Мудрый Юрист

Правовое регулирование коммерческих обозначений в соответствии с частью четвертой ГК РФ

Еременко В.И., доктор юридических наук, начальник Отдела права Евразийского патентного ведомства.

До принятия части четвертой ГК РФ коммерческое обозначение как объект интеллектуальной собственности занимало особое положение и в гражданском законодательстве, и в правовой литературе, поскольку неопределенность самого понятия влекла за собой противоречивые и зачастую ошибочные толкования его содержания.

В части четвертой ГК РФ правовому регулированию коммерческих обозначений посвящен § 4 гл. 76, состоящий из четырех статей, которых явно недостаточно для правовой регламентации нового для российского законодательства средства индивидуализации.

В СССР, а затем в России термин "коммерческое обозначение" был известен из статьи 2 (VIII) Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июня 1967 г. (далее - Конвенция, учреждающая ВОИС), где в качестве объекта интеллектуальной собственности наряду с фирменным наименованием (nom commercial, trade name) указано коммерческое обозначение (denomination commercial, commercial name).

В российском законодательстве термин "коммерческое обозначение" появился с принятием 22 декабря 1995 г. и введением в действие с 1 марта 1996 г. части второй ГК РФ. В главе 54 ГК РФ, посвященной договору коммерческой концессии, в ряде статей (1027, 1032, 1037, 1039, 1040) наряду с фирменным наименованием указано коммерческое обозначение.

Само понятие коммерческого обозначения в литературе нигде не раскрыто, что не могло не породить массу предположений относительно его содержания. Наиболее распространенное заблуждение на этот счет - представление о коммерческом обозначении как об общеизвестном наименовании или знаке, охраняемом на территории Российской Федерации без его регистрации на основании ст. 6.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. с последующими изменениями (далее - Парижская конвенция).

Вполне очевидно, что коммерческие обозначения и товарные знаки (в том числе общеизвестные) - это самостоятельные объекты исключительных прав, различные средства индивидуализации с различными функциями (в первом случае - для индивидуализации предприятий, во втором - товаров (услуг)), подпадающие под различные режимы охраны.

За рубежом институт коммерческого обозначения развивался как дополнение к институту фирменного наименования.

Если фирменное наименование было отражено в универсальном международном договоре еще в конце XIX в. (ст. ст. 1, 8, 9 Парижской конвенции), то упоминание о коммерческом обозначении появилось в Конвенции, учреждающей ВОИС, в 1967 г., и только лишь в статье 2 (VIII).

В законодательстве и судебной практике государств с развитым правопорядком коммерческое обозначение известно под различными названиями: например, вывеска (в Испании, Италии, Португалии, Франции), вымышленное или официальное наименование (в США), вторичный символ (в Финляндии, Швеции).

Если в отношении фирменных наименований в отдельных странах приняты специальные законы, то в сфере правовой охраны коммерческих обозначений такие законы отсутствуют. Основная особенность коммерческих обозначений заключается в том, что они не подлежат регистрации и территориальная сфера их действия ограничена местом нахождения торгового предприятия, т.е. они имеют локальный характер, дополнительное к фирменному наименованию значение.

По общему правилу право на коммерческое обозначение не признается исключительным правом, его защита осуществляется главным образом по нормам законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции.

Российский законодатель, решив избавиться от имеющихся ранее противоречивых положений в ГК РФ относительно того, кого индивидуализирует фирменное наименование - юридическое лицо или предприятие, принадлежащее юридическому лицу, принял разноуровневую систему индивидуализации юридического лица и предприятия, которое ему принадлежит. Для индивидуализации юридического лица законодатель определил фирменное наименование, которое в этой функции совпадает с собственно наименованием юридического лица, а для индивидуализации предприятия как объекта права - коммерческое обозначение, которое в этой функции замещает фирменное наименование.

Таким образом, в соответствии с российским гражданским законодательством коммерческое обозначение призвано играть самостоятельную роль, выполняя ту функцию, которую согласно законодательству большинства государств надлежит выполнять фирменному наименованию - идентифицировать предприятие определенного физического или юридического лица. Именно с этой позиции осуществлены все изменения и дополнения в российских законодательных актах.

Большое количество изменений связано с заменой термина "фирменное наименование" на термин "коммерческое обозначение", которое вызвано новым подходом к правовой охране фирменных наименований в нашей стране, согласно которому индивидуализация предприятия осуществляется коммерческим обозначением. Так, в абзаце втором п. 2 ст. 132 ГК РФ ("Предприятие") слова "фирменное наименование" заменены словами "коммерческое обозначение". Согласно новому пункту 2 ст. 559 ГК РФ при продаже предприятия исключительные права на средства индивидуализации предприятия, продукции, работ или услуг продавца (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания), а также принадлежащие ему на основании лицензионных договоров права использования таких средств индивидуализации переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором.

