Мудрый Юрист

Особенности функционирования надворных судов (по материалам "учреждения для управления губерний всеРоссийской империи")

Мигунова Т.Л., доцент, кандидат исторических наук.

Губернская реформа 1775 г. является значительной вехой в истории XVIII в. Цели губернской реформы были обширны и многогранны, поэтому справедлива достаточно широко распространенная точка зрения, что "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" <1>, изданные 7 ноября 1775 г., положили начало процессу преобразования российского общества. За этим первым правовым актом в государстве последовали другие. Под воздействием ряда объективных обстоятельств Екатерина Великая и ее сподвижники вынуждены были издавать закон за законом, что подчеркивало сложность поставленных государственных задач, которые не удавалось решить "одним махом".

<1> См.: Учреждения для управления губерний Всероссийской империи // Полное собрание узаконений о губерниях по хронологическому порядку с 1754 по 1818 год июнь месяц. СПб.: Сенатская типография, 1818; Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Т. XX. N 14392. С. 229 - 304.

Далее этот источник в тексте будем использовать в сокращенном варианте - "Учреждения о губерниях". Многие исследователи этот юридический памятник употребляют в единственном числе - "Учреждение о губерниях".

Для того чтобы законодательные принципы (идеи) и нормы, изложенные в "Учреждениях о губернии", начали реализовываться, необходимо было провести ряд мероприятий и создать управленческие механизмы. Перед государством на пути реализации этих реформ стояли конкретные задачи - финансовые, кадровые, организационные. Последние должны были создать и обеспечить механизмы субординационных и координационных взаимодействий различных административных органов.

Сразу же после издания "Учреждений о губерниях" Екатерина II и правительство приступили к реализации реформ. Процесс образования губерний и наместничеств был очень непростым. Особенно большое внимание уделялось разработке устройства столичной губернии - Санкт-Петербургской. В связи с этим вышли два Указа - 31 декабря 1779 г. и 4 января 1780 г. Последнее "высочайшее волеизъявление" вылилось в две дополнительные главы к "Учреждениям о губерниях" 1775 г. <2>.

<2> Полное собрание узаконений о губерниях. С. 4 - 138; ПСЗРИ. Т. XX. N 14392. С. 229 - 304.

Текст источника в работе приведен в точном соответствии с оригиналом. В цитате частично сохранена орфография текста, но убраны буквы архаичного, девятнадцатого века, алфавита (в частности, "i"), а также твердый знак в конце слов.

Ряд исследователей в работах пользуются текстом "Учреждений о губерниях", опубликованным по оригиналу первого официального издания, который хранится в отделе редких книг Государственной публичной исторической библиотеки <3>. Это издание не содержит трех последних глав, подписанных Екатериной в 1780 г. В полном объеме текст источника опубликован в Полном собрании законов и в издании, подготовленном действительным статским советником Лопатиным в начале XIX в. (на эти источники сделаны ссылки в данной работе). В связи с этим вышеуказанные авторы, анализируя реформу местного управления, исключают из системы судебных органов важный элемент - надворные суды.

<3> См.: Учреждения для управления губерний Всероссийской империи. М.: Типография Ея Императорского Величества, 1775; Российское законодательство X - XX веков / Отв. ред. О.И. Чистяков. В 12 т. М.: Юридическая литература, 1987. Т. 5. С. 170; Законодательство Екатерины II / Отв. ред. О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. В 2 т. М.: Юридическая литература, 2000. Т. 1. С. 380.

Глава XXX "О должности <4> верхнего надворного суда" открывалась ст. 433 об учреждении верхнего надворного суда, который делился на два департамента: гражданский и уголовный (ст. ст. 443 - 445) <5>. В столице создавался также нижний надворный суд (ст. 472) <6>. В верхнем надворном суде заседали два председателя, которые назначались государем по представлению Сената и избирались "из достойных людей" (ст. ст. 434, 440). Правительствующий сенат самостоятельно назначал двух советников и четырех асессоров (ст. ст. 434, 441). При верхнем надворном суде состоял прокурор, назначаемый Сенатом по представлению генерал-прокурора (ст. ст. 435, 442). Два стряпчих: казенных и уголовных дел - назначались Сенатом (435, 441). Статьи с 436-й по 439-ю определяли класс этих чиновников. Председатели суда могли иметь шестой класс. Следует отметить, что в шестом чине находились советники губернского правления, советники гражданской и уголовной палат, советник казенной палаты, губернский прокурор, первый и второй председатели верхнего земского суда. Это свидетельствовало о значимости, которая придавалась председателям надворного суда в системе судебных учреждений. В каждом департаменте было одинаковое число членов: председатель, советник и два асессора (ст. 446). В случае отсутствия уголовных дел оба департамента занимались вопросами и делами гражданского правосудия (ст. 447).

