Мудрый Юрист

Цели, задачи и функции хозяйственных судов Беларуси

Каменков В.С., Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь, председатель ОО "Белорусский союз юристов", профессор, доктор юридических наук.

Четкая формулировка целей, задач и функций судов, судопроизводства, их понимание и восприятие носителями судебной власти свидетельствуют об уровне "зрелости" государственных институтов, о степени гарантированности защиты прав и законных интересов соответствующих субъектов, обращающихся в суд данного государства.

В Республике Беларусь в последние два десятилетия указанным критериям эффективности экономического правосудия уделяется много внимания.

Подобная ориентация присуща и другим современным правовым системам. "Одной из определяющих тенденций развития системы гражданской юрисдикции является поиск оптимальных процессуальных форм разрешения дел. Современная система гражданской юрисдикции развивается в направлении разграничения судебных процедур, а также поиска упрощенных форм разрешения подведомственных судам дел, для того чтобы найти оптимальное соотношение между результатом и способом его достижения. Можно отметить постоянный поиск в нашей стране и за рубежом путей в сторону рационализации и оптимизации процессуальных форм разрешения дел, позволяющих достичь целей судопроизводства путем упрощения основных составляющих судебного процесса, не снижая в целом уровень юридических гарантий" <1>.

<1> Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, исправленное и дополненное) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Интересна динамика этих понятий и категорий в законодательстве.

В первом Хозяйственном процессуальном кодексе Беларуси <2> (далее - ХПК) нормы о целях, задачах и функциях судопроизводства вообще не выделялись. Правда, в первом Законе о хозяйственных судах <3> их задачи и даже основная функция были сформулированы в ст. 2 достаточно обширно, следующим образом:

<2> Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 5 июня 1991 г. Школа предпринимателя "Амалфея", 1994. 68 с.
<3> Закон Республики Беларусь от 05.06.1991 N 836-XII "О хозяйственном суде в Республике Беларусь" // Ведомости Верховного Совета БССР. 1991. N 22. Ст. 302.

"Задачами хозяйственного суда в Республике Беларусь являются:

обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций независимо от форм собственности путем осуществления правосудия;

содействие правовыми средствами соблюдению законодательства в экономических отношениях;

обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров;

предупреждение нарушений законности в экономических отношениях и договорных обязательств;

подготовка предложений о совершенствовании хозяйственного законодательства".

Привлекают внимание и отдельные формулировки в указанном Законе о функциях (компетенции) хозяйственных судов.

Например, к полномочиям (функциям) Пленума Высшего Хозяйственного Суда Белорусской ССР относились и такие вопросы, как: координация деятельности хозяйственных судов, дача в порядке судебного толкования руководящих разъяснений по вопросам применения хозяйственного законодательства (они были обязательны не только для судов, но и для всех предприятий и должностных лиц), внесение предложений в государственные органы по совершенствованию правового регулирования экономических отношений (ст. 22).

В последующих редакциях данного Закона норма о задачах хозяйственных судов трансформировалась редакционно и по существу в норму об основных задачах хозяйственных судов. Из нее исключены задачи, не свойственные для органов правосудия: "Основными задачами хозяйственных судов являются:

  1. обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия;
  2. обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;
  3. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности" <4>.
<4> Закон Республики Беларусь от 09.12.1998 N 217-З (ред. от 03.11.2005) "О хозяйственных судах в Республике Беларусь" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 14.11.2005. N 175. 2/1144.

На современном этапе отдельно выделяются задачи хозяйственных судов и задачи хозяйственного судопроизводства. Задачи судов обозначены в Кодексе о судоустройстве и статусе судей <5> более масштабно: "Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений".

<5> Кодекс Республики Беларусь от 29.06.2006 N 139-З (ред. от 30.12.2006) "О судоустройстве и статусе судей" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 12.07.2006. N 107, 2/1236.

А в последней редакции процессуального закона - ХПК - претерпели изменения и основные задачи судопроизводства в хозяйственных судах.

Основными задачами судопроизводства, общими для всех хозяйственных судов Республики Беларусь, теперь являются:

ХПК также называет и другие (кроме основных) задачи судопроизводства: задачи подготовки дела к судебному разбирательству (ст. 168), задачи исполнительного производства (ст. 325) и т.д.

