Мудрый Юрист

Потерпевший по делу об административном правонарушении *

<*> Закон и право. 2005. N 2.

В соответствии со ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим признается гражданин или юридическое лицо, которым вследствие административного правонарушения причинен физический, имущественный или моральный вред.

Размер причиненного вреда, иные последствия являются критериями отграничения административного правонарушения от преступления. КоАП РФ предусматривает такие критерии не во всех случаях. Например: для юридической квалификации хищения чужого имущества по ст. 7.27 КоАП как мелкого хищения надо установить, что стоимость похищенного не превышает одного минимального размера оплаты труда, установленного на день совершения данного правонарушения; для признания административным правонарушением нарушения Правил дорожного движения на основании ст. 12.24 КоАП надо установить, что такое нарушение ПДД повлекло причинение легкого вреда здоровью потерпевшего и повлекло расстройство здоровья на срок до 21 дня.

В иных случаях размер вреда, даже сам факт его причинения определяются с учетом рекомендаций, выработанных правоприменительной практикой, содержащихся в руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, данных по материалам обобщения гражданских и уголовных дел и дел об административных правонарушениях соответствующих категорий.

Сущность морального вреда и порядок его компенсации выражены в ст. 151 ГК РФ: "Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред".

Содержание указанных выше нематериальных благ раскрыто в ст. 150 ГК РФ. К ним относятся: жизнь и здоровье человека, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или по закону.

Правовой институт морального вреда в российском законодательстве существенно развивается в процессе правоприменительной практики и нашел отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда". Разъяснено, что к неимущественным правам относятся: право на пользование именем, охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, временное ограничение или лишение какого-либо права, физическая боль либо повреждение здоровья, связанное с заболеванием, перенесенным вследствие нравственных страданий.

Размер морального вреда определяется в денежном выражении в порядке гражданского судопроизводства.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ (п. п. 2, 7, 10 названного Постановления).

Потерпевший как объект противоправного посягательства устанавливается при выявлении признаков административного правонарушения, и необходимые данные о потерпевшем, а также сведения о характере причиненного ему вреда записываются в протоколе об административном правонарушении.

В производстве по делу об административном правонарушении о признании потерпевшим не принимается специального решения в виде отдельного постановления или определения. При указанных в ч. 1 ст. 25.2 КоАП обстоятельствах статус гражданина или юридического лица в качестве потерпевшего записывается в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и указанным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.2 КоАП.

КоАП предусматривает широкие процессуальные права потерпевшего, который вправе знакомиться со всеми материалами дела, участвовать в рассмотрении его, то есть давать объяснения, представлять доказательства и высказывать по ним свои суждения, заявлять ходатайства об истребовании документов, назначении экспертизы, вызове свидетелей, заявлять отводы должностным лицам и составу коллегиального органа, рассматривающим дело, пользоваться юридической помощью представителя, услугами переводчика, просить об отложении рассмотрения дела, обжаловать вынесенные по делу постановления, определения либо иные решения.

Такой процессуально-правовой статус потерпевшего в ст. 25.2 КоАП закреплен только по существу, краткой формулой, содержание которой раскрывается в ряде других статей Кодекса: право получать копии протокола и постановлений (ч. 6 ст. 28.2, ч. 2 ст. 29.11, ч. 2 ст. 30.1); об ознакомлении с материалами дела (ч. 4 ст. 26.4); об участии в решении вопросов о назначении экспертизы (ст. 26.4) и продлении срока рассмотрения дела (ч. 2 ст. 29.6); о заявлении отводов (ст. 25.13, ч. 4 ст. 26.4, ч. 2 ст. 29.3); о заявлении ходатайств (ст. 24.4); об обжаловании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 30.1); об обжаловании постановления по делу и решения по жалобе на постановление (ч. 1 ст. 30.1, ст. 30.9).

