Мудрый Юрист

Консолидированная прибыль

Оксана Бодрягина, газета "ЭЖ-Юрист".

Налоговый кодекс с подачи правительственных чиновников несколько прибавит в весе. Из-под пера специалистов финансового ведомства вышли поправки, которые дополняют часть первую НК РФ новой главой "Консолидированная группа налогоплательщиков" и вносят изменения в 25-ю главу по налогу на прибыль.

Подготовленный Минфином проект с 2009 года вводит порядок уплаты налога на прибыль в целом исходя из финансового результата по группе компаний и консолидированную налоговую отчетность при исчислении группой взаимозависимых организаций этого налога. Объединение налоговой базы даст взаимозависимым организациям возможность суммировать прибыли и убытки внутри консолидированной группы.

Компании, которые решили создать союз консолидированных налогоплательщиков, причем на добровольной основе, заключают соответствующий договор.

Минимальный срок "жизни" консолидированной группы - 2 года.

Ответственный участник, который определяется в договоре, ведет сводный учет доходов (расходов) консолидированной группы, определяет налоговую базу и исчисляет суммы налога на прибыль, подлежащие уплате каждым участником. Налогоплательщик, который назначен ответственным, также представляет интересы своих "одногруппников", присутствует при проведении выездных налоговых проверок и подает налоговую декларацию. В декларации должна указываться как консолидированная расчетная база по налогу, так и налоговая база по налогу на прибыль каждого из участников группы.

Что касается порядка уплаты налога, то он определяется в договоре о создании консолидированной группы. Налог платит либо каждый участник группы, либо ответственный участник за всех сразу.

Участникам консолидированной группы сообща придется нести ответственность по исполнению обязанности платить налог на прибыль своевременно и в полном объеме. Вместе придется встречать и налоговых инспекторов с проверкой. Согласно поправкам в ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка в отношении всех участников консолидированной группы налогоплательщиков будет проводиться одновременно. Делается это исключительно с благими намерениями - чтобы исключить повторные проверки.

Теперь об ограничениях - о тех, для кого путь к консолидации закрыт. Их, отметим, довольно много. Объясняют свою осторожность авторы проекта так. Консолидированная группа налогоплательщиков - понятие для налоговых органов новое, поэтому систему администрирования нужно пока обкатать на ограниченном круге организаций.

Итак, право на создание консолидированной группы предоставляется только российским организациям и только в отношении той налоговой базы, к которой применяется 24%-ная ставка. Группа может быть образована материнской компанией и одной или несколькими ее "дочками", если доля участия такой компании в каждой "дочке" равна не менее 90%.

Кроме того, в ряды консолидированной группировки не примут резидентов особых экономических зон, спецрежимников (исключение сделано для плательщиков ЕНВД), банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Организациям с обособленными подразделениями за границей переход на консолидированную уплату налога на прибыль тоже "не светит".

На этом список запретов не заканчивается. Есть еще ограничения и по финансовым показателям, которые установлены для всех в совокупности организаций - участников консолидированной группы: сумма начислений федеральных налогов и сборов за предшествующий год, объем выручки также за предыдущий календарный год и сумма активов.

Помимо этого, установлены особые правила для принятия убытков участников консолидированных групп налогоплательщиков. В частности, запрещается суммировать убытки, которые были получены до участия в такой группе.

Законопроект о консолидированной группе налогоплательщиков должен поступить на рассмотрение правительства одним пакетом с еще одним минфиновским проектом - о контроле за трансфертными ценами. Однако если первый проект практически готов, то процесс согласования по второму в самом разгаре.

Бизнес-сообщество не соглашается с предложенным Минфином достаточно жестким вариантом контроля за трансфертными ценами. В ведомстве же не хотят смягчать свою версию законопроекта, несмотря на то что еще в декабре прошлого года на совещании у главы правительства Виктор Зубков дал поручение финансовому министерству доработать проект с учетом пожеланий бизнеса.

Так что внесение обоих документов, похоже, откладывается на неопределенный срок.