Мудрый Юрист

Новые усилия международного сообщества в борьбе с работорговлей

А.А. Ковалев, доктор юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России.

Как социальное явление рабство и работорговля насчитывают не одно тысячелетие. Распад рабовладельческой общественно-экономической формации не означал упразднение рабства, сохранял его существование в модифицированном виде. Одной из форм рабства является работорговля, расцвет которой наблюдался в XVIII в. В частности, чернокожие жители Африки явились источником дешевой рабочей силы для колонизации Северной Америки <1>.

<1> Подробнее см.: Блищенко И.П., Жданов Н.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М., 1984. С. 52.

Впервые на недопустимость торговли чернокожими африканцами на международном уровне указала специальная декларация Венского конгресса, подписанная 27 января 1815 г. Государства-участники этого конгресса объявили о неотложной необходимости скорейшего прекращения такой торговли, но не указали средств для достижения этой цели.

Следующий шаг в данном направлении был сделан Аахенским конгрессом 1818 г., на котором торговля рабами из Африки не только запрещалась, но и объявлялась преступной.

Первые практические меры по борьбе с этим преступлением были приняты Лондонским договором, заключенным 20 декабря 1841 г. между Англией, Францией, Россией, Австрией и Пруссией. В соответствии с названным договором работорговля приравнивалась к уже наказуемому в то время пиратству.

В 1885 году был принят Генеральный акт Берлинской конференции, устанавливающий запрещение работорговли международным правом и использование территории бассейна р. Конго в качестве рынка чернокожих рабов.

В 1890 году Брюссельская конференция попыталась выработать международную систему мер к действительному уничтожению работорговли в Африке. В частности, Генеральный акт этой конференции обязывал государства-участников принять следующие меры: устройство укрепленных станций, прокладка железных и других дорог, устройство пароходных рейсов и телеграфных линий, ограничение ввоза оружия и боеприпасов на территорию африканского материка, охрана караванов, побережья и высот, создание летучих отрядов для защиты туземцев, содействие миссиям и научным экспедициям, принятие всех беглых рабов на суда и станции договаривающихся государств и дарование им свободы <2>.

<2> Подробнее см.: Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972. С. 271.

Вместе с тем все названные ранее акты хотя и были направлены против работорговли, однако не отменяли ее как таковую. Только Сен-Жерменский договор 1919 г. обязывал договаривающиеся государства сотрудничать между собой для полного уничтожения рабства и работорговли <3>.

<3> См.: Лукашук И.И., Наумов А.Н. Международное уголовное право. М., 1999. С. 153 - 154.

В этот же период стали приниматься международно-правовые акты в сфере пресечения торговли женщинами и детьми для занятия проституцией. Первым многосторонним актом в этой области стало Соглашение о конкретных мерах, применяемых государствами для борьбы с торговлей женщинами 1904 г., послужившее основой для разработки Международной конвенции о пресечении торговли женщинами 1910 г. <4>. В развитие положений Конвенции 1910 г. в рамках Лиги Наций была заключена Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г., устанавливающая обязанность государств-участников привлекать к уголовной ответственности лиц, которые вовлекают женщин в занятие проституцией, а также торгуют женщинами и детьми.

<4> Галенская Л.Н. Указ. соч. С. 19.

Следующим принципиально важным событием в борьбе с торговлей людьми стало подписание под эгидой Лиги Наций Конвенции о рабстве, в соответствии с которой государства-участники приняли решение предупреждать и подавлять работорговлю, а также осуществить постепенно, но как можно скорее полную отмену рабства во всех его проявлениях.

Принятие в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека значительно активизировало борьбу с торговлей людьми. В развитие положений этой Декларации был принят ряд международно-правовых актов, направленных на борьбу с торговлей людьми во всех его формах. В частности, были приняты:

Несмотря на принятие за последние 150 лет многочисленных юридически обязывающих международно-правовых актов, торговля людьми, являющаяся одним из самых тяжких преступлений международного характера <5>, до сих пор, к сожалению, не искоренена.

<5> Указание на международный характер таких преступлений содержится в ст. 6 Устава Нюрнбергского международного военного трибунала.

Торговля людьми как одно из проявлений транснациональной организованной преступной деятельности, ориентированное на незаконное получение прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды, осуществляется в двух основных направлениях:

По данным, представленным в Отчете о торговле людьми Государственного департамента США, каждый год в мире через международные границы перевозятся от 600 тыс. до 800 тыс. человек, являющихся объектами торговли людьми <6>. Точное число людей, которые ежегодно становятся жертвами торговли людьми в мире вообще и в Европе в частности, узнать невозможно. Как признает Европол, "суммарное количество жертв незаконной торговли в Европейском союзе остается неизвестным, и доступными являются только оценки этого. Ясно только то, что реальное число жертв намного превышает официальную статистику, полученную из исследованных случаев в государствах-членах" <7>.

