Мудрый Юрист

Миф о местных искусниках

Задача этой статьи состоит в том, чтобы попробовать преодолеть распространенное сегодня легкомысленно-поэтическое отношение к художественным промыслам и ремеслам. С нашей точки зрения, оно сильно мешает их успешной адаптации к рынку и не позволяет сложиться в полноценное направление развития малых городов и сельских районов.

Такое романтическое отношение к народным промыслам возникло не сегодня. Оно стало результатом длительного процесса идеализации и обрастания мифами, которые, безусловно, инициировали романтики в XIX в., особенно в тех странах, где возникала острая потребность в общенациональном объединении. Первоначально этот процесс основывался на идеологии народности, разделявшейся как власть имущими, так и ниспровергателями существовавшего порядка. А затем, уже после революции, возник и институализировался специфический субъект развития - народ. Он стал элементом, апеллируя к которому, последовательно проводилась культурная политика по свертыванию сакральных, персональных и интеллектуальных ценностей сложившейся культуры самодержавной и православной России. Народ в качестве особой категории, от имени которой осуществляется управление страной, оказался чрезвычайно удобным инструментом для разнообразных манипуляций в политико-ресурсном пространстве возможного. Это воображаемое сообщество, используемое в качестве мифического субъекта развития, наделялось исключительными правами на творчество, а значит, и на изменение хода истории. Параллельно происходило отлучение довольно многочисленных групп граждан, имеющих свои интересы и программы развития, от реальных рычагов власти и управления.

Подлинная история промыслов свидетельствует, скорее всего, о том, что:

Энтузиасты распространения ремесел в России происходили в основном из привилегированных сословий.

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева организовала в имении Талашкино, точнее, на хуторе Фленово в Смоленской губернии начальную школу с интенсивным обучением ремеслам, организовала артель, в которой сочеталось ремесленное изготовление предметов, например балалаек, с высокохудожественной росписью известными художниками, а также собирала коллекцию народного искусства.

Савва Иванович Мамонтов - яркий представитель прогрессивного купечества - создал Абрамцевский кружок, а его жена - мастерскую-магазин "Детское воспитание". После разорения для семьи оказалась спасительной им же организованная Керамическая мастерская на Бутырской заставе.

Менее известный, нежели его старший брат Савва, Сергей Тимофеевич Морозов внес значимый вклад в развитие промыслов - им созданы Кустарный музей и библиотека в Москве. Ему удалось передать в сферу мелкотоварного производства навыки и приемы управления, наработанные к тому времени на крупных предприятиях. В "Вестнике кустарной промышленности" было отмечено: "С.Т. Морозов привнес в кустарное дело традиции известной мануфактурной фирмы "Савва Морозов".

Евпраксия Георгиевна (мать) и Виктор Иванович Оловянишниковы (сын) совместно с художником фирмы "П.И. Оловянишникова сыновья" Сергеем Ивановичем Вашковым много сделали для обобщения и популяризации художественных ремесел религиозной направленности, ими издавался журнал "Светильник", собирались и исследовались образцы ювелирного, шелкоткацкого искусства и древнего шитья золотом и серебром. На фирме полагали, что традиции в области декоративно-прикладного искусства не есть что-то раз и навсегда заданное, они нуждаются в творческом осмыслении и развитии на основе освоения и изучения истоков и символических оснований этого многогранного явления.

Усилиями перечисленных лиц возникло художественное направление, получившее наименование русского стиля. Возможно, эти усилия и не привели к мгновенному общественному процветанию и не предотвратили революционный переворот. Но произошедшее с их помощью развитие ремесел позволило уменьшить такие общественные беды, как праздность и голод, бедность и преступность, пьянство и азартные игры. Ремесла и промыслы наряду с народными домами, обществом народной трезвости, обществами взаимного кредита рассматривались в качестве инструментов, врачующих социальные недомогания.

Размышления о промыслах

Задумаемся над тем, почему в русском языке промысел Божий и промысел людской, ремесленный, а также изобретенное Карамзиным понятие "промышленность" происходят из одного корня, растут из одного языкового гнезда?

