Мудрый Юрист

О понятии и гражданско-правовой природе подтверждения соответствия продукции, услуг и иных объектов

Панова А.С., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института экономики, управления и права (г. Казань).

Термин "подтверждение соответствия" является сравнительно новым для юридической науки. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) в ст. 2 содержит понятие подтверждения соответствия. Это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров <1>.

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 52. Ч. 1. Ст. 5140; Собрание законодательства РФ. 2005. N 19. Ст. 1752; Собрание законодательства РФ. 2007. N 19. Ст. 2293.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией (ст. 19 Закона о техническом регулировании).

Исходя из определения подтверждения соответствия, содержащегося в Законе о техническом регулировании, объектами подтверждения соответствия являются продукция, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг.

Закон о техническом регулировании в ст. 2 определяет продукцию как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Таким образом, признаками, характеризующими понятие продукции, являются: наличие материально-вещественной формы; необходимость использования в хозяйственных целях либо в целях, не связанных с осуществлением такой деятельности. В последнем случае имеется в виду использование продукции в потребительских целях.

С точки зрения обязательности требований, устанавливаемых в отношении объектов подтверждения соответствия, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации не следует отождествлять с работами и услугами, в отношении которых могут устанавливаться только добровольные требования.

Процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации нужно относить к услугам, результат которых имеет материально-вещественную форму. Также необходимо учитывать тесную связь таких услуг с продукцией. Поэтому в отношении указанных процессов могут устанавливаться как обязательные, так и добровольные требования.

Работы и услуги, согласно абз. 2 ст. 21 Закона о техническом регулировании, могут подтверждаться на соответствие только добровольным требованиям. Здесь необходимо учитывать отсутствие материально-вещественной формы, связанной с продукцией. Именно отсутствие такой формы позволяет отнести по смыслу Закона о техническом регулировании, работы и услуги к объектам добровольного подтверждения соответствия, что, на наш взгляд, не является правильным. К примеру, медицинские, ветеринарные, туристические услуги не имеют материального результата и не связаны с продукцией. Однако при их оказании существуют определенные риски причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, окружающей природной среде.

Субъектами отношений по подтверждению соответствия являются лицо или лица, создавшие систему сертификации, центральные органы систем сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), заявители.

Нормативное определение центральных органов по сертификации содержится в п. 1.5 Правил по проведению сертификации в Российской Федерации. Это орган, возглавляющий систему сертификации или систему сертификации однородной продукции <2>.

<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 28; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. N 33.

"Центральные органы в структуре создаваемых систем сертификации, - отмечает Я.Е. Парций, - предусматриваются в тех случаях, когда более крупная система объединяет несколько систем либо когда система имеет большое количество участников сертификации и обширную номенклатуру продукции" <3>.

<3> Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг". М.: Фонд "Правовая культура". С. 16.

Органы по сертификации - образования особого рода. Их правовое положение определяется Законом о техническом регулировании, подзаконными актами Госстандарта России <4>.

<4> В настоящее время речь идет о подзаконных актах Министерства промышленности и энергетики РФ на основании п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 15 февраля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945; Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 8. Ст. 978.

Правила по проведению сертификации в Российской Федерации в п. 1.6 определяют, что органом по сертификации является организация, которая проводит сертификацию определенной продукции, услуг и иных объектов.

Закон о техническом регулировании указывает, что орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации (ст. 2).

Для того чтобы быть компетентным для работы в системе сертификации, орган по сертификации должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.5-96 <5>.

<5> Сертификат, качество товара и безопасность покупателя / Г.П. Воронин, В.Г. Версан, В.И. Седов и др. М.: ВНИИС, 1998. С. 131 - 132.

Непосредственно работы по сертификации проводят эксперты - лица, аттестованные на право проведения одного или нескольких видов работ в сфере сертификации. Квалификация экспертов по сертификации позволяет принять убедительное решение о возможности выдачи сертификата соответствия.

Отбор, идентификация образцов сертифицируемых объектов и их испытания осуществляются, как правило, испытательными лабораториями (центрами). Правовое положение испытательных лабораторий (центров) устанавливается Законом о техническом регулировании, подзаконными актами Госстандарта России <6>.

<6> В настоящее время речь идет о подзаконных актах Министерства промышленности и энергетики РФ на основании п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 15 февраля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945; Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 8. Ст. 978.

Отечественное законодательство под испытательной лабораторией (центром) понимает лабораторию (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции <7>.

<7> Пункт 1.7 Правил по проведению сертификации в Российской Федерации // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 28; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. N 33.

Для того чтобы быть компетентной для выполнения конкретных видов испытаний, испытательная лаборатория (центр) должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.3-96 <8>.

<8> Сертификат, качество товара и безопасность покупателя / Г.П. Воронин, В.Г. Версан, В.И. Седов и др. М.: ВНИИС, 1998. С. 129 - 131.

Проведение обязательного подтверждения соответствия начинается с обращения заявителя в орган по сертификации с предложением о проверке продукции и иных объектов на предмет их соответствия определенным требованиям в целях получения сертификата соответствия либо регистрации декларации о соответствии.

Заявителем, согласно Закону о техническом регулировании, является физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия (ст. 2).