При наличии оснований гражданин либо юридическое лицо могут быть признаны потерпевшими на стадии рассмотрения дела по существу. Во всяком случае, позиция потерпевшего (или его представителя) должна быть отражена в постановлении по делу об административном правонарушении. Недостаточно указания о потерпевшем в протоколе об административном правонарушении и даже во вводной части постановления по делу. Полагаем, что соответствующее постановление о признании заинтересованного лица потерпевшим было бы целесообразно, и в нем можно было бы указать права и обязанности потерпевшего. Будет практически полезно и целесообразно на последней странице обложки дела об административном правонарушении воспроизвести тексты ст. ст. 25.1 и 25.2 КоАП РФ - о правах и обязанностях лица, привлекаемого к ответственности, и потерпевшего с установлением отметки об ознакомлении с материалами дела. Это исключило бы многие вопросы и недоразумения при рассмотрении дела по существу, а также при рассмотрении жалоб на постановление по делу.

Рассмотрение дела проходит с участием потерпевшего, о чем он извещается своевременно и достоверно. В отсутствие потерпевшего дело об административном правонарушении может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о том, что потерпевший не заявляет ходатайство об отложении рассмотрения дела либо в случае, если такое ходатайство (в зависимости от причин) отклонено коллегиальным органом или должностным лицом, на рассмотрении которых находится дело. Недопустимо рассматривать дело при отсутствии сведений о неуважительности причин неявки потерпевшего. Несостоятельными в ряде случаев являются ссылки на то, что "может, по почте не дошло извещение".

По смыслу ч. 6 ст. 28.2 КоАП, не должно ограничиваться временем и какой-либо стадией производства право потерпевшего на получение копии протокола об административном правонарушении: это право абсолютное, безусловное.

В соответствии со ст. 25.2 КоАП статус потерпевшего по делу об административном правонарушении существенно расширен. Особое внимание теперь следует уделять праву потерпевшего быть активным участником процесса непосредственного разбирательства по делу, что предусматривается ч. 3 ст. 25.2 КоАП.

Установленные ст. 25.2 КоАП нормы о статусе потерпевшего по делу об административном правонарушении в полной мере корреспондируют с нормами ст. 52 Конституции Российской Федерации о правовой охране и защите прав потерпевшего от преступления, и в соответствующих случаях конституционные положения следует применять как нормы закона прямого действия на основании ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Лицо (физическое или юридическое), признанное потерпевшим по протоколу об административном правонарушении, вправе обращаться к соответствующему органу с заявлениями о возмещении имущественного или морального вреда, об отложении рассмотрения дела и т.п. В соответствии со ст. 4.7 КоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вправе решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, если отсутствует спор о его размере. В других случаях, в том числе при рассмотрении дела иными органами и должностными лицами, вопрос о взыскании имущественного ущерба рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, во всех случаях рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Верховный Суд Российской Федерации последователен в соблюдении установленных законом требований о необходимости надлежащего извещения участников рассмотрения дела об административном правонарушении. Несоблюдение таких условий признается основанием для отмены постановлений о применении административных наказаний <1>.

<1> См., напр.: БВС РФ. 1996. N 8. С. 7 - 8; 1997. N 10. С. 3 - 4.

Есть необходимость для регламентации в КоАП оснований для отмены постановлений по делам об административных правонарушениях при существенных нарушениях процессуальных прав участников административного производства, а ненадлежащее извещение таких лиц о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении признать существенным нарушением требований процессуального законодательства.

При опросе потерпевший не предупреждается о юридической ответственности за ложную информацию. Но по решению коллегиального органа или должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля. В таких случаях потерпевший приобретает процессуальный статус свидетеля, предусмотренный ст. 25.6 КоАП, и предупреждается об административной ответственности за заведомо ложные показания. За такое правонарушение ст. 17.9 КоАП предусматривает штраф в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Напомним, что расчетной ставкой является сумма в 100 рублей.

На потерпевшего, как и на каждого гражданина, распространяются установленные ст. 51 Конституции Российской Федерации правовые нормы о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Являющееся потерпевшим физическое лицо вправе не давать объяснений, чтобы избежать свидетельств против себя.