Обратимся к "Толковому словарю живого великорусского языка" Владимира Даля:

Промышлять, промыслить, чем что, на что, жить, добывать хлеб и все нужное, заниматься чем, как средством жизни. Промышлять земледелием, торговлей, рыбачеством, сбором тряпья, квасничеством, плотничеством.

Значит, в состав промыслов включается все, что дает возможность гражданам существовать, выжить и улучшить свое положение: он мельницей промышляет, промыслил себе состояние, добыл. Дальше фиксируются морально-этические сентенции:

Далее Даль фиксирует диапазон занятий промыслами, среди которых можно обнаружить достаточно контрастные пары, - извоз и ростовщичество, поиск брачного партнера и служба государю, охота и забота о семье: промышлять извозом, жить и наживаться этим, как промыслом, ремеслом; промышлять извозчиков, искать, приискивать, по какой-либо надобности. Промышлять деньгами, торговать, отдавать в росты; промышлять где денег, искать взаймы. Он жену по себе промыслил, нашел. Промышлять государевым делом, стар. - служить царю. Промышлять соболя, куницу, добывать ловлей, лесованием. Промышлять о ком, о чем, заботиться, пещись, стараться, хлопотать. И волк о своем гнезде (семье) промышляет.

Важным значением глаголов "испромыслить" и "упромыслить" может служить обеспечение ресурсами, т.е. заниматься тем, что в эпоху тотального дефицита называлось "добыть", "достать": напромышляли всякого зверя. Промышление ср. промысел... действие промышляющего что-либо. У всякого свой промысел, свой способ добычи, умение и средство для жизни, заработков... Все детки у промысла: по чужим клетям разошлись! Здесь, как и далее, фиксируется необходимость при занятии промыслами покидать родной очаг: мужики все в промыслах, на заработках, вне дома. К промысловым относились прежде всего занятия природно-добывающих цивилизаций, основные на поиск в природной среде чего-либо годного для пропитания и выживания семьи, рода, сообщества. Это были охота и рыболовство (звериные, рыбные промыслы)... Промышленник... промышляющий что или чем-либо; промышленники, на Белом и Каспийском морях, рыболовы, ловцы, тюленщики; в Сибири это ловцы и лесники, звероловщики-охотники. К ним добавляются еще и соляная добыча и золотые прииски.

Так же как и в других языках, от рассматриваемого корня образуется оценочное определение - промысловатый, промыслистый народ, промышленный и изворотливый, на все руки. Его противоположностью был простой человек, т.е. неискусный, неискушенный, непредприимчивый.

Промышленность - все занятия, дающие средства жизни, богатства, иногда отделяют торговлю, и даже ремесла, разумея остальные занятия народа, частью случайные и временные. Такое широкое понимание промышленности в позапрошлом веке сильно отличается от современного словоупотребления. Тогда говорили о кустарной промышленности, т.е. ремесленной, мелкотоварной форме организации деятельности, подчас без применения техники, станков и машин.

Другими старинными значениями этого понятия являются: "старание", "попечение", "забота". С ними связаны и основные православные ценности, составляющие модель смиренного предвосхищения своего будущего, за счет постижения Божественного промысла, - промысл Божий, провидение, попечение о вселенной и о человеке, устройство всего созданного. В этом смысле промысловый относится к промыслу Божьему, когда он до конца непознаваем: промысл Божий неисповедим, и им, а не только одним человеком, определяется процветание и развитие - мы, промыслом Господним, прибыли всецело.

Таким образом, субъект промысла объединяет две роли. Одна внутренняя: промысленник - попечитель, заботник, старатель. Другая внешняя: промыслитель, строящий промысл, податель благ... промыслительный, попечительный, устрояющий будущее.