<4> Слово "должность" переводится на современный русский язык как "обязанность".
<5> Полное собрание узаконений... С. 122; ПСЗРИ. С. 295.

Текст источника в работе приведен в точном соответствии с оригиналом. В цитате частично сохранена орфография текста, но убраны буквы архаичного, девятнадцатого века, алфавита (в частности, "i"), а также твердый знак в конце слов.

<6> Полное собрание узаконений... С. 133; ПСЗРИ. С. 302.

Функции нижнего надворного и верхнего надворного судов были подробно регламентированы. Законодатель устанавливал, что верхний и нижний надворные суды имели право рассматривать уголовные и гражданские дела лиц, находящихся на военной, придворной и гражданской службе, и дела всяких разночинцев <7> (ст. ст. 449, 477).

<7> Полное собрание узаконений... С. 123, 133 - 134; ПСЗРИ. С. 296, 302.

Верхнему и нижнему надворным судам запрещалось принимать на расследование преступления служебного порядка, совершенные военными, причем разных чинов, потому что это была сфера деятельности военных судов (ст. ст. 450, 478). Нижний надворный суд мог рассматривать только гражданские дела военных, или, как констатировал источник, "по долгам и другим обязательствам гражданским" <8>. Нижнему надворному суду запрещалось также рассматривать дела дворянства и лиц, имевших в столичной губернии недвижимость (ст. ст. 451, 479). Наконец, из юрисдикции нижнего надворного суда исключались дела, касающиеся недвижимого имущества, находящегося в других губерниях.

<8> Полное собрание узаконений... С. 134; ПСЗРИ. С. 304.

Анализ вышеуказанных статей позволяет в первую очередь определить, кто судился в надворном суде. Это чиновничество Санкт-Петербурга, т.е. лица, состоявшие на государственной и гражданской службе, не имевшие в столице недвижимой собственности. Надворный суд имел дело еще с одной сословной группой - чиновничеством, и рассматривал тяжбы между чиновными людьми в столице. Позднее он становился образцом для других городов и губерний там, где скопление бюрократических элементов всякого рода также было весьма велико, как и в столице. В октябре 1781 г. в связи с реорганизацией Московской губернии в соответствии с "Учреждениями о губерниях" в Москве были открыты наряду с другими присутственными местами верхний и нижний надворные суды <9>. Чуть раньше, в январе 1781 г., при учреждении Тобольского наместничества, как показывают штаты, в Тобольске были учреждены верхний и нижний надворные суды <10>. В мае 1783 г. при образовании Колыванского наместничества вместо верхнего земского суда в Колывани был создан верхний надворный суд <11>. Затем были созданы верхний и нижний надворные суды в Иркутске и еще один нижний суд в Якутской провинции Иркутского наместничества <12>. В сентябре 1784 г. в губернском городе Архангельске были учреждены верхний и нижний надворные суды по штату Московской губернии <13>.

<9> ПСЗРИ. Т. XXI. N 15252; ПСЗРИ. Т. XXXXIV. С. 262 - 263, 265.
<10> ПСЗРИ. Т. XXXXIV. С. 262 - 263.
<11> ПСЗРИ. Т. XXXXIV. С. 262 - 263, 266.
<12> ПСЗРИ. Т. XXXXIV. С. 262 - 263. ПСЗРИ. Т. XXXXIV. С. 262 - 263, 265.
<13> ПСЗРИ. Т. XXII. N 16059.

Верхний надворный суд являлся апелляционной инстанцией нижнего суда. Апелляция на решения нижнего суда устанавливалась на тех же основаниях, как и для других судов первой инстанции. Выполнив все условия, а именно: апелляция была подана в недельный срок после вынесения решения, внесены деньги в залог в размере 25 руб. <14>, зарегистрирована расписка в суде, - нижний надворный суд уведомлял об этом верхний надворный суд, отсылая дело в высшую судебную инстанцию. В случае если апелляционная инстанция изменяла решение нижнего надворного суда, тогда деньги из нижнего суда возвращались заявителю, о чем должно было последовать уведомление. В противном случае, если апелляция признана необоснованной, человек терял залог. Перенос дела в верхний надворный суд запрещался, если на рассмотрении суда находилась "тяжба о деле, настоящая цена которого ниже 25 рублей" <15>.

<14> Если человек по бедности не имел возможности заплатить залог, то при подтверждении своего состояния и принесении присяги о том, что денег у него нет в "достаточном количестве", он освобождался от залога.
<15> Полное собрание узаконений... С. 135; ПСЗРИ. С. 302.

Процессуальные действия данного суда должны были производиться по обычной схеме (ст. ст. 453 - 462). Апелляция на верхний надворный суд могла быть направлена в находившиеся при столичном генерал-губернаторе <16> палаты уголовных и гражданских дел. На апелляцию могли претендовать дела, цена которых определялась в 100 рублей и более. Деньги должны были храниться в одной из палат верхнего надворного суда до вынесения решения. Статья имела оговорку, поскольку стряпчий (и казенный, и уголовный) - должность общественная, то он освобождался от взноса и вместо присяги обязан был просто расписаться. Основания переноса дел в высшую инстанцию были единые для судов второй инстанции: соблюдение недельного срока внесения денег или подписи вместо присяги.

<16> Речь идет о Санкт-Петербурге. Позднее действие распространено на Москву и на другие города, где был учрежден верхний надворный суд.

Императрица рассматривала ряд особых (специальных) судебных случаев в надворных судах, когда перенос дела в высшую инстанцию был возможен без внесения залога. Такое право получили те, кто "под присягою, или чрез поверенного утвердит роспискою" <17>, что он не имеет имущества на указанную сумму (25 руб. - для нижнего надворного суда и 100 руб. - для верхнего). Среди столичных чиновников, членов их семей (детей, вдов и др.) могли быть люди, разорившиеся или оказавшиеся временно без нужных средств, в том числе и по вине ответчика... Однако не следует преувеличивать социальной открытости этого законоположения.

<17> Полное собрание узаконений... С. 125; ПСЗРИ. С. 297.

Статья 458 гласила, что если верховный надворный суд установил, что дело не должно было рассматриваться в нижнем надворном суде и перенос дела в верховный надворный суд не имел никакого основания, то назначался штраф в размере 25 рублей, который расходовался на содержание школ в столице. Размер штрафа невелик для того круга лиц, судившихся в надворных судах столицы (позднее - обеих столиц). Думается, что Екатерина II (именно она лично, по нашему мнению) включила эту статью ради штрафной санкции, которая направлялась на нужды готовившихся войти в российскую жизнь народных школ.

В ст. 459 законодатель устанавливал, что уголовное дело в верхнем надворном суде могло появиться в результате переквалификации гражданского дела в ходе судебного процесса, когда возникли какие-то новые факты, побудившие надворных судей к такой переквалификации. Однако возможности этой группы судейских чиновников резко ограничивались властью: они не могли принимать решения о квалификации уголовного преступления и, соответственно, мере наказания за него.

Верхнему и нижнему надворным судам предписывалось рассматривать и выносить решения по делам заключенных под стражу в течение года, иначе члены суда несли серьезное наказание: лишались годового жалования. Это было общее положение для всей судебной системы губернского уровня.

Подробно о субординации верхнего надворного суда говорилось в ст. 469. Верхний надворный суд принимал указы и повеления от губернского правления и палат (как уголовной, так и гражданской) <18>. Верхний суд имел равные правовые полномочия на губернском уровне с верхним земским судом, губернским магистратом и верхней расправой <19>. Имея равный правовой статус с другими судебными инстанциями, верхний надворный суд мог воздействовать на них только через губернское правление.

<18> Полное собрание узаконений... С. 131 - 132; ПСЗРИ. С. 301.
<19> Полное собрание узаконений... С. 131 - 132; ПСЗРИ. С. 301.