Замена термина "фирменное наименование" на термин "коммерческое обозначение" произошло также в главе 54 ГК РФ, посвященной договору коммерческой концессии (ст. ст. 1027, 1032, 1037, 1039, 1040), основные положения которой в целом соответствовали зарубежным законодательным определениям договора франшизы (или франчайзинга). В связи с принятием указанных изменений договор коммерческой концессии не стыкуется с договором франшизы (франчайзинга), поскольку в последнем именно институт фирменного наименования занимает центральное место.

II

В пункте 1 ст. 1538 ГК РФ не дается определения коммерческого обозначения. В нем указаны некоторые признаки, которым последнее должно соответствовать.

В отличие от фирменного наименования, являющегося обязательным для юридического лица, коммерческое обозначение представляет собой факультативное средство индивидуализации.

В отличие от фирменного наименования, предназначенного для индивидуализации юридического лица, коммерческое обозначение призвано индивидуализировать предприятие как объект права (имеется прямая ссылка на ст. 132 ГК РФ).

В отличие от фирменного наименования, субъектами права на которые могут быть только коммерческие юридические лица, субъектами права на коммерческое обозначения могут быть юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе некоммерческие организации, которым предоставлено право на осуществление такой деятельности, а также индивидуальные предприниматели. Указанное послабление является ответом на прозвучавшую в литературе критику относительно того, что некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели лишены права на фирменное наименование.

В данной норме указывается, что коммерческое обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц. Этим законодатель подчеркнул самостоятельную роль коммерческого обозначения, являющегося средством индивидуализации предприятия. Вместе с тем это не мешает правообладателю использовать фирменное наименование или отдельные его элементы в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения (п. 1 ст. 1476 ГК РФ). В результате на практике возможно существование одного обозначения в различных ипостасях: фирменного наименования, коммерческого обозначения, а также при определенных обстоятельствах - товарного знака.

Положение о необязательном включении коммерческого обозначения в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц сформулировано в императивной форме, т.е. оно исключает появление коммерческого обозначения в указанных документах и реестре. Вместе с тем это положение ставит вопрос перед собственниками предприятий о необходимости какой-либо иной формы подтверждения принадлежности им коммерческого обозначения.

В пункте 2 ст. 1538 ГК РФ отмечена особенность использования коммерческого обозначения, вытекающая из сущности средства индивидуализации: правообладатель может использовать коммерческое обозначение для индивидуализации одного или нескольких предприятий.

В отличие от коммерческого обозначения юридическому лицу может принадлежать только одно фирменное наименование. Вместе с тем для индивидуализации одного предприятия нельзя одновременно использовать два и более коммерческих обозначения.

III

Статья 1539 ГК РФ посвящена характеристике исключительного права на коммерческое обозначение в России.

Следует отметить, что в зарубежной практике чрезвычайно редки случаи правовой охраны коммерческого обозначения в режиме исключительного права.

В пункте 1 ст. 1539 ГК РФ раскрыто содержание исключительного права на коммерческое обозначение в его позитивной функции: правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации, принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом. Далее следует примерный перечень способов такого использования: путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Из вышеизложенного следует, что коммерческое обозначение - это прежде всего словесное обозначение и в этом виде оно может совпадать с фирменным наименованием. Между тем такой способ использования коммерческого обозначения, как вывеска, предполагает наличие в коммерческом обозначении изобразительных элементов.

Условия предоставления исключительного права коммерческому обозначению следующие:

Требование достаточности различительных признаков (или различительная способность) означает, что коммерческое обозначение выполняет свою функцию отличия одного предприятия от предприятия другого лица. Хотя в законе этого и не сказано, следует полагать, что различительная способность коммерческого обозначения должна оцениваться в отношении аналогичных или сходных видов деятельности предприятий, коммерческие обозначения которых сравниваются.

Требование известности коммерческого обозначения в пределах определенной территории в принципе предопределяет характер исключительного права на указанное средство индивидуализации. Исключительное право на коммерческое обозначение имеет локальный характер, его действие всегда ограничено определенной территориальной привязкой (округ, район, улица и т.д.).

В пункте 2 ст. 1539 сформулировано исключительное право на коммерческое обозначение в его негативной функции: не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначение сходного до степени смешения с фирменным наименованием товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Вполне очевидно, что не допускается несанкционированное (неразрешенное) использование чужого коммерческого обозначения, поскольку согласно пункту 5 ст. 1539 правообладатель вправе предоставлять другим лицам право использования соответствующего коммерческого обозначения. Следует полагать, что запрет касается также использования коммерческого обозначения, тождественного средствам индивидуализации другого лица, а не только сходного с ними до степени смешения.