Такое глубинное осмысление промыслов связано в русском языке с планированием личного, семейного, территориального будущего, приисканием путей этого развития. Для глубоко верующих людей эта деятельность включала в качестве непреложного элемента необходимое обращение и молитвенный диалог с Господом Богом. По мере утраты этой молитвенной связи и увеличения разрыва между образованными слоями общества и крестьянством возникло искушение заменить диалог с Богом на диалог с народом. Подобные подмены опасны, и расплата не заставила себя ждать. Здесь уместно привести историю, приписываемую Владимиру Солоухину и связанную с уже упоминавшейся нами княгиней Тенишевой: "в одну из русских революций ликующие поселяне извлекли из склепа гроб князя Тенишева, сорвали крышку, покойника усадили: газету в руки, папиросу в зубы - и в таком виде с песнями носили под окнами вдовы: будешь знать, как способствовать народным художественным промыслам!" [7].

Наверное, особый промысел Божий состоит в том, что эта статья, посвященная истории промыслов и развитию ремесел, была заказана (а значит, в ней появилась необходимость) в год, который объявили в России Годом ремесел. (Правда, это произошло только в одном субъекте Федерации - в Омской области, а в другом субъекте - Великом Новгороде - 2005 год был объявлен годом туризма, т.е. годом основного потребителя на рынке художественно-ремесленных изделий.) О том, что эта тема волнует сообщество, говорят многочисленные семинары, посвященные этой теме (в Ростове Ярославском, Коми, Томске и других местах).

Меня же лично эта тема интересовала давно. Помню, как на одном из семинаров по развитию туризма, проходившем в городе Владимире, мы с Татьяной Всеволодовной Абанкиной обсуждали параллелизм сложившейся ситуации с современной трудовой миграцией в регионах, тяготеющих к столице, и историческими процессами работы вне постоянного места жительства, которое в далеком прошлом получило название "отходничества".

Вернуться вновь к этой теме меня побудили следующие причины:

Но прежде чем ответить на эти вопросы, рассмотрим ремесла и промыслы в их исторической эволюции. Мы можем выделить пять периодов эволюции ремесел, о которых имеются упоминания в литературе:

Для того чтобы разобраться в последнем периоде, следует выявить логику эволюции этого явления во времени.

Мифы и легенды о возникновении ремесел

С возникновением ремесел связан миф о Прометее, который стал античным идеалом пламенных революционеров. Согласно известной легенде Прометей мял глину, когда вдруг обнаружил бедственное положение прозябающих на земле людей. Тогда он принял решение спасти их, украв божественный огонь и отдав его людям. Этот божественный огонь стал основой для многих искусств и ремесел, а заодно и метафорой творчества, преобразований и мышления. В дословном переводе на русский язык имя известнейшего из титанов звучало бы как Промыслитель, т.е. вполне подходило для легендарного основателя промыслов. Для нас важно, что в первой части имени слог "про" свидетельствует о нацеленности на будущее, соотносясь с такой группой понятий, как проект, прогноз, проактивность...

  1. К сожалению, нам менее известен другой титан - Эпиметей, одновременно крепкий задним умом и талантом одаривать других конкурентными преимуществами (когтями, крыльями, способностью убегать от опасности). При раздаче этих благ он совсем позабыл о людях, что собственно и вынудило Прометея совершить свой подвиг-преступление. С тех пор постоянно возникает необходимость компенсировать природные недостатки с помощью открытий, изобретательства, технологий [9, с. 87].

Многие легенды о возникновении промыслов восходят к религиозной культуре наших предков. С возникновением игрушечного промысла в Троице-Сергиевом посаде связано следующее предание о любви Сергия Радонежского к вырезанию игрушек, которые Преподобный раздаривал окрестным детям. Благодаря этому преданию деятельность сергиево-посадских ремесленников-игрушечников связывается с символическим ядром поселения.

Более прозаично второе предание о зарождении промысла. Его определила случайность: глухонемой резчик продал резную фигурку купцу Ерофееву для украшения его лавки, где она была тотчас же куплена. Поскольку обитель посещали многочисленные богомольцы, существовал устойчивый спрос на гостинцы детям. Эту нишу и заполнил возникший игрушечный промысел.