В ст. ст. 490 - 491 определялось место нижнего надворного суда в государственной судебной системе. Екатерина была убеждена, что все судебные органы обязаны служить общему благу, насколько этого требовала правовая система или сила закона. В связи с этим уездный суд, дворянская опека, нижний надворный суд, городовой магистрат, городовой сиротский суд, нижний земский суд, а также обер-полицмейстер, уездный казначей, земский исправник обязаны были взаимно помогать в деле правосудия. Нижний надворный суд входил по своему титульному статусу в состав уездных или городских административных и судебных учреждений.

В обширной ст. 489 говорилось, что нижний надворный суд должен был исполнять повеления губернского правления, палат (уголовной и гражданской) и верхнего надворного суда и отчитываться перед ними, посылая рапорты и доношения <20>. Власть нижнего надворного суда не распространялась далее "своего подсудного ведомства". Во втором параграфе статьи особо подчеркивалось взаимодействие судебной власти и полиции. Нижний надворный суд подчинялся обер-полицмейстеру и ему посылал свои приговоры. При этом нижний суд не должен посылать в равные ему по титульному положению суды свои приговоры, определения и решения.

<20> Полное собрание узаконений... С. 136; ПСЗРИ. С. 303.

Судопроизводство нижнего надворного суда отличалось процессуальными нормами. Статья 481 устанавливала, что нижний надворный суд не имел права начинать какое-либо судебное дело по собственной инициативе, а только по иску частных людей, стряпчих, по указу губернского правления, верхнего надворного суда <21>.

<21> Полное собрание узаконений... С. 134; ПСЗРИ. С. 302.

В ст. 487 законодатель возлагал на нижний надворный суд обязанность публикации сделок по купле-продаже имений и деревень. Всякая сделка, касавшаяся имений и деревень, находившихся в других губерниях, совершенная лицами, проживавшими по роду своих занятий, делам и промыслам в столице, должна быть заявлена в нижнем надворном суде. Нижний надворный суд обязан "на судейские двери прибить лист" <22> с сообщением, какое имение или деревня куплены и за какую цену. Суд обязан был оповестить о сделке свою верхнюю инстанцию, губернское правление той губернии, где находилось проданное или купленное имение и Сенат. Если по прошествии двух лет не возникало спора по данной сделке, то нижний надворный суд утверждал купчую крепость. Как показывает практика судебных дел, именно публикация сделок по купле-продаже имений и деревень являлась определяющей для данной судебной инстанции.

<22> Полное собрание узаконений... С. 135 - 136; ПСЗРИ. С. 303.

Нижний надворный суд в Санкт-Петербурге в процессе деятельности был реорганизован, поскольку не справлялся с тем количеством дел, которые необходимо ему было рассматривать. В именном Указе от 28 июля 1780 г. Екатерина констатировала, что "нижний надворный суд в здешней столице нашей учрежденный отягощен... в рассуждении великого множества дел" <23>. Вследствие чего она разделила его на два департамента: уголовных и гражданских дел, по образу и подобию верхнего надворного суда. Практически через полтора года императрица добавила еще один департамент в нижнем суде <24>. К концу правления Екатерины он состоял уже из четырех департаментов: первый - по делам уголовным и следственным, второй - по вотчинным делам, третий - по интересным и вексельным и последний - по судным и просительным делам <25>.

<23> ПСЗРИ. Т. XX. N 15035.
<24> ПСЗРИ. Т. XXI. N 15650.
<25> ПСЗРИ. Т. XXIII. N 17428.

Как отмечалось ранее, при верхнем надворном суде учреждалась прокурорская служба в составе прокурора и двух стряпчих: по уголовным и казенным по делам. В обязанность прокурора верхнего надворного суда входил надзор: "1. О неточном в судебном месте исполнения законов, учреждений и указов. 2. Буде где есть непослушание, или ропот. 3. О ленивых в исполнении должностей. 4. О медлении в исполнении повелений. 5. О медлении по делам в производстве. 6. О нарушении правил благочиния и о всяком причиняющим многим соблазне, законам противном поступке, вине или преступлении. 7. О запрещенной торговле... 8. О нарушении общей тишины. 9. О нарушении в верности присяги. 10. О казенном и общественном ущербе" <26>. Судя по этим параграфам, речь шла о чиновничестве императорской столицы, контроль за которым устанавливался достаточно жесткий.

