Мудрый Юрист

Иностранное участие в предпринимательской деятельности: правовое регулирование требований и ограничений

Ручкина Г.Ф., профессор кафедры предпринимательского (хозяйственного) права МГЮА, доктор юридических наук.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. В этой статье закреплен традиционный для нашего законодательства принцип национального режима. Реализация данной статьи Конституции РФ нашла свое закрепление в ст. 2 ГК РФ, предусматривающей, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

В то же время в рамках прямого регулирования предпринимательской деятельности могут быть установлены федеральными законами изъятия ограничительного характера только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" - далее Закон об иностранных инвестициях).

Некоторые государства опасаются активного привлечения иностранных инвестиций в те отрасли экономики, которые имеют важное значение для национальной безопасности или составляют ее основу. В отдельных случаях правительства государств проводят протекционистскую политику, направленную на защиту от иностранной конкуренции. В связи с этим в ряде стран устанавливаются ограничения или особые условия допуска прямых иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики. В качестве примера следует назвать Договор между Российской Федерацией и США о поощрении и защите капиталовложений. В нем определены изъятия в отношении российских инвестиций из национального режима и режима наиболее благоприятствуемой нации.

К числу отраслей или сфер деятельности, которых касаются изъятия из национального режима, относятся следующие: воздушный транспорт; океанское и прибрежное судоходство; банковская деятельность; страхование; государственные дотации; государственные программы страхования и займов; производство электроэнергии и других видов энергии; брокерство в таможенной службе; собственность на недвижимое имущество; собственность и управление радиовещанием или общественными радио- и телестанциями; владение акциями в Корпорации спутниковой связи; оказание услуг в сфере общественной телефонной и телеграфной связи; эксплуатация подводных кабельных линий связи; пользование землей и природными ресурсами. Отраслями и сферами, которых касаются изъятия из режима наиболее благоприятствуемой нации, являются: горные разработки на государственных территориях; морские и связанные с ними услуги; право первичной покупки и продажи ценных бумаг, выпускаемых Правительством США; собственность на недвижимое имущество <1>.

<1> См.: Белов А.П. Международное предпринимательское право: Практическое пособие. М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2001. С. 204 - 205.

В отечественной правовой науке неоднократно высказывается мнение о необходимости принятия единого акта, содержащего четко определенные изъятия ограничительного характера: условия допуска иностранного инвестора для участия в уставном капитале организаций, виды отраслей, где не могут создаваться коммерческие организации с иностранными инвестициями <2>.

<2> См.: Талапина Э.В. Аккредитация представительств иностранных юридических лиц в России // Право и экономика. 2001. N 7.

В настоящее время в России отсутствует единый правовой акт, содержащий изъятия ограничительного характера для коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Отсутствие нормативного акта, комплексно регулирующего эти вопросы, бесспорно, является серьезным недостатком российского законодательства об иностранных инвестициях, так как затрудняет иностранным инвесторам возможность получить четкое представление о действующем в России правовом регулировании этой сферы.

Попытки законодательно определить объем правоспособности коммерческих организаций с иностранными инвестициями предпринимаются с 1996 г. В Государственной Думе рассматривались законопроекты "О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов" <3>, "Об утверждении Перечня акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, и об особенностях распоряжения их акциями" <4>. В этих законопроектах существующие отрасли хозяйства подразделялись на те, где вводится полный запрет на осуществление иностранных инвестиций, и те, где такое инвестирование ограничивалось. При этом методами ограничения были избраны: получение предварительного разрешения на инвестирование, а также квотирование участия.

<3> Внесен в ГД 2 октября 1996 г., отклонен и снят с дальнейшего рассмотрения 22 декабря 2000 г. // www.duma.gov.ru.
<4> Внесен в ГД группой депутатов 7 декабря 1998 г., отклонен и снят с дальнейшего рассмотрения 9 июня 1999 г. // www.duma.gov.ru.

Идея указанных законопроектов реализуется в новом проекте Закона 2007 г. "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации". Вопрос о доступе иностранных инвесторов в стратегические отрасли решается в нем на основании двух критериев. Одним из них является перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности РФ. Этот перечень включает 39 видов деятельности. Причем для признания коммерческой организации организацией, имеющей стратегическое значение, достаточно, чтобы такое лицо осуществляло хотя бы один из видов деятельности. В список входят виды деятельности, в основном связанные с производством вооружения, военной техники и ядерных материалов. Вторым критерием, на основании которого предлагается ограничить доступ иностранных инвесторов, является получение ими в результате сделки прямо или косвенно права распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал коммерческой организации, имеющей стратегическое значение, или приобретение иной возможности блокировать решения органов управления. Законопроект основан на концепции разрешительного регулирования данного вопроса. Предполагается, что разрешения по допуску иностранцев в стратегические отрасли экономики будут выдаваться специальным уполномоченным органом.

Изъятия ограничительного характера, как правило, устанавливаются на стадии создания коммерческой организации с иностранными инвестициями. В процессе осуществления хозяйственной деятельности статус коммерческой организации с иностранными инвестициями максимально приближен к статусу иных коммерческих организаций.

Одним из ограничений является введение квоты на участие иностранного капитала. Значение квоты заключается в установлении максимального участия иностранного капитала в данной отрасли экономики. Такое ограничение вызвано обеспечением экономической стабильности и безопасности государства. Существует ряд отраслей, где подобное ограничение является традиционным. Квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах организаций с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу организаций данной отрасли, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Так, действующее страховое законодательство содержит наиболее жесткие ограничения для иностранных инвесторов по сравнению с законодательством, регулирующим другие сферы экономической деятельности. В соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <5> (с изм. от 29 ноября 2007 г.) (далее - Закон об организации страхового дела) иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, инвестиции на территории Российской Федерации в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой.

<5> Российская газета. 1993. 12 янв.

В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%. Квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций.

Максимальная квота участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций была увеличена с 15 до 25% <6>. В то же время доля участия иностранного инвестора оставалась на уровне 5% в течение длительного времени при разрешенной квоте в 25%. В настоящее время в связи с совершенствованием российского страхового законодательства, в том числе увеличением минимального размера уставного капитала страховых организаций, расширением субъектного состава, российский страховой рынок становится более привлекательным для иностранных инвесторов. В 2007 г., например, доля иностранных страховщиков в совокупном капитале российских организаций увеличилась в два раза и достигла 9%, или 15,4 миллиарда рублей в денежном выражении <7>. Сегодня иностранное участие присутствует в капитале всех страховщиков, которые входят в десятку крупнейших организаций России <8>.

<6> Абзац 2 п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // Российская газета. 1993. 12 янв.
<7> 49,9% пришедших на страховой рынок иностранных капиталов - из Кипра; 19,7 - из Германии; 9,9 - из Великобритании; 6,8 - из Австрии; 5,3 - из Украины; 2,4 - из Нидерландов; 2,3 - из Франции; 1,5% - из США.
<8> Российская газета. 2008. 13 фев.

В банковской сфере установленная квота в 12% была отменена в 2002 г. <9>. В Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (с изм. от 4 дек. 2007 г.) "О банках и банковской деятельности" <10> (далее - Закон о банках) право на введение квоты сохраняется. Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается Федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России (абз. 1 ст. 18 Закона). Указанная квота рассчитывается как соотношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. В настоящее время в ходе переговоров о вступлении России в ВТО российское Правительство получило право при необходимости вводить квоту. Такая квота может быть установлена на уровне 50% иностранного участия в совокупном уставном капитале российских банков. При этом в иностранной доле не будут учитываться иностранные инвестиции, вложенные в российскую банковскую систему до 1 января 2007 г. <11>. Причем применить установленную квоту на практике так и не пришлось в связи с тем, что в период ее действия доля иностранного капитала в банковской сфере была менее 12%. Отмена формального ограничения стала показательным шагом к открытию рынка банковских услуг для иностранного капитала <12>.

<9> Указание Центрального банка РФ от 4 ноября 2002 г. N 1204-у "О признании утратившим силу пункта 3 Положения Банка России..." // Вестник Банка России. 2002. N 62.
<10> ВСНД РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.
<11> Информационный лист "Об основных результатах переговоров по доступу на рынки товаров и услуг в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации", Министерство экономического развития и торговли, 2007 г. // www.economy.gov.ru.
<12> По официальной информации Центрального банка РФ, из 921 действующей кредитной организации в России: со 100-процентным иностранным участием - 58; с более чем 50 процентов иностранной доли - 22; общее число российских кредитных организаций с тем или иным иностранным участием - 187.

