Мудрый Юрист

О законодательстве Российской Федерации в области подтверждения соответствия продукции, работ, услуг

Панова А.С., доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета Института экономики, управления и права (г. Казань), кандидат юридических наук.

Под законодательством принято понимать, во-первых, метод осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти законов; во-вторых, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений <1>.

<1> Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 130.

Законодательство о подтверждении соответствия продукции, работ, услуг представляет собой совокупность (систему) нормативных актов различной юридической силы, направленных на регулирование специфического круга общественных отношений.

Данным отношениям свойственны следующие гражданско-правовые особенности:

<2> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. (с изменениями от 5 февраля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; 2007. N 7. Ст. 834.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации <3> общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

<3> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Аналогичная норма закреплена в п. 4 ст. 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" <4>.

<4> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" (с изменениями от 1 мая 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52. Часть 1. Ст. 5140; 2007. N 19. Ст. 2293.

К международным и региональным правовым актам, которые входят в систему законодательства о подтверждении соответствия продукции, работ, услуг, следует отнести: Венскую конвенцию о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) <5>, Торговое соглашение между СССР и Малагасийской Республикой от 29 октября 1975 г., Торговое соглашение между СССР и Тунисской Республикой от 6 апреля 1977 г., Торговое соглашение между Правительством СССР и Правительством Испанского государства от 15 сентября 1972 г. и др.

<5> Венская конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст. 772.

Согласно абз. 25 ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании" правовыми формами принятия технических регламентов могут быть документы, которые принимаются международными договорами Российской Федерации или межправительственными соглашениями, ратифицированными (заключенными) в установленном законодательством Российской Федерации порядке и содержат обязательные для применения и исполнения требования к продукции и связанным с ней процессам. Разработка и принятие технического регламента международным договором Российской Федерации особенно важна в отраслях, где установление требований безопасности на межгосударственном уровне способствует установлению и сохранению единого технологического пространства. Например, в сфере транспорта - морского, воздушного, железнодорожного и речного, в сфере энергетики и т.д. <6>.

<6> Терещенко Л.К., Калмыкова А.В., Лукьянова В.Ю. Техническое регулирование на современном этапе // Законодательство и экономика. 2007. N 4. С. 15.

Значительную роль в области подтверждения соответствия продукции, работ, услуг призваны играть международные и региональные стандарты, принимаемые международными и региональными организациями <7>, а также национальные стандарты других стран.

<7> В частности, Международной организацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК).

Согласно п. 8.8 ГОСТ Р 1.0-2004 международные и региональные стандарты (при условии присоединения к ним Российской Федерации), а также национальные стандарты других стран (при наличии соответствующих соглашений с этими странами) применяются на территории Российской Федерации в качестве национальных стандартов.

Указанные стандарты могут применяться на территории Российской Федерации только после их трансформации в российскую правовую систему в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в ст. 71 устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся в том числе установление правовых основ единого рынка, стандарты.

Понятием "установление правовых основ единого рынка" охвачены как его регулирование, так и защита рыночных отношений. Кроме того, к ведению Федерации относится деятельность по установлению норм и правил в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. На федеральном уровне регулируется сертификация продукции <8>.

<8> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Ю.В. Кудрявцев, В.И. Иванов, В.А. Кикоть и др. М.: Фонд Правовая культура, 1996. С. 302, 324.

Российское законодательство, как правило, не устанавливает прямого указания на то, что регулирование отношений по подтверждению соответствия продукции, работ, услуг относится к исключительной компетенции Российской Федерации. В качестве примера можно привести абз. 25 ст. 2, ст. 4, ст. 7, п. 1 ст. 9, п. 5 ст. 21, п. 4 ст. 23 и другие статьи Федерального закона "О техническом регулировании", ст. 4, 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" <9>.

<9> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (с изменениями от 30 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33. Часть I. Ст. 3436, N 1. Часть 1. Ст. 29.

Согласно п. "р" ст. 71 Конституции Российской Федерации стандарты относятся к исключительному ведению Российской Федерации.

Регулирование подтверждения соответствия продукции, работ, услуг способствует созданию правовых основ единого рынка. Установление таких основ обеспечивает единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на всей территории России. Единство экономического пространства обеспечивается единством законодательного регулирования экономики. Законодательство в сфере экономики должно предусматривать обязательные правила функционирования рынка, признание их на всей территории России.