Возникновение хохломского промысла связывают с легендарным московским мастером-иконописцем, который вначале работал на "царский обиход", а затем сбежал и перебрался жить и творить в глухие керженские леса. Там он стал делать необходимые в крестьянском быту предметы - хохломские чашки с орнаментом из пышных цветов и стеблей. Распространившаяся о нем слава дошла до государя, который распорядился вернуть сбежавшего мастера. Не желая лишиться свободы, художник открыл односельчанам секреты своего ремесла, сжег свою избу, а краски этого пожара и уголья от этого пепелища надолго определили каноническую палитру хохломского искусства.

Натуральная (домашняя) стадия развития ремесел.

Зарождались ремесла, как дети, в домашней обстановке и были связаны с обеспечением быта, работы, способов передвижения и содержания домашних животных. Домашние промыслы имели четкое гендерное разделение. Женскими считались изготовление тканей, украшение одежды. Мужскими считались ремесла, связанные с использованием металлов, огня, обработкой дерева, кожи. Существовали промыслы, где распределение работ между мужчинами и женщинами было не столь существенным. Таким был игрушечный промысел, где мужские токарные работы и работы резчиков сочетались с ремеслом "кустарих-одевальшиц" и раскраской деревянных болванок женщинами. Домашняя стадия ремесел была возможна при слабой промышленности, в отдаленных от рынков поселениях, при сельском труде, не приносящем денежной прибыли.

На этой стадии существовала высочайшая ценность отдельных вещей, они передавались по наследству, береглись (для этой цели использовались сундуки, изготовление которых стало самостоятельным промыслом). Обучение производилось дома от поколения к поколению.

Стадия кустарного производства, рассчитанного на местный рынок

Переход от домашней стадии изготовления предметов к мелкокустарному производству происходит при появлении спроса на изделия среди соседей, возникновении слухов об особом умении в каком-то искусстве, внешней инициативе купцов, осуществляющих эпизодические закупки определенного вида товаров.

Однако наиболее частым был переход к кустарному производству после обучения на каком-либо производстве. Так, Петр Талаев, который завел в Дмитровском уезде Московской губернии изготовление металлических игрушек, навыкам работы по металлу обучался, работая в Москве в экипажной мастерской, изготавливая фонари для карет. Вернувшись в свою деревню, он завел свой промысел, сохранив связи со своим бывшим хозяином, на начальной стадии сбывая ему продукцию, пока сам не научился сбывать свои изделия [2, с. 225]. Проходя такой путь, крестьяне-ремесленники получали возможность стать предпринимателями, и многие, например иваново-вознесенские купцы, прошли по этому пути.

Здесь важно было узнать какое-либо технологическое ноу-хау, обеспечивающее потенциал роста спроса на изделия. Так, развитие производства ситцев обязано ивановскому крестьянину Осипу Сокову, который в 1780 г. с товарищами нанялся на мануфактуру иностранного предпринимателя Лимана. При работе на предприятии Осип проявил сообразительность, выявив особенности технологии крашения, после чего, вернувшись в Иваново, завел в 1787 г. ситценабивное производство. В отличие от местных ремесленников, на его производстве использовали не масляную краску, а различного рода органические и минеральные красители. Таким образом, ситцевые ткани Сокова поражали покупателей "затейливыми рисунками и прочными яркими (заварными) красками" <1>.

<1> Сходная история произошла с крестьянином Семеном Ивановым из села Кленова Подольского уезда Московской области, работавшим на московской шляпной мануфактуре купца Котова и позднее открывшим свое дело с приказчиком Котова Александровым [2, с. 574 - 575].

Рассеянная мануфактура как первоначальная форма сетевой организации труда и сбыта продукции

В России еще в XIX в. получили распространение довольно специфические поселения - промысловые села, имеющие многовековую историю. Их имена превратились в бренды соответствующих изделий, характеристики манеры или стилистики предметов (Палех, Жостово, Федоскино, Холуй, Мстера, Гжель). Некоторые из сел даже превратились в большие промышленные центры, как областной центр Иваново. Эволюция таких поселений была приблизительно следующей: земледельческое поселение - кустарное село - фабричное село - рабочий поселок (слобода) [7, с. 9].

