство как важнейший компонент пенитенциарной политики имеет свою внутреннюю форму, выраженную через структуру. В ней раскрыт "способ организации, определенная упорядоченность частей целого" <6>. "Совокупность карательных мер... Кодекса, в их соотношении друг с другом называется лестницей наказания" <7>. Кроме того, совокупность исправительных мер, выраженных через пенитенциарную тематику, говорит о наличии в законе института пенитенциарно-педагогической деятельности.

<6> Керимов Д.А. Методология права. М., 2001. С. 357.
<7> Познышев С.В. Учебник уголовного права. Очерк основных начал Общей и Особенной частей науки уголовного права. Общая часть. М.: Юриздат Наркомюста, 1923. С. 207.

В лестнице наказания помимо института исправительных наказаний огромную роль играет институт уголовных наказаний. В нем элементный состав обладает как карательными целями наказания, так и воспитательными. Нравственный элемент в соединении с карательным в законодательстве становится доминирующим не только в исполнении исправительных наказаний, но и уголовных. Так, например, по мнению Министра юстиции, каторга как вид уголовного наказания должна преследовать две цели: 1) устрашение, требующее особой суровости воздействия на преступника; 2) исправление преступника, приобретающее все большее значение <8>.

<8> РГИА. Ф. 565. Оп. 8. Д. 29852. Л. 52 об.

В связи с этим получает развитие идея интенсивности пенитенциарного воздействия на арестантов. Тем самым закон закладывает основы для индивидуализации наказания. Тесная связь пенитенциарно однородных норм и элементов права придают системе устойчивость. Практика порождения свойств целого, каковым является объект исследования, из свойств элементов - важная часть исследования. Для осуществления пенитенциарной политики нормы права являются универсальными проводниками воли государства в карательно-воспитательном процессе.

В пенитенциарной политике существенно меняется исполнение наказания в виде каторги. Во-первых, отменяется ссылка на поселение в Сибирь, но сохраняется каторжное заключение. Во-вторых, элемент исправительный в структуре законодательства установлен в виде строго проводимой системы прогрессивного улучшения положения осужденного в соответствии с его поведением и усердием к труду. В этом смысле нормы права являются необходимым фактором системообразующих связей и условием формирования нового элементного состава.

Из всего многообразия элементов системы, объединенных структурой, для нас важнейшими являются те из них, которые в процессе исполнения наказания ведут к цели ресоциализации арестантов. Лишь однородно пенитенциарный характер правовых норм, находясь в диалектическом единстве, в соединенном состоянии дает возможность понять объективную природу их возникновения, исходя из конкретно-исторического подхода изучения эволюционной природы российского законодательства.

Системно-структурный анализ исполнения уголовного наказания с мерами пенитенциарного воздействия на осужденных показал, что исправительные учреждения, устроенные по принципу "срочности", становятся инструментом моделирования попечения об арестантах, пенитенциарного воздействия на регулируемые отношения. Аппарат является условием успешного функционирования тюрьмы, успешного решения задачи ресоциализации арестантов. При этом местные органы тюремного управления являются самостоятельными структурными подразделениями Министерства юстиции, обеспечивающими организацию исполнения законодательства. Передача тюрем в ведение Министерства юстиции с 1895 г., как указано в Законе, с теоретической точки зрения шаг вперед в вопросе постановки тюремного дела вообще. Сфера применения наказания к преступнику связана с административным органом, а назначаемое наказание - с судом. Исследование ведущей функции пенитенциарного воздействия как элемента системы неизбежно связано с целенаправленным влиянием управления. Представление о системности пенитенциарной политики - это представление о совокупности элементов "срочности" наказания и его взаимодействие с социальным содержанием управления. Закон от 15 июня 1887 г. "Об устройстве управления отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи" предъявляет повышенные требования к профессиональным качествам тюремной администрации в улучшении организации и совершенствовании пенитенциарно-педагогической деятельности в местах лишения свободы.

Уголовно-политический период в истории пенитенциарной политики в своей сущности дал программу пенитенциарного воздействия на заключенных, реализация которой полностью ложится на систему исправительных учреждений, на основании тюремного законодательства и в соответствии с принципами пенитенциарной науки. Через иерархическую связь элементов структуры можно проследить, как меняется пенитенциарная политика. Стратегия ее формирования в уголовно-политический период состояла в нормативном закреплении "экономии" использования карательных средств и расширении правовых возможностей для стимулирования правомерного поведения заключенных. Именно такое понимание конкретных свойств элемента системы в виде правовых норм объясняет "не только формальную "законность" нормы и не только ее объективное содержание, но и ее объективное назначение" <9>. Элементный состав в рамках внутренней организации пенитенциарной политики создает реальную правовую структуру, элементы которой соединены между собой иерархическими связями.

<9> Ильин И.А. Философия права. Нравственная философия. Т. 1. М., 1993. С. 296.

Осуществление приоритетных направлений пенитенциарной политики обнаруживает взаимозависимость элементного состава в системе таким образом, что изменение одного элемента влияет на изменение других. Так, например, установление строгого тюремного режима, назначение обязательного арестантского труда предполагает осуществление централизованного специфического государственного управления. В первую очередь в пенитенциарной политике эволюционирует пенитенциарная деятельность в местах лишения свободы от отдельных норм и элементов права до образования института уголовных и исправительных наказаний с мерами пенитенциарного воздействия на арестантов.

Таким образом, исследование уголовно-политического периода пенитенциарной политики показывает, что структура законодательства дополняется новыми нормами права, характер которых обеспечивает единство наказания с мерами исправительно-трудового воздействия. Это, в свою очередь, обеспечивает условия для формирования целесообразного элементного состава пенитенциарного направления. В статическом аспекте совокупная структура пенитенциарной политики формируется определенными структурными уровнями. В результате формируется новый элементный состав с устойчивыми внутренними системообразующими связями. Таким стал институт пенитенциарно-педагогической деятельности. Пенитенциарно-педагогическая тематика исполнения наказания предполагает исправительное воздействие на арестантов и достижение целей уголовного наказания.

Образование целостности объекта исследования как интегративное целое, основанное на иерархичности системообразующих связей, дополняется координационными (горизонтальными), "благодаря чему всему правовому имманентно присуща внутренняя согласованность" <10>. С точки зрения успешного осуществления пенитенциарной политики согласованность и связь функций компонентов имеет значение как для устройства тюремной системы на принципах пенитенциарной науки, так и для исправительно-трудового воздействия на осужденных. Так, предшествующий период пенитенциарной политики - филантропический - "сворачивает" свои полномочия, в нем существенным являлось не исправление арестанта, а "улучшение его участи".

<10> Байтин М.И. Сущность права. М., 2005. С. 199.

Пенитенциарная политика уголовно-политического периода состояла в соединении функций карательного и исправительного принципов исполнения наказания. Во-первых, карательный элемент с точки зрения наказания получает свое развитие в системе срочности наказания; во-вторых, в уголовно-процессуальном производстве происходят изменения, суду в определении мер карательного воздействия дается известная самостоятельность. В-третьих, системность пенитенциарного воздействия на арестантов получает свое развитие в форме убеждения и принуждения, в правообеспечительной функции исправительного учреждения. Следовательно, "если поэлементно разложить содержание норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, вычленив в них собственно карательный элемент... то в итоге может оказаться, что эта политика является чрезмерно жесткой, умеренной, либеральной, чрезмерно либеральной" <11>.

<11> Зубков А.И., Зубкова В.И. Формирование политики России в сфере борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями на современном этапе // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации. Тезисы Международной научно-практической конференции. Вологда, 14 - 15 декабря 2006 г. С. 19.

В связи с изложенным теоретические представления о пенитенциарных возможностях пенитенциарной политики складываются из субъективных суждений законодателя о ее реализации как в прошлом, так и по действующему законодательству. Новый уголовно-политический период тюремной политики имеет исключительную особенность - не улучшение участи арестантов, а гуманизацию исполнения наказания. Необходимо отметить, что связь координации компонентов, во-первых, выходит за рамки иерархических связей элементов права, а во-вторых, структура объекта исследования расширяется за счет пенитенциарно согласованных функций ранее названных компонентов.

