Мудрый Юрист

К вопросу об обеспечении уголовно-правовой защиты свободы исполнения обязательных религиозных предписаний человеком и гражданином РФ

Алиев Р.Н., адъюнкт Академии управления МВД России.

Начало XXI в. характеризуется утверждением планетарных глобальных отношений. Развитие цивилизаций протекает в рамках демократизации общества, направленной на установление общегражданского правового равенства и партнерства. Возникающий в эпоху глобализации ряд факторов, сдерживающих всеобщую, основанную на демократических принципах унификацию человечества, привносит противоречивые тенденции в такого рода всеобщее единство. В числе таких факторов в первую очередь хочется отметить национальную и религиозную идентификацию человека на государственном, групповом и индивидуальном уровнях. Чем быстрее протекает процесс унификации, тем сильнее происходит рост национально-религиозного самосознания этносов, увеличение значимости этнорелигиозного фактора, приобретающего все больший вес в качестве действенного политического инструмента. Использование данного фактора в качестве политической силы чревато возникновением этнорелигиозных конфликтов (в том числе и вооруженных) на межгосударственном и внутригосударственном уровнях.

Сегодня Церковь отделена от государства (ст. 14 Конституции РФ), и это вовсе не означает, что гражданин РФ, находясь на государственной службе, не может быть глубоко верующим человеком и педантично исполнять религиозные обряды и молитвы согласно вероубеждению той или иной конфессии. Однако такое положение не совсем соответствует реальной действительности и вызывает ряд противоречивых вопросов. Попробуем рассмотреть их с позиций религиозных постулатов. Религия в жизни людей выступает как форма общественного сознания, определяющая тип поведения каждого человека (как представителя той или иной конфессии) через предписания, нормы, требования, придающая сакральность существующей совокупности нравственных ценностей. Верующий человек от атеистов и прочих отличается своей твердой убежденностью в истинности исповедуемых им религиозных догм и учений, адептом которых он является. Соблюдение заповедей и ритуальных молитв в данном случае для него будет выступать как необходимый компонент его повседневной жизни. В этом контексте, рассматривая должностное положение работника государственной службы, необходимо отметить, что отсутствие на его рабочем месте условий для исполнения им религиозных обрядов и, более того, непредоставление ему возможности обращаться с молитвой, в перерыве от работы, к Богу (Господу, Всевышнему и т.д.) влечет за собой грубое нарушение его свободы вероисповедания. Для большего понимания данного вопроса приведем пример из жизни последователей мусульманского вероучения. Ислам как одна из мировых монотеистических религий в России занимает по численности ее последователей второе место после христианства. Более 20 миллионов людей в РФ исповедуют ислам. Дин (религия) переводится с арабского как убеждение, приверженность чему-либо, плата, обычай, поклонение, подчинение, послушание (т.е. выполнение мусульманином всех требований своей религии с твердой убежденностью в истинности совершаемого). Все оттенки значения этого слова убеждают нас в том, что человек, исповедующий ислам, выступает исполнителем всех требований, предписанных религиозным писанием (Кораном).

Ислам не является только духовной составляющей сознания мусульманина, она охватывает все стороны его жизни, определяя ее своими нормами и запретами. Религия мусульман зиждется на пяти столпах <1>, обязанность выполнения которых лежит на каждом совершеннолетнем лице <2>. В данном перечне особое место занимает совершение пять раз в сутки ритуальной молитвы <3> в четко определенное для этого время. Кроме того, в пятничный день <4> вторая ритуальная молитва совершается строго в мечети, в коллективном исполнении.

<1> Пять столпов Ислама: 1) шаадат - божественная формула, произносимая на арабском языке для утверждения внутреннего убеждения произносящего и означающая "Нет Бога (Божества), кроме Аллаха (аллах - арабское слово, образованное соединением определенного артикля "аль", подчеркивающего единственность, и слова "илях", т.е. Бог), и пророк его Мухаммед"; 2) совершение ежедневно пятикратной молитвы; 3) пост в месяц рамадан; 4) закят - дань или милостыня; 5) хадж - паломничество к святыне, совершение которого обязательно хотя бы раз в жизни при наличии физической и материальной возможности.
<2> В исламе совершеннолетие наступает с момента полового созревания.
<3> Среднее время, необходимое для исполнения ежедневной ритуальной молитвы мусульманами, колеблется от 10 до 15 минут.
<4> Пятничный день в мусульманском вероучении является выходным, праздничным днем. В этот день мусульмане совершают праздничную, коллективную молитву в мечети, пекут сладости, раздают милостыню, ходят друг к другу в гости. В христианстве таким днем является воскресенье, а в иудаизме - суббота.

