Мудрый Юрист

Актуальные вопросы предоставления жилья вне очереди

Никифорова Е.И., адвокат, автор практических пособий и статей.

В настоящий момент в сфере жилищных правоотношений накопилось немало спорных ситуаций. Интересующая нас часть касается предоставления жилых помещений по договорам социального найма нуждающимся гражданам. Это и понятно - в России проблема жилья всегда стояла и будет стоять остро. Очередь на улучшение жилищных условий в настоящее время составляют около 10% граждан, и время ожидания не 5 - 7 лет, как планировалось представителями органов исполнительной власти, а 15 - 20. Поэтому не лишним будет детальное рассмотрение ситуации с точки зрения возможности получения гражданином жилого помещения вне очереди, да еще и в более или менее приемлемый для него срок.

Следует сразу оговориться: жилые помещения по договору социального найма предоставляются только российским гражданам. Иностранные лица и лица без гражданства имеют соответствующее право, если это предусмотрено международным договором, участником которого является Российская Федерация.

Итак, статья 57 Жилищного кодекса гласит, что жилые помещения предоставляются в порядке очередности. Однако законодательство обращает внимание несколько на необходимых условий.

Во-первых, гражданин должен быть признан нуждающимся в жилом помещении. А это возможно только в отношении малоимущих граждан и иных категорий, прямо определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (военнослужащие, судьи, работники прокуратуры и т.д.). Таким образом, перечень лиц, которым может быть предоставлено жилье из государственного или муниципального жилого фонда, остается открытым.

Различный уровень жизни в регионах нашей страны исключает возможность дать единое определение "малоимущего гражданина" на уровне федерального законодательства, однако Жилищный кодекс акцентирует внимание на 2 аспектах:

Только в совокупности два этих показателя и определяют, является ли гражданин малоимущим или нет. Даже низкий доход на каждого члена семьи не "спасет", если в собственности есть трехкомнатная квартира в центре города.

Малоимущим гражданина признает орган местного самоуправления, используя для этого Методические рекомендации по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденные Приказом Министерства регионального развития РФ N 17 от 25 февраля 2005 г.

А вот порядок признания гражданина малоимущим устанавливается в каждом субъекте Российской Федерации свой, учитывая нормы Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512.

Но самое главное, что на уровне субъектов РФ определяется, каким образом граждане подтверждают, что они являются малоимущими:

<1> Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2005. С. 124.

Надо сказать, что вышеперечисленные правовые нормы подвергались критике ряда ученых, которые указывали на недопустимость сложившегося положения, по которому конституционно закрепленное (п. "в" ст. 71 Конституции РФ) право малоимущего гражданина на предоставление ему жилого помещения ставится в зависимость от усмотрения законодателя того или иного субъекта РФ и точки зрения органа местного самоуправления. Кроме того, на плечи последних государство фактически переложило свою обязанность по признанию, соблюдению и защите прав человека, в том числе и права на жилище. Как бы то ни было, Жилищный кодекс 2004 года закрепил именно такую норму, по ней в настоящий момент и строится система предоставления жилья малоимущим.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики от 1 июня 2003 года пояснила, что гражданина нельзя признать нуждающимся в улучшении жилищных условий в случае, если он имеет право на дополнительную жилую площадь или дополнительную комнату.

Если же малоимущие граждане приватизировали жилые помещения, которые являются для них единственным местом постоянного проживания, и реализовали до 1 января 2007 года свое право передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, то с ними (и членами их семей) соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица заключают договоры социального найма этих жилых помещений. Такое правило закрепляет ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Во-вторых, гражданин должен быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 52 Жилищного кодекса). Само право претендовать на жилье по договору социального найма напрямую зависит от нахождения гражданина в таком качестве.

Точно так же, как и в предыдущем пункте, именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность вести учет. Исключение составляют лишь города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), которые самостоятельно определяют органы, осуществляющие принятие на учет в целях последующего предоставления жилого помещения на условиях социального найма. На практике ими выступают исполнительные органы власти (в том числе их территориальные подразделения) указанных субъектов.

Чтобы встать на учет, гражданину необходимо подать заявление с прилагаемыми документами, в том числе подтверждающими состав семьи, по месту своего жительства. Жилищное законодательство позволяет сформулировать определение указанного понятия. Место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, иное жилое помещение, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма и на других законных основаниях.

Однако, принимая во внимание конституционно закрепленный (ст. 27 Конституции) и подробно регламентированный специальным законом (Закон РФ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации") принцип свободы передвижения и выбора места пребывания и жительства, только им право встать на учет не ограничивается.

Например, допускается возможность постановки на учет в органе местного самоуправления по предполагаемому месту жительства работников, высвобождаемых при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющих стаж подземной работы не менее 10 лет и достигших пенсионного возраста. Об этом говорится в положениях Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ. Это же правило касается и сотрудников уголовно-исполнительной системы, прослуживших в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"; Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. N 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений").

