Мудрый Юрист

Преемственность федеральных целевых программ "развитие судебной системы России" как условие эффективности системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции

Под преемственностью в языке понимается преемство - последовательность от одного к другому <1>. В науке это связь между различными этапами развития социальных субъектов, сущность которой проявляется в сохранении принципиальных черт предыдущего этапа в последующем. Это основное положение, которое вместе с другими общими, организационно-технологическими и частными принципами синтезирует действие социальных закономерностей и конкретные подходы к их реализации в социальной практике <2>.

<1> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989. С. 580.
<2> См.: Смольков В.Г. Принципы и методы социального управления // Социальное управление: Курс лекций. М.: РАГС, 2000. С. 89 - 103.

В контексте приоритетных задач административной реформы <3> актуализируется реализация целей, задач, программных мероприятий судебной реформы, направленной на укрепление судебной власти, концепция которой была утверждена в октябре 1991 г. <4>.

<3> См.: Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах"; Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р.
<4> См.: О концепции судебной реформы в РФ: Комментарий, разъяснение // Законодательство и экономика. 2003. N 12. С. 5.

На первом этапе судебной реформы была сформирована необходимая законодательная база, осуществлен ряд серьезных организационных мер, позволивших укрепить судебную власть в стране.

Второй этап совпал с разработкой в 2001 г. Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы <5>.

<5> См.: О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 49). Первоначальный текст документа опубликован в: СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4623.

Предусмотренные мероприятия Программы по развитию материально-технического обеспечения судебной системы, в том числе строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий судов; по увеличению штатной численности судей и работников аппаратов судов, увеличению их заработной платы; приобретению жилья для судей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента; информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента выполнены в полном объеме.

Основные усилия Судебного департамента в процессе организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции были направлены:

В результате реализации Программы:

Информатизация судов общей юрисдикции в объемах, предусмотренных Программой, безусловно, сказалась на повышении оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел и в конечном счете на сроках рассмотрения дел.

Итогами реализации предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы судов общей юрисдикции и полному обеспечению их деятельности необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами явятся:

В результате обеспечено дальнейшее продвижение в стране судебной реформы и создана действенная и эффективная судебная система, что позволит достичь основного ожидаемого социального эффекта, способствующего формированию в России правового государства, - повышения доверия к институту судебной власти, расширения сферы использования судебных процедур в восстановлении нарушенных прав, разрешении споров и конфликтов и, как следствие, укрепления законности и правопорядка в стране.

Сегодня реализуется третий этап - Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы <6>.

<6> См.: Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583.

Цель и задачи Программы определены с учетом Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года. Решение этих задач взаимосвязано с осуществлением стратегических целей государства, направленных на повышение доступности и качества предоставляемых государственных услуг, повышение качества и конкурентоспособности судебной системы, обеспечение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти <7>.

<7> См.: Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583. Раздел II.

Преемственность Федеральных целевых программ "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы и на 2007 - 2011 годы (далее - Программы) мы рассматриваем в качестве условия системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции, направленного на повышение эффективности отправления правосудия. Объективность данного тезиса подтверждается и процессом разработки и реализации названных программ, и их результатами.

Преемственность механизма реализации Программ обеспечивается единой правовой базой. Особенность функционирования судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти Российской Федерации заключается в том, что деятельность судов всех судебных систем основывается на единых принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации в ст. 10 (органы законодательной, исполнительной и судебной власти функционируют самостоятельно), 120 (судьи независимы и подчинены только Конституции Российской Федерации и федеральным законам), 121 (судьи несменяемы), 122 (судьи неприкосновенны) и др. Эти принципы получили развитие в законодательстве о судоустройстве, являющемся единым для судов общей юрисдикции и арбитражных судов и установившем конкретные нормы и механизмы, обеспечивающие их правовую реализацию.

Преемственность механизма реализации Программ обеспечивается, кроме того, следующими документами: Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 778, от 13 сентября 1996 г. N 1101, от 1 июля 1997 г. N 778, от 8 июля 1997 г. N 844, от 21 июля 1998 г. N 811, от 25 января 1999 г. N 90, от 22 апреля 2002 г. N 263, от 20 марта 2003 г. N 165, от 25 декабря 2004 г. N 842) <8>; Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и др.

