Мудрый Юрист

Актуальные вопросы исполнения судебных решений

Простова В.М., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник.

Корулина Ю.В., старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Эффективное функционирование судебной системы невозможно без обеспечения своевременного исполнения судебных актов. Поэтому одной из задач Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 N 583, является повышение уровня исполнения судебных решений.

В настоящее время реальное исполнение судебных решений не превышает 52 процентов. Как свидетельствуют данные статистики, с каждым годом возрастает количество поступающих в суды жалоб граждан и юридических лиц на действия судебных приставов-исполнителей.

Не получая в течение многих лет присужденных сумм, российские граждане вынуждены обращаться за защитой своих законных интересов в Европейский суд по правам человека (пятая часть всех обращений в ЕСПЧ приходится на жалобы россиян).

Половина общего количества всех жалоб, направляемых россиянами в Страсбург (в 2005 г. подано всего 8781, в 2006 г. - 10569, см. Бюллетень Европейского суда по правам человека N 2/2006 и N 5/2007), касается именно неисполнения судебных решений, прежде всего по гражданским делам о выплате из средств федерального бюджета различного рода пособий, пенсий, компенсаций.

Так, из 27 постановлений по существу, принятых Европейским судом по правам человека в отношении России в феврале 2007 г., 16 вынесено именно по таким жалобам (см. Обзор решений ЕСПЧ за февраль 2007 г., подготовленный центрами содействия международной защите и "Демос").

Поскольку Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", а также Федеральный закон "О судебных приставах" наделяют органы прокуратуры функцией надзора за исполнением законов судебными приставами, такое неудовлетворительное состояние исполнительного производства, рост обращений граждан о нарушениях законодательства, допускаемых в процессе совершения исполнительных действий, обусловливают потребность в особом внимании со стороны органов прокуратуры.

Необходимо отметить также низкий уровень исполнения решений и арбитражных судов. Так, согласно данным арбитражной статистики в 2006 г. арбитражными судами было выдано более миллиона исполнительных листов, исполненными возвращена одна третья часть их.

В основном судебными приставами-исполнителями нарушались сроки совершения исполнительных действий по розыску должников, их имущества, а также реализации арестованного имущества.

Неэффективность работы судебных приставов-исполнителей подтверждается статистическими данными, отражающими их деятельность. Согласно этим данным нарушения в сфере исполнения судебных решений носят массовый характер и допускаются на всех стадиях исполнительного производства.

Организации работы органов прокуратуры по надзору за исполнением решений судов по удовлетворенным заявлениям прокуроров включает в себя периодические проверки законности в деятельности службы судебных приставов-исполнителей, принятие мер прокурорского реагирования в случаях неполноты, несвоевременности либо незаконности действий судебных приставов-исполнителей.

Следует заметить, что полномочия прокурора позволяют активнее влиять на эту неблагополучную ситуацию. Так, при выявлении прокурором волокиты со стороны судебных приставов-исполнителей в адрес руководителя этой службы вносятся представления с предложениями устранить нарушения закона и решить вопрос об ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

При этом заслуживает внимания опыт работы прокуратуры Читинской области, где прокуроры ежемесячно отчитываются о количестве исполненных и неисполненных судебными приставами-исполнителями решений судов.

В прокуратуре Костромской области организован учет исполнения судебных решений по искам прокурора. Сведения о реальном исполнении судебных решений каждое полугодие запрашиваются и анализируются прокуратурой области. Добиваясь фактического исполнения решений суда, прокурорами городов и районов каждое полугодие проводятся проверки подразделений службы судебных приставов по вопросам соблюдения требований закона при исполнении судебных решений, в том числе по искам прокурора. По итогам проведенных проверок в адрес службы судебных приставов вносились соответствующие представления, по результатам привлекались к дисциплинарной ответственности судебные приставы-исполнители.

Анализ материалов прокурорской практики свидетельствует о том, что инициатива возбуждения исполнительного производства почти в равной степени принадлежит как прокурорам, так и самим взыскателям.

Нельзя не отметить, что в ряде случаев одной из причин длительного неисполнения решений суда, например, по искам (заявлениям) о взыскании заработной платы является введение процедуры наблюдения и банкротства предприятия. По этому основанию производства по исполнению судебных решений приостанавливались на неопределенное время.

Кроме того, в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета возникали трудности исполнения решений по искам в интересах граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, об индексации сумм компенсации, а также в интересах инвалидов о взыскании стоимости транспортного средства.

Только в I полугодии 2007 г. в сфере исполнительного производства прокурорами было выявлено свыше 75 тыс. нарушений законодательства, большую часть которых - около 72 тыс. - составляют нарушения в деятельности судебных приставов.

В I полугодии 2007 г. количество направленных прокурорами заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей увеличилось (с 230 в I полугодии 2006 г. до 359 в аналогичном периоде 2007 г.).

Прокурорами было направлено исков (заявлений) в целом в суды общей юрисдикции и арбитражные суды - 1050, внесено 6939 представлений, о недопустимости нарушения закона предостережено 1088 лиц, возбуждено 290 уголовных дел, число принесенных протестов практически не изменилось - 3491.

В то же время меры прокурорского реагирования по данным фактам представляются недостаточными в условиях значительного роста нарушений. При этом вызывает озабоченность невысокий процент удовлетворения таких заявлений вообще и его снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 26,2 - в I полугодии 2006 г. до 10,1 - в аналогичном периоде 2007 г.), что свидетельствует о сравнительно невысоком качестве подготовки заявлений, в частности их обоснованности.

В целях обеспечения реального исполнения судебных решений (по удовлетворенным искам прокуроров) прокурорам необходимо шире применять обеспечительные меры, в том числе возбуждение ходатайства о наложении ареста на денежные средства и имущество должника.

Представляется также объективно необходимым предоставление прокурору, наряду с взыскателем и должником, права обжалования в суд действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя (ст. 441 ГПК РФ), что могло бы способствовать улучшению ситуации в рассматриваемой области.

Следует отметить, что практика применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" показала наличие в нем существенных пробелов и предопределила необходимость корректировки значительного количества его норм. В связи с этим был разработан и принят 2 октября 2007 г. новый Федеральный закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который вступает в силу с 1 февраля 2008 г. В нем нашли отражение изменения норм ГПК РФ и АПК РФ, определены задачи и принципы исполнительного производства, усовершенствованы нормы, касающиеся сроков совершения исполнительных действий. Особое внимание заслуживает введенная в Закон новая глава, регламентирующая вопросы реализации имущества должника на торгах. Наиболее совершенными стали нормы, касающиеся возбуждения исполнительного производства, обращения взыскания на имущество должника, оценки и реализации арестованного имущества должника, распределения взысканной денежной суммы. В Законе четко прописаны нормы, позволяющие обжаловать действия судебных приставов-исполнителей (наряду с судебным порядком) Главному судебному приставу Российской Федерации, главному судебному приставу субъекта Российской Федерации и старшему судебному приставу. Это в значительной мере будет способствовать своевременному устранению нарушений, допускаемых судебными приставами-исполнителями в сфере исполнения судебных решений. В то же время практика применения нового Закона покажет, насколько он окажется эффективным в деле укрепления гарантий защиты прав граждан и организаций в сфере исполнительного производства.