В связи с трансформацией статуса потерпевшего в статус свидетеля на практике приходится решать вопрос о применении привода в отношении такого лица в соответствии со ст. 27.15 КоАП. Однозначного суждения по этому поводу не имеется, так же как и по поводу возможного привлечения потерпевшего к административной ответственности в качестве свидетеля на основании ст. 17.9 КоАП. Мы полагаем, что применение привода в указанных случаях правомерно, но считаем, что по указанным вопросам необходимо официальное разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Надо иметь в виду, что доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются с учетом объективного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП).

Права потерпевшего распространяются на законного представителя юридического лица, законного представителя и представителя физического лица (ст. ст. 25.4, 25.5 КоАП) в части, касающейся участия в процессе разбирательства по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 25.5 КоАП представителем потерпевшего по делу могут быть адвокат или иное лицо. Они также участвуют в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении.

Участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении социально важно и находится под защитой государства. В соответствии со ст. 25.14 КоАП потерпевшему возмещаются расходы, связанные с его участием в производстве по делу об административном правонарушении.

В п. 1 ч. 1 ст. 24.7 КоАП нет указания об отнесении к издержкам по делу об административном правонарушении денежных сумм, взыскиваемых в пользу потерпевших. На практике правоприменителей это не смущает, но отмеченную коллизию закона целесообразно устранить посредством включения слова "потерпевшим" в указанную правовую норму.

Потерпевший является активным участником производства по делу об административном правонарушении. Поэтому государство принимает на себя издержки, связанные с возмещением потерпевшим расходов по явке в суд, коллегиальный орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (ст. 24.7 Кодекса).

Порядок и размеры указанных выплат регламентированы Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда (утв. Постановлением Правительства от 4 марта 2003 года РФ N 140.

Лицам, не работающим по найму, выплачивается вознаграждение за отвлечение их от обычных занятий в размере командировочных расходов.

Потерпевшим оплачивается проезд к месту явки и обратно по представлении проездных документов. В исключительных случаях возможна оплата проезда без представления документов по минимальной стоимости проезда.

Оплата проезда регламентирована названным Положением. Проезд к месту явки и обратно к месту постоянного жительства оплачивается на основании проездных документов, но не выше установленных размеров на всех видах транспорта (железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном), кроме такси.

При предъявлении соответствующих документов возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов и затраты за пользование в поезде постельными принадлежностями.

При отсутствии проездных документов оплачивается минимальная стоимость проезда от места жительства к месту явки.

Размеры выплаты командировочных и оплаты расходов по найму жилья индексируются в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов" и на 1 января 2003 г. составляют: оплата найма жилого помещения - не более 550 рублей в сутки, а при отсутствии документов - 12 рублей в сутки; оплата суточных - 100 рублей за каждый день пребывания в командировке (см. Приказ Минфина России от 6 июля 2001 г. N 49Н с изменениями от 9 сентября 2001 г.).

В заключение выскажем некоторые суждения по совершенствованию нормативно-правового закрепления статуса потерпевшего и усилению правовых гарантий обеспечения защиты его прав и законных интересов.

По смыслу ч. 2 ст. 25.2 КоАП, потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении на всякой стадии производства по делу. Полагаем, что это действие должно обязательно проводиться по инициативе должностного лица, в производстве которого находится дело, до направления дела на рассмотрение, с обязательной отметкой об этом в справочном листе дела, под роспись потерпевшего. Здесь же должна делаться подобная отметка об ознакомлении с материалами дела лица, привлекаемого к административной ответственности (см. ч. 1 ст. 25.1 КоАП). Раньше этого момента такому лицу, привлекаемому к ответственности, по крайней мере нельзя знать адреса потерпевшего, чтобы исключить воздействие на него. Есть недопустимые примеры. Так, в нарушение Правил дорожного движения, на пешеходной дорожке между детским садом и книжным магазином мотоциклист, проезжая без сигнала, забрызгал грязной водой пешехода и ребенка, создав опасную ситуацию. Потерпевший обратился в ГАИ-ГИБДД с заявлением, но домой к потерпевшему заявился водитель мотоцикла - амбал с внешностью байкера-хирурга, чтобы выяснить: "Ну, че там, типа, было?".