В целом можно говорить о квотировании как неэффективном и утратившем былое значение способе государственного регулирования.

К ограничениям при создании коммерческой организации с иностранными инвестициями можно отнести обязанность получить предварительное разрешение компетентного органа на создание коммерческой организации с иностранной инвестицией путем увеличения уставного капитала за счет средств иностранного инвестора/приобретения долей иностранным инвестором. Таким государственным органом выступает Правительство Российской Федерации <13> совместно с отраслевым контролирующим органом.

<13> Статья 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. от 2 марта 2007 г.) // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Кроме того, контроль над экономической концентрацией осуществляет Федеральная антимонопольная служба <14>.

<14> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

Условиями, при которых контролирующим органом выдается разрешение, являются соблюдение установленной квоты (например, страховые организации), а также возможность принадлежности доли (вклада) иностранному инвестору, позволяющей осуществлять контроль над организацией.

Предварительное разрешение контролирующего органа необходимо:

  1. Для страховых организаций (страховщиков).

Контролирующим органом является Федеральная служба страхового надзора <15>, в полномочия которой входит контроль за соблюдением субъектами страхового законодательства. При этом ограничение в страховой сфере распространяется на приобретение долей самим иностранным инвестором, его дочерней организацией в РФ (абз. 5 п. 3 ст. 6 Закона об организации страхового дела). Порядок получения такого разрешения регламентировался ранее гл. 3 Положения о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 16 мая 2000 г. N 50н (Положение утратило силу в 2006 г., и порядок получения разрешения до сих пор не урегулирован). Причем в предварительном разрешении не может быть отказано страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), или имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, или становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный размер (квота) не будет превышен при их совершении.

<15> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330 "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора" // Российская газета. 2004. 13 июля.
  1. Для кредитных организаций.

Приказом ЦБ РФ от 23 апреля 1997 г. N 02-195 (с изм. от 26 янв. 2007 г.) введено в действие Положение "Об особенностях регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидента" <16>. В соответствии с Положением Банк России выдает предварительное разрешение на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения учитываются: уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России; финансовое положение и деловая репутация учредителей-нерезидентов; очередность подачи заявления.

<16> Вестник Банка России. 1997. N 25.

Банк России может принимать во внимание размер иностранных инвестиций в банковской системе России из государств места нахождения учредителей, а также характер двусторонних отношений между Россией и государством места нахождения каждого из учредителей.

Для получения разрешения учредители представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности заявление <17> (ходатайство) о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями.

<17> Заявление должно содержать указание на нерезидентов - предполагаемых учредителей кредитной организации (полное официальное наименование для юридических лиц; фамилия, имя, отчество для физических лиц), их место нахождения, правовой статус (гражданство (подданство)) для физических лиц, точный размер предполагаемого участия каждого нерезидента в уставном капитале кредитной организации (в числовом и процентном выражении). При приобретении нерезидентом более 10% уставного капитала создаваемой кредитной организации - резидента заявление должно содержать информацию об учредителях такого юридического лица - нерезидента с указанием их места нахождения и кратким описанием направления их деятельности.

К заявлению прилагаются необходимые документы, содержащие сведения об учредителях-нерезидентах: учредительные документы; решение уполномоченного органа юридического лица о его участии в уставном капитале кредитной организации на территории РФ; балансы за три предыдущих года деятельности, подтвержденные аудиторским заключением, и т.п. Для принятия окончательного решения Банк России может запросить дополнительную информацию.

Разрешением на участие нерезидентов в уставном капитале кредитной организации с иностранными инвестициями является информационное письмо Банка России.

Помимо обозначенных моментов, порядок создания кредитной организации с иностранными инвестициями аналогичен обычному порядку создания кредитной организации.

