Мудрый Юрист

Ситуационный подход как основа полноструктурной криминалистической методики предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел

Ким Д.В., доцент, заместитель начальника Барнаульского юридического института МВД России по учебной работе, кандидат юридических наук.

В последнее время с учетом тенденций развития криминалистики, стремящейся к более системному переопределению своего предмета, первостепенное значение и особую актуальность приобретает дальнейшее развитие ситуационного подхода, на основе которого выстроилась целая теоретическая система - "криминалистическая ситуалогия". Ее основные положения пронизывают практически все разделы криминалистики <1>. Такой интерес к криминалистическим ситуациям, на наш взгляд, обусловлен тем, что они являются результатом познавательной деятельности субъектов доказывания по раскрытию, предварительному расследованию преступлений и их судебному разбирательству, причем таким результатом, который включается в содержание деятельности и детерминирует ее последующую направленность и избирательность. Это свойство, как известно из теории систем, является точным признаком самоорганизующихся систем, характерным для криминалистической науки в целом. Указанное обстоятельство позволяет рассматривать криминалистическую ситуацию как особым образом детерминированную систему, которая, в свою очередь, выполняет системообразующую функцию по отношению ко всей деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, а также их судебному рассмотрению, обеспечивая ее направленное и устойчивое развитие <2>.

<1> См.: Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия: Монография / Под ред. проф. Н.П. Яблокова. М.; Калининград, 1997; Зорин Г.А. Теоретические основы криминалистики. Мн.: Амалфея, 2000; Гавло В.К., Клочко В.Е., Ким Д.В. Судебно-следственные ситуации: психолого-криминалистические аспекты: Монография / Под ред. проф. В.К. Гавло. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006; и др.
<2> См. подробнее: Ким Д.В. Криминалистические ситуации и их разрешение в уголовном судопроизводстве: Монография / Под ред. проф. В.К. Гавло. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. С. 40 - 67.

Исследуя с этих позиций предмет криминалистики и учитывая опережающее развитие ее теоретических структур и процессов (научная криминалистика) перед практикой по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений (практическая криминалистика), можно предложить следующую систему знаний, требующую дальнейшего изучения криминалистикой. Такой системой знаний могут выступать: с одной стороны, закономерности проявления механизма подготовки, совершения и сокрытия преступлений (преступная деятельность) с учетом криминальных ситуаций и создание криминалистической характеристики преступлений (преступной деятельности); с другой стороны - закономерности механизмов раскрытия, расследования и предотвращения преступлений и их судебного разбирательства в складывающихся криминалистических ситуациях, познание которых ведет к созданию типовых криминалистических характеристик предварительного расследования и судебного разбирательства преступлений как итоговой деятельности в осуществлении задач уголовного судопроизводства <3>. Система развивающихся закономерных знаний о них позволяет разрабатывать на их основе более совершенные технические, тактические и методические рекомендации по эффективному обнаружению, фиксации, изъятию и использованию доказательств на досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства в складывающихся криминалистических ситуациях, как того требует УПК РФ. Система знаний об этих закономерностях может образовать общую криминалистическую теорию.

<3> См.: Гавло В.К. Проблемы теории и практика криминалистической методики расследования преступлений: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1988. С. 20.

Именно через информационную структуру криминалистической ситуации, состоящую из данных, относящихся к криминалистической характеристике преступлений, криминалистической характеристике предварительного расследования и криминалистической характеристике судебного рассмотрения уголовных дел, происходит пересечение этих трех подсистем и проявляется их общность в общей системе - методике расследования преступлений и их судебного рассмотрения. В связи с чем можно полагать, что эти различные информационно-познавательные подсистемы образуют информационную структуру (базу) криминалистической ситуалогии. Согласно такому подходу расследуемое событие преступления, закрепленное в криминалистической ситуации в доказательствах, является основой деятельности субъектов доказывания, т.е. тем информационно-структурным развивающимся элементом, который познают под своим углом зрения, исходя из целей и задач уголовного судопроизводства, а также в пределах своих уголовно-процессуальных полномочий орган дознания, следователь, прокурор, суд (судья).

Схематично взаимосвязь выделенных подсистем, а также сопутствующих им ситуаций (преступления, предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел) в самом обобщенном виде можно представить следующим образом (схема не приводится).

Следует заметить, что приведенная общая схема (не приводится) не является жесткой и окончательной и может быть дополнена и детализирована с учетом особенностей этапов деятельности субъектов, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства. В частности, каждую из трех ситуаций, относящихся к той или иной криминалистической характеристике, можно подразделить на более частные, складывающиеся на том или ином этапе. Например, криминалистическая ситуация, складывающаяся на первоначальном этапе предварительного расследования, может быть ограничена рамками: в одних случаях от момента возбуждения уголовного дела до появления подозреваемого; в других - до установления потерпевшего и т.п. <4>.