Приведем пример из судебной практики. Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании п. 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 марта 1998 г. N 102 "Об утверждении Правил сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов пищевого сырья в Республике Татарстан" и Правил сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов пищевого сырья <10>, противоречащими федеральному законодательству, в том числе Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <11>.

<10> Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 марта 1998 г. N 102 "Об утверждении Правил сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов пищевого сырья в Республике Татарстан" (утратило силу) // Нормативные акты Республики Татарстан. 2000. N 12.
<11> Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изменениями от 20 апреля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4553; 2007. N 17. Ст. 1931.

Верховный Суд Республики Татарстан, приняв дело к своему производству в качестве суда первой инстанции, удовлетворил заявление Прокурора Республики Татарстан.

Кабинет Министров Республики Татарстан обратился с кассационной жалобой на решение Верховного Суда Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению. В обоснование своего решения она указала, что оспариваемые Прокурором Республики Татарстан правовые нормативные акты Кабинета Министров Республики Татарстан противоречат ч. 14 ст. 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции": к ведению Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится в том числе установление порядка сертификации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оспариваемые правовые нормативные акты Кабинета Министров Республики Татарстан устанавливают обязательность сертификации такой продукции Республикой Татарстан и выдачи республиканского сертификата соответствия, при отсутствии которого реализация этилового спирта и спиртосодержащей продукции в Республике Татарстан невозможна. При изложенных обстоятельствах введение дополнительной сертификации на уровне Республики Татарстан противоречит федеральному законодательству <12>.

<12> Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу от 30 января 2001 г. // Архив Верховного Суда Российской Федерации. 2001.

В связи с развитием законодательства в области обеспечения безопасности товаров возникает вопрос о необходимости изменения положений п. "р" ст. 71 Конституции Российской Федерации ввиду того, что отныне стандарты имеют характер многократного добровольного использования.

Придание национальным стандартам статуса необязательных документов не исключает их из круга вопросов, регулируемых государством. В частности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет функции национального органа по стандартизации <13>.

<13> Пункт 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 (с изменениями от 5 сентября 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 25. Ст. 2575; 2006. N 37. Ст. 3881.

Из сказанного следует, что стандартизация как вид деятельности сохраняет государственный характер и порядок ее осуществления должен регулироваться государством в соответствии с упомянутой нормой Конституции Российской Федерации.

В качестве одной из целей стандартизации Федеральный закон "О техническом регулировании" в ст. 11 устанавливает содействие соблюдению требований технических регламентов.

Таким образом, регулирование отношений по подтверждению соответствия продукции, работ, услуг относится к ведению Российской Федерации. Именно Российская Федерация осуществляет в указанной сфере законодательную и исполнительную деятельность, в частности нормативное регулирование, общее руководство, контроль (надзор).

Центральное место в системе законодательства о подтверждении соответствия продукции, работ, услуг занимает Федеральный закон "О техническом регулировании", а также Гражданский кодекс Российской Федерации <14>.

<14> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. (с изменениями от 2 октября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; 2007. N 41. Ст. 4845; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. (с изменениями от 4 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410; 2007. N 45. Ст. 5428; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. (с изменениями от 2 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. Ст. 4552; 2004. N 49. Ст. 4855; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52. Часть 1. Ст. 5496.

Федеральный закон "О техническом регулировании" в системе законодательства о подтверждении соответствия продукции, работ, услуг играет ключевую роль. С точки зрения специализации законов по сферам их действия, степени общности и уровню нормативности указанный Закон в сфере отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности продукции, работ, услуг, может быть охарактеризован как закон, имеющий специальный характер. Закон содержит 10 глав, объединяющих 48 статей, посвященных регулированию отношений, связанных с разработкой, принятием, применением и исполнением обязательных требований к продукции или к связанным с ней процессам, а также требований, применяемых на добровольной основе к продукции, связанным с ней процессам, выполнению работ или оказанию услуг, а также регулированию отношений по оценке соответствия.

Впервые вводится понятие "техническое регулирование", устанавливается новая система документов, содержащих требования к безопасности и качеству продукции, работ, услуг, вводится институт отзыва продукции с рынка. Отличительные особенности Закона не исчерпываются специфическим кругом отношений, регулируемых нормами данного Закона. Указанный нормативный акт содержит значительное количество новых терминов и определений (меняет представление о ранее действовавших категориях, например стандарт, международный стандарт, национальный стандарт, стандартизация).