<8> http://fcpkultura.ru/fcp_document/docs/por594.php.

Механизм реализации Программы, а также организация управления и контроля утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. N 805 в качестве разделов V и VI Программы, в соответствии с которыми Судебный департамент осуществляет следующие меры:

Преемственность Программ проявляется и в определении порядка организации и контроля за ходом их выполнения.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает предложения о приоритетных направлениях развития судебной системы и финансировании соответствующих мероприятий на очередной год. Оно совместно с государственными заказчиками ежегодно при формировании федеральной адресной инвестиционной программы определяет перечень конкретных объектов, подлежащих финансированию из федерального бюджета на соответствующий год.

Государственные заказчики информируют Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации о заключенных с исполнителями отдельных мероприятий государственных договорах (контрактах, соглашениях) и об их финансировании из федерального бюджета.

Государственные заказчики организуют внедрение информационных технологий для управления, анализа и контроля за ходом выполнения программных мероприятий.

Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика - координатора Программы.

Срок действия Программы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока действия Программы более чем на один год разрабатывается новая программа.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации и государственных заказчиков Программы организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, а также на конечные результаты Программы.

Контроль за ходом выполнения Программы на основе государственной и ведомственной отчетности и заключенных государственных договоров (контрактов, соглашений) осуществляет в установленном порядке государственный заказчик - координатор Программы.

Контроль предполагает периодическое представление отчетности о реализации программных мероприятий и рациональном использовании выделяемых финансовых средств и сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений).

Исполнители программных мероприятий отчитываются в установленном порядке о целевом использовании выделенных им финансовых средств <9>.

<9> О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 49). Первоначальный текст документа опубликован в: СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4623. Раздел 6.

Судебным департаментом были разработаны показатели эффективности программных мероприятий и критерии оценки достижения целей и ожидаемых результатов, которыми явились:

  1. Реализация первой стратегической цели - обеспечение доступности правосудия.

1.1. Создание на территории Российской Федерации всех видов судов и судей, предусмотренных законодательством, а именно судебных участков мировых судей, судов с участием присяжных заседателей, обеспечивает право граждан и возможность рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел теми судами, к компетенции которых они относятся.

1.2. Увеличение штатной численности судей и работников аппаратов судов до расчетных показателей позволит снизить служебную нагрузку судей, сократит количество дел, рассмотренных судами с нарушением установленных законом сроков, т.е. позволит сделать правосудие скорым и правым.

1.3. Приведение служебных площадей судов в соответствие с установленными нормами создаст надлежащие условия не только судьям и работникам аппаратов судов, но и другим участникам судебных заседаний и гражданам, пребывающим в судах.

  1. Реализация второй стратегической цели - обеспечение самостоятельности судов и независимости судей.

2.1. Повышение заработной платы, надлежащее социальное обеспечение, в том числе улучшение жилищных условий судей, обеспечивают материальную основу независимости судьи, позволяют беспристрастно рассматривать дела по спорам и жалобам граждан на действия или бездействие должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, вытекающим из нарушений избирательного и налогового законодательства, о признании нормативных правовых актов противоречащими законодательству, наконец, при постановлении оправдательных приговоров.

2.2. Надлежащее материально-техническое обеспечение и информатизация судов общей юрисдикции позволяют избежать зависимости от государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Одновременно решается и задача доступности и гласности правосудия.

  1. Реализация третьей стратегической цели - повышение авторитета судебной власти.

3.1. Показателем авторитета судебной власти в первую очередь является справедливость суда, о чем свидетельствует состояние законности судебных решений, которое оценивается количеством отмененных и измененных решений в кассационной инстанции.

3.2. Другим показателем авторитета судебной власти является рост количества обращений граждан в суд для разрешения различных гражданских правовых споров, в защиту своих прав и законных интересов, с жалобами на действия либо бездействие должностных лиц, органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.

3.3. Совершенствование действующего законодательства, регламентирующего формирование органов судейского сообщества, позволит сделать их деятельность гласной и более доступной для общественности при решении вопросов о назначении федеральных и мировых судей.