Для отдельных категорий граждан местом постановки на учет может быть и место временного пребывания (например, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - это место нахождения учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежития, семьи опекуна (попечителя), приемной семьи).

В отношении военнослужащих также предусмотрен особый порядок. Граждане, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обязывает органы местного самоуправления сообщить о принятом решении в письменной форме соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.

Для реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, а также членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрено право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. На учет для обеспечения жилой площадью они принимаются и без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого ими помещения. Это правило закрепляет Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 419.

И, наконец, обратимся к третьему аспекту предоставления жилых помещений по договору социального найма. В ст. 57 Жилищного кодекса установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Их перечень исчерпывающий и расширенному толкованию региональным законодательством не подлежит. Однако по сравнению с аналогичной нормой Жилищного кодекса 1983 г. (ст. 29) перечень более емкий, универсальный, он позволяет собрать в четырех пунктах все остальные моменты, перечисленные в ранее действовавшем законодательстве. Хотя не стоит забывать и про исключение - в настоящее время не предусмотрено такое основание для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, как проживание граждан по две и более семьи в смежных неизолированных комнатах, если между семьями нет родственных отношений.

Итак, гражданин считается нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, если он:

Под учетной нормой площади жилого помещения следует понимать минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения в целях его принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Устанавливая ее, орган местного самоуправления должен учитывать ряд таких немаловажных обстоятельств, как степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.;

К тяжелым формам хронических заболеваний относятся активные формы туберкулеза всех органов и систем с выделением туберкулезной палочки, психические заболевания с хроническим течением, стойкой психотической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептическая болезнь, пресенильные и сенильные психозы) и др. Их перечень устанавливается Правительством РФ.

Медицинским заключением врачебно-консультационных комиссий (а при их отсутствии - лечащим и главным врачами) лечебно-профилактических учреждений по месту жительства или по месту работы больного, заверенным руководителем учреждения, подтверждается факт невозможности совместного проживания с таким больным.

За гражданином остается право выбора, по одному или нескольким основаниям быть принятым на учет, если оснований признаний нуждающимся у него несколько.

Итак, мы подробно рассмотрели те необходимые условия, которые дают гражданину право претендовать на жилое помещение по договору социального найма. Однако не стоит забывать про очередность предоставления жилья исходя из времени принятия на учет гражданина. Буквально это означает, что гражданину "вставшему в очередь", например, в 2007 г., жилое помещение должно быть предоставлено раньше, чем лицу, которое было принято на учет в 2008 г. И здесь важный момент - дата постановки на учет определяется датой принятия решения, оформленного в установленном ч. 5 ст. 52 ЖК РФ порядке. При одновременном рассмотрении заявлений нескольких граждан их очередность следует определять по датам подачи ими заявлений с необходимыми документами.

Жилые помещения нуждающимся гражданам предоставляются бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Здесь речь идет не о плате за сам факт предоставления жилого помещения, а о необходимости внесения сумм за пользование жильем и коммунальными услугами.

Административный акт о предоставлении жилого помещения по договору социального найма оформляется в виде решения с указанием данных, характеризующих помещение (жилой дом, квартира, комнаты, общая площадь, место нахождения (адрес)), а также будущего нанимателя, членов его семьи и т.д. и выдается лично гражданину, если он самостоятельно явился за его получением, или направляется по почте заказным письмом не позднее чем через 3 рабочих дня, причем отсчет начинается со дня, следующего за днем принятия решения.

На основании последнего с гражданином заключается договор социального найма в срок, прямо указанный в самом решении. Договор фактически является основанием для вселения в жилое помещение, ведь ордерная система не нашла правового закрепления в Жилищном кодексе.

Законодатель выдвигает определенные требования, которым должно отвечать предоставляемое жилое помещение. В первую очередь, оно должно предоставляться по месту жительства гражданина. Указание довольно категоричное, но в интересах самих граждан от него допускаются отступления. Например, если гражданин лишился своего жилья в результате стихийного бедствия, то с его согласия в договоре социального найма может быть указан другой населенный пункт.

Во-вторых, это должна быть отдельная квартира (жилой дом) на одну семью. В виде исключения - заселение освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах, да и то с учетом норм ст. 59 Жилищного кодекса.

Кроме того, минимальный размер предоставляемого жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления и числа членов семьи.

Норма предоставления (или норма средней обеспеченности, как ее еще нередко называют) - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Она устанавливается органом местного самоуправления исходя из уровня обеспеченности социальным жильем и других факторов (структура и состояние жилищного фонда социального использования по данному муниципальному образованию, темпы жилищного строительства количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и др.). В отношении "иных категорий граждан" (ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса) могут быть установлены и иные нормы предоставления.

