Мудрый Юрист

Организация работы студента-юриста над выпускной квалификационной работой и роль научного руководителя в данном процессе

Ракитина Л.Н., доцент кафедры гражданского права и процесса Института права и госслужбы Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук.

Завершающим этапом подготовки специалиста-юриста в государственных и негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования является выполнение им выпускной квалификационной работы, ранее именовавшейся дипломной работой. Выпускная квалификационная работа студента - это его итоговое письменное научное сочинение на одну из избранных правовых тем. Вместе с тем такая работа представляет собой важную форму обучения, посредством которой подводится итог всех лет обучения студента, где особенно важно сотрудничество преподавателя и студента.

В литературе отмечается особая значимость такой формы обучения <1>, подчеркивается важность непосредственных контактов преподавателя и студента при обучении праву <2>.

<1> Фарбер И.Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1984. С. 204 - 205.
<2> Так, А.А. Демичев отмечает: "Обучение праву требует отнюдь не виртуальных контактов преподавателя со студентами". См.: Демичев А.А. Проблема использования методик дистанционного обучения в преподавании курса гражданского процессуального права // Юридическое образование и наука. 2007. N 2. Соглашаясь с данным утверждением, тем не менее считаем возможным заметить, что как раз при выполнении выпускных квалификационных работ можно и нужно пользоваться и виртуальными (электронными) способами общения преподавателя и студента.

Роль научного руководителя в организации труда студента-выпускника над выпускной квалификационной работой можно свести к четырем основным моментам.

Во-первых, научный руководитель обязан помочь студенту правильно выбрать тему такой работы.

Примерная тематика дипломных работ ежегодно утверждается каждой кафедрой, при этом к такой тематике предъявляется ряд требований. Самое главное требование - тема должна быть актуальной. Актуальность темы определяется степенью ее востребованности жизнью, теми общественными и социально-политическими процессами, которые происходят в стране. Тема выпускной квалификационной работы должна быть связана с правовой практикой и отличаться новизной. Безусловно, говорить об абсолютной новизне правовых тем, исследования по которым сотни студентов-юристов в нашей стране пишут ежегодно, не приходится, однако даже при выборе весьма "отработанной", давно известной науке теме всегда можно обнаружить в ней какие-то новые стороны, грани, которые ранее не исследовались, мимо которых другие исследователи прошли, не обратив на них никакого внимания. Бывает так, что изменилась судебная практика, какие-то установки, исходящие от высших судебных органов страны, изменилось материальное или процессуальное законодательство, и в этой связи возникает необходимость исследовать именно эти нововведения, которые в сочетании с другими правовыми нормами, получившими иное толкование, дают пищу не только для размышлений, но и для каких-то новых выводов. Возможно сопоставление и сравнение с зарубежной практикой, как законодательной, так и судебной, и это тоже может дать новое направление исследований. Это тем более актуально в свете предстоящего вхождения России в Евросоюз и в связи с присоединением России к Конвенции по правам человека.

Несомненно, помочь правильно выбрать тему дипломной работы и грамотно ее сформулировать - это задача, которая стоит перед преподавателем на начальном этапе руководства выполнением студентом выпускной квалификационной работы. Учитывая, что утверждаемая кафедрой тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ является примерной, не возбраняется рекомендовать студенту избрать в качестве темы своего дипломного исследования тему, наиболее отвечающую его интересам (например, если студент уже работает по своей специальности и ему интересно исследовать проблему, с которой он столкнулся в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей), либо иную, не вошедшую в перечень утвержденных кафедрой тем. Тема выпускной квалификационной работы может совпадать с темой одной из курсовых работ, которую студент выполнял в процессе обучения. Такая преемственность весьма полезна, увлеченность актуальной темой следует приветствовать, поскольку углубленные исследования в одной научной проблеме иногда порождают продолжение работы по этой теме над кандидатской, а затем и над докторской диссертацией. Подобные случаи известны <3>.