Кроме того, с учетом участия Республики Беларусь в Конвенции о международном доступе к правосудию следует назвать еще одну задачу хозяйственного судопроизводства. В ст. 1 названной Конвенции, в частности, предусматривается, что "граждане каждого из Договаривающихся Государств, а также лица, обычно проживающие на их территории, должны иметь право на правовую помощь в судах по гражданским и торговым делам на тех же условиях, что и граждане, а также лица, обычно проживающие в данном Государстве. В государствах, где правовая помощь предоставляется по административным, социальным или налоговым делам, положения этой статьи должны применяться к делам, вынесенным на рассмотрение судов или трибуналов, компетентных по таким делам" <6>. Хозяйственные суды разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных) правоотношений, в том числе с участием иностранных лиц и лиц без гражданства. Поэтому приведенная норма Конвенции непосредственно относится к судопроизводству в хозяйственных судах, и его еще одной задачей является:

<6> Сборник основных международных договоров Республики Беларусь в деятельности общих и хозяйственных судов. Мн.: Информпресс, 1999. С. 82.

Новый ХПК впервые сформулировал цели хозяйственного судопроизводства.

Целями судопроизводства в хозяйственных судах являются:

Для решения поставленных целей и задач хозяйственные суды, как и другие органы судебной власти, выполняют определенные функции. Большинство авторов, освещающих данную тему, под функциями судебной власти понимают ключевые направления ее деятельности. "Понимание логической государственно-функциональной природы деятельности судебной власти позволяет нам связать конституционный постулат самостоятельности судебной власти с объективной потребностью современного государства и общества в такой власти, которая автономно и независимо от политических пристрастий и предпочтений других ветвей государственной власти могла бы осуществлять основополагающие функции государства в соответствии с сущностью и государственными целями достижения и сохранения социального мира правовыми методами, сдерживать другие ветви власти в таковом проявлении их деятельности и контролировать сохранение баланса власти и личности, нахождение самой государственной власти в правовом пространстве, ограничении ее правом" <7>.

<7> Анишина В.И. Функции судов как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации // Российский судья. 2006. N 10.

Нельзя забывать и о том, что функции судебной власти как составляющей части государственной власти в целом могут и должны трансформироваться по мере совершенствования общественных отношений, государства и правовой системы.

"Специалисты отмечают, что перед наукой давно стоит проблема уяснения новой социальной роли судебной власти. Трудно создать эффективно действующую, демократическую "третью власть", не зная, какие функции должны быть на нее возложены. Более того, многие исследователи характеризуют сущность судебной власти и системы через функциональный аспект данных феноменов" <8>.

<8> Павликов С.Г. Сущность, содержание и функции судебной власти в субъектах федеративного государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 10.

В юридической литературе по вопросу о количестве и существе функций судебной власти единообразия уже давно нет <9>. Однако следует согласиться с авторами, которые обращают внимание на специфику функций судебной власти. "...Функции судебной власти не только являются частью направлений деятельности государства по организации современного социума (разрешение социальных конфликтов, сохранение социального мира и правопорядка как основное направление деятельности судебной власти). Они также содержательно определяются регулятивной и охранительной функцией права, поскольку функции судебной власти осуществляются исключительно правовыми средствами, в правовом пространстве и направлены на реализацию права в целом. Функциональная самостоятельность судебной власти определяется как выделением ее собственных, специфических направлений деятельности в системе государственного управления обществом, так и жесткой связанностью их с действием права. Эти основные теоретические постулаты приводят к выводам о своеобразии и особенностях функций судебной власти" <10>.

<9> Петрухин И.Л. Правосудие в системе государственных функций // Правоведение. 1983. N 3; Буренчева Т.В. Функции Российского государства: понятие, содержание, классификация // Вопросы теории права и государства. М., 1998. Вып. 1. С. 22 - 29; Лазарева В.А. Судебная защита прав и свобод как функция правового государства // Государство и право на рубеже веков: Материалы всероссийской конференции. М., 2001. С. 246 - 250; Чарыев М.Р. Функции судебной власти // Правосудие в Российской Федерации. 2002. N 3; Тропер М. Функция отправления правосудия или судебная власть // Мировой судья. 2006. N 2.
<10> Анишина В.И. Функции судов как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации // Российский судья. 2006. N 10.