Что же заставляло местных крестьян полностью забросить хлебопашество и выйти на рынок рукодельной, художественной продукции? Объяснение этому явлению простое, скудность земель и отставание отечественной агротехники. Многие земли вокруг Москвы (включая также Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Ивановскую и Костромскую губернии и др.) относились к зоне рискованного земледелия. Земли здесь были малоплодородными и требовали для получения хорошего урожая внесения обильных удобрений, а значит, содержания большого числа скота, требовавшего большого числа земли, которой у крестьян не было. Кроме того, имеющееся количество земли, приходящееся на одну семью, постоянно сокращалось, а значит, сельские занятия требовалось дополнять каким-то другим заработком - ремеслом или отходом, т.е. работой на стороне. Иначе семье было не выжить.

Масштабы этого явления были огромны. По данным земского обследования 1898 - 1900 гг., в первопрестольной губернии из 245,3 тысячи крестьянских семей более 100 тысяч (44%) совсем не занималось земледелием [6, с. 23]. Особенно отрыв от земледелия касался мужчин, в некоторых районах Владимирской губернии (Шуйском и Ковровском) число не работающих на земле мужчин превышало 95% [6, с. 26].

Вначале крестьяне были вынуждены создавать изделия, необходимые в быту и сельском труде, используя в качестве источника материалов лес (древесина), реку (речной жемчуг), землю (глины, камни для красок). Постепенно из крестьянской среды выделились лидеры - крестьяне, которые на предыдущем этапе оказались более умелыми и успешными, отчего у них появились излишки капитала (их так и называли - капиталистые мужики). Эти мужики и занялись предпринимательством - взяли на себя труд и благоприятную возможность реализовывать изделия крестьянского труда на рынке и там же приобретать необходимые для этих изделий материалы.

Так возникла рассеянная мануфактура, т.е. такая специфическая форма труда, при которой распределенная деятельность крестьянских семейств над отдельной трудовой операцией сочеталась с централизованной поставкой материала и продажей готовых изделий. Рассеянная мануфактура оказалась сочетанием ремесленных форм производства с рыночно-капиталистическими формами реализации продукции.

Мануфактура возникла на Западе еще в XVI в. и означает в переводе с латыни "сделано вручную". Действительно, основным на мануфактурах, и тем более на рассеянных мануфактурах, был ручной труд, хотя применялись и простейшие технические приспособления. Купец-предприниматель, скопивший определенный капитал, пускал его в дело, он покупал материалы (например, медь на Макарьевской или позднее Нижегородской ярмарке) и отдавал крестьянам-медникам, живущим рядом с Ярославлем в Толгобольской волости. Окончательный товарный вид изделие приобретало на централизованной мануфактуре или в мастерской в городе, на заводе. В этом случае тип предприятия получал название смешанной мануфактуры.

Мануфактура была эффективнее чисто ремесленных форм производства за счет дифференциации производственных операций и разделения труда между работниками и менеджерами, в качестве которых выступали купец-скупщик и его доверенные лица (сыновья или нанятые приказчики). Разделение всей работы на совокупность несложных операций создавало гибкость производства, так как не требовало от участников особого мастерства, длительного обучения. Гибкость достигалась за счет привлечения семьи крестьянина (жены, детей, стариков), а также за счет возможности быстрой замены нерадивых работников. В литературе часто описываются предприниматели в качестве эксплуататоров бедных крестьян, при этом не учитываются затраты предпринимателя на закупку сырья, заработную плату, оплату транспортных расходов (от места изготовления до места сборки и далее до места продажи). Не учитывалось и то, что предприниматель был тем субъектом, который отвечал за интеграцию дисперсных частей производства в единое целое, контролировал всю производственно-коммерческую цепочку: от замысла товара до его реализации, а также нес ответственность за возможные рекламации и риски. Получаемая в процессе деятельности прибыль компенсировала эти риски и была наградой за предприимчивость и инициативу.

Примером могут служить ярославские крестьяне, которые в своих избах или хозяйственных постройках изготавливали отдельные элементы самовара (краники, тулово и пр.), а затем сдавали сделанное скупщику, которым была фирма "П.И. Оловянишникова сыновья".