3.4. Повышение заработной платы судей и работников аппаратов судов не только решает задачу независимости суда, но и повышает престижность данной профессии, работы в суде.

3.5. Увеличение служебных площадей судов, их капитальный ремонт и строительство новых зданий, надлежащее материально-техническое оснащение судов и оборудование рабочих мест судей и работников аппаратов судов не только обеспечивает доступность правосудия и независимость суда, но и повышает авторитет судебной власти, доверие граждан к суду <10>.

<10> Справка "О ходе реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы, задачах по ее выполнению в 2006 году и основных направлениях разрабатываемой концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы" // Семинар-совещание председателей советов судей субъектов Российской Федерации. М., 2006. С. 43 - 55.

Анализ результатов выполнения программных мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы (далее - Программа) свидетельствует о целевом и эффективном использовании средств федерального бюджета, достижении целей и выполнении задач в объемах, выделенных на реализацию Программы.

По данным Судебного департамента, в 2001 г. в судах общей юрисдикции имелось 13300 компьютеров при потребности 56500. В локальные вычислительные сети было объединено только 50% всего компьютерного парка. Имеющиеся в судах разрозненные и устаревшие средства вычислительной техники не позволяли осуществлять оперативное информационное обеспечение судов и обмен информацией. Доступ судей и работников аппаратов судов к базам данных по действующему законодательству и судебной практике был затруднен.

Размещение судов и состояние занимаемых ими помещений было настолько неудовлетворительно, что компрометировало правосудие. Часть судов вообще не имели помещений, в результате нарушался принцип гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращались фактически в закрытые, доступ к которым вынужденно ограничивался.

Из 2717 зданий судов 719 располагались в помещениях, не приспособленных для осуществления правосудия, в аварийном состоянии находились 162 здания. У большинства судей не было отдельных кабинетов, в одном кабинете размещалось по 3 - 4 судьи, не хватало залов судебных заседаний, на один судебный состав приходилось 109,7 кв. м служебной площади при нормативной потребности в 150 кв. м для районного суда и 160 кв. м для судов областного звена.

Объемы бюджетного финансирования на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и помещений судов общей юрисдикции составляли только 15% от реальной потребности, а на обеспечение судей жильем - 9,8% от потребности.

В соответствии с обозначенными проблемами основными задачами Программы, решаемыми Судебным департаментом, являлись:

Конечными результатами реализации программных мероприятий, осуществляемых Судебным департаментом, были определены:

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы, безусловно, способствовала укреплению судебной власти. Ее последовательная реализация позволила успешно решать задачи, поставленные судебной реформой, связанные с улучшением материального положения судов, обеспечением доступности правосудия, самостоятельности судов и независимости судей, повышением авторитета судебной власти.

В соответствии с Программой в 2002 - 2006 гг. в субъекты Российской Федерации направлено на капитальное строительство, реконструкцию, приобретение зданий (сооружений) 3897,3 млн. рублей.

На 2006 г. Судебному департаменту доведены предельные объемы государственных капитальных вложений в размере 1084,6 млн. рублей.

На реализацию мероприятий Программы по проведению текущего и капитального ремонта в 2002, 2003 и 2004 гг. выделялись дополнительные бюджетные средства, в результате возросли объемы действующих обязательств на эти цели.

В 2005 и 2006 гг. дополнительного финансирования указанных программных мероприятий не осуществлялось. Средства, ранее выделенные в соответствии с Программой на данные цели, сохранены в базовых расходах судов. В рамках действующих обязательств с 2006 г. бюджетные ассигнования на текущий и капитальный ремонт индексировались в соответствии с перспективным финансовым планом.

По состоянию на 1 сентября 2006 г.:

В сравнении с 2002 г. произошло увеличение:

В 2002 - 2006 гг. государственные капитальные вложения на жилищное строительство составили 910 млн. рублей, в том числе:

Из них 60 млн. рублей были выделены дополнительно в декабре 2003 г. для судей судов общей юрисдикции.

Инвестиции на жилищное строительство распределялись в начале каждого финансового года в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 6 октября 1999 г.

За пять лет верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации приобретено 2275 квартир общей площадью 111977 кв. м.