Например, норма предоставления составляет 17 кв. м общей площади на одного человека, а семья состоит из 2 человек. Следовательно, жилое помещение по договору социального найма должно быть общей площадью не менее 34 кв. м.

Норма предоставления должна быть выше учетной нормы. В противном случае даже получившие социальное жилье граждане будут сохранять статус нуждающихся.

Очереди на получение социального жилья огромны, а время ожидания растягивается на десятилетия. Парадокс, но получается, что гражданину нужно в течение всего этого времени оставаться малоимущим и нуждающимся одновременно, чтобы получить жилое помещение по договору социального найма.

Тем не менее Жилищный кодекс все же устанавливает особую категорию граждан, правовое положение которой по смыслу ч. 2 ст. 57 является более "льготным". Как ситуация складывается на практике, разберем чуть позднее.

Итак, вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма:

  1. гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Имеются в виду аварийные дома, те, которые подлежат только сносу.

Такие жилые помещения должны получить соответствующий статус по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Среди нормативных актов, которые регулируют данные вопросы, следует выделить Постановление Правительства РФ N 552 от 4 сентября 2003 г., Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям (СанПиН 2.1.2.1002-00), которые утверждены Минздравом РФ 15 декабря 2000 г. в отношение жилых помещений, непригодных для проживания по причине вредного воздействия факторов среды обитания, и др.

Таким образом, законодатель выделяет два необходимых условия, совокупность которых позволяет гражданину числиться "внеочередником". Но уместно ли говорить о ремонте или реконструкции жилого помещения, если оно является непригодным для проживания, например, вследствие вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей? Или если оно было разрушено в результате стихийного бедствия, а затраты на его восстановление экономически нецелесообразны? Напрашивается вывод, что эту норму следует толковать несколько шире, чем очертил ее законодатель;

  1. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Их право на получение жилья вне очереди конкретизировано Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" по смыслу, конечно же, шире понятия "дети-сироты", но, принимая во внимание тот факт, что законодатель счел необходимым обозначить их раздельно, рассмотрим подробнее оба.

Дети считаются оставшимися без родительского попечения в случаях:

Детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Над такими лицами в целях воспитания и защиты прав и интересов устанавливается опека (в отношении несовершеннолетних) или попечительство (в отношении малолетних). Малолетними считаются граждане, не достигшие 14 лет. Опекун или попечитель назначается органом местного самоуправления по месту жительства детей с учетом норм ст. ст. 31 - 40 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 145 - 150 Семейного кодекса РФ.

Если есть возможность - дети живут в приемных семьях. В соответствии с Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829, и ст. ст. 151 - 155 Семейного кодекса РФ между приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) и органом опеки и попечительства (им является орган местного самоуправления) заключается договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Если нет - то дети живут в учреждениях для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Сюда относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и т.д.

Не стоит забывать и про институт усыновления (удочерения) (ст. 124 Семейного кодекса). Но в данном случае дети теряют право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма;

  1. гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Выше уже говорилось об их перечне и порядке его формирования, повторяться не будем.

Вместо этого давайте обратим внимание на ряд особенностей, которые отличают ныне действующий Жилищный кодекс от Жилищного кодекса 1983 года. Несмотря на определенную схожесть норм, есть и принципиальные отличия.

В частности, исключена возможность внеочередного предоставления жилых помещений лицам, окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние и иные учебные заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую местность, а также другим категориям граждан, упомянутым в ст. 37 Жилищного кодекса 1983 г.

Новый Кодекс не содержит и ранее существовавшего понятия "первоочередников", к которым относились инвалиды Великой Отечественной войны, лица, награжденные особо почетными государственными наградами, лица, принимавшие участие в боевых операциях по защите Родины, инвалиды труда I и II групп и инвалиды I и II групп из числа военнослужащих, матери-героини, многодетные семьи, семьи при рождении близнецов, спасатели и многие другие категории граждан по ст. 36 Жилищного кодекса 1983 г.

Положение вышеперечисленных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 января 2005 г., несколько "смягчил" Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", который дал им возможность обеспечиваться жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Не стоит забывать, что решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма должно быть принято с учетом ряда норм. Причем это правило относится не только к внеочередникам, но и к тем гражданам, которые претендуют на социальное жилье по общим основаниям.

Во-первых, общается внимание на тот факт, если гражданин самостоятельно совершил действия, в результате которых он может быть признан нуждающимися в жилом помещении. И сделал он это исключительно с целью приобретения данного права. К таким действиям, например, относится обмен жилыми помещениями, вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи, переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника, вследствие отчуждения пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности, и т.д. Законодатель в ст. 53 Жилищного кодекса установил 5-летний срок после их совершения, в течение которого граждане на учет не принимаются.