Пятикратное совершение ритуальных молитв, урегулированное временем, является для мусульманина одним из определяющих факторов в его отношении к исламу. Невыполнение осознанно хотя бы одной из молитв выводит адепта из числа мусульман. Не освобождаются от молитв даже путешественники и больные, хотя в данных случаях молитвы совершаются в их облегченных формах.

Наряду с существующей свободой совести и свободой вероисповедания в РФ немаловажное значение в данном контексте имеет и институт свободного осуществления религиозных обрядов и молитв верующими в соответствии с их принадлежностью к той или иной религии. В России такие права верующих законодательно закреплены и находят свое отражение в ст. 28 Конституции РФ: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Данное положение дублирует и Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединений", в ч. 1 ст. 3 которого говорится: "В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Закрепленные в законодательстве нормы, в частности ст. 28 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125 "О свободе совести и религиозных объединений" указывают, что любой человек, исповедующий ту или иную религию, имеет право строго придерживаться и беспрепятственно выполнять предписания религиозных канонов. Это означает, что и христианин, и мусульманин, и иудей, и буддист, и др. имеет право выполнять обязательные для него религиозные предписания независимо от того, является ли он президентом, следователем, шахтером, дворником и т.д. Рассматриваемые положения Конституции РФ и федерального закона предполагают создание верующим условий для осуществления ими своего права на вероисповедание в рабочее время и выходные дни. Действия, нарушающие права человека и гражданина в сфере исполнения религиозных предписаний, должны находиться под уголовно-правовым запретом, что является пробелом в уголовном законодательстве РФ.

Значимость уголовно-правового обеспечения свободы совести в России вытекает из природы существования приоритетных ориентиров в жизни человека и гражданина в области вероисповедания. Нарушение или ущемление прав человека и гражданина в сфере исполнения религиозных предписаний способствует возникновению крайних радикальных взглядов последователей религиозных течений и сект. Одним из ярко выраженных религиозных течений, противостоящих традиционному исламу, возникших в России в конце XX - начале XXI в., является ваххабизм. Его идеи о сохранении в чистоте религиозных предписаний и соблюдении их верующими и о создании в этих целях халифата нашли свое воплощение в жизни отдельных граждан РФ именно по причине наличия в российском законодательстве пробелов, касающихся обеспечения свободы реализации гражданином своих религиозных потребностей. Главным в этой сфере является пробел, свидетельствующий об отсутствии в российском законодательстве правового регулирования осуществления религиозных обязательств в рабочее и иное время.

В России все больше возникают и находят свое место в сознании масс различные псевдорелигиозные направления, прикрывающиеся религиозными святынями в основном христианства и ислама, приводящие к негативным явлениям сепаратизма и угрозе национальной безопасности Российского государства. Изложенное свидетельствует о давно назревшей необходимости заполнить пробелы в законодательстве РФ. В частности, в трудовом законодательстве и иных федеральных нормативно-правовых актах, призванных регулировать реализацию прав верующих и соблюдение государством обязательных религиозных предписаний в трудовой и служебной деятельности. Ввиду того что нарушения прав верующих на исполнение ими обязательных религиозных предписаний независимо от трудовой, служебной и иной деятельности являются нетерпимыми, автор предлагает в порядке совершенствования уголовно-правовых средств противодействия данным нарушениям изменить диспозицию ст. 148 УК РФ и изложить ее в следующей новой редакции:

"Статья 148. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий

  1. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или осуществлению верующими обязательных религиозных обрядов и молитв независимо от их трудовой, служебной и иной деятельности, -

наказывается...

  1. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается..."

Под незаконным воспрепятствованием в данной диспозиции следует понимать вмешательство в деятельность религиозных организаций или в совершение религиозных обрядов и молитв верующими в процессе их трудовой, служебной и иной деятельности, производимое в нарушение законодательства РФ о свободе вероисповедания. Воспрепятствование деятельности религиозных организаций может осуществляться путем закрытия церкви, мечети, молитвенных домов, комнат и т.д., совершения действий, препятствующих верующим и служителям культа осуществлению тех или иных обрядов и молитв (крещение, отпевание, коллективная молитва, венчание и т.д.), чтению проповедей и т.п. Воспрепятствование осуществлению верующими обязательных обрядов и молитв независимо от их трудовой, служебной и иной деятельности означает любое воздействие на верующих граждан, чтобы помешать им воспользоваться правом на совершение обязательных религиозных обрядов и молитв, предписанных той или иной религией. Существенным моментом в указанном воздействии является трудовая и служебная деятельность верующих, в процессе которой выполняются религиозные обряды и молитвы. Под иной деятельностью понимается любая деятельность граждан РФ. Формой воспрепятствования может быть как оказание давления на верующих, так и умышленное создание условий, препятствующих осуществлению верующими обязательных обрядов и молитв. Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 148) является использование служебного положения.