Следует отметить тенденцию отмены разрешительного порядка создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями, например, в энергетическом секторе экономики. Приобретение акций РАО "Газпром" иностранными участниками-резидентами и нерезидентами осуществлялось по разрешениям Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (в дальнейшем - Федеральная служба по финансовым рынкам), выдаваемым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации <18>. Данное Положение существовало с 1997 по 2005 г. <19>. Проводимая либерализация рынка акций РАО "Газпром" способствовала отмене имевших место ограничений.

<18> Пункт 5 Указа Президента РФ от 28 мая 1997 г. N 529 "О порядке обращения акций Российского акционерного общества "Газпром" на период закрепления в федеральной собственности акций Российского акционерного общества "Газпром" // Российская газета. 1997. 31 мая.
<19> Пункт 5 отменен Указом Президента РФ от 23 декабря 2005 г. N 1519 // Российская газета. 2005. 27 дек.

Кроме этого, согласно п. 10.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 24 декабря 1993 г. N 2284, решение о допуске иностранного инвестора к участию в приватизации предприятий, оборонный заказ которых составляет более 30% общего объема работ, принимается Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о допустимости приватизации указанных предприятий. Данное положение утратило силу в 2003 г. Новых ограничений не вводилось, и ст. 14 Закона об иностранных инвестициях декларирует право коммерческой организации на участие в приватизации.

Требования, связанные с государственной регистрацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями

Согласно ч. 2 ст. 20 Закона об иностранных инвестициях юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 5 февраля 2007 г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <20> (далее - Закон о регистрации).

<20> Российская газета. 2001. 10 авг.

Юридические лица с иностранным участием, так же как и другие российские коммерческие организации, создаются в явочно-нормативном порядке. Отказ в регистрации возможен по общим основаниям, предусмотренным Законом о регистрации. Необоснованный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

В настоящее время Закон о регистрации предусматривает только один дополнительный документ, который необходимо представить в регистрирующий орган юридическому лицу - учредителю, - это выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса (п. "г" ст. 12 Закона о регистрации).

До 2002 г. Закон об иностранных инвестициях предусматривал ряд дополнительных документов (например, документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком). В государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями могло быть отказано в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства <21>.

<21> Указанные положения исключены Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие..." // Российская газета. 2002. 26 марта.

Применительно к отдельным сферам хозяйствования законодательство по-прежнему предусматривает необходимость представить в регистрирующие органы дополнительные документы к требуемым в общем порядке. Речь прежде всего идет об организациях, создаваемых в разрешительном порядке.

В большинстве иностранных государств также действует нормативно-явочный порядок создания обществ. Что касается размера вклада, то необходимо иметь в виду, что законодательство некоторых стран ограничивает размеры вклада иностранного инвестора в создаваемые фирмы, оставляя контрольный пакет акций (паев) своим национальным фирмам. Например, согласно испанскому законодательству разрешение на иностранное участие в капитале общества в размере, превышающем 50% уставного капитала, выдается Советом министров страны. Законодательством предусматривается также осуществление государственного контроля за деятельностью общества, особенно если иностранному инвестору принадлежит контрольный пакет акций в результате получения разрешения <22>.

<22> См.: Белов А.П. Международное предпринимательское право: Практическое пособие. М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2001. С. 207.

Требования к формированию уставного капитала создаваемой коммерческой организации с иностранными инвестициями

В отношении организаций с иностранным участием дополнительным требованием являлся повышенный размер уставного капитала. Уставный капитал является гарантией обеспечения финансовой устойчивости организации и прав кредиторов. В настоящее время требование о повышенном размере уставного капитала коммерческих организаций с иностранными инвестициями отменено либо не применяется. Так, Закон о банках предусматривал право Центрального банка Российской Федерации устанавливать дополнительные требования относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями. Минимальный размер уставного капитала для кредитных организаций с иностранными инвестициями составлял 10 млн. евро <23>. Эта норма перестала действовать с 1 января 2007 г. <24>.

<23> Пункт 12 Приказа ЦБ РФ от 23 апреля 1997 г. N 02-195 "О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями..." // Вестник Банка России. 1997. N 25.
<24> Федеральный закон от 3 мая 2006 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"..." // Российская газета. 2006. 6 мая.