Нормативный аспект пенитенциарной политики дает представление об определенной ее внутренней организации, упорядоченности элементов целого. Отсюда вытекает вывод, что система влияния пенитенциарной политики государства на институт пенитенциарно-педагогической деятельности через нормы и институты права создает методологические возможности формирования целостной функционирующей системы. Нормативное регулирование, таким образом, моделирует желательное поведение арестантов с точки зрения предусматриваемого вида наказания и его исполнения, дает представление о правоотношении субъектов права по поводу его реализации, об определенной внутренней логической организации государственного принуждения.

Именно внутренне организованная структура пенитенциарной политики образуется, как сказано выше, из иерархической связи норм, элементов, институтов права и компонентного состава. При этом используемый "системный подход в исследовании позволяет обнаружить внутренний механизм не только действия отдельных его компонентов, но и их взаимодействие на различных уровнях" <12>. Осуществление пенитенциарной политики состоит в тесном единстве связи уголовного права с мерами пенитенциарного воздействия, в том числе с судом, правоохранительными органами, с законодательными учреждениями. Их взаимодействие, как правило, переносится на пенитенциарное воздействие заключенных, усиливая тем самым воспитательный потенциал наказания в том числе угрозой применения административно-правовых мер к арестантам, нарушающим тюремную дисциплину.

<12> Керимов Д.А. Указ. соч. С. 243.

Суд в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления, личности преступника индивидуально каждому избирает вид уголовного наказания, срок наказания. Он тем самым классифицирует осужденных в зависимости от назначенного им режима исполнения наказания, к которым в период отбывания наказания должны применяться одинаковые правоограничения <13>.

<13> См.: Перков И.М. Соотношение материальных и процессуальных норм исправительно-трудового права в теории и практике исполнения уголовных наказаний: Учеб. пособие. М., 1980. С. 39.

Государственный совет в связи с отменой телесных наказаний и проведения тюремной реформы выдвинул идею формирования новой концепции пенитенциарной политики, в которой приоритетными стали исправительные наказания (тюремное заключение, арест) с предоставлением права самостоятельности суду. Судебное нормотворчество в новых исторических условиях в пореформенный период представляет своеобразную форму признания сложившихся правоотношений, которые берутся под защиту государства путем вынесения решений по аналогичным делам. "Суд в таком случае по важности вины... приговаривает подсудимого, признанного виновным, к высшей или низшей определяемой в законе или же к средней мере наказания" (ст. 148 Ул. нак. 1885 г.) <14>. Кроме того, в соответствии с законом - Уголовным уложением 1903 г. - суду предоставляется право приговорить к тюремному заключению, исправительному дому, самостоятельно определить одиночное заключение от трех до шести месяцев <15>. Такое право суда либо повышает, либо снижает кару заключения и облегчает постепенность перехода к каторге <16>, ибо чрезмерный характер суда с точки зрения нарушения меры должного неизбежного подрывает авторитет закона, снижает эффективность проводимой пенитенциарной политики.

<14> См.: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных // Свод законов Российской империи. Т. XV. СПб., 1885. С. 15.
<15> См.: Уголовное уложение 1903 года // Российское законодательство X - XX веков. Т. IX. М., 1994. С. 278.
<16> ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 176. Л. 105 об.

Рассматривая сущность и содержание основных направлений пенитенциарной политики, необходимо остановить внимание на более расширительном ее толковании с точки зрения большего объема обеспечения связи координации названных компонентов. Необходимыми факторами системообразования являются пенитенциарно однородные компоненты, с которыми связаны нормы и принципы права. В первую очередь нас интересует нормативный аспект уголовного, административного, гражданского права и их взаимодействие с пенитенциарным правом. С точки зрения тесного взаимодействия компонентов пенитенциарной политики уголовно-пенитенциарное право является комплексным правом, эффективность которого обеспечивается единством их функций в интересах ресоциализации арестантов.

Системообразующие связи координации элементов в формировании целостности пенитенциарной политики как объекта исследования обеспечивают тесное взаимодействие деятельности прокурорского надзора и управленческих функций в местах лишения свободы <17>. При этом следует отметить, что однородно пенитенциарный характер связанных между собой элементов обладает специфическими системными признаками. Именно "верховный надзор над всеми прокурорами" <18>, который был возложен на Министра юстиции, обеспечил качество связи прокурорского надзора регионального уровня с губернской тюремной инспекцией.

