Мудрый Юрист

Нацпроект "здоровье": итоги реализации

"Медицинский вестник", 2007, N 38-39

Текущий год стал вторым годом реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, направленного на улучшение оказания первичной медико-санитарной помощи населению Российской Федерации. Проанализировав итоги работы за 10 месяцев 2007 г., можно отметить очевидные успехи, выявить имевшие место проблемы и наметить пути их дальнейшего решения.

Наиболее важным этапом консолидированной деятельности федеральных органов исполнительной власти стало формирование нормативной правовой базы, регламентирующей процедуры реализации отдельных направлений национального проекта "Здоровье". За отчетный период подготовлено более 20 документов, определяющих порядок финансирования и использования денежных средств, предусмотренных на указанные мероприятия.

Финансирование проекта осуществляется строго в соответствии с Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", которым предусматривается направление средств в объеме 38,8 млрд. руб. через систему обязательного медицинского страхования на дополнительные денежные выплаты медицинским работникам первичного звена, проведение дополнительной диспансеризации, дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной работающим гражданам, и на оплату родовых сертификатов. В 2008 г. данная сумма возрастет до 43,4 млрд. руб.

Одним из важнейших направлений национального проекта является финансовое обеспечение дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звена. Основанием для реализации указанного приоритета стало Постановление Правительства Российской Федерации N 825 от 28.12.2006 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2007 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации) государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи".

На реализацию этого направления выделено 17,3 млрд. руб. Федеральным фондом ОМС ежемесячно в соответствии с заявками территориальных фондов ОМС перечисляются субвенции в субъекты Российской Федерации, которые начисляются на денежные выплаты медицинским работникам в зависимости от отработанного времени.

Успех реализации направления подтверждается данными об увеличении численности медицинских работников участковой службы. Так, с 01.01.2006 г. по 01.11.2007 г. число врачей возросло на 7,9%, (их стало 72,4 тыс. человек), а медицинских сестер - на 6,9% (80,3 тыс. человек).

В структуре участковой службы терапевты составляют 52,8%, педиатры - 38,5%, врачи общей практики - 8,7%. По сравнению с 2006 г. возросла численность врачей общей практики и медицинских сестер, работающих с ними, более чем на 4%.

Вместе с этим в 2007 г. перешли проблемы, решение которых требовало внесения дополнений и корректировок в действующую нормативную базу.

Так, до настоящего времени большой общественный резонанс вызывает тот факт, что не все учреждения здравоохранения, участвующие в оказании первичной медико-санитарной помощи, подпадают под действие вышеназванного постановления, не определены источники формирования средней заработной платы медицинских работников первичного звена в части оплаты отпускных и т.п.

Однако благодаря совместной работе Федерального фонда ОМС, Минздравсоцразвития России, иных министерств и ведомств решен вопрос об источнике формирования средней заработной платы медицинских работников первичного звена.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" денежные выплаты медицинским работникам будут осуществляться с учетом гарантий, установленных статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации: сохранение среднего заработка с учетом дополнительных денежных выплат, при оплате первых двух дней нетрудоспособности, направлении на повышение квалификации и в служебные командировки. Кроме того, принято решение, законодательно закрепляющее участие ведомственных учреждений здравоохранения в выполнении государственного задания в случае отсутствия в субъектах РФ муниципальных ЛПУ. Аналогичные нормы предусматриваются и Федеральным законом N 184-ФЗ от 21.07.2007 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

В текущем году была продолжена работа по проведению дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы.

Бюджетом Федерального фонда ОМС предусмотрено направить 4 млрд. руб. на проведение диспансеризации 7,4 млн. человек (по 540 руб. за каждый законченный случай диспансеризации сверх средств ИМС и бюджетов всех уровней).

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится врачами-специалистами с использованием установленных лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме: осмотры терапевтом, акушером-гинекологом, урологом (для мужского населения), неврологом, эндокринологом, хирургом, офтальмологом, электрокардиография, флюорография, маммография, общие анализы крови и мочи, а также исследование уровней холестерина и сахара в крови.

По данным мониторинга, осуществляемого Федеральным фондом ИМС, самый большой процент граждан, прошедших диспансеризацию, относится к III группе здоровья.

К сожалению, темпы проведения дополнительной диспансеризации в 2007 г. оказались крайне низкими. По итогам 10 месяцев текущего года в целом по Российской Федерации дополнительную диспансеризацию прошли лишь 40% от подлежащих осмотру работающих граждан. Несмотря на наличие регионов-лидеров, таких как Республика Башкортостан, выполнившая план на 93,2%, Тюменская (на 72%), Ростовская (на 71,1%) области, в ряде субъектов диспансеризация практически не проводилась: Корякский автономный округ (10%), Ненецкий автономный округ (6,9%) и др.