Кредитная организация без иностранного участия должна обладать капиталом в 5 млн. евро. С 20 марта 2002 г. Центральный банк Российской Федерации ежегодно устанавливает для всех вновь создаваемых кредитных организаций одинаковый размер уставного капитала, независимо от наличия или отсутствия в них иностранного участия.

До 2003 г. действовало требование об увеличенном размере уставного капитала страховых компаний с участием иностранных инвестиций. В настоящий момент требования для всех организаций равны, и размер уставного капитала различается в зависимости от объектов страхования (ст. 25 Закона об организации страхового дела). Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте РФ (абз. 6 п. 3 ст. 6 Закона об организации страхового дела).

Требования к учредителям (участникам) - иностранным инвесторам

Применительно к страховой деятельности п. 4 ст. 6 Закона об организации страхового дела предусматривает, что страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.

Кроме того, ч. 1 ст. 19.1 Закона РФ "О средствах массовой информации" <25> включает дополнительный перечень лиц, которые не вправе выступать учредителями теле- и видеопрограмм на территории РФ и ее субъектов: иностранный гражданин либо лицо без гражданства и гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо; российское юридическое лицо, уставный (складочный) капитал которого содержит долю (вклад) иностранного участия в размере 50% или более.

<25> Российская газета. 1992. 8 фев.

Обозначенным субъектам запрещается учреждать юридические лица, занимающиеся телевещанием. Запрет касается случаев, когда зона уверенного приема передач телевещания, осуществляемого организациями, созданными с иностранным участием, охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения РФ.

С принятием Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <26> введены определенные ограничения при создании организации, учредителями которой являются иностранные граждане. Так, введен запрет на создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международных организаций (объединений). Создание и деятельность организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования допускаются в порядке, предусмотренном Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

<26> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 282.

Ограничения затрагивают учредителей, членов и участников некоммерческих организаций <27>. Например, ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <28> предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественного объединения, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Не могут быть учредителем, членом, участником общественного объединения иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации.

<27> Статья 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<28> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

Ограничения на участие иностранных граждан в органах управления коммерческой организации с иностранными инвестициями

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (ч. 1 ст. 53 ГК РФ). Законодательство вводит ограничения на участие иностранных граждан в органах управления коммерческой организации с целью недопущения установления над ней контроля. Так, руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела - юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации (п. 5 ст. 32.1 Закона об организации страхового дела). В прежней редакции этой статьи указанные лица обязаны были иметь гражданство Российской Федерации. Требование было отменено в 2005 г. <29>.

<29> Отменено Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "Об организации страхового дела"..." // Российская газета. 2005. 11 марта.

Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условиях, если его руководитель является гражданином Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не превышает одну треть состава руководящего органа (ч. 2 ст. 61 Воздушного кодекса РФ).

Руководители авиационных организаций, осуществляющих ремонт техники, и входящие в органы управления такой организации лица должны быть гражданами Российской Федерации; иное определяется решением Президента Российской Федерации (ст. 12 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации") <30>.

<30> Российская газета. 1998. 14 янв.

Ограничение на установление прямого контроля иностранного инвестора над коммерческой организацией с иностранными инвестициями

В этом случае ограничивается возможность иностранного инвестора оказывать решающее влияние на деятельность конкретной коммерческой организации. Если установление квоты призвано не допустить преобладания иностранного капитала в отдельной отрасли экономики и характеризуется временным периодом действия, то обозначенное ограничение направлено на предотвращение установления прямого контроля иностранным инвестором над такой организацией.

Предусмотренные ограничения существуют в следующих отраслях.

  1. Авиастроение.

Авиационная организация - юридическое лицо, основной целью деятельности которого являются разработка, производство, испытания, эксплуатация, ремонт и (или) утилизация авиационной техники (абз. 6 ст. 1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации"). В авиационной организации участие иностранного капитала допускается при условии, если доля участия иностранного капитала составляет менее чем 25% уставного капитала авиационной организации (ст. 12 Закона). Фактически данное положение затрудняет иностранному инвестору возможность контролировать расходование финансовых средств, вложенных им в организацию. Однако иностранные инвестиции в авиационный сектор необходимы. Как показывает мировой опыт, в настоящее время создание новой авиационной техники, конкурентоспособной на рынке, практически невозможно в рамках одной страны. Основная цель международных проектов в области авиации для России - привлечение западных технологий и инвестиций для выхода на мировой рынок с конкурентоспособной сертифицированной продукцией. Это повлияло на внесение изменений в законодательство, позволяющих Президенту РФ увеличивать долю участия иностранного инвестора более 25%.