<17> См.: Алексеев В.И. Участие прокурорского надзора в местном тюремном управлении в пореформенный период (1879 - 1917 гг.) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. N 1. С. 20.
<18> Селиверстов Т.А. Судебная власть и прокурорский надзор России в конце XIX - начале XX в. (уголовно-процессуальный аспект) // История государства и права. 2004. N 2. С. 34.

Особенность связи координации мер пенитенциарного воздействия на арестантов с уголовным правом состоит в том, что первое, взаимодействуя со вторым, осуществляется в соответствии с нормами права. На взаимосвязь уголовного наказания, его целей и средств их достижения с мерами пенитенциарного воздействия в местах лишения свободы указывают многие исследователи, и его результативность зависит от эффективности организационно-управленческой деятельности.

Исполнение наказания тесно связано с административно-правовой тематикой в местах лишения свободы и с уголовным правом. Как и уголовное право, административное право выполняет охранительную функцию. Устав о содержащихся под стражей устанавливает меры административного воздействия за дисциплинарные проступки. В целом такое взаимодействие норм права различных институтов распространяется на всех участников правоотношений и индивидуально в отношении каждого арестанта. С одной стороны, угрозой режимных требований реализуются карательные правоограничения, а с другой - обеспечивается разноплановое позитивное воздействие, в котором труд, нравственное воспитание не являются мерами, отягчающими правовое положение арестанта. Отличие связи координации норм и элементов названных компонентов от иерархических связей нормативного регулирования состоит в комплексном пенитенциарном воздействии на арестантов. Так, например, ссыльный за государственное преступление имел право свободного передвижения, но с большими ограничениями по сравнению с другими категориями ссыльных <19>. Следовательно, к указанным правоограничениям института лишения свободы присоединяются гражданско-правовые правоограничения при реализации пенитенциарной политики.

<19> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 127. Д. 7733(3). Л. 123.

Интеграция функций исправительного заключения, установленных в нормах права, проявляется в том, что арестант психологически адаптируется к непрерывному регулятивному воздействию со стороны тюремной администрации. Правовое регулирование в значительной степени направлено на устранение негативных проявлений обособления личности. В местах лишения свободы исполняющими наказания эта работа необходима для дифференциации мер исправительно-трудового воздействия и воспитания, применяемых к осужденному в интересах наиболее эффективной работы по его исправлению и для предупреждения преступления. Такая пенитенциарная деятельность, несомненно, имеет свои психологические закономерности, которые создают возможность обеспечения нейтрализации осужденных, используя интенсивно регулятивный и правоохранительный потенциал закона. При правовом регулировании реализуются его правоохранительная функция, действуют санкции, обеспечивающие предупреждение и преодоление возможных отклонений от правовых предписаний.

Существенную роль во внутренней структуре объекта исследования, ее целостности играют информационно-коммуникативные связи. Функция связи "как информационная способность юридических норм является одним из... факторов, позволяющих относить право к элементам духовной культуры общества" <20>. Правовая информация, содержащаяся важнейшие направления пенитенциарной политики, - это информация государства о содержании норм уголовно-пенитенциарного права, функционировании других правоохранительных и судебных органов.

<20> Нормы советского права. Саратов, 1987. С. 219.

В структурно-понятийном ряду основных правовых категорий пенитенциарной политики содержится информация не только о мерах наказания, но и о мерах пенитенциарного воздействия, во взаимодействии которых конкретизируется режим исполнения наказания, обеспечивающих исправление арестантов. Тюремный режим в эволюции становления института лишения свободы на этапе уголовно-политического периода пенитенциарной политики обладает новым качеством, прежде всего гуманизацией исполнения наказания.

Таким образом, в настоящей части работы предпринимается попытка выявления внутренних системообразующих связей при исследовании пенитенциарной политики. Ее интегративные качества зависят не только от иерархических связей объекта исследования, но и от связи координации, связи управления и информационно-коммуникативных связей. Актуализация системного исследования обусловлена практической необходимостью координации всех пенитенциарно однородных компонентов пенитенциарной политики, связанных с правовым воздействием на заключенных. Связи координации обеспечивают функционирование и совершенствование пенитенциарной политики. Историко-генетический подход в исследовании пенитенциарной политики, ее внутренней организации предполагает установление способов взаимодействия с институтом лишения свободы, выступает критерием ее интеграции.