<4> Схожую позицию по этому вопросу занимают И.В. Посохина и О.Н. Коршунова. См.: Посохина И.В. Типичные судебно-следственные ситуации по делам о взяточничестве // Вестник криминалистики / Отв. ред. А.Г. Филиппов. М.: Спарк, 2005. Вып. 3(15). С. 78 - 85; Коршунова О.Н. Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы уголовного преследования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 17 - 18.

При этом следует учитывать, что динамическая связь этапов и ситуации протекает по линии исходных, промежуточных и конечных задач деятельности субъектов. Переход от одного этапа к другому - это переход от одной ситуации к другой, от одних задач к другим. Каждый этап имеет свое начало и свой конец. На "входе" в этап стоит одна ситуация, а значит, и ситуационно обусловленный комплекс адекватных ей специфических задач и способов их решения, а на "выходе" - другая ситуация, являющаяся развитием предшествующей ситуации, с ее задачами и способами решения <5>.

<5> См.: Воронин С.Э. Проблемно-поисковые следственные ситуации и установление истины в уголовном судопроизводстве. Барнаул: АГУ, 2000. С. 43 - 45; Корноухов В.Е. О структуре методик по расследованию преступлений // Вестник криминалистики / Отв. ред. А.Г. Филиппов. Вып. 2(10). М.: Спарк, 2004. С. 21 - 28 и др.

При анализе затронутой проблемы следует иметь в виду определенную условность положения о смене ситуаций и переходе от одной ситуации к другой. Эволюция ситуаций не является абсолютной. Каждая последующая ситуация не есть в чистом виде новая по всем показателям, параметрам ситуация, в корне отличающаяся от предыдущей. Все ситуации сохраняют в своем составе какие-то элементы, черты, стороны, переходящие в неизменном или частично измененном виде из предшествующих ситуаций, включая исходную. В то же время все ситуации, развивающие исходную, всегда содержат в себе элементы нового, того, что не было представлено вообще в предыдущей ситуации. В сущности, "механизм практического следоведения представляет собой процесс истинного развития исходной ситуации, изменения ее содержания, качественных характеристик" <6>. В связи с чем в схеме можно выделить отдельными блоками ситуации предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях (в порядке ст. ст. 141, 143, 144 УПК РФ), ситуации, возникающие в процессе ознакомления прокурора с материалами поступившего к нему с обвинительным заключением уголовного дела, и т.д. Особо следует выделить ситуации, складывающиеся в процессе судебных стадий уголовного судопроизводства <7>: подготовки к судебному заседанию (гл. 33 УПК РФ), предварительного слушания (гл. 34 УПК РФ), судебного разбирательства (гл. 36 - 39 УПК РФ), а также при производстве у мирового судьи (гл. 41 УПК РФ), в суде с участием присяжных заседателей (гл. 42 УПК РФ), в судах второй инстанции (гл. 43 - 45 УПК РФ), при пересмотре приговоров в порядке надзора (гл. 48 УПК РФ) и по вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 49 УПК РФ), при особом порядке уголовного судопроизводства (гл. 50 и 51 УПК РФ), при особенностях производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (гл. 52 УПК РФ). Наконец, схему можно дополнить более крупными блоками, например такими, как криминалистическая характеристика оперативно-розыскной и розыскной деятельности как разновидности криминалистической деятельности <8>. Изучение их в частных методиках позволит повысить эффективность криминалистических рекомендаций по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений и их судебному рассмотрению.

<6> Образцов В.А. Криминалистика: Курс лекций. М., 1996. С. 117.
<7> По вопросам криминалистического обеспечения судебного разбирательства уголовных дел в последнее время появился ряд интересных работ, см.: Кисленко С.Л., Комиссаров В.И. Судебное следствие: состояние и перспективы развития. М.: Юрлитинформ, 2003; Корчагин А.Ю. Судебное разбирательство уголовных дел: понятие, организация, тактика. М., 2006; Кириллова Н.П. Процессуальные функции профессиональных участников состязательного судебного разбирательства уголовных дел: Монография. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Изд-во юрид. фак-та СПбГУ, 2007; и др.
<8> См.: Самыгин Л.Д. Расследование преступлений как система деятельности. М., 1989. С. 70; Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. М., 1995. С. 26 - 27; Кириченко С.А., Мешков В.М. Использование криминалистически значимой информации, полученной оперативно-розыскными методами, при расследовании проявлений организованной преступности: Науч.-практ. пособие. Калининград: КЮИ МВД России, 2002; и др.

Поскольку криминалистическая методика учитывает рекомендации криминалистической техники и тактики с присущими им ситуациями и приспосабливает их для разработки методов расследования отдельных видов и групп преступлений, то целесообразно вести речь о разработке полноструктурной криминалистической методики, которая выступает как специфическая информационно-познавательная система в деятельности по решению задач уголовного судопроизводства, рассчитанная на определенные ситуации досудебного и судебного производств. Указанные направления, на наш взгляд, являются перспективными и требуют своего дальнейшего исследования.