Как известно, Гражданский кодекс Российской Федерации с точки зрения своего содержания имеет системообразующее значение для гражданского законодательства и прежде всего направлен на регулирование широкого круга имущественных отношений. Часть данных отношений связана с переходом имущества от одних лиц к другим по обязательствам купли-продажи <15>, а часть возникает по поводу выполнения работ и оказания услуг <16>.

<15> Отношения по купле-продаже регулируются правилами гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
<16> Отношения по поводу выполнения работ и оказания услуг регулируются гл. 37, 38, 39, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В системе законодательства о подтверждении соответствия продукции, работ, услуг Гражданский кодекс Российской Федерации имеет значение нормативного акта, который содержит общие и специальные правила, касающиеся объектов гражданских прав (гл. 6), сделок (гл. 9), исполнения обязательств (гл. 22), ответственности за нарушение обязательств (гл. 25), понятия и условий договора (гл. 27), а также порядка его заключения, изменения и расторжения (гл. 28 - 29), купли-продажи (гл. 30), подряда (гл. 37), возмездного оказания услуг (гл. 39), перевозки (гл. 40), хранения (гл. 47).

Говоря о соотношении Федерального закона "О техническом регулировании" и Гражданского кодекса Российской Федерации, следует указать, что Закон по отношению к Кодексу является специальным законом. В качестве примера можно привести ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации. В п. 4 указанной статьи говорится, что "если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям". Установление обязательных требований к качеству продаваемого товара производится уполномоченными органами государства в порядке, определяемом Федеральным законом "О техническом регулировании". Правовой формой, отражающей интересы продавцов (изготовителей, исполнителей), связанные со свободой предпринимательской деятельности, свободой договора, свободным перемещением товаров, услуг, являются нормы гражданского права.

Среди нормативных актов, входящих в законодательство о подтверждении соответствия продукции, работ, услуг, следует выделять иные федеральные законы, имеющие комплексный характер, которые содержат как общие для различных видов предпринимательской деятельности нормы, так и специальные нормы, регулирующие отдельные сферы предпринимательства. К первым нужно отнести Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" <17>, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Федеральный закон от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" <18> и др. Законами специального характера являются Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <19>, Федеральный закон от 3 августа 1995 г. "О племенном животноводстве" <20>, Федеральный закон от 31 марта 1999 г. "О газоснабжении в Российской Федерации" <21> и ряд других. К этой же группе законов следует относить технические регламенты, принимаемые в ранге федеральных законов и устанавливающие обязательные требования к продукции и к связанным с ней процессам.

<17> Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изменениями от 25 ноября 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 48. Ст. 4943.
<18> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31. Часть 1. Ст. 3434.
<19> Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями от 30 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 150; 2007. N 1. Часть 1. С. 29.
<20> Федеральный закон от 3 августа 1995 г. "О племенном животноводстве" (с изменениями от 18 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 32. Ст. 3199; 2006. N 52. Часть 1. Ст. 5497.
<21> Федеральный закон от 31 марта 1999 г. "О газоснабжении в Российской Федерации" (с изменениями от 18 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1667; 2006. N 52. Часть 1. Ст. 5498.

Согласно абз. 25 ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании", технический регламент - документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к продукции или к связанным с требованиями к ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технические регламенты принимаются в целях:

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность и иные виды безопасности, указанные в п. 1 ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании".

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей принятия технических регламентов (п. 1 ст. 6 Федерального закона "О техническом регулировании").

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание продукции и связанных с ней процессов, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Он также должен содержать правила и формы оценки соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Технический регламент не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия таких требований с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в п. 1 ст. 6 Федерального закона "О техническом регулировании" целей принятия технического регламента.

Он также не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей или по иным основаниям либо если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международных стандартов или отдельных их положений.

Технический регламент, принимаемый в ранге федерального закона, разрабатывается и принимается в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов с учетом положений Федерального закона "О техническом регулировании" (ст. 9 данного Закона).

Среди указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на регулирование отношений по подтверждению соответствия продукции, работ, услуг, следует назвать Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <22>, Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" <23>, Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" <24>, Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации" <25> и др.