Использование в пункте 2 рассматриваемой статьи оборота "в частности" означает, что при квалификации нарушения старших прав ("соответствующее исключительное право возникло ранее") должно приниматься во внимание такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товаров.

Одним из критериев установления факта нарушения чужих исключительных прав на средства индивидуализации является способность коммерческого обозначения вводить в заблуждение заинтересованных лиц и потребителей относительно принадлежности предприятия к определенному лицу.

Очевидно, что запрет касается также использования, в частности, товарного знака, фирменного наименования, нарушающих старшее исключительное право (т.е. возникшее ранее) на коммерческое обозначение.

В пункте 3 ст. 1539 определены правовые последствия нарушения исключительного права на коммерческое обозначение: правонарушитель обязан по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки. Указанные неблагоприятные последствия аналогичны тем, которые предусмотрены пунктом 4 ст. 1474 ГК РФ в отношении нарушителей исключительного права на фирменное наименование.

Следует отметить, что законодатель не счел нужным вводить в отношении нарушителей исключительного права на коммерческое обозначение такой альтернативной санкции, как выплата компенсации вместо возмещения убытков, как это предусмотрено в пункте 4 ст. 1515 ГК РФ в отношении нарушителей исключительного права на товарный знак и в п. 2 ст. 1537 ГК РФ в отношении нарушителей исключительного права на использование наименования места происхождения товара.

Пунктом 4 ст. 1539 предусмотрена возможность перехода исключительного права на коммерческое обозначение, но только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется. По смыслу указанной нормы переход исключительного права на коммерческое обозначение может происходить по договору продажи предприятия, т.е. совместно с предприятием, в порядке универсального правопреемства, а именно при наследовании или реорганизации юридического лица, собственника предприятия, и по иным основаниям, указанным законом, например при обращении взыскания на имущество правообладателя.

Необходимо отметить неразрывную связь коммерческого обозначения с предприятием, на котором оно используется. Этот вывод подтверждается абзацем вторым п. 4 ст. 1539, согласно которому в случае, если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

Следует обратить внимание и на то, что в отличие от коммерческого обозначения распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления права использования, не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Напротив, в государствах с развитым правопорядком разрешена передача права на фирменные наименования, но только совместно с предприятием. При этом нужно учитывать тот факт, что в этих государствах фирменное наименование призвано индивидуализировать предприятие, а не юридическое лицо.

В пункте 5 ст. 1539 предусмотрена возможность распоряжения исключительным правом на коммерческое обозначение путем предоставления правообладателем права на его использование другому лицу. Причем такая возможность допускается в двух формах: в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии.

Сказанное лишний раз подтверждает неразрывную связь коммерческого обозначения с предприятием, для индивидуализации которого оно предназначено, поскольку указанная норма не предусматривает предоставление лицензии на использование коммерческого обозначения независимо от предприятия.

IV

В статье 1540 ГК РФ закреплены отдельные правила, определяющие действие исключительного права на коммерческое обозначение во времени и пространстве, т.е. установлены его определенные территориальные и временные пределы.

Пункт 1 указанной статьи содержит декларацию о том, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на ее территории. Указанную норму следует понимать таким образом, что действие исключительного права на коммерческое обозначение ограничено территорией Российской Федерации, оно не действует за рубежом. Вместе с тем сказанное не означает, что действие какого-либо конкретного коммерческого обозначения обязательно распространяется на всю территорию Российской Федерации. Такие случаи единичны, равно как и единичны случаи действия на всей ее территории исключительного права на фирменные наименования. Такой феномен связан с самой природой исключительного права на коммерческое обозначение, поскольку по своему определению масштабы его известности ограничены пределами определенной территории (п. 1 ст. 1539 ГК РФ). Поэтому называть право на коммерческое обозначение исключительным можно с большой долей условности. Для возникновения исключительного права на коммерческое обозначение необходимо, чтобы предприятие, которое оно предназначено индивидуализировать, находилось на территории Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что иностранные коммерческие обозначения, указывающие на территориальные месторасположения предприятий за рубежом, не действуют на территории России. В таких случаях исключена вероятность применения статьи 8 Парижской конвенции, поскольку последняя действует в отношении фирменных наименований, а коммерческие обозначения в ней далее не упомянуты.

Пункт 2 ст. 1540 содержит норму о том, что исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его в течение года. Эта норма перекликается с нормой пункта 1 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которой юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные российским законодательством о налогах и сборах, и не осуществило операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.

