Мудрый Юрист

Актуальные вопросы производства осмотра жилища

Янкин А.Н., адъюнкт кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России, старший лейтенант милиции.

Юридическим (формально-правовым) основанием проведения следственного действия является наличие соответствующего процессуального документа, который согласно требованиям уголовно-процессуального закона предоставляет возможность осуществления того или иного следственного действия.

Особенность следственных действий состоит в том, что они проводятся, когда на то есть общее основание, как правило, возбужденное уголовное дело, и конкретное основание - возможность получить сведения, документы, предметы, имеющие доказательственное значение. Такая особенность объясняется рядом взаимосвязанных причин: в частности, чтобы обеспечить достоверность и допустимость собранных при этом доказательств, а также чтобы не были нарушены принципы прав и свобод человека и гражданина, неприкосновенность жилища и др.

Установление судебного контроля за производством ряда следственных действий - существенная гарантия защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, которые могут быть нарушены проведением следственных действий без достаточных к тому правовых оснований. Нельзя не согласиться с В. Быковым, что следователи редко используют свое право на проведение таких следственных действий в порядке исключения без получения соответствующего решения суда. Видимо, при недостаточной ясности и конкретности нормы ч. 5 ст. 165 УПК РФ следователи не хотят рисковать получаемыми при этом доказательствами, так как при различном понимании исключительных случаев эти доказательства могут быть признаны судом недопустимыми, а сами следователи обвинены в производстве указанных следственных действий без достаточных на то оснований.

Однако нередко возникает ситуация, когда осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц не терпит отлагательства. В этом отношении необходимо учитывать, что если такие лица не дали согласия на осмотр жилого помещения без судебного решения, то, во-первых, возможно, им есть что скрывать, во-вторых, им становятся известны намерения следователя провести осмотр помещения, и они срочно уничтожат доказательства, если осмотр будет отложен в связи с обращением в суд. Выход из положения диктует необходимость сохранения доказательств, а потому и необходимость производства осмотра без судебного решения. Такова особенность осмотра жилища, отличающая его от обыска. Если следователь начнет процедуру оформления получения судебного решения на производство осмотра, то доказательства к моменту производства осмотра уже могут быть ликвидированы. В таких исключительных случаях осмотр может производиться без судебного решения на основании одного лишь постановления следователя (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Осмотр жилища - чаще всего это осмотр места совершения преступления, т.е. следственное действие, которое можно проводить до возбуждения уголовного дела. Проникновение в квартиру, частный дом, коттедж, иное жилое помещение, невзирая на отсутствие согласия на то проживающих лиц, довольно часто встречается на практике при выезде для осмотра места происшествия, связанного с обнаружением в жилом помещении трупа с признаками насильственной смерти или в случаях, когда врачи скорой помощи, констатируя смерть, рекомендуют органу дознания провести наружный осмотр трупа на месте его обнаружения.

Содержание следственных действий заключается в наличии особого субъектного состава, регламентированного Уголовно-процессуальным кодексом РФ, строгого порядка осуществления следственного действия, установленной процессуальной формы, определенного круга участников.

Однако следует отметить тот факт, что производство осмотра жилища нередко перетекает в производство обыска. Как показывает практика, нередки случаи, когда следователю, проводящему осмотр жилища с согласия проживающих лиц или прибывшему на место совершения преступления в квартиру, частный дом или иное жилое помещение, попадаются на глаза какие-либо документы, предметы, имеющие отношение к делу, либо изъятые из оборота предметы, и следователь начинает активно искать аналогичные вещи, открывая шкафы, тумбочки, ящики столов, копаясь в личных вещах граждан. Естественно, что жильцы начинают возражать против активных поисков, так как это не предусмотрено и не входит в понятие осмотра.

Нарушения порядка производства следственных действий являются типичными ошибками при производстве расследования. Такие ошибки приводят к неблагоприятным последствиям как для правоохранительных органов, так и для гражданина, в отношении которого проводилось следственное действие. Во-первых, нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса при получении доказательств влечет недопустимость таких доказательств (ст. 75 УПК РФ), а также соответствующую ответственность должностного лица за незаконное проведение следственного действия. Во-вторых, производство следственного действия, которое требует специального (судебного) на то разрешения, и так уже само по себе влечет нарушение конституционных прав участников процесса, а нарушение порядка производства следственного действия (в данном случае - отсутствие судебного разрешения) влечет за собой и нарушение процессуальных прав гражданина, и, возможно, без необходимости существенное ущемление его конституционных прав.

Проведение следственных действий в жилище возможно при наличии согласия проживающих в нем лиц, как имеющих непосредственное отношение к личности подозреваемого, обвиняемого, так и не связанных с ним и с событием преступления.

Нередко во время расследования уголовного дела выясняются факты, свидетельствующие о том, что подозреваемый (обвиняемый) некоторое время после совершения преступления проживал в квартире своих родителей, бывшей супруги, родственников, друзей. Это могут быть и посторонние лица, но в их жилом помещении находятся предметы, относящиеся к событию преступления либо способствующие раскрытию преступления. При этом хозяева жилья могут находиться в неведении относительно преступной деятельности лица и использования их помещения с криминальной целью. Часто для них является полной неожиданностью обнаружение сотрудниками правоохранительных органов в их жилище похищенного имущества, орудий преступления, предметов одежды со следами преступления либо вещей, принадлежавших потерпевшему.

По данным некоторых социологических исследований, 92% лиц, обратившихся с жалобами на нарушение их прав и законных интересов при проведении обыска, выемки, являлись родственниками субъектов уголовного процесса, 8% - иными лицами <1>. Фактически затронутые их законные права и интересы были связаны с изъятиями материальных ценностей, которые полностью или в долевом выражении находились в их собственности.

<1> См.: Адигамова Г.З. Следственные действия, проводимые по судебному решению и с санкции прокурора: Автореф. дис. ... к.ю.н. Челябинск, 2004.

Характерными признаками, отличающими осмотр жилища от обыска в жилище, являются:

во-первых, поисковая направленность последнего. Если при осмотре основная функция следователя заключается в исследовании объекта, установлении и фиксации его характеризующих свойств, а в случае обнаружения вещественных доказательств их фиксация и изъятие, то при обыске основная цель - поиск конкретно обусловленных предметов: похищенного имущества, орудия преступления, предметов и веществ, содержащих следы преступления, параллельно поиск предметов, изъятых из оборота;

во-вторых, осмотр, как правило, проводится в жилище потерпевшего, являющемся местом преступления, либо у родственников подозреваемого, обвиняемого на предмет исключения нахождения у них разыскиваемого лица либо явных следов преступления при условии, что не требуется принудительное обследование помещения. Обыск, как показывает практика, чаще проводится в жилище самого подозреваемого, обвиняемого либо иных лиц, когда есть достаточные основания полагать, что необходимо провести тщательное обследование помещений, в том числе и запертых, для обнаружения и изъятия сокрытых объектов;

в-третьих, осмотр может проводиться с согласия проживающих лиц или по судебному решению, обыск - всегда принудительное следственное действие. Согласие жильцов не является основанием для обыска, им может быть исключительно судебное решение, кроме случаев, не терпящих отлагательства;

в-четвертых, при осмотре изымаются те предметы и документы, которые могут заинтересовать органы предварительного расследования в дальнейшем, при обыске подлежат изъятию конкретно обусловленные предметы и документы.