Особое развитие эти формы получили после упадка посессионных предприятий, на которых трудились крепостные крестьяне. Сохранились сведения о том, что Иван Порфирьевич Оловянишников беседовал с министром государственных имуществ Павлом Киселевым и горячо доказывал ему преимущества вольного труда перед крепостным и подневольным.

Если в Европе рассеянная мануфактура была инструментом конкуренции с цеховыми ремесленниками в городах, то в России она выполнила аналогичную функцию по отношению к посессионным централизованным формам мануфактур.

Дореволюционная инфраструктура поддержки промыслов

Особенно активно промыслы в России стали развиваться в пореформенную эпоху, поскольку у крестьян были проблемы с земельными наделами, этому также способствовала реформа местного самоуправления, возникновение земств.

Земства стремились организовывать на местах специализированные школы и направлять туда инструкторов по соответствующему обучению. Примером таких школ может быть Скорняжная инструкторская школа в Мурашкинском районе (Нижегородской губернии), Школа инструкторов по кожевенному производству в г. Болхове (Орловской губернии), Учебная игрушечная мастерская Московского губернского земства в Сергиевом Посаде, здание которой построено было неутомимым Сергеем Тимофеевичем Морозовым.

Обучению ремеслам способствовала деятельность двух центральных ведомств тогдашней России - Министерства народного просвещения и Главного управления землеустройства и земледелия. Ими последовательно обсуждались программы обучения, необходимый уровень сети обучающих центров. Так, после экспериментов по созданию школ среднего уровня и оценки их эффективности было принято решение о переносе обучения навыкам ремесел в начальные школы (наиболее приближенные к бедным слоям крестьянства).

В 1888 г. упоминавшийся нами Сергей Тимофеевич Морозов осуществил в Москве масштабный инновационный проект - создал подчиненный Московскому губернскому ведомству Кустарный музей с обширной библиотекой и Научно-исследовательским институтом художественной промышленности, на базе которого возникли позднее Музей народного искусства, Фонд международных выставок и Хранилище образцов.

Развитию ремесел способствовали промышленно-художественные выставки, позволявшие многим малоизвестным умельцам реализовывать крупные партии своих изделий и получать стабильные заказы. Выставки позволяли разрозненным кустарям предъявлять свой товар обществу в обход не совсем чистоплотных скупщиков, наживавших на ремесленниках состояния. Безусловно, защите и упрочению положения ремесленников на рынке способствовали также отечественные и зарубежные награды и премии, которые они получали на выставках.

Современная культура и экономика народной самодеятельности.

В советское время интерес к ремеслам и промыслам вернулся к концу 20-х - началу 30-х годов, когда усилился ход модернизации, а на повестке дня страны встала силовая индустриализация и коллективизация страны. Это было время оформления промыслов в художественные артели - ремесленно-промысловые колхозы, постепенно превратившиеся в специфические предприятия-фабрики.

Не пропадает интерес к промыслам и сегодня. Небольшой владимирский городок Покров внес среди шести программ развития одну по возрождению ремесел. В Суздале ежегодно отмечается яркое событие - Международный праздник ремесел. В Гороховце в стратегическом плане развития заявляют: "Главным направлением в развитии туризма должно стать воссоздание среды русского купеческого города. Здесь все должно быть пропитано духом патриархальности, деловитости. И не только былой, но и современной". Идет ли речь о воссоздании эффективных схем объединения купечества и ремесленников, покажет реализация стратегии. А пока слышны сетования о том, что художественные промыслы России накануне гибели и исчезновения.

В очередной раз.

Что же нужно промыслам?

