Мудрый Юрист

К вопросу о приобретении и прекращении права собственности на культурные ценности

Козлова А.Е., Коломенский государственный педагогический институт.

Изучение вопросов приобретения и прекращения права собственности само по себе является важнейшей темой для научного исследования. Но рассмотрение данной проблемы относительно культурных ценностей в настоящее время становится все более актуально в связи с необходимостью их правовой защиты и защиты права собственности на них.

Специфика данной проблемы объясняется также различием методов правового регулирования. Сфера имущественного оборота регулируется гражданским правом, с присущим ему диспозитивным методом правового регулирования; тогда как вопросы охраны культурных ценностей регулируются по большей части правом административным, где преобладающим методом правового регулирования является императивный метод. Таким образом, сфера регулирования гражданского оборота культурных ценностей является той частью частного права, в которой элементы и цели, присущие праву публичному, выражены достаточно явно <1>.

<1> Александрова М.А. Состав и отраслевая принадлежность российского законодательства о культурных ценностях // Культура: управление, экономика, право. 2006. N 4.

Понятие "культурные ценности" содержится в различных источниках. Это и международные правовые акты: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 г. <2> и др. - и законы Российской Федерации: Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" 1993 г. <3>, Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" 1998 г. <4> и др. За основу предлагается взять понятие, содержащееся в ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 1992 г.: "Культурными ценностями признаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты" <5>.

<2> Использованы электронные версии документов, размещенные в СПС "КонсультантПлюс".
<3> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
<4> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1799; 2000. N 22. Ст. 2259.
<5> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.

Основания приобретения или возникновения права собственности - это юридические факты, т.е. фактические обстоятельства, с которыми гражданское право связывает возникновение правомочий собственности. Приобретение права собственности осуществляется различными способами (ст. 218 ГК РФ) <6>. Все способы делятся на две группы: первоначальные и производные.

<6> Использована электронная версия документа, размещенная в СПС "КонсультантПлюс".

Первоначальными являются способы, когда право собственности на данные вещи возникает либо вообще впервые, либо возникает у данного собственника независимо от прав его предшественников <7>. Для культурных ценностей первоначальными способами будут являться: 1) создание новой вещи; 2) переработка или сертификация вещи; 3) приобретение права собственности на бесхозяйное имущество; 4) приобретательная давность. Специфическими особенностями в отношении культурных ценностей обладают клад и приобретательная давность.

<7> Тархов В.А., Рыбаков В.А. Собственность и право собственности. 3-е изд., доп. М.: Издательская группа "Юрист", 2007. С. 150.

Кладом признаются зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность (п. 2 ст. 233 ГК). Приведенная норма фактически устанавливает презумпцию принадлежности вновь обнаруживаемых движимых памятников истории и культуры государству <8>. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере 50% стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. Эти правила не применяются к лицам, в круг трудовых обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

<8> Мазеин Д.В. Некоторые проблемы правового регулирования гражданского оборота движимых культурных ценностей // Журнал российского права. 2004. N 9.

По мнению Д.В. Мазеина, нерешенным вопросом остается вопрос о том, в чью собственность должны поступать обнаруженные памятники истории и культуры, то есть какой субъект гражданского права понимается в данной норме под термином "государство" - Российская Федерация или субъект Российской Федерации <9>. С этим можно согласиться, так как в настоящее время происходит процесс раздела имущества между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, и определение порядка распределения культурных ценностей между ними является необходимым для осуществления эффективной охраны и защиты культурных ценностей.

<9> Там же.

Однако нельзя согласиться с мнением Д.В. Мазеина об отсутствии механизма оценки стоимости обнаруженных памятников истории и культуры. Автор указывает на применение аналогии закона со ссылкой на п. 2 ст. 240 ГК РФ, устанавливающий порядок определения стоимости выкупаемых бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Но в российском законодательстве существует оценочный механизм, и он определен в Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 1998 г., в соответствии с которым "в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта, либо в договоре об оценке объекта не определен конкретный вид стоимости объекта, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта" <10>.

<10> Использована электронная версия документа, размещенная в СПС "КонсультантПлюс".

Интересным является вопрос о приобретении права собственности на культурные ценности в порядке приобретательной давности. Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" в ч. 3 ст. 43 устанавливает правила приобретения движимых культурных ценностей по давности владения: "Физическое или юридическое лицо, не являющееся собственником культурной ценности, но добросовестно и открыто владеющее ею как собственной не менее 20 лет, приобретает право собственности на эту культурную ценность". Однако пункт 1 ст. 234 Гражданского кодекса устанавливает меньший срок: для движимых вещей - 5 лет, для недвижимости - 15 лет. Увеличение срока владения для культурных ценностей объясняется их спецификой с точки зрения большой материальной стоимости этих вещей.

Производными называются способы, при которых право собственности возникает в прямой зависимости от воли предшественника. По такому основанию право собственности возникает главным образом по различным видам сделок и договорам по передаче вещи от одного лица к другому.

Гражданский кодекс не содержит специальных правил о форме сделки в отношении культурных ценностей, однако в соответствии со ст. 45 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" сделки в отношении культурных ценностей должны заключаться в письменной форме, а сделки, заключенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными. В отношении культурных ценностей, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" <11> предусмотрена государственная регистрация сделок в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации (ч. 4 ст. 10).

<11> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591; 2003. N 2. Ст. 167.

Прекращение права собственности - это отпадение всех правомочий собственника по основаниям, связанным с волей собственника и не связанным с ней. Перечень оснований принудительного прекращения права собственности (п. 2 ст. 235 ГК) сформулирован исчерпывающим образом, не допускающим его расширения даже иным федеральным законом.

Специфическим основанием прекращения права собственности на культурные ценности является выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, которому посвящена ст. 240 ГК. В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. При выкупе этих ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная сумма за вычетом расходов на проведение торгов. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимые культурные ценности является своего рода санкцией, носит принудительный характер и не зависит от волеизъявления собственника этих ценностей <12>.

<12> См.: Эрделевский А.М. Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // Библиотечка РГ. М., 2001. С. 319; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Рук. авт. кол. и отв. ред., д.ю.н., проф. О.Н. Садиков. М.: Юридическая фирма "Контракт", издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 467 - 468.

Таким образом, существует значительная специфика приобретения и прекращения права собственности на культурные ценности, связанная прежде всего с наличием четко выраженного публичного интереса в их сохранении и со значительным количеством императивных норм, направленных на обеспечение этого интереса. Нуждаются в доработке нормы Гражданского кодекса, регулирующие отношения, связанные с приобретением права собственности на клад, приобретением культурных ценностей по давности владения, осуществлением принудительного отчуждения бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Это будет способствовать становлению и развитию в Российской Федерации легального и цивилизованного рынка культурных ценностей.