Мудрый Юрист

Организация трудовой терапии с осужденными инвалидами

Ковалев В.В., начальник отдела исследования экономических проблем деятельности УИС НИИ ФСИН России.

Радченко Я.И., старший научный сотрудник отдела исследования экономических проблем деятельности УИС НИИ ФСИН России.

Исправление осужденных и возвращение их в общество полноценными гражданами является одной из основных задач уголовно-исполнительной системы. Осужденные инвалиды в этих условиях приобретают особый статус, так как требуют к себе пристального внимания со стороны государства и администрации исправительного учреждения.

В 2006 г., согласно опросу, проведенному ФГУ НИИ ФСИН России, в исправительных учреждениях УИС отбывали наказания в виде лишения свободы 20657 осужденных инвалидов, что составляет 3,2% от общей численности осужденных. С данной категорией осужденных необходимо проводить мероприятия, способствующие процессу реабилитации и социальной адаптации.

Применение в качестве терапевтического воздействия дозированного труда благоприятно влияет на функциональные возможности организма, способствует нормализации обменных процессов организма, улучшает духовное состояние осужденного инвалида и помогает процессу реабилитации и социальной адаптации.

Проведение трудовой терапии дает возможность решать и такую важную задачу, как обучение данной категории осужденных новым профессиям, привитие трудовых навыков, что в ряде случаев имеет важнейшее значение для закрепления результатов проводимой с ними социальной работы.

Количество осужденных инвалидов, трудоспособных по медицинским показаниям, содержащихся в учреждениях УИС, составляет 10774 человека, или половина от общего числа осужденных инвалидов. А общая численность трудоустроенных осужденных инвалидов, содержащихся в учреждениях УИС, составляет 2077 человек, или 10% от общей численности осужденных инвалидов. По данным общественной организации, в среднем по России также трудоустраиваются всего до 10% инвалидов.

В целях осуществления трудовой терапии осужденных инвалидов необходимо трудоустраивать по профессиям, подобранным с учетом состояния здоровья и остаточной трудоспособности, перечень которых определяется совместно руководством учреждения и центрами гигиены и эпидемиологии территориальных органов ФСИН России.

Кроме видов труда следует также учитывать специфику имеющейся производственной базы, потребности рынка в производимой продукции, а также возможности привлечения инвестиций с учетом экономической целесообразности и эффективной трудовой занятости осужденных инвалидов.

По данным опроса, самой распространенной специальностью среди осужденных инвалидов является швея, по ней проходят трудовую терапию осужденные инвалиды в 34 территориальных органах УИС, что составляет 44,2% от всех территориальных органов. Следующими по востребованности в учреждениях УИС являются специальности подсобного рабочего и уборщика (дворника), по каждой из этих специальностей трудоустроили 27 территориальных органов УИС (35%). На третьем месте стоят специальности слесаря и дневального, по которым проходят трудовую терапию осужденные инвалиды в 24 территориальных органах УИС (31%).

К сожалению, существует ряд проблем, препятствующих проведению трудовой терапии с трудоспособными осужденными инвалидами. Самой распространенной среди них является отсутствие рабочих мест из-за резкого снижения объемов производства. Причин тому более чем достаточно - это высокие налоги, отсутствие заказов, жесткая конкуренция; большая задолженность в бюджеты всех уровней, специфика производственного персонала, высокий процент износа основных производственных фондов, который отражается на качестве выпускаемой продукции и т.д. Для решения этой проблемы нужны немалые усилия как на федеральном, так и на региональном уровне, а также изыскание дополнительных денежных средств. Однако имеются и положительные моменты в этой области: стартовала реформа промышленного комплекса УИС; списание задолженности промышленных предприятий УИС по налогам и сборам; законодательно закреплено преимущество предприятий УИС при участии в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 14 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

Другой важной проблемой является отсутствие у трудоспособных осужденных инвалидов трудовых навыков и профессиональной квалификации, а у некоторых вообще какого-либо образования. Это обстоятельство препятствует трудоустройству осужденных инвалидов по многим специальностям. Отсутствуют специализированные курсы в системе профессиональной подготовки для слепых, глухих и немых осужденных инвалидов, а также отсутствие в территориальных органах УИС центров по реабилитации инвалидов и квалифицированных специалистов. Решением данной проблемы может стать привлечение общественных организаций (Всероссийское общество слепых и др.) и квалифицированных специалистов (учитель для глухих инвалидов и т.д.) для организации процесса обучения и проведения трудовой терапии осужденных инвалидов. Другим решением может быть разработка ведомственной целевой программы с выделением денежных средств на ее реализацию, основными задачами которой будут медицинская, социальная и трудовая реабилитация осужденных инвалидов.

Следующей немаловажной проблемой является банальное нежелание трудоспособных осужденных инвалидов работать и получать зарплату, ввиду того, что они получают льготные денежные выплаты, которых хватает на покупку предметов первой необходимости. На данную проблему ссылались многие руководители территориальных органов УИС при указании причин невозможности проведения трудовой терапии с осужденными инвалидами. Эта проблема является повсеместной, и она характерна как для осужденных инвалидов, так и для здоровых осужденных.

Даже при наличии производственной базы и желания осужденных инвалидов проходить трудовую реабилитацию часто встают и другие проблемы. Среди них выделяются следующие проблемы: наличие производственных объектов, не приспособленных для трудоустройства осужденных инвалидов, а также отсутствие специально оборудованных рабочих мест для них; невозможность организовать специализированные производственные участки по причине отсутствия необходимого количества осужденных инвалидов; низкая производительность труда у осужденных инвалидов ставит их в неравное положение со здоровыми осужденными. Решением этих проблем может стать перераспределение осужденных инвалидов в другие учреждения, имеющие рабочие места с приспособленными для них условиями труда, а также концентрирование их в одном учреждении для создания специализированных участков на производственных объектах. Другим решением может стать привлечение общественных организаций (Всероссийское общество слепых и др.) и специализированных предприятий для помощи в оборудовании рабочих мест осужденных инвалидов. Для решения проблемы неравного положения при приеме на работу осужденного инвалида по сравнению со здоровыми осужденными может стать квотирование рабочих мест в учреждениях УИС. Приоритет при приеме на работу следует предоставлять осужденным инвалидам, имеющим непогашенные иски.

В целях улучшения работы с осужденными инвалидами перед освобождением необходимо проводить с ними социальную и разъяснительную работу по вопросам дальнейшего трудоустройства и имеющимся вакансиям в центрах занятости, разработать и выдавать освобождающимся осужденным инвалидам брошюрки (буклеты) с адресами центров занятости, предложениями по трудоустройству, разъяснениями по их правам, льготам и выплатам. После освобождения осужденных инвалидов при их желании направлять в дома инвалидов или дома-интернаты для продолжения социальной адаптации и медицинской реабилитации. Взаимодействовать с реабилитационными центрами по вопросу получения жилья или решения вопроса о месте их проживания.

Таким образом, для улучшения процесса реабилитации и социальной адаптации осужденных инвалидов применяется в качестве терапевтического воздействия дозированный труд. Однако при организации процесса трудовой терапии возникают определенные трудности, начиная от нежелания трудиться и заканчивая отсутствием приемлемого вида труда или оборудованного рабочего места. Все эти проблемы можно решить, но для этого необходимо желание и совместные усилия учреждений УИС, территориальных органов ФСИН России и сторонних организаций.