Мудрый Юрист

Некоторые вопросы применения законодательства в сфере регулирования оборота природных алмазов

Рыбалкин С.В., преподаватель кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России.

Общая либерализация законодательства на фоне увеличения оборота природных алмазов в России <1> сопровождается их хищением из мест добычи, переработки и реализации, совершением незаконных сделок, что, в свою очередь, наносит ущерб национальной экономике. Несмотря на принимаемые меры в борьбе с преступлениями в указанной сфере, сохраняется тенденция к увеличению их общего количества.

<1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 1997 г. N 740 "О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов"; Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2002 г. "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов"; Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; Указ Президента Российской Федерации от 11 января 2007 года N 26 "О совершенствовании государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней".

Так, только за 2007 г. в Москве и Московской области правоохранительными органами возбуждено 46 уголовных дел по преступлениям, связанным с незаконным оборотом драгоценных металлов и природных драгоценных камней (из 463 зарегистрированных по России), по сравнению с 34 в 2006 г. (из 508 по России). Из числа зарегистрированных преступлений совершено организованной группой или преступным сообществом в Москве и Московской области 149 в 2007 г. по сравнению с 31 в отчетном периоде 2006 г. <2>.

<2> См.: Статистические материалы МВД России (Ф. 451 кн. 14 и Ф. 050 кн. 911 ГИАЦ МВД России; Ф.Ф. Статистической отчетности ЗИЦ ГУВД г. Москва и ИЦ ГУВД Московской области) за отчетные периоды 2005 - 2007 годов.

По нашему мнению, низкая выявляемость и раскрываемость рассматриваемой категории преступлений во многом объясняется несовершенством российского законодательства.

Согласно ст. 1 УК РФ Уголовный кодекс основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Следовательно, ратификация международных конвенций, заключение международных договоров Россией и соответственно принятие международно-правовых обязательств влекут изменение как уголовного законодательства, так и ответственности за преступления.

Уголовное же право самостоятельно не регулирует экономические отношения, а его нормы направлены исключительно на охрану установленного отраслевым законодательством порядка совершения определенных действий. При этом уголовная ответственность за экономические преступления тесно взаимосвязана с функциональным комплексом норм, регулирующим такие отношения. В нашем случае его основными составными элементами являются законодательство о недрах, о валютном регулировании и валютном контроле, о драгоценных металлах и драгоценных камнях. И вполне закономерно, что изменения, происходящие в этих сферах, требуют соответствующего изменения в уголовном законодательстве.

Ключевым Законом, регулирующим в настоящее время российский рынок природных драгоценных камней (алмазов и бриллиантов), является Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <3>. Созданный на этапе перехода к рыночной экономике данный Закон не является законом прямого действия. Издано более 60 нормативных документов, которые регулируют отношения в указанной сфере деятельности. Механизмы же регулирования, в свою очередь, зависят от других федеральных законов, которые постоянно изменялись. Так, роль данного Закона изменилась с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" <4>, которыми драгоценные металлы и драгоценные камни вынесены за рамки валютных ценностей и теперь являются ценностями.

<3> Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463; 2002. N 2. Ст. 131; 2003. N 2. Ст. 167; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101.
<4> Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г., 17 мая, 5 июля, 30 октября 2007 г.).

В соответствии с нормами международного права политика государства в последнее десятилетие направлена на общую гуманизацию уголовного закона, ослабление репрессии по преступлениям небольшой и средней тяжести. Так, существенные изменения <5> были внесены в ст. 191 и 192 УК РФ, где размер штрафа изменен, что связано с изменением положений Общей части уголовного закона (ст. 46 УК РФ).

<5> Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".

В ч. 1 ст. 191 УК РФ лишение свободы как вид наказания было исключено, и, таким образом, преступление переведено из категории средней тяжести в категорию преступлений небольшой тяжести.

В санкции ч. 2 ст. 191 УК РФ законодатель отказался от указания низшего предела лишения свободы с учетом изменения п. 2 ст. 56 УК РФ, предусматривающего минимальный срок лишения свободы 2 месяца вместо 6 месяцев в старой редакции. При этом верхний предел срока лишения свободы снижен, а конфискация имущества как отдельный вид наказания заменена на штраф в качестве дополнительного (факультативного) наказания.

Указанные изменения не всегда оцениваются положительно <6>, и, на наш взгляд, реальная общественная опасность деяния по рассматриваемым преступлениям, отнесенным к категории небольшой тяжести, законодателем явно занижена, а санкции неадекватны причиняемому ущербу. Такое положение дел лишь способствует увеличению криминальной активности в сфере незаконного оборота драгоценных камней (алмазов и бриллиантов).

<6> См.: Караханов А. Изменения законодательства о преступлениях в сфере экономической деятельности // Российская юстиция. 2004. N 5. С. 32.

Необходимо также отметить, что ст. 192 УК РФ и вовсе не работает <7>. Статистические сведения по данному виду преступления отсутствуют. В диспозиции статьи даже не определены сроки сдачи или обязательной продажи государству ценностей. А Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за незаконный оборот отходов алмазов (алмазных порошков), которые подлежат обязательной сдаче и имеют прямое производственное назначение для шлифовки ограненных алмазов.

<7> См.: Сборник по Российской Федерации. Ф. 451 кн. 14 ГИАЦ МВД России, раздел 4. Сведения о преступлениях экономической направленности, выявленных подразделениями правоохранительных органов, за отчетные периоды 2005 - 2007 гг.