<26> Полное собрание узаконений... С. 127; ПСЗРИ. С. 298.

В ст. 467 содержался регламент действий прокурора, согласно которому он был обязан субординационно подчиняться губернскому прокурору. Прокурор при верхнем надворном суде должен был вести прокурорский надзор за сферой деятельности судебных учреждений губернии и наблюдать, чтобы учреждения не вмешивались в компетенцию друг друга, чтобы соблюдались установленные сроки вынесения решения (чтобы не было задержек в судопроизводстве), в противном случае о нарушениях следовало уведомить губернского прокурора.

Прокурор в сложных и спорных делах обязан давать юридическую консультацию судьям по вынесению приговора или решению по рассматриваемому делу и сообщить о возникших сложностях губернскому прокурору и "от него принимать правления". Следовательно, за губернским прокурором оставалось право последнего в перенесении решения по какому-то сложному делу. Прокурор верхнего надворного суда обязан был доносить губернскому прокурору о нанесении ущерба казенным и общественным интересам. Надзору прокурора закон вверял места заключения - тюрьмы и другие заведения, где содержались под стражею арестованные, с целью выяснения условий содержания заключенных. Процедура работы прокурора данного суда аналогична действиям прокуроров других судов. Для осуществления своих полномочий прокурор и стряпчие казенных и уголовных дел верхнего надворного суда имели право участвовать в заседаниях присутственных мест, при этом "никто да не перебивает речь, но терпеливо и в молчании да выслушивают их заключения и предложения по должности" <27>.

<27> Полное собрание узаконений... С. 128; ПСЗРИ. С. 299.

Стряпчие надворного суда, являясь помощниками прокурора, могли вместо него давать заключения. Закон устанавливал, что прокурор и стряпчие должны были иметь единое мнение, но если возникало сомнение в решении определенного дела, то прокурор надворного суда должен был доложить об этом губернскому прокурору <28>. Во время вынесения решения по делу стряпчий и прокурор верхнего надворного суда не должны были находиться в присутственном месте. Стряпчие, являясь органом надзора за исполнением законов, могли подать жалобу на любое лицо, невзирая на их ранги и должности. Стряпчие имели право требовать предоставления информации из присутственных мест о различных делах, которые входили в их компетенцию: состояние государственной казны, земельные споры, преступления, нарушающие общий порядок, направленные против власти. Они занимались и взяточничеством, и делами малолетних, и опекой. Стряпчим запрещалось быть представителями частных лиц. Стряпчие наблюдали за порядком в суде, следили за соблюдением процедуры суда, приглашением ответчика, поверенного, заключением ответчика под стражу, наложением штрафа и вынесением приговора. Они имели право в процессе следствия, до вынесения приговора, обращать внимание на упущения в ходе следствия, а также контролировали поведение тяжущихся сторон.

<28> Полное собрание узаконений... С. 128; ПСЗРИ. С. 299.

Итак, с одной стороны, стряпчий был поставлен в положение тяжущейся стороны, т.е. имел право подавать просьбы, иск, требовать следствия, переноса дела в высшую инстанцию. С другой стороны, стряпчие являлись органами надзора за судебными учреждениями. При необходимости стряпчие заменяли (дублировали) "один другого место", когда "которого нет", за ошибочное возбуждение дела они повинны заплатить "все протори и убытки" и, кроме того, лишались своих должностей. Но самое худшее заключалось в другом: им предстояло "вытерпеть то наказание, под которое подвести старались, буде явится, что с умысла кого поклепали" <29>. Иначе говоря, стряпчие являлись помощниками или заместителями прокурора, лишь с меньшим диапазоном судебных правомочий.

<29> Полное собрание узаконений... С. 131; ПСЗРИ. С. 300 - 301.

Надворные суды появились в результате социальной и управленческой асимметрии, свойственной России XVIII в. Впрочем, так было и в предшествующие, и в последующие столетия. Надворные суды возникли из необходимости усилить контроль над массой служилых ("чиновных") людей столиц. Центральным пунктом законотворческих идей императрицы, как нам кажется, являлось то, что содержалось в регламенте прокурора высшего надворного суда, т.е. контроль и судебное преследование всех, кто нарушал имперский правопорядок или хотя бы проявлял против него "непослушание или ропот".