Для промыслов необходимо:

Рис. 1. Взаимоотношения ремесленников-умельцев и купцов-предпринимателей в ситуации производства и реализации изделий промыслов

----------------------------¬   ----------------------------¬
¦Компетенция ремесленника ¦ ¦Компетенция купца- ¦
¦(исполнителя) ¦ ¦предпринимателя ¦
¦ ¦ ¦(заказчика) ¦
¦------------------------¬ ¦ ¦--------------------------¬¦
¦¦Использование локальной¦ ¦ ¦¦Использование глобальной ¦¦
¦¦реальности: ¦ ¦ ¦¦реальности: ¦¦
¦¦ - природного ¦ ¦ ¦¦ - маркетинговое ¦¦
¦¦ материала; ¦ ¦ ¦¦ изучение рынков; ¦¦
¦¦ - работников- ¦ ¦ ¦¦ - переговоры ¦¦
¦¦ родственников; ¦ ¦ ¦¦ с клиентами; ¦¦
¦¦ - исторических ¦ ¦ ¦ - содержание и ¦¦
¦¦ секретов -----------+--+--- обслуживание ¦¦
¦¦ ¦ Изготовление торговых точек ¦¦
¦¦ ¦ и передача / -------------¬¦¦
¦L------------+ заказчику /----------+Определение +-¦
¦ L-------------T--¬ / ¦номенклатуры¦ ¦
¦ / ¦ ¦/ ¦изделий, их ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦состава и ¦ ¦
¦ ------++----¬ ¦ ¦ ¦требований к¦ ¦
¦ ¦Освоение ¦ ¦ ¦ ¦качеству ¦ ¦
¦ ¦образцов, ¦ ¦ ¦ ¦изделий ¦ ¦
¦ ¦мобилизация¦ -+---+------------+ ¦ ¦
¦ ¦имеющихся ¦ ¦Передача образцовL-T---TT------ ¦
¦ ¦ресурсов ¦ ¦и материалов, ¦ ¦¦ ¦
¦ ¦ ---------+¬/-+заключение ¦ ¦¦ ¦
¦ L--+ ПОДРЯД ¦-+рамочных ¦ / ¦
¦ L---------- ¦соглашений -+--------¬ ¦
¦ LT---T-------------+ ЗАКАЗ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L---------- ¦
L---------------------------- L----------------------------

Должны быть приведены в соответствие законы о туризме, где народные художественные промыслы отнесены к туристским ресурсам муниципальных образований. В Законе о национально-культурной автономии сказано: "...следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла", есть специальные законы о промыслах в отдельных субъектах Федерации, например в Калужской области.

Выводы

Промыслы были весьма разнообразным и весьма обширным занятием, включавшим значительное число граждан России, осуществлявших смешанный сельский/слободской образ жизни и домашний/коллективный труд. В развитии промыслов активно участвовали представители других сословий, передававших экономические, технологические, художественные навыки и знания.

Существовавшая форма сетевой организации труда позволяла сочетать и комбинировать различные образы жизни, объединяя конкурентные преимущества коммерческих компетенций и способностей со знанием природных материалов и ручным мастерством.

Деятельность в художественных промыслах сочетала физический труд с трудом интеллектуальным, художественным.

Литература

  1. Кустарные промыслы. Статистический сборник по Ярославской губернии, вып. 14. Статистическое бюро Ярославского губернского земства. Ярославль: Типография Губернской земской управы, 1904.
  2. Кустарная промышленность России. Разные промыслы. Т. I. СПб.: Типолитография "Якорь", 1913. 602 с.
  3. Кустарная промышленность России. Женские промыслы. СПб.: Типолитография "Якорь", 1913. 440 с.
  4. Адамс С. Движение искусств и ремесел. Путеводитель по стилю: Пер. с англ. М.: ОАО Издательство "Радуга", 2000. 128 с.
  5. Тюгашев Е.А. Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума. Новосибирск, 2003.
  6. Рогов В.М. Итоги первых лет реализации стратегии успеха и трудности // Стратегия развития муниципальных образований Владимирской области: опыт и проблемы разработки. М.: Юркнига, 2004. С. 108 - 110.
  7. Водарский Я.Е. Промышленные селения центральной России в период генезиса и развития капитализма. М.: Наука, 1972. 256 с.
  8. Лурье С. Ремейк "Идиот" под псевдонимом // Литературная газета. 2001. 14 - 20 марта.
  9. Архангельская Н., Механик А. Озадаченная сороконожка // Эксперт. 5 - 11 сентября. N 33 (479). С. 80 - 88.