На современном же этапе можно и нужно говорить о появлении наряду с традиционными функциями судов их новых модификаций. Кроме того, безусловно, имеются функции, присущие для всех судов Беларуси, есть и специфические функции, свойственные только хозяйственным судам. В свою очередь, можно вычленить функции, выполняемые всеми хозяйственными судами, и функции только Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Конституция или законодательство не называют непосредственно функции судебной власти. Однако функции правосудия и конституционного судебного контроля прямо закреплены в ст. 109 и 112 Конституции Республики Беларусь. Это исключительные функции судебной власти, никакая другая власть или ее отдельные органы или общественные институты не вправе их осуществлять.

Не исчерпывающий перечень функций, выполняемых хозяйственными судами, следующий.

  1. Функция отправления правосудия, связанная с разрешением гражданско-правовых споров и рассмотрением иных дел, при реализации которой суд занимает должное место в системе сдержек и противовесов, а также обеспечивает верховенство права. Именно на суд ложится функция реальной защиты права. Только судебная власть в силу свойственных ей функциональных обязанностей в состоянии выступить в роли непредвзятого правового посредника между различными субъектами права, связать их рамками законности. Осуществляя эту функцию, хозяйственный суд параллельно реализует воспитательную, управленческую, идеологическую (в смысле преодоления правового нигилизма, формирования уважительного отношения к закону и суду), судебный контроль, толкование права, судебный надзор, функцию предупреждения правонарушений, обобщение судебной практики и анализ судебной статистики, повышение правовой культуры населения и другие функции.
  2. Многие авторы отмечают в качестве новой функции судебной власти функцию контроля за законностью правовых актов. Она исполняется с помощью различных механизмов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным (ст. 112 Конституции Республики Беларусь и ст. 25 ХПК). Кроме того, хозяйственным судам подведомственны дела о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  3. Об обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (ст. 42 ХПК).
  4. ХПК установил шесть стадий судопроизводства в системе хозяйственных судов (суд первой инстанции, апелляция, кассация, надзор, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам, исполнительное производство), каждая из которых выполняет присущую только ей функцию.
  5. Только хозяйственным судам в Республике Беларусь принадлежат функции, предусмотренные ХПК и другими законодательными актами в отношении международного арбитража.

Высший Хозяйственный Суд выполняет и такие функции, как внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства, а также правовой экспертизы по поступающим проектам нормативных правовых актов, осуществление международных связей, и многие другие.

Помимо названных общих функций Высший Хозяйственный Суд выполняет следующие функции (компетенцию), присущие ему как высшему органу в системе хозяйственных судов:

<11> Кодекс Республики Беларусь от 29.06.2006 N 139-З (ред. от 30.12.2006 г.) "О судоустройстве и статусе судей" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 12.07.2006. N 107, 2/1236.

У Пленума Высшего Хозяйственного Суда, соответственно, имеются свои функции.

"Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

рассматривает в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

рассматривает материалы обобщения судебной практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и принимает постановления по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

принимает решения о приведении постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, признанных Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь;

рассматривает представления Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь о несоответствии постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству;

рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

заслушивает председателей судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и председателей хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов о деятельности соответственно судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, судов;

избирает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь секретаря Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности;

утверждает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь составы судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

утверждает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Регламент Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

избирает квалификационную коллегию судей хозяйственных судов, а также председателя и заместителя председателя квалификационной коллегии судей хозяйственных судов из числа членов этой коллегии, заслушивает информацию о деятельности квалификационной коллегии судей хозяйственных судов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принимает постановления" (ст. 74).

Компетенции (функции) Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь отличаются.

"Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

рассматривает в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

рассматривает ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председателей и судей нижестоящих хозяйственных судов;

заслушивает председателей судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и председателей нижестоящих хозяйственных судов о деятельности соответствующих судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и судов;

избирает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, входящих в состав Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, секретаря Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами" (ст. 77).

Компетенция (функции) хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда несколько иная.

"Хозяйственный суд области (города Минска):

рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный хозяйственный суд:

рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами" (ст. 62).

"Судебные коллегии хозяйственного суда области (города Минска):

рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют судебную статистику;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами" (ст. 66).

Приведенные выше история развития, динамизм изменений, нынешнее состояние целей, задач и функций хозяйственных судов наглядно показывают роль судебной власти в современной белорусской государственно-правовой системе, призванной быть гарантом законности, социальной справедливости и господства права.