Освоение инвестиций, предусмотренных на жилищное строительство, в 2005 г. проходило в сложных условиях. В августе 2005 г. Федеральное казначейство известило свои региональные управления, что оплата приобретаемого жилья для судей возможна только после принятия Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями".

Работа Судебного департамента с заинтересованными министерствами и ведомствами по подготовке нормативных документов, определяющих порядок освоения инвестиций на жилищное строительство, завершилась принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2006 г. N 737, разрешающим приобретение служебного жилья для судей с принятием его на баланс судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

Несмотря на предпринятые меры, сложившиеся обстоятельства не позволили в полном объеме использовать инвестиции на жилищное строительство (160 млн. рублей). Возврат бюджетных ассигнований составил 12,27 млн. рублей.

В 2006 г. бюджетные ассигнования на обеспечение судей жильем в размере 150 млн. рублей доведены лимитами бюджетных обязательств до Судебного департамента только в августе т.г. (казначейское уведомление от 3 августа 2006 г. N 3438/010). Такое позднее доведение лимитов произошло в результате нормы, содержащейся в п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год", согласно которой лимиты бюджетных обязательств по расходам, финансирование которых в соответствии с федеральным законом осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации после издания соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации.

Учитывая поздние сроки доведения лимитов бюджетных обязательств на жилищное строительство, председателям верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации направлено письмо от 31 августа 2006 г. N СД-НК/2105 с просьбой в сжатые сроки провести необходимые мероприятия для их освоения.

На выделенные инвестиции до конца 2006 г. планируется приобрести 225 квартир общей площадью 9450 кв. м.

В соответствии с п. 1 дополнительного Перечня нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, подлежащих принятию во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, Правительством Российской Федерации разрабатывается нормативный правовой акт о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в части обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями.

На реализацию мероприятий по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами Программой на 2002 - 2006 годы было предусмотрено дополнительное финансирование в размере 1 млрд. рублей.

В 2002, 2003 и 2004 гг. дополнительные бюджетные средства выделялись, в результате чего возросли объемы действующих обязательств на эти цели.

В 2005 и 2006 гг. дополнительного финансирования указанных программных мероприятий не осуществлялось; средства, ранее выделенные в соответствии с Программой на данные цели, сохранены в базовых расходах судов. В рамках действующих обязательств с 2006 г. бюджетные ассигнования на обеспечение предметами снабжения и расходными материалами индексируются в соответствии с перспективным финансовым планом.

Судебным департаментом централизованно произведены закупки материально-технических ресурсов за счет бюджетных средств, выделенных в соответствии с Программой. В результате этого, а также увеличения объемов финансирования удалось повысить обеспеченность судов по сравнению с 2001 г.:

В ходе всесторонних обсуждений в судейском сообществе с участием Судебного департамента и Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации в 2002 г. была подготовлена Концепция информатизации судов общей юрисдикции, конечной целью которой являлось создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации (ГАС) "Правосудие".

На информатизацию судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента Программой были предусмотрены ассигнования в размере 1,5 млрд. рублей на 2004 - 2006 гг., или по 500 млн. рублей ежегодно.

В ходе выполнения мероприятий по созданию ГАС "Правосудие" и формированию информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента:

В настоящее время проводится и в октябре 2006 г. завершается опытная эксплуатация всех функциональных комплексов задач (27) на объектах опытной зоны, в базовых и опорных судах и в управлениях Судебного департамента.

В ходе опытной эксплуатации продолжается работа по наполнению интернет-портала ГАС "Правосудие" и наполнению интернет-страниц судов общей юрисдикции. В информационной сети Интернет обеспечено представительство 1400 судов.

В ноябре 2006 г. в целях внедрения в промышленную эксплуатацию всех (27) разработанных функциональных и общесистемных комплексов задач, часть из которых уже широко используется, ГАС "Правосудие" будет предъявлена государственной приемочной комиссии.

В настоящее время имущественный комплекс создаваемой ГАС "Правосудие" составляет 58500 компьютеров. Количество автоматизированных рабочих мест, объединенных в единую информационную систему, составляет 35400 единиц.