В целях исключения процессуальных осложнений следовало бы признать недопустимым рассмотрение дела об административном правонарушении без ознакомления с ним потерпевшего и в его отсутствие по не предусмотренным КоАП основаниям. Несоблюдение таких условий в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП должно признаваться существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления.

По общему правилу юридическая помощь по делам об административных правонарушениях оказывается за плату, размеры которой (платы) определяются в зависимости от сложности дела и длительности участия в нем адвоката. Конкретный размер устанавливается в соглашении об оказании юридической помощи либо в отдельном договоре. Деньги вносятся в кассу адвокатского образования. Гражданам Российской Федерации юридическая помощь оказывается бесплатно, если среднедушевой размер доходов в их семье ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством, либо если у одиноко проживающего гражданина РФ доходы ниже указанной величины <1>.

<1> См.: ст. ст. 25, 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" в редакции от 28 октября 2002 г., 22 августа 2003 г. // СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2102; 2004. N 35. Ст. 3607.

В связи с отмеченным представляются уместными и полезными включения в типизированную форму протокола об административном правонарушении таких реквизитов: расписку о получении его копии; о разъяснении потерпевшему процессуальных прав; о подписи протокола потерпевшим; о праве потерпевшего получить копию протокола; о решении, принятом по протоколу <1>.

<1> См.: Дугенец А.С. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности / ВНИИ МВД России. М., 2002. С. 42 - 93.

Безусловную практическую помощь правоприменителям оказала бы инструкция МВД о производстве по делам об административных правонарушениях, обновление которой задерживается. Потребность в таком акте возрастает в связи с принятием региональных законов об административной ответственности, для правильного применения которых работниками милиции общественной безопасности будут полезными методические установки инструкции МВД, в том числе по составлению процессуальных документов и оформлению материалов и дел об административных правонарушениях.

Непредставление потерпевшему копии протокола об административном правонарушении либо отсутствие в нем сведений о потерпевшем (адреса или указания о месте пребывания) исключает его участие в производстве по делу, что приводит не только к нарушению прав потерпевшего, но и к невыполнению задач производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном рассмотрении дел в соответствии с требованиями закона и об обеспечении исполнения вынесенного постановления (ст. 24.1 КоАП).

В ч. 3 ст. 25.2 КоАП содержится категорическое предписание: "Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения". Из этого следует, что недостаточно для рассмотрения дела в отсутствие потерпевшего только справки о высылке потерпевшему соответствующего извещения (повестки). Несостоятельны также ссылки некоторых работников правоохранительных органов на то, что извещения повсеместно посылаются не заказной, а простой корреспонденцией - закон конкретен: "Если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего". Такими данными могут быть личная расписка адресата либо иного получателя извещения (повестки), представленная соответствующему органу (должностному лицу) и подтвержденная в установленном порядке непосредственно при рассмотрении дела - в сообщении руководителя жилищного органа либо при опросе в качестве свидетеля лица, передавшего извещение (повестку) потерпевшему.

В протоколе об административном правонарушении надо предусмотреть такие реквизиты: сведения о потерпевшем, размере имущественного вреда с возможным приложением соответствующих справок; об ознакомлении его с материалами дела и разъяснении ему прав и обязанностей; о времени получения копии протокола и расписки об этом. Такое положение связано с тем, что потерпевший, участвуя при рассмотрении дела, способствует акцентированию внимания на существенных обстоятельствах и доказательствах, которые могут быть предметом анализа и при рассмотрении дела по жалобе потерпевшего. Отсутствие в материалах дела, и прежде всего в протоколе по делу об административном правонарушении, необходимых сведений о потерпевшем лишает его права в установленный срок обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в так называемом порядке административного производства. Пересмотр постановлений в надзорном порядке теперь усложнен и допускается только по протесту прокурора субъекта Российской Федерации либо по протесту Генерального прокурора РФ и их заместителей. Такие протесты вправе рассматривать только председатели судов субъектов РФ, Председатель Верховного Суда РФ и их заместители, а также Высший Арбитражный Суд в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 30.11 КоАП).