<3> Так, известный современный юрист П.В. Крашенинников использовал избранную первоначально для дипломной работы тему для последующих более глубоких исследований, о чем он говорит в своем интервью. См.: "Важно, чтобы мы могли профессионально обмениваться мнениями, профессионально отстаивать свои интересы независимо от политики" (интервью с председателем Комитета Государственной Думы ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П.В. Крашенинниковым (редакционный материал)) // Юридический мир. 2006. N 8 // СПС "КонсультантПлюс"; Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство) / Под ред. И.К. Пискарева. М.: Издательский дом "Городец", 2005 (автор введения - И.К. Пискарев) // СПС "КонсультантПлюс".

И.К. Пискарев отмечает, что многие студенты выбирают темы своих дипломных работ, связанные с особенностями рассмотрения и разрешения определенной категории гражданских дел. По отзывам выпускников, приобретенные ими навыки позволяют успешно решать многие вопросы, с которыми они сталкиваются в своей практической деятельности. Имеется немало аспирантов и соискателей, избирающих в качестве тем диссертационных работ проблемы, так или иначе связанные с особенностями рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел <4>.

<4> Так, профессор С.М. Шахрай говорит об исключительном воздействии на него личности В.А. Ржевского, позже ставшего его научным руководителем, под влиянием которого он осуществил выбор темы своей дипломной работы. См.: Интервью с руководителем аппарата Счетной палаты Российской Федерации, научным руководителем государственного Научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором С.М. Шахраем (редакционный материал) // Юридический мир. 2006. N 4 // СПС "КонсультантПлюс".

Второй момент, характеризующий роль научного руководителя в организации труда студента-выпускника над выпускной квалификационной работой, сводится к разъяснениям, которые обязан дать преподаватель студенту, приступающему к выполнению дипломной работы, относительно организации его труда.

Речь идет о проведении так называемой организационной консультации, которую преподаватель обязан провести либо индивидуально с каждым студентом-дипломником, либо с группой, когда приглашаются все студенты-дипломники и всем сразу преподаватель рассказывает, как следует организовать свою работу, чтобы в установленный деканатом срок полностью подготовленная выпускная квалификационная работы была сдана на кафедру. Думается, никакие учебно-методические пособия, которых сейчас существует достаточно много, не способны заменить непосредственное общение преподавателя и студента в этом плане. Преподаватель рассказывает, какие существуют способы организации именно такого научного, литературного труда и каким именно из них следует воспользоваться конкретному студенту, учитывая его индивидуальные особенности. Существуют определенные приемы рационализации труда, в том числе работы с книгами, базами данных, с нормативными актами и их комментариями, со статьями в периодической печати. Конечно, при этом уделяется внимание и правильному оформлению результатов работы. Если консультация носит групповой характер, имеет смысл пригласить на такую консультацию работника библиотеки, который грамотно расскажет студентам, какими фондами и возможностями обладает библиотека, чем она реально может помочь студентам в сборе необходимого материала для проведения своих научных исследований в той области, которую каждый из них избрал в качестве темы своей выпускной квалификационной работы. Именно такой подход практикуется кафедрой гражданского права и процесса Института права и госслужбы Ульяновского государственного университета. Практика показывает, что на подобные консультации приходят не только выпускники гражданско-правовой специализации, но и других специализаций (государственно-правовой, уголовно-правовой, таможенной), а также других факультетов, где юриспруденция изучается в качестве второй специальности.

Здесь подчеркнуто особое значение первой, "организационной" консультации, потому что она имеет определяющее значение для всего дальнейшего хода работы студента над выпускной квалификационной работой, однако это, разумеется, не исключает проведение последующих консультаций в количестве, которое диктуется конкретными обстоятельствами. Общение с преподавателем, выступающим в роли научного руководителя, иногда способно "зажечь" студента желанием написать действительно неординарную выпускную работу, и это нередко удается. Роль личности научного руководителя велика, это отмечают многие <5>.