Таким образом, задача 100% компьютеризации судов общей юрисдикции в объемах, обозначенных Программой по состоянию на 2002 г., выполнена. Вместе с тем за прошедшие пять лет значительное увеличение штатной численности судей и работников аппаратов судов, предусмотренное как Программой, так и в связи с изменением действующего законодательства потребовало создания дополнительных автоматизированных рабочих мест, в связи с чем в судах областного звена фактическая обеспеченность компьютерной техникой составляет 95%, а в судах районного звена - 60%.

Все суды областного уровня и более половины судов районного уровня имеют доступ в сеть Интернет, осуществляют информационный обмен средствами электронной почты.

Расходы, профинансированные Программой, были направлены на достижение главной цели Программы - развитие и укрепление судебной системы, а эффективность программных мероприятий и достижение ожидаемых результатов характеризуются следующим образом.

Общее увеличение численности судей сократило их служебную нагрузку, а введение института помощников судей позволило в значительной мере освободить судей от технической работы: приема исковых заявлений и жалоб, личного приема граждан, подготовки дел к слушанию, технического оформление процессуальных документов.

Приведение служебных площадей судов в соответствие с установленными нормами создает надлежащие условия не только судьям и работникам аппаратов судов, но и другим участникам судебных заседаний и гражданам, пребывающим в судах.

Повышение материально-технического обеспечения судов, в свою очередь, также улучшило условия работы судей и работников аппаратов судов.

Дальнейшее формирование и развитие информационного пространства судов общей юрисдикции и Судебного департамента и создание ГАС "Правосудие" обеспечит открытость и гласность работы судов.

Оснащение судов областного звена средствами видео-конференц-связи для проведения кассационных процессов с участием осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, не только позволило обеспечить их право непосредственно участвовать в рассмотрении дел в кассационной инстанции, но и значительно сократило транспортные и другие расходы, сопряженные с доставкой и конвоированием осужденных из следственного изолятора в суд.

Следующим этапом должно стать создание единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента с целью оперативного представления информации о деятельности судов общей юрисдикции, обеспечения доступности и прозрачности российского правосудия в глобальной публичной информационной сети Интернет. Развитие дополнительных функциональных возможностей ГАС "Правосудие" и мероприятий, направленных на соблюдение требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации. Все это свидетельствует о том, что правосудие становится более доступным и скорым.

Таким образом, мероприятия Программы по развитию материально-технического обеспечения судебной системы, в том числе строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий судов; по увеличению штатной численности судей и работников аппаратов судов, увеличению их заработной платы; приобретению жилья для судей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента; информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, предусмотренные в 2002 - 2006 гг., выполнены в полном объеме.

Вместе с тем анализ материально-технической обеспеченности и реальной потребности судов общей юрисдикции свидетельствует о необходимости дальнейшего укрепления и совершенствования материально-технической базы судебной системы.

Последующее развитие судебной реформы, связанное с изменением действующего законодательства, созданием судов с участием присяжных заседателей, мировой юстиции, совершенствованием институтов государственной службы потребовали дополнительного увеличения штатной численности как судей, так и работников аппаратов судов и системы Судебного департамента, вследствие чего значительно увеличились и потребности судов общей юрисдикции в служебных помещениях, информационной обеспеченности, необходимости дальнейшего совершенствования организации работы аппаратов судов.

Обострение криминогенной обстановки потребовало пересмотра концепции обеспечения безопасности зданий судов и самих судей, участников судебных процессов и граждан, пребывающих в судах, в то время как Программой такие мероприятия вообще не были предусмотрены.

Решение проблемы безопасности судов видится в оснащении всех зданий и помещений надлежащими техническими средствами охраны.

Необходимо обеспечить все здания судов общей юрисдикции системами автоматического пожаротушения, охранно-пожарной сигнализации, выведенной на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел и МЧС, кнопками тревожной сигнализации, системами видеонаблюдения.

В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" решение комплекса задач по обеспечению личной безопасности судей возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации. Однако до настоящего времени в органах внутренних дел не созданы специальные подразделения для осуществления этих функций. Что же касается охраны судов в рабочее время и обеспечения в них установленного порядка судебной деятельности, то эти функции в соответствии с действующим законодательством возложены на судебных приставов.