Непреодолимая сила инерционности "должностной правоты" здесь усугубляется тем, что отказы в пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях "формируются" теми работниками правоохранительных органов, которые склонны подтверждать только свою правоту. В этом отношении характерно дело о мелком хулиганстве в отношении И., рассмотренное федеральным судьей Московского района г. Твери.

В продолжение трех месяцев И. многократно в вечернее время разбивала стеклянные банки и бутылки о металлическую дверь соседей по лестничной площадке пятиэтажного дома, сквернословила, высказывала угрозы в адрес всех соседей по подъезду, в связи с чем однажды был вызван наряд милиции. И во время проверки, проводившейся отделом внутренних дел и районной прокуратурой, до и после отобрания у И. объяснений она повторяла угрозы, пыталась "разобраться" с соседкой. В возбуждении уголовного дела было отказано, а на неработающую И. был наложен административный штраф, который остался не взыскан.

В кратком до непонятного постановлении судьи (воспроизводится дословно) указано: "И. 18 декабря 2002 г. в 19 час. 30 мин., 4 февраля 2003 г. в 15 час., 12 февраля 2003 г. в 19 час. 30 мин., находясь в состоянии СИЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ (выделено мной. - М.М.), кричала, била стеклянную посуду на лестничной площадке, 2 этаже, бросала ее в пролет между этажами... (указан адрес). И. вину свою признала, не отрицает фактов, изложенных в протоколе об административном правонарушении, объясняя свое поведение нервным срывом.

Вина И. подтверждается не административным материалом, А ОБЪЯСНЕНИЯМИ (так в постановлении. - М.М.) свидетелей А., С., Х., К., К., Т.".

Потерпевший с протоколом и другими материалами дела не был ознакомлен. Судья А. рассмотрела дело в отсутствие потерпевшего и свидетелей, которые при отобрании у них объяснений, естественно, о юридической ответственности не предупреждались, никакой экспертизы по делу не проводилось, а объяснения свидетелей (даже в их числе не назван заявитель) оказались нечитаемыми из-за плохого качества ксерокопий.

Исключенный из участников процесса, заявитель просил прокурора Тверской области принести протест на постановление судьи и отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении И. при признаках в ее действиях реальной угрозы, что подпадает под юридическую квалификацию ее действий как уголовно наказуемого хулиганства. Но заявление было направлено только прокурору района, где конечно, ничего не нашли и даже не сообщили заявителю о мотивах отказа в пересмотре дела. Последующее заявление Генеральному прокурору, аналогичное ранее направленному областному прокурору, было по трафаретной схеме переслано областному прокурору. Из областной прокуратуры - с сопроводительным письмом начальника отдела заявление опять ушло в районную прокуратуру... Порочный круг замкнулся. Между тем со дня вынесения судьей постановления прошло более трех месяцев. Постановление осталось неисполненным, к закрытой двери И. время от времени приезжают врачи, чтобы, как пишет заместитель районного прокурора, провести "недобровольное освидетельствование" И. А соседи с обреченностью заложников ждут - "рванет или не рванет" подъезд, так как угрозы "всех сжечь" продолжаются.

В целях обеспечения надлежащей социальной эффективности законодательства об административной ответственности необходим систематический анализ практики применения федерального и регионального законодательства. Это будет способствовать принятию в недалекой перспективе раздельных Российского кодекса об административной ответственности и Российского административно-процессуального кодекса, более совершенных и современных.