<6> See: United States Department of State (2004). Trafficking of Persons Report. Washington.
<7> http://www.state-gov/documents/organization/3364.pdf

Торговля людьми является не только одним из грубейших нарушений прав человека, но также одним из самых прибыльных видов организованной преступной деятельности, занимающей третье место среди преступных видов деятельности после торговли оружием и наркотиками. Ее распространению способствует благосостояние стран назначения, с одной стороны, и тяжелое экономическое положение стран происхождения - с другой, причем в последних благоприятную почву для торговли людьми создают нищета и недостаток информации о реалиях и рисках, связанных с ней.

В последние годы заметно расширилась торговля людьми с целью обеспечения сексуальных услуг. В 70 - 80 гг. прошлого столетия люди, незаконно ввозимые в качестве товара в Западную Европу, были главным образом женщинами из Латинской Америки и Азии. Падение Берлинской стены в начале 1990-х гг. открыло "восточные маршруты": в результате женщины из Центральной и Восточной Европы заменили латиноамериканок и азиаток на рынке сексуальных рабынь Западной Европы <8>. Согласно данным того же Европола, страны Восточной Европы, в особенности Молдова, Украина, Болгария, Польша, Румыния, Россия, страны Балтии и Албания стали главным источником жертв торговли людьми, поставляемыми в государства-члены Европейского союза <9>.

<8> Kartuusch A. Reference Guide for Anti-Trafficking Legislative Review. Vienna, Ludvig Boltzmann Institute of Human Rights, September 2001.
<9> Trafficking of Human Beings: A EUROPOL Perspective. The Hague. 2004.

Исключительно серьезной проблемой торговля людьми стала для Европы. По заявлению Генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса, "ежегодно в Европе продают более 600000 чел., ставших жертвами международных преступников. Более 80% этих жертв - девочки и женщины и 70% из них оказываются в ситуации сексуальной эксплуатации. Других продают для принудительных работ, нелегального усыновления или трансплантации органов" <10>.

<10> http://www.migration.org.ua/index.php?Module=page&pid=818&SSID=7

Чтобы положить конец такому печальному положению дел, Совет Европы в 2005 г. разработал принципиально новый международно-правовой документ, направленный на усиление международного сотрудничества, предотвращение случаев торговли людьми, преследование в уголовном порядке виновных, оказание помощи жертвам и создание механизмов по контролю за выполнением обязательств, принятых государствами, подписавшими и ратифицировавшими Конвенцию. Этот документ, полное название которого - Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 г. (далее - Конвенция), вступил в силу 1 февраля 2008 г., после его ратификации 10 государствами (Австрия, Албания, Болгария, Хорватия, Кипр, Дания, Грузия, Молдова, Румыния и Словакия).

Конвенция, которую по состоянию на 1 марта 2008 г. ратифицировали 14 государств, открыта также и для неевропейских государств, поскольку в деле сотрудничества в области борьбы с торговлей людьми необходимо учитывать наличие разветвленных сетей международных преступных связей в странах, в которых людей похищают, через которые перевозят и в которые их поставляют. Максимально возможное участие государств всех регионов мира в этой Конвенции создает возможность решения проблемы торговли людьми в мировом масштабе.

Целями Конвенции в соответствии со ст. 1 являются:

В Конвенции, на наш взгляд, хорошо разработаны определения, важные для ее применения (ст. 3).

Так, само понятие "торговля людьми" означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает как минимум эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. При этом Конвенция предусматривает, что согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию, о которой говорится в определении "торговля людьми", не принимается во внимание, если было использовано любое из средств воздействия, указанных в определении. Вербовка же, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка, т.е. лица, не достигшего 18-летнего возраста, для целей эксплуатации считаются торговлей людьми даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из средств воздействия.

Определение понятия "рабство", которое используется в рассматриваемой Конвенции, содержится, как известно, в ст. 1 Конвенции относительно рабства от 25 сентября 1926 г. "Рабство" есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них. Торговля невольниками включает всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников.

Большое внимание в Конвенции уделено вопросам предупреждения торговли людьми (ст. 5). Превентивные меры в странах происхождения потенциальных жертв включают осуществление обучающих программ, а также действия, направленные на повышение информированности общественности об уловках и манипуляциях, к которым преступники прибегают в поисках будущих жертв (п. 2 ст. 5). В практическом смысле это означает, что, несмотря на правовой статус проституции в той или иной стране, власти государства должны привлекать к уголовной ответственности лиц, осознающих, что они платят за сексуальный контакт с жертвой торговли людьми.

Конвенция (ст. 6) предусматривает целый комплекс мер, направленных на противодействие спроса на людей, особенно на женщин и детей. К таким мерам относятся прежде всего законодательные, административные, образовательные, социальные, культурные меры. Большую роль в этом отношении Конвенция отводит школьным просветительским программам в отношении детей с особым упором на недопустимость и пагубные последствия дискриминации по признаку пола, а также достоинство и неприкосновенность каждого человека.

К мерам противодействия торговли людьми Конвенция относит также усиление мер пограничного контроля (ст. 7) и обеспечение защищенности и надежности документов на въезд/выезд (ст. 8), а также предупреждение их незаконного изготовления и выдачи (ст. 9). Понятно, что все эти превентивные меры для противодействия торговле людьми должны быть приняты государствами-участниками Конвенции в соответствии со своим внутренним правом.