Министерство юстиции Российской Федерации разрабатывает новый законопроект "О судебных приставах", однако очевидно, что задача обеспечения безопасности зданий судов и судей требует комплексного подхода.

До конца не решена задача надлежащего размещения федеральных судов общей юрисдикции.

Объемы бюджетного финансирования на строительство и реконструкцию зданий и помещений в 2001 г. составляли только 15% от реальной потребности судов, в 2004 - 2006 гг. они оставались на прежнем уровне - 15 - 20% от потребности, однако при этом удалось не только решить задачу вывода зданий судов из ветхих и не приспособленных к осуществлению правосудия помещений, но и приступить к строительству новых.

Следующей задачей является обеспечение каждого судебного состава служебной площадью в соответствии с нормами положенности и перевод арендуемых зданий и помещений в федеральную государственную собственность с передачей их в оперативное управление Судебному департаменту.

В 2001 г. бюджетное финансирование на обеспечение жильем судей составляло 9,8% от потребности. Увеличение численности судей и государственных служащих в процессе комплектования судебной системы кадрами на фоне стабильной недостаточности государственных ассигнований на эти цели в сочетании со значительным ростом стоимости жилья изменили показатели, а освобождение местных органов исполнительной власти от обязательств предоставления судьям во внеочередном порядке благоустроенного жилья, без увеличения возможностей обеспечения судей жильем через органы Судебного департамента крайне обострило жилищную проблему в судах общей юрисдикции.

При этом государственные инвестиции на жилищное строительство в 2005 г. составили всего 3,7% от потребности в бюджетных ассигнованиях.

По состоянию на 1 января 2006 г. 800 судей и 1445 работников аппаратов судов не имеют жилья, 1471 федеральный судья, 655 мировых судей и 1764 работника аппаратов судов нуждаются в улучшении жилищных условий. Общая потребность в инвестициях на жилищное строительство (приобретение жилья) составляет 4,079 млрд. рублей.

В сложившейся ситуации ориентировочные сроки решения этой проблемы находятся в полной зависимости от объемов финансирования.

В соответствии с п. 1 дополнительного Перечня нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, подлежащих принятию во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, проект постановления Правительства Российской Федерации, определяющий порядок обеспечения судей, прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями, находится на согласовании. Проект предусматривает предоставление целевых субсидий (сертификатов) на приобретение жилья.

В процессе реализации программных мероприятий по информатизации судов создана основа для широкомасштабного внедрения автоматизированной системы более чем в 2000 судов общей юрисдикции, дальнейшего ее развития и придания системе статуса Государственной автоматизированной системы Российской Федерации - ГАС "Правосудие", для чего необходимо решение Правительства Российской Федерации, закрепляющее правовой статус системы и определяющее порядок создания структуры по ее управлению и обслуживанию, определению формы собственности создаваемого информационного продукта.

Существенной остается проблема формирования и поддержания в актуальном состоянии информационного накопления ресурсов судебной практики и банков судебных решений, обусловленная недостаточным количеством или отсутствием в судах и территориальных органах Судебного департамента подготовленных специалистов. Для решения этой проблемы необходимо дополнительно привлечь для работы в судах и в территориальных органах Судебного департамента специалистов - системных администраторов.

По-прежнему остается на недопустимо низком уровне оплата труда работников аппаратов судов, что не соответствует их квалификации и служебной нагрузке. Это приводит к оттоку квалифицированных кадров, обеспечивающих судебную деятельность, и не позволяет считать выполненной задачу Программы по укреплению социального статуса работников аппаратов судов, повышению престижности работы в судебной системе, препятствует решению другой задачи - улучшения кадрового обеспечения судебной системы.

Обозначенные выше задачи подлежат решению в ходе реализации Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, которая предусматривает мероприятия по дальнейшему улучшению материально-технического, кадрового и финансового обеспечения деятельности судебной системы, создания надлежащих условий для осуществления независимого правосудия <11>.

<11> Справка-доклад на коллегию Судебного департамента 26 сентября 2006 г. по вопросу "О мерах по обеспечению завершения выполнения мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы.

Таким образом, преемственность в разработке и реализации Федеральных целевых программ "Развитие судебной системы России" является условием системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции, направленным на повышение эффективности отправления правосудия.