Кроме того, на наш взгляд, законодатель не учел ряд существенных моментов, касающихся определения предмета оборота. Дело в том, что на территории Российской Федерации не существует жемчуга, рубинов, сапфиров. Добыча же изумрудов и александритов на единственном в России изумрудно-бериллиевом месторождении Малышевское не велась более 10 лет, а имущественным комплексом Малышевского рудоуправления владеет канадская корпорация "TZAR Emerald Corporation" с лицензией на разработку месторождения, принадлежащей российско-ирландскому ЗАО "Зелен Камень". Однако добыча камней постоянно откладывается <8>. При этом в запасах Российской Федерации общая стоимость всех цветных камней составляет от 0,0003 процента ВВП, при этом даже не существует системы их сертификации. Все же остальное - это алмазы.

<8> Источник: Ювелирные известия. N 6 от 6 февраля 2008 г.; http://www.jewellerynews.ru.

Относительно янтаря необходимо отметить мнение председателя Общества геммологов России доктора геолого-минералогических наук, профессора МГГУ Е.П. Мельникова, что данное образование не может быть отнесено в группу драгоценных камней <9>. Так, еще на этапе формирования Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" российские геммологи предлагали исключить все цветные камни из редакции проекта указанного Закона. В подтверждение данной позиции может послужить международная практика, так как в других странах не существует закона, регулирующего отдельную отрасль. Исключением является Закон об алмазах в Южноафриканской Республике, являющейся в лице транснациональной корпорации "De Beers" мировым монополистом, регулирующим международный рынок алмазов.

<9> См.: Материалы стенограммы парламентских слушаний на тему "О законодательном обеспечении развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации" от 24 ноября 2005 г. // http://www.council.gov.ru.

На наш взгляд, существует необходимость пересмотра законодателем вышеуказанных положений и решения вопроса о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты.

Что касается государственного контроля за извлечением, использованием и обращением драгоценных камней (алмазов), то представляется целесообразным установить контроль со стороны федерального пробирного надзора над законностью в их приобретении, четко регламентировать документирование таких сделок, ювелирное производство, оптовый и розничный внутренние рынки. А также необходимо обеспечить более четкое и строгое применение норм административного воздействия за нарушение небольшого количества законных ограничений, по ключевым позициям в сфере оборота драгоценных камней (алмазов и бриллиантов).

Так, административный штраф, который возможно накладывать за нарушения правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных камней, составляет от 3 до 30 тысяч рублей <10>, что обычно не соответствует стоимости этой продукции (например, в Великобритании такой штраф составляет 5 тысяч фунтов стерлингов).

<10> См.: статья 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ).

Существуют определенные проблемы и при оценке доказательств, при производстве исследований и экспертиз. Так, на практике известны случаи, когда под видом отдельных частей ювелирных изделий совершаются сделки с бриллиантами, на поверхности которых заранее и с целью сокрытия преступления искусственным образом нанесены следы металлизации.

Кроме того, открытым остается вопрос об отнесении к предмету преступления облагороженных алмазов (в отличие от искусственно произведенных (синтетических)), которые, по нашему мнению, не могут относиться к одной категории предметов. В первом случае речь идет прежде всего о бриллиантах с искусственно измененными физическими свойствами (изменением цвета определенными техническими методами и другое). Однако при этом камни остаются природного происхождения, хотя и теряют в цене, и, следовательно, ответственность за их незаконный оборот должна наступать по нормам Уголовного кодекса.

Исследования и производство экспертиз драгоценных камней (алмазов и бриллиантов), как правило, проводятся в экспертных учреждениях МВД России. К сожалению, в ЭКЦ МВД России экспертами разрешаются не все вопросы, необходимые для полного и всестороннего расследования данной категории уголовных дел. Это связано с отсутствием достаточного количества оттисков и образцов для сравнительного исследования, а также с нехваткой квалифицированных специалистов, большими затратами времени и другим. При этом оперативные и следственные подразделения ОВД вынуждены обращаться в Пробирную палату, оплачивая, хотя и в льготном режиме, такие работы инспекциям пробирного надзора <11>. До 1992 г. эти работы производились бесплатно. К сожалению, в бюджет не закладывается статья расходов об оплате пробирных исследований и экспертиз.

<11> Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 65 "О размерах государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора".

Во всем мире, включая Европейский союз, до настоящего времени не выработано единого подхода к организации контроля за драгоценностями. В Великобритании, Швейцарии, Франции, Испании, Португалии, Голландии, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне, Египте процессы клеймения осуществляются под государственным контролем пробирным надзором. В Германии, Италии обязательное клеймение осуществляют изготовитель ювелирного изделия либо импортеры. В Индии, Пакистане, Индонезии обязательное клеймение вообще не предусмотрено.

Одной из форм такого контроля является лазерное клеймение бриллиантов. На дорогих бриллиантах (стоимостью от 10 тысяч долларов США и выше) на боковой грани, или рундисте, лазером надписывается особое число, соответствующее сертификату качества камня, при этом, чтобы увидеть надпись, необходимо размонтировать изделие. Надпись облегчает расследование уголовных дел данной категории. В России такую услугу для бриллиантов оказывает Смоленский сертификационный центр.

На наш взгляд, в целях обеспечения контроля в области оборота алмазов целесообразно ввести норму об установлении нижнего предела массы бриллиантов с целью их обязательного лазерного клеймения. Кроме того, всячески повышать роль сертификации бриллиантов, как это делается во всех развитых странах.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что для повышения эффективности правовой охраны установленного порядка оборота природных драгоценных камней (алмазов), в том числе для противодействия преступности в указанной сфере, необходимо дальнейшее реформирование законодательства. Либерализация же законодательства не должна вступать в противоречие с принципом соответствия наказания характеру и степени общественной опасности преступления.