Может показаться, что сформулированное правило излишне категорично и не позволяет учесть конкретные обстоятельства, а это может повлечь ущемление прав граждан. С другой стороны, оно исключает возможность предоставления гражданину жилья больше, чем требуется в действительности. К тому же стоит отметить, что на практике органу местного самоуправления в суде очень трудно доказать, что действия были совершены намеренно и именно с этой целью.

Во-вторых, не должно быть оснований для отказа в принятии граждан на учет. К ним относятся случаи, когда:

Перечень оснований для отказа в принятии на учет малоимущих граждан является исчерпывающим и не может дополняться и (или) изменяться иными федеральными законами, иными актами федеральных органов государственной власти либо субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Если говорить об "иных определенных федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориях граждан", то по смыслу в указанных же законах могут устанавливаться иные правила.

Решение об отказе в принятии на учет должно быть мотивированным, т.е. должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения. Эта норма, существовавшая и в ранее действовавшем жилищном законодательстве, дает возможность гражданину, не согласному с отказом принятия его на учет, аргументировать свою позицию в суде.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.

В-третьих, не должно быть оснований для снятия гражданина с учета. В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса гражданин снимается с учета в случае:

Решение о снятии с учета должно быть принято органом, на основании решения которого гражданин встал на учет в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Оно также должно быть мотивированным и содержать ссылку на конкретные основания. Решение выдается или направляется гражданину не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия.

Перечень является исчерпывающим, а снятие гражданина с учета носит исключительный характер, т.е. до получения гражданином жилого помещения (или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей) при отсутствии оснований для снятия его с учета гражданин сохраняет свое право стоять в очереди на получение социального жилья.

Как видим, здесь опять затрагивается понятие очередности. Однако не случайно чуть выше была сделана ссылка на то, что все указанные правила действуют как в отношении граждан, претендующих на социальное жилье по общим основаниям, так и в отношении тех, кто имеет право получить жилье вне очереди. Нет ли здесь противоречия? И неужели существует очередь для внеочередников? Давайте разберемся.

Свою официальную позицию по этому вопросу выразил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за III кв. 2007 г., утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 7 ноября 2007 г.

Он постановил, что внеочередники должны получать жилье вне очереди, а сам статус гражданина в таком качестве исключает возможность включения его в какую-либо очередь. Право граждан по получение жилого помещения вне очереди, как указал Верховный Суд РФ, не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников и времени принятия их на учет. Эта категория нуждающихся должна обеспечиваться жилыми помещения по мере возникновения у нее права на получение помощи государства в жилищной сфере.

На практике мы видим совсем иную ситуацию. Государственный и муниципальный жилищные фонды, только для того и предназначенные, чтобы входящие в их состав жилые помещения передавались гражданам по договорам социального найма, просто не в состоянии обеспечить всех нуждающихся жильем. И складывается следующая ситуация: гражданам, имеющим право на внеочередное получение жилья, немедленно после обращения оно предоставиться не может. Следовательно, такие лица органами власти одновременно включаются в 2 списка: единый список всех граждан, принятых на учет, и список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений. А это ни чем иным, как очередью, и не назовешь. Очередью в десятки тысяч человек.

То же самое и со сроком предоставления жилых помещений внеочередникам. Раз уж они, по мнению Верховного Суда РФ, ни в какой очереди не стоят, то и говорить о времени предоставления не стоит, тем более что в действующем жилищном законодательстве оно не определено. Более того, Верховный Суд РФ указал на недопустимость определения срока судом в случае, если дело дойдет до судебного разбирательства.

Стоит отметить, что правоприменительная практика, сложившаяся на основе ранее действовавшего законодательства, имела прямо противоположную направленность. Принимая во внимание некоторые Законы, которые устанавливали срок предоставления социального жилья для отдельных категорий внеочередников (например, Закон РФ "О милиции", Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" до внесения в него изменений Законом N 122-ФЗ и др.), суды посчитали, что по истечении определенного срока эти граждане приобретают право требовать в судебном порядке предоставления жилого помещения. Юридическая литература содержит в себе случаи, когда гражданам, в отношении которых закон не устанавливал никакого срока предоставления жилых помещений, суды удовлетворяли иски о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

Как видим, Жилищным кодексом 1983 г. и судебной практикой на его основе гражданину в какой-то степени все же предоставлялись юридические гарантии его права на жилище. В ныне действующем жилищном законодательстве хоть и есть указание на права граждан в этой сфере, но отсутствуют их связь, сопоставление, корреспонденция с обязанностями государства. Кодекс содержит лишь нейтральные формулировки, которых явно недостаточно для того, чтобы как-то снизить остроту жилищной проблемы в России.

Будем ждать поправок? Или нового Жилищного кодекса?