<5> Явич Л.С. Методика руководства дипломными работами // Вопросы методики преподавания юридических дисциплин. Сталинабад, 1957. С. 61; Рейнгард И.А. Лекции по педагогике высшей школы. Днепропетровск, 1970. С. 124; Фарбер И.Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984. С. 218; Куринов Б.А., Кузнецова Н.Ф. Будущим юристам - исследовательские навыки // Вестник высшей школы. 1971. N 5. С. 44 - 45; Якубов А.Е. Методика руководства подготовкой и выполнением дипломных работ по уголовному праву // Методика преподавания юридических дисциплин. Сб. научных трудов / Под ред. М.К. Треушникова. М.: МГУ, 1986. С. 108 - 133 и др.

Третьим, очень ответственным моментом в научном руководстве выполнением студентами выпускной квалификационной работы является прочтение чернового варианта работы научным руководителем. Как правило, это происходит примерно за месяц до назначенного к представлению работы срока. Это очень важный и очень "плотный" по режиму период совместной работы студента и научного руководителя, поскольку именно в этот период преподаватель должен прочитать работу в возможно более краткие сроки, но при этом не в ущерб, разумеется, качеству такого чтения, а студент - опять-таки в кратчайшие сроки устранить отмеченные недостатки. В некоторых случаях читать работу преподавателю приходится неоднократно, поскольку студенты не всегда, к сожалению, добросовестно исправляют ошибки.

Наконец, последний момент, являющийся, пожалуй, самым ответственным.

Речь идет о работе с замечаниями рецензента и подготовке и проведению самой защиты выпускной квалификационной работы. Как известно, после сдачи работы на кафедру и подготовки отзыва научного руководителя она попадает на рецензирование. Ознакомившись с замечаниями рецензента, студент должен их осмыслить и подумать, как грамотно построить свое выступление в ходе защиты, где он за достаточно короткое время должен не только донести до аудитории основные положения своей выпускной работы и предложения, выносимые на защиту, но и дать достойный ответ на замечания, сделанные рецензентом. Здесь как раз и нужна помощь научного руководителя. Во-первых, преподаватель подскажет студенту, что следует включить в свое выступление по теме выпускной квалификационной работы, как лучше организовать представление ее основных положений, чем можно их проиллюстрировать с наглядной точки зрения (раздаточный материал, плакаты, схемы и т.п.). Во-вторых, прочитав рецензию и выяснив позицию студента по сделанным замечаниям, преподаватель может предложить студенту построить свое выступление с обоснованием своей позиции и усилением аргументации в ее защиту, если она, например, критикуется рецензентом, а может, напротив, предложить студенту согласиться с рецензентом, если, скажем, речь идет об ошибке, которую допустил студент при выполнении работы, и она настолько очевидна, что нет смысла настаивать на ее отсутствии и т.п.

Как показывает практика, существует несколько типов научного руководства выпускными квалификационными работами студентов: один характеризуется максимальным стремлением помочь подопечному, переходящим в опеку в буквальном смысле слова; второй тип руководства характеризуется стремлением преподавателя предоставить выпускнику максимальную самостоятельность, полагая, что студент должен делать все сам и незачем его контролировать; наиболее приемлемый же предполагает взаимное сотрудничество научного руководителя и студента-выпускника, где научный руководитель систематически контролирует выполнение выпускником собственно выпускной квалификационной работы. Важно, чтобы этот обоюдный контакт носил постоянный характер. При этом допустимо использование и возможностей электронного общения, разумеется, не в ущерб непосредственному <6>.

<6> Более подробно об электронном общении см.: Ракитина Л.Н. Использование возможностей электронного общения в осуществлении научного руководства выполнением студентами дипломных работ // Многопрофильные технологии обучения. Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А.Г. Сковиков. Ульяновск: УлГУ, 2006. С. 32 - 38.

В любом случае необходимо помнить, что выпускная квалификационная работа - это особая организационная форма обучения студента, которая имеет такие достоинства, которых нет ни в одной другой форме обучения - ни в лекциях, ни в семинарах, ни в курсовых зачетах и экзаменах. Даже сравнить с курсовой работой или государственным экзаменом данную форму вряд ли возможно. Поэтому значение правильной организации работы студента-юриста над выпускной квалификационной работой чрезвычайно важно и роль научного руководителя в этом процессе очень велика и ответственна.