Мудрый Юрист

Налоговая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых

Кулаева Н.С., консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

"Статья 342

  1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче:
  2. полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.

В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;"

Комментарий.

Налоговая ставка по налогу на добычу производится по разным ставкам: по видам полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками.

В соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0% (0 руб. - если налоговая база определяется в натуральном выражении) при добыче:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" утверждены Правила утверждения нормативных потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила N 921).

Согласно Правилам N 921 нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ. Данные нормативы утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и так далее).

В 10-дневный срок Федеральное агентство по недропользованию Российской Федерации направляет сведения утвержденных нормативов потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождений, планируемого к разработке в предстоящем году. Уточненные нормативы потерь также утверждаются в Федеральном агентстве по недропользованию Российской Федерации и в 10-дневный срок направляются в ФНС России. В случае отсутствия утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным.

Министерство энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по недропользованию Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором Российской Федерации ежегодно утверждает нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения. Данные сведения также в 10-дневный срок со дня их утверждения направляются в ФНС России.

Для тех месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Утвержденный в установленном порядке норматив потерь полезных ископаемых применяется к количеству полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы. Фактические потери полезных ископаемых учитываются в том налоговом периоде, в котором были произведены соответствующие измерения, в размере, определенном по итогам произведенных измерений. При этом, если в налоговом периоде не производилось общего количества минерального сырья, то количество добытого полезного ископаемого в данном налоговом периоде определяется по данным учета о выходе минерального сырья с месторождения.

При измерении в налоговом периоде общего количества минерального сырья, погашенного в недрах, определение количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого осуществляется с учетом данных произведенных измерений.

Норматив потерь, утвержденный на год, являющийся относительной величиной, применяется к количеству добытого полезного ископаемого, определяемому по итогам налогового периода, в котором проводились измерения.

"2) попутный газ;"

"3) подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;"

Для применения нулевой ставки необходимо условие, чтобы извлечение подземных вод было связано либо с разработкой других видов полезных ископаемых, либо со строительством и эксплуатацией подземных сооружений.

При осуществлении контроля налоговое ведомство имеет право требовать у налогоплательщика документы, выданные органом управления государственным фондом недр (Федеральное агентство по недропользованию Российской Федерации), подтверждающие правильность применения налогоплательщиком нулевой налоговой ставки в отношении добываемых подземных вод.

"4) полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;"

Запасы полезных ископаемых относят к некондиционным в соответствии с Правилами отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся на вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 года N 899 "Об утверждении правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждении нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся на вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства" (далее - Правила N 899).

Согласно пункту 1 Правил N 899 определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Федеральным агентством по недропользованию Российской Федерации.

Данные нормативы определяются как производные величины от показателей извлечения полезных ископаемых при добыче или переработке минерального сырья, согласованных и утвержденных в составе проектной документации (технического проекта) горнодобывающего и перерабатывающего производства.

Отнесение запасов углеводородного сырья к некондиционным (остаточным запасам пониженного качества) осуществляется Федеральным агентством по недропользованию Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании технико-экономических расчетов, выполненных в установленном порядке.

Количество некондиционных запасов полезных ископаемых (остаточная стоимость запасов пониженного качества) и количество добываемых из них полезных ископаемых предусматриваются в годовых планах развития горных работ (годовых программах работ) поквартально.

Федеральное агентство по недропользованию Российской Федерации направляет в 10-дневный срок сведения об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным в ФНС России.

До отнесения добытых полезных ископаемых к некондиционным запасам в указанном выше порядке их налогообложение по нулевой налоговой ставке не производится.

В соответствии со статьей 31 НК РФ при осуществлении контроля налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика документы, выданные органом управления государственным фондом недр (Федеральное агентство по недропользованию Российской Федерации) и органом государственного горного надзора и подтверждающие правильность применения нулевой налоговой ставки в отношении некондиционных полезных ископаемых (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных их запасов. При этом налоговый орган запрашивает у органов государственного горного надзора документы о причинах ухудшения качества полезных ископаемых и о соблюдении налогоплательщиком технических условий разработки месторождения.

"5) полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;"

Нормативы содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах и отходах также определяются в соответствии с Правилами N 899.

До утверждения этих нормативов налогообложение по нулевой налоговой ставке полезных ископаемых, добытых из указанных пород и отходов, не производится.

Однако на этот счет существует и противоположная точка зрения. В доказательство этого, например, можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 июля 2005 года N Ф04-4454/2005(12941-а27-34). В данном Постановлении, в частности, указано, что отсутствие утвержденных нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах и отходах горнодобывающего производства не может быть основанием для отказа налогоплательщику в применении ставки 0% по налогу на добычу полезных ископаемых, извлекаемых из указанных пород.

Как правильно указано арбитражным судом, заявитель обоснованно использовал право на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ, поскольку в период спорных отношений законодательством не регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.

Следовательно, отсутствие утвержденных нормативов содержания полезных ископаемых при отсутствии в том вины налогоплательщика не может являться препятствием к применению налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при соблюдении прочих условий подпункта 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ.

"6) минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару);"

По нулевой ставке облагаются налогом минеральные воды, используемые на курортах без реализации, в частности для минеральных ванн, отпуска отдыхающим в лечебных целях и так далее. В отношении минеральной воды, реализованной в любой форме, нулевая налоговая ставка не применяется.

Пример.

ОАО "Минводы" в III квартале добыло 87 тонн минеральной воды. Было разлито в бутылки и реализовано 15 тонн воды. Остальная вода была отпущена на источнике в лечебных целях.

Рассчитаем объем воды, подлежащий налогообложению по налоговой ставке 0%:

87 - 15 = 72 тонны.

"7) подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях, включая орошение земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжение животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, садоводческих, огороднических и животноводческих объединений граждан;

  1. Если иное не установлено пунктом 1 настоящей статьи, налогообложение производится по налоговой ставке:

торфа;

угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев;

апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд;

сырья радиоактивных металлов;

горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд);

неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии;

соли природной и чистого хлористого натрия;

подземных промышленных и термальных вод;

нефелинов, бокситов;

горнорудного неметаллического сырья;

битуминозных пород;

концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;

иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки;

концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота);

драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота);

кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;

многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды, за исключением драгоценных металлов;

природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней;"

Следует отметить, что полудрагоценные камни упоминаются в данной главе только при классификации налоговых ставок, хотя отсутствуют в перечне видов добытых полезных ископаемых. Подпункт 12 пункта 2 статьи 337 НК РФ включает природные алмазы и другие драгоценные камни (изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь). Перечень драгоценных камней является закрытым и исчерпывающим. Изменения в него может внести только федеральный закон. Полудрагоценные камни классифицированы в подпункте 11 пункта 2 статьи 337 НК РФ как камнесамоцветное сырье. Для полезных ископаемых, перечисленных в данном подпункте, ставка налога составляет 6,5 процента. Поэтому возможные требования налоговых органов применять в отношении полудрагоценных камней ставку 8 процентов являются необоснованными.

"419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), которые определяются в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи: 419 x Кц x Кв;

Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" на период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2006 года установлен особый порядок определения налоговой базы и налоговой ставки на добычу нефти и газового конденсата. Налоговая база определяется как количество добытого полезного ископаемого (см. комментарий к статье 338 НК РФ).

"Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7."

Отдельным категориям налогоплательщиков предоставлено право применения к сумме налога понижающего коэффициента 0,7. Это право может быть реализовано при одновременном соблюдении двух условий: