Мудрый Юрист

Обеспечение экономической и налоговой безопасности продовольственных рынков

Шарыкина Т.А., адъюнкт Академии экономической безопасности МВД России.

Современное состояние рынков продовольствия и продовольственной безопасности в целом подтверждает тот факт, что рыночное саморегулирование не обеспечивает выход из кризиса и рост производства в аграрном секторе экономики. Природа рыночных отношений не ориентирована на интересы общества. Большинство товаропроизводителей в агропромышленном комплексе слабо адаптируются к сложившимся рыночным условиям. Резкое снижение степени государственного вмешательства привело к нарушению межотраслевых связей, диспаритету цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, спаду сельскохозяйственного производства, сокращению налоговой базы.

Экономические предпосылки для дальнейших преобразований должны быть созданы государством. Рыночные отношения активизируют воздействие прямых и косвенных экономических регуляторов на агропромышленный сектор экономики. Государственное вмешательство должно осуществляться по таким важнейшим направлениям, как формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансирование, кредитование, страхование и налогообложение, защита отечественного товаропроизводителя, развитие науки и социальной сферы. В процессе формирования рыночных отношений на каждом этапе развития продовольственных рынков требуется определение приоритетов, материальное и финансовое обеспечение их реализации. Таковыми являются повышение эффективности агропромышленного производства, качественное состояние и уровень использования производственного потенциала, использование достижений научно-технического прогресса и маркетинга.

Необходимым условием в обеспечении безопасности продовольственных рынков выступает проведение законодательно закрепленной агропродовольственной политики, являющейся частью аграрной политики.

Под агропродовольственной политикой понимается проводимая последовательно совокупность мер, осуществляемых государством в целях развития и создания условий для эффективного формирования агропромышленного комплекса, повышения уровня и качества жизни населения.

Основными ее задачами являются:

Государственная агропродовольственная политика должна базироваться на следующих принципах:

  1. Равная доступность государственной поддержки для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от их организационно-правовых форм.
  2. Прозрачность агропродовольственной политики.
  3. Равная доступность для всех субъектов агропродовольственных рынков информации о рынках и о государственной агропродовольственной политике.
  4. Единство агропродовольственного рынка и рынков ресурсов для сельскохозяйственного производства, равных условий конкуренции на агропродовольственном рынке на всей территории Российской Федерации.
  5. Последовательность и устойчивость мер государственного регулирования агропродовольственного сектора.
  6. Адресность мер государственной поддержки и целевое программное использование бюджетных средств.
  7. Гарантированность исполнения обязательств государства перед сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими субъектами агропродовольственного рынка.

Для реализации целей и принципов агропродовольственной политики применяются следующие инструменты государственного регулирования:

Для упорядочения все эти инструменты можно разделить на четыре группы: инструменты финансового характера, поддержка производства, поддержка рынка, поддержка социальной инфраструктуры сельской местности (хотя каждый из этих инструментов, безусловно, не может использоваться изолировано).

Следует отметить, что экономическая безопасность продовольственных рынков является макроэкономической проблемой. Она связана с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, безработицей. Рост потребления возможен только при макроэкономической стабилизации и неуклонном росте реальных доходов населения, а не посредством перераспределения земельных ресурсов, как это рекомендуется международными организациями для развивающихся стран.

С увеличением индустриализации сельскохозяйственного производства связь между земельным распределением и продовольственным потреблением становится все менее очевидной. Доступ населения к земле, с приватизацией или без приватизации, в виде фермерских и личных подсобных хозяйств, функционирующих при поддержке крупных товарных хозяйств или самостоятельно, городского населения в виде дачных кооперативов позволяет несколько повысить уровень продовольственного потребления, особенно той части населения, которая непосредственно производит сельскохозяйственную продукцию. В то же время перераспределение земель не является определяющим фактором их рационального использования и решения продовольственной проблемы. В современных условиях проблема стоит комплексно. Это не только аграрная политика, но и политика доходов населения, развития продовольственной инфраструктуры, инвестиционных приоритетов в продовольственных цепочках, межрегиональной торговли и другого.

Устойчивость продовольственного обеспечения определяет благополучие страны. В условиях политической самостоятельности и экономической нестабильности в связи с сокращением объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия их роль становится приоритетной. При всем разнообразии путей и механизмов решения продовольственной проблемы важнейшим направлением является достижение стабильности производства на основе устойчивого развития собственного сельского хозяйства.

Результаты реализации агропродовольственной политики мы предлагаем определять по следующим комплексам показателей, которые можно разделить на четыре блока: продовольственный, сельскохозяйственный, агропромышленный, внешнеторговый, правоохранительный.

Продовольственный блок включает в себя такие показатели, как:

В сельскохозяйственный блок входят:

В рамках агропромышленного блока выделяются:

Внешнеторговый блок включает в себя следующие показатели:

Особое место в реализации аграрной политики занимает процесс вертикальной интеграции. Кооперирование даст возможность всем его участникам создать более равные экономические условия хозяйствования, взаимную выгоду и равноправие:

Поскольку агросфера представляет собой сложную социально-экономическую и одновременно хрупкую агробиологическую систему природы и общества, постольку она как объект осуществления аграрной стратегии и политики государства не должна ограничиваться рамками лишь производства (сельскохозяйственного или агропромышленного). При формировании аграрной сферы следует относиться к ней как к важнейшему ресурсу жизнеобеспечения (производство продовольствия), жизнедеятельности (условия и качество жизни проживающих в сельской местности) и жизнеустройства (степени освоенности территориальной среды обитания).

В сфере продовольственной безопасности соединяются узловые проблемы экономики, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, рынка продовольствия, изменения степени его зависимости от мирового рынка, социального положения, платежеспособности в целом и потребителей в различных регионах. Мировая практика свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта во внутреннем потреблении не превышает 20 - 25%.

На формирование и создание необходимого уровня продовольственной безопасности оказывает влияние совокупность двух групп диаметрально противоположных факторов. С одной стороны - негативные, снижающие общий уровень развития, а с другой - позитивные, соответствующие эволюционному развитию экономической системы.

Преодоление узкой трактовки объекта аграрной стратегии и политики может и должно способствовать пониманию сущности и перспективы развивающихся рыночных отношений в формирующихся сегодня различных формах хозяйствования в сельском хозяйстве.

Исходя из сложившихся условий в АПК страны, современных проблем функционирования и развития аграрной сферы жизнедеятельности, требующих своего разрешения на региональном и федеральном уровне, нами выделены следующие приоритетные цели на среднесрочный период:

  1. Стабилизация бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и ценовой политики развития продовольственных рынков.
  2. Углубление рыночных и других институциональных преобразований в сфере рынков продовольствия.
  3. Научные исследования и инновационные проекты по созданию и внедрению ресурсосберегающих технологий, экологически безопасных производств.
  4. Создание организационно-экономических условий развития инвестиционно-инновационной деятельности в аграрной сфере.
  5. Программы и механизмы модернизации производства, реструктуризации предприятий сельского хозяйства.
  6. Программы устойчивого развития регионов (в контексте продовольственной безопасности).