Довольно обширная глава III Конвенции посвящена мерам по защите и соблюдению прав жертв торговли людьми. Прежде всего, Конвенция предусматривает механизм выявления жертв. Для этого государства-участники Конвенции взяли на себя обязательство укомплектовать штаты компетентных органов сотрудниками, прошедшими необходимую подготовку в деле предотвращения торговли людьми, принять необходимые законодательные меры, направленные на выявление жертв (ст. 10). В случаях, когда установлено, что несопровождаемый взрослым ребенок является жертвой, государства-участники должны принимать незамедлительные меры для обеспечения его законного представительства путем учреждения над ним опеки или через посредство организации или органа, уполномоченного действовать, исходя из высших интересов ребенка.

Статья 12 Конвенции предусматривает принятие государствами-участниками на законодательном уровне мер, требуемых для оказания физической, психологической помощи и социологической реабилитации жертвам торговли людьми. Такая помощь должна включать как минимум:

При этом государства-участники Конвенции согласились принимать необходимые законодательные или другие меры, которые могут потребоваться для обеспечения того, чтобы оказание помощи жертве не было обусловлено ее готовностью выступать в роли свидетеля (п. 6 ст. 12).

Конвенция предусматривает для жертв торговли людьми 30-дневный период для восстановления и размышления с возможностью получения временного вида на жительство вне зависимости от решения жертвы сотрудничать с правоохранительными органами (ст. 13). В течение этого периода жертвы торговли людьми имеют право на вышеуказанную помощь.

Помимо указанных в ст. 12 Конвенции видов помощи жертвам торговли людьми, Конвенция предусматривает также выдачу жертве возобновляемого вида на жительство (ст. 14), а также компенсацию и правовую помощь (ст. 15). Возобновляемый вид на жительство выдается жертвам в обоих либо одном из следующих случаев:

а) когда, по мнению компетентного органа власти, их пребывание необходимо ввиду их личного положения;

б) когда, по мнению компетентного органа власти, их пребывание необходимо в связи с осуществлением ими сотрудничества с компетентными органами в целях ведения расследования или уголовного судопроизводства.

Что касается компенсации жертвам, Конвенция обязывает государства-участники принимать законодательные меры, направленные на компенсацию жертвам, в частности учреждать компенсационный фонд, принимать специальные программы помощи жертвам торговли людьми (ст. 15).

В Конвенции детально сформулированы вопросы, касающиеся репатриации и возвращения в свои страны жертв торговли людьми (ст. 16). Государство, гражданином которого является жертва, обязано без "необоснованных или неразумных" задержек содействовать его возвращению. При этом должны быть обеспечены права, безопасность и достоинство такого лица. В целях содействия возвращению жертвы, которая не имеет надлежащих документов, государство, гражданином которого является жертва, по просьбе государства, в которое была вывезена жертва, может выдать документы, необходимые для возвращения на территорию своего государства.

Жертвы из числа детей не подлежат репатриации в государство, если есть сведения о том, что такое возвращение не отвечало бы интересам ребенка.

Глава IV Конвенции посвящена материальному уголовному праву и касается криминализации торговли людьми. Интересным представляется ст. 19 этой главы, которая предусматривает принятие государствами - участниками Конвенции законодательства, признающего в качестве уголовно - наказуемого деяния пользование услугами лица, заведомо являющегося жертвой торговли людьми. Иными словами, государства - участники Конвенции берут на себя обязательство преследовать тех, кто оплачивает сексуальные услуги, заведомо зная, что оказывающий такие услуги - жертва торговли людьми.

Конвенция содержит еще ряд важных разделов: "Международное сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом"; "Механизмы контроля"; "Связь с другими международными инструментами". Не останавливаясь на рассмотрении этих разделов, следует подчеркнуть, что рассмотренная Конвенция о противодействии торговле людьми является юридически обязывающим международно-правовым документом, призванным защитить физических лиц, которые стали жертвами торговцев, безотносительно к форме эксплуатации, а также гарантировать защиту прав потерпевших.

Не менее остро стоит проблема работорговли в России. По данным Следственного комитета МВД, число выявленных фактов торговли людьми за последние 3 года возросло более чем в 6 раз. Жертвами современного рабства становятся люди всех возрастов - от новорожденных до пожилых людей, любой гражданской принадлежности, будь то россияне или мигранты из стран СНГ, Юго-Восточной Азии, других регионов <11>. Законодательство России, направленное на искоренение такого позорного для XXI в. явления, каким является работорговля, требует совершенствования. Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" УК был дополнен ст. 127.1 "Торговля людьми" и ст. 127.2 "Использование рабского труда". Этот шаг законодателя является лишь частичной реализацией международных обязательств России в области искоренения работорговли. Полная их реализация в данной сфере предполагает, на наш взгляд, установление в УК РФ еще и самостоятельной ответственности за рабство и работорговлю. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о присоединении Российской Федерации к Конвенции о противодействии торговле людьми, что позволит повысить эффективность мер по пресечению торговли людьми в нашей стране и преследованию виновных в этой преступной деятельности.

<11> Российская газета. 2008. 10 янв.