Безусловно, данная тенденция имеет ряд объективных причин: завышенная численность работников бюджетной сферы, отсутствие полного набора лицензий у муниципальных учреждений здравоохранения (более 50%), отсутствие правовых оснований для привлечения к проведению диспансеризации ведомственных лечебных учреждений и др.

В то же время, по данным контрольно-ревизионных мероприятий Федерального фонда ОМС, в деятельности территориальных фондов выявляются нарушения, свидетельствующие о недостаточном контроле работы лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих проведение диспансеризации:

Результатом взаимодействия Федерального фонда ОМС и Минздравсоцразвития России стал приказ Минздравсоцразвития России N 537 от 09.08.2007 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 47 от 17.01.2007 "О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях", давший возможность привлекать к проведению дополнительной диспансеризации на основе заключения договоров специалистов лечебных учреждений, у которых отсутствуют лицензии на некоторые виды медицинской деятельности.

Кроме того, Федеральным фондом ОМС проводится работа по решению проблемы завышенной в субъектах Российской Федерации численности работников бюджетной сферы, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2007 г., и подготовлены предложения для ее урегулирования. В настоящее время Минздравсоцразвития России рассматриваются пути решения возникшей проблемы.

Наиболее остро перед Федеральным фондом ОМС стоит проблема финансирования дополнительной оплаты первичной медико-санитарной помощи, оказанной работающим гражданам. Из предусмотренных 3 млрд. руб. по состоянию на 01.10.2007 г. израсходовано менее 200 млн. руб.

Данный факт обусловлен законодательно утвержденной нормой, сокращающей почти в 3,5 раза по сравнению с 2006 г. количество ЛПУ, участвующих в реализации данного направления (теперь это только амбулаторно-поликлинические учреждения, являющиеся самостоятельными юридическими лицами), и ограничением случаев оплаты медицинской помощи (оплата медицинской помощи в период временной нетрудоспособности работающих граждан).

С целью урегулирования создавшейся ситуации должны быть внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации N 864 от 30.12.2006, предусматривающие расширение перечня ЛПУ, участвующих в реализации указанного направления, за счет включения амбулаторно-поликлинических учреждений, являющихся структурными подразделениями, например ЦРБ.

Предварительные итоги реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" свидетельствуют, что успех проекта в немалой степени зависит от четкой координации усилий и слаженности действий федеральных органов управления здравоохранением, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и, конечно, самих медицинских работников.

Необходимо отчетливо осознавать: по сути, национальный проект "Здоровье" - это первый практический шаг, который позволит возродить профилактическую направленность системы здравоохранения, укрепить его первичное звено, повысить заинтересованность медицинских работников в результатах своего труда, что, безусловно, скажется на улучшении показателей здоровья населения страны.

Система обязательного медицинского страхования в этих условиях, являясь проводником реформ, выстраивает систему финансирования, ориентированную на достижение медико-экономической эффективности всех звеньев управления в отрасли.

Объемы финансирования приоритетного национального проекта "Здоровье", млрд. руб.

    44  --
¦ 43,4
¦ -----¬
42 +- ¦ ¦
¦ 41,3 ¦ ¦
¦ -----¬ ¦ ¦
40 +- ¦ ¦ 38,8 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
38 +- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
36 +- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
34 +- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
32 L-------------+----+-------------+----+-----------+----+--
2006 г. 2007 г. 2008 г.

Структура медицинских работников участковой службы, %

    60 --
¦ 52,8 53,2
¦ -----¬ -----¬
50 +- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
40 +- ¦ ¦ 38,5 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ 36,4
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬
30 +- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
20 +- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10,4
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬
10 +- ¦ ¦ ¦ ¦ 8,7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0 L---+----+---+----+---+----+---+----+----+----+----+----+--
Тера- Педи- Врачи М/с М/с М/с
певты атры общей врачей- врачей- врачей-
прак- тера- педи- общей
тики певтов атров практики

Распределение по группам здоровья работающих граждан, прошедших диспансеризацию в 2007 г., % Рисунок не приводится.

0,1% - I группа - практически здоровые;

19,2% - II группа - риск развития заболевания;

16,1% - III группа - нуждающиеся в амбулаторно-поликлиническом лечении;

61,6% - IV группа - нуждающиеся в стационарном лечении;

3,0% - V группа - нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи.

Начальник управления

модернизации системы ОМС

Федерального фонда ОМС

Л.ГАБУЕВА