  1. Авиаперевозки.

Для авиационных предприятий (авиакомпаний) доля участия иностранного капитала не может превышать 49% уставного капитала (ч. 2 ст. 61 Воздушного кодекса РФ <31>). Под авиационным предприятием понимается юридическое лицо, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ (ч. 1 ст. 61 Воздушного кодекса РФ).

<31> Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // Российская газета. 1997. 26 марта.
  1. Средства массовой информации.

Иностранный инвестор может владеть не более 50% долей общероссийских телевизионных каналов. Закон РФ "О средствах массовой информации" <32> ограничивает право учредителей теле- и видеопрограмм, а также телевещательных организаций (юридических лиц) отчуждать акции (доли) в их уставном (складочном) капитале, если такое отчуждение влечет появление в уставном (складочном) капитале указанных программ и (или) организаций доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 или более процентов (ч. 3 ст. 19.1). Подобные ограничения существуют во многих странах. В Японии и на Украине по законодательству о СМИ иностранное участие в телекомпании не должно превышать 30%. Во Франции участие иностранных (не из стран Европейского союза) физических или юридических лиц в акционерном капитале телекомпаний ограничено 20%.

<32> Российская газета. 1991. 27 дек.
  1. Страховые организации.

Иностранный инвестор до 1999 г. не мог владеть в страховой организации более 49% долей <33>. Такое ограничение Закон ввел с целью защиты формирующегося страхового рынка Российской Федерации. В настоящее время ограничение сохраняется в отношении организаций, занимающихся отдельными видами страхования.

<33> Отменено Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 204-ФЗ "О внесении изменений...", отменившим п. 5 Постановления ВС РФ от 27 ноября 1992 г. N 4016-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О страховании"..." // Российская газета. 1999. 23 нояб.

В рамках соглашений с ВТО предусмотрена постепенная отмена данного ограничения. На первом этапе через пять лет после вступления России в ВТО доля иностранного участия будет увеличена до 51%. А еще через пять лет - до 100%. При этом Россия сохранила право на 49-процентное ограничение доли иностранного участия для страховых организаций, осуществляющих страхование государственных закупок.

О сближении правового регулирования свидетельствует сокращение числа ограничений, применяемых к таким организациям в различных отраслях экономики. Ограничения были отменены, например, в газовом секторе. Цель их введения - обеспечение экономической безопасности Российской Федерации с учетом определяющего значения для экономики страны Российского акционерного общества "Газпром". Действовало ограничение совокупной доли иностранных участников в уставном капитале РАО "Газпром" в размере 9% <34>. Размер иностранного участия был увеличен до 20% в 1999 г. со вступлением в силу ст. 15 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" <35>. Ограничение было отменено в 2005 г. <36>.

<34> Указ Президента РФ от 28 мая 1997 г. N 529 "О порядке обращения акций Российского акционерного общества "Газпром" на период закрепления в федеральной собственности акций Российского акционерного общества "Газпром" // Российская газета. 1997. 31 мая.
<35> Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ // Российская газета. 1999. 8 апр.
<36> Федеральный закон от 23 декабря 2005 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О газоснабжении..." // Российская газета. 2005. 27 дек.

Ограничения, налагаемые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности

Во-первых, следует обозначить ограничение на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Так, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование объектов личного страхования, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций (п. 3 ст. 6 Закона об организации страхового дела).

Во-вторых, в отдельных случаях коммерческая организация с иностранными инвестициями не может выступать учредителем иной организации. Так, российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50% и более, не вправе учреждать организации, осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации (ст. 19.1 Федерального закона "О средствах массовой информации").

Такое ограничение является дополнительным к общему запрету иностранным инвесторам быть учредителями средств массовой информации.

В-третьих, ограничение права на приобретение в собственность коммерческих организаций с иностранными инвестициями земельных участков. Юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <37>).

<37> Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ // Российская газета. 2002. 27 июля.