<22> Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 15 февраля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945; 2007. N 8. Ст. 978.
<23> Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 15 февраля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 21. Ст. 2023; 2007. N 8. Ст. 978.
<24> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (с изменениями от 5 сентября 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 25. Ст. 2575; 2006. N 37. Ст. 3881.
<25> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации" (с изменениями от 2 августа 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 5. Ст. 371; 2005. N 32. Ст. 3326.

Технические регламенты, согласно абз. 25 ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании", могут приниматься в ранге постановлений Правительства Российской Федерации. Порядок разработки и принятия проекта постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте установлен в п. 2 - 6, 8.1 ст. 9 Федерального закона "О техническом регулировании".

В структуре рассматриваемого законодательства большой удельный вес принадлежит актам федеральных органов исполнительной власти. Здесь необходимо указать прежде всего на акты Министерства промышленности и энергетики РФ <26> по вопросам подтверждения соответствия продукции, работ, услуг. Продолжают действовать и акты Госстандарта России, преобразованного в настоящее время в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии <27>.

<26> Например, Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 22 марта 2006 г. N 53 "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 21.
<27> Например, Постановление Госстандарта России от 10 мая 2000 г. N 26 "Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации" (с изменениями от 5 июля 2002 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 28; Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 31. Ст. 3112.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона "О техническом регулировании" федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования, в том числе в области подтверждения соответствия продукции, работ, услуг, акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных ст. 5 указанного Закона.

Анализ рассматриваемого законодательства позволяет говорить о том, что в числе важнейших направлений реформирования данного законодательства усиление роли добровольной сертификации, которое предполагает широкое использование богатейшего инструментария гражданского права и прежде всего таких средств, как гражданско-правовой договор и гражданско-правовая ответственность. Происходит "проникновение" гражданского права во все новые сферы общественных отношений. Усиливается договорное регулирование отношений, возникающих в связи с подтверждением соответствия продукции, работ, услуг.

Данное законодательство обладает специфическим предметом и объектом регулирования. Предмет регулирования законодательства о подтверждении соответствия продукции, работ, услуг составляют общественные отношения по проверке качества и безопасности продукции и связанных с ней процессов, а также выполнения работ или оказания услуг предъявляемым требованиям. Объектом регулирования выступают продукция, связанные с ней процессы, в отношении которых устанавливаются обязательные либо добровольные требования, а также работы, услуги, в отношении которых могут устанавливаться только добровольные требования.

Следующей чертой рассматриваемого законодательства является направленность на обеспечение публичных интересов. Нормы данного законодательства направлены прежде всего на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а также на охрану окружающей среды от недобросовестных действий изготовителей и продавцов, изготавливающих или реализующих небезопасную продукцию.

Очевиден технико-юридический характер указанного законодательства. Большинство норм, входящих в данное законодательство, является по своей природе технико-юридическими нормами (юридическими нормами с техническим содержанием), которые содержат минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и связанных с ней процессов, а также правила, добровольно применяемые в отношении продукции, работ, услуг <28>.

<28> В.С. Белых, исследуя гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг указывает, что технико-юридические нормы возникли благодаря сочетанию (перекрашиванию) технических и юридических норм в процессе регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу естественных и искусственных объектов (Белых В.С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг. Сб. науч. тр. / Отв. ред. к.ю.н. О.А. Герасимов. Екатеринбург: Бизнес, менеджмент и право, 2007. С. 89). М.Н. Семякин, рассматривая механизм гражданско-правового управления качеством продукции, пишет, что значительную часть в нормативной основе данного механизма представляют так называемые технико-юридические нормы, которые получают внешнюю форму своего выражения (закрепления) в стандартах на продукцию, технических условиях и некоторых других актах. Технико-юридические нормы есть система установленных (санкционированных) компетентными органами специальных юридических правил, посредством которых придается правовая сила соответствующим техническим решениям (Семякин М.Н. Гражданско-правовые формы управления качеством продукции. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. С. 50, 55).

Наконец, рассматриваемое законодательство имеет комплексный характер, который выражается в наличии разноотраслевых норм. При этом происходит существенное расширение рамок использования норм гражданского права в сфере обеспечения качества и безопасности продукции, работ, услуг.