В указанной норме не упомянуты иные основания для прекращения исключительного права на коммерческое обозначение. Нет также ответа на вопрос, с какого момента отсчитывается годичный срок для целей прекращения исключительного права на коммерческое обозначение. Неясно, кто правомочен инициировать дело о прекращении исключительного права на коммерческое обозначение и в каком органе это должно происходить. И самое главное - не указан момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение.

Следует полагать, что, как и в случае с фирменным наименованием, действие исключительного права на коммерческое обозначение во времени не ограничено каким-либо конкретным сроком. В принципе указанный срок напрямую зависит от длительности существования предприятия, которое коммерческое обозначение индивидуализирует.

Инициаторами прекращения действия исключительного права на коммерческое обозначение могут быть любые заинтересованные лица, в принципе конкуренты правообладателя, которые могут возбуждать соответствующие дела в судах.

Упомянутый годичный срок неиспользования коммерческого обозначения может быть исчислен в любой период на протяжении действия исключительного права с даты обнаружения такого неиспользования. Причем таких годичных периодов неиспользования коммерческого обозначения может быть несколько.

Момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение, учитывая положения пункта 1 ст. 1539 ГК РФ, следует определять с момента начала использования коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковке.

Поскольку коммерческие обозначения не регистрируются, сведения о них не вносятся в учредительные документы и реестры и не публикуются, не говоря уже о том, что на них не выдаются охранные документы, факты использования коммерческого обозначения в сфере деятельности предприятия должны быть тщательно задокументированы.

Одним из надежных средств доказывания фактов использования коммерческого обозначения является процедура принятия нотариусом соответствующих документов на хранение с выдачей соответствующего свидетельства согласно статье 97 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.

Статья 1541 ГК РФ посвящена вопросам соотношения права на коммерческое обозначение с правами на другие средства индивидуализации - правами на фирменное наименование и товарный знак.

В отличие от статьи 1476 ГК РФ, в которой говорится о соотношении прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак, и знак обслуживания, в данной статье знаки обслуживания не упоминаются. Однако при ее анализе знаки обслуживания должны приниматься во внимание, поскольку, как указано в пункте 2 ст. 1477 ГК РФ, правила о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, т.е. обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

В пункте 1 ст. 1541 указано, что исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.

Чаще всего в качестве коммерческого обозначения используется специальная (отличительная) часть фирменного наименования, необходимая для отличия одного юридического лица от другого. Коммерческие обозначения и фирменные наименования являются близкими по содержанию и форме средствами индивидуализации. На практике одни и те же обозначения могут играть роль и фирменных наименований, и коммерческих обозначений.

Вместе с тем это самостоятельный объект исключительных прав, имеющий различные функции: фирменное наименование индивидуализирует юридические лица, а коммерческое обозначение - предприятие, принадлежащее юридическим лицам.

Фирменное наименование, являющееся не только правом, но и обязанностью юридического лица, определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц. Действие исключительного права на фирменное наименование неразрывно связано с государственной регистрацией юридического лица, которое оно индивидуализирует, в том числе при его создании, реорганизации или прекращении.

Коммерческое обозначение, являющееся факультативным для его правообладателя, возникает из факта использования обозначения путем его указания, как правило, на вывесках, бланках, счетах и иной документации. Действие исключительного права на коммерческое обозначение зависит от непрерывности использования обозначения в течение одного года. В случае прекращения действия коммерческого обозначения, включающего фирменное наименование, последнее продолжает свое действие вплоть до прекращения действия юридического лица.

В предложении первом пункта 2 ст. 1541 указано, что коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке (равно как и в знаке обслуживания). Для усиления своих позиций на рынке хозяйствующие субъекты зачастую регистрируют товарные знаки, содержащие элементы своих коммерческих обозначений, а также фирменных наименований, если те и другие совпадают при использовании. В случае использования коммерческого обозначения в качестве вывески предприятия правообладатель может зарегистрировать его как словесный знак либо изобразительный знак, либо их комбинацию.

В предложении втором пункта 2 ст. 1541 предписано, что коммерческое обозначение, включенное в товарный знак (равно как и в знак обслуживания), охраняется независимо от охраны товарного знака (равно как и от знака обслуживания), т.е. сформулирована норма об автономии охраны коммерческого обозначения от охраны товарного знака или знака обслуживания.

Указанная норма должна быть истолкована таким образом, что если, например, товарный знак, содержащий элементы коммерческого обозначения, не используется правообладателем, то последствия неиспользования такого товарного знака, которые могут наступить в соответствии со статьей 1486 ГК РФ (возможность досрочного прекращения правовой охраны товарного знака), не влияют на действительность правовой охраны данного коммерческого обозначения.