Полагаем, что исходя из буквального толкования определения заявителя, данного в Законе, складывается неправильное впечатление о том, что заявители участвуют только в обязательном подтверждении соответствия. И несмотря на то что данное определение подвергалось корректировке со стороны законодателя <9>, оно нуждается в дополнении, касающемся отражения в нем возможности заявителя участвовать в добровольном подтверждении соответствия продукции, услуг и иных объектов.

<9> Абзац 1 п. 2 Федерального закона от 1 мая 2007 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 19. Ст. 2293.

При декларировании соответствия заявителями могут быть зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) (п. 1 ст. 24 Закона о техническом регулировании).

Подтверждение соответствия может иметь обязательный и добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия устанавливается в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также для обеспечения безопасности окружающей среды.

Добровольное подтверждение соответствия не может заменить обязательного подтверждения соответствия и осуществляется в целях повышения качества и конкурентоспособности продукции, услуг и иных объектов и напрямую связано с увеличением размеров прибыли предпринимателей от реализации добровольно сертифицированных объектов.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, предусмотренных техническими регламентами. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя. В рамках добровольного подтверждения соответствия продукция, услуги и иные объекты проверяются на соответствие положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в таких формах, как обязательная сертификация и декларирование соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия проводится в форме добровольной сертификации.

Закон о техническом регулировании определяет сертификацию как форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (ст. 2).

Сертификация осуществляется в рамках системы и по выбранной схеме. Порядок ее проведения детализируется правилами конкретной системы сертификации, но основные этапы данной деятельности одинаковы независимо от вида сертификации, заявителей на ее проведение, разновидности объекта. Как правило, сертификация состоит из следующих основных этапов:

подача заявки на сертификацию;

принятие решения по заявке, в т.ч. выбор схемы сертификации;

отбор, идентификация образцов продукции и их испытания;

оценка производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

выдача сертификата соответствия;

осуществление инспекционного контроля за сертифицированным объектом в соответствии со схемой сертификации.

Декларирование соответствия, как уже говорилось, является формой обязательного подтверждения соответствия продукции и иных объектов требованиям технических регламентов. Осуществляют декларирование соответствия, как правило, изготовители и продавцы с использованием определенных схем декларирования соответствия. Принятая декларация о соответствии подлежит регистрации.

Важно подчеркнуть значение гражданско-правовых средств в деятельности по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов. В качестве таких средств выступают прежде всего гражданско-правовой договор и гражданско-правовая ответственность. В частности, проведение сертификации (испытаний) продукции, независимо от ее обязательности, возможно только в рамках конкретной договорной модели. Поэтому гражданско-правовой договор служит правовым средством организации и осуществления сертификации (испытаний) продукции. Специальное законодательство в области подтверждения соответствия продукции, услуг и иных объектов не учитывает специфику договорных отношений между органами по сертификации (испытательными лабораториями (центрами)) и заявителями на сертификацию или испытания.

Договорные отношения между указанными субъектами могут возникнуть разными способами. Основным способом является составление договора в виде единого документа, подписываемого сторонами - органом по сертификации и заявителем. В рамках договора стороны определяют взаимные права и обязанности в области сертификации продукции, услуги или иного объекта.

Другой способ заключения договора - акцепт заявителем нового предложения органа по сертификации, содержащегося в его решении по заявке. Заявитель должен в письменной форме подтвердить свое согласие заключить договор на новых (измененных) условиях. В противном случае договор будет считаться незаключенным.

И наконец, указанные договорные отношения могут возникнуть после безоговорочного принятия заявки органом по сертификации. На данной стадии заключения договора заявитель (оферент) должен установить предварительные контакты с органом по сертификации в целях уточнения содержания будущего договора <10>.

<10> Белых В.С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг. Сб. науч. тр. / Отв. ред., сост. к.ю.н. О.А. Герасимов. Екатеринбург: Бизнес, менеджмент и право, 2007. С. 145 - 146.

Определяя природу заключаемых при проведении подтверждения соответствия договоров, следует исходить из того, что осуществление сертификации (испытаний) продукции, услуги или иного объекта характеризуется отсутствием какого-либо материального результата. При проведении сертификации, испытаний "продается" не сам результат, а действия, к нему приведшие. При этом эксперт по сертификации либо специалист по испытаниям не гарантирует достижения положительного результата. Таким образом, договоры, заключаемые между заявителями, органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), - договоры возмездного оказания услуг, регулируемые гл. 39 Гражданского кодекса РФ <11>.

<11> Панова А.С. Характеристика договоров, заключаемых в сфере подтверждения соответствия продукции // Методы оценки соответствия. 2007. N 1. С. 24.

Содержание таких договоров следует определять с учетом прав и обязанностей органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), заявителей, установленных нормами специального законодательства (в частности, Законом о техническом регулировании, Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. N 26, и др.). Некоторые договорные условия определяются по соглашению сторон: документация и информация, сроки оказания услуг, стоимость услуг и порядок расчетов.

Нормативную базу гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств по указанным договорам составляют правила ст. 15 Гражданского кодекса РФ "Возмещение убытков", гл. 25 Гражданского кодекса РФ "Ответственность за нарушение обязательств", предусматривающие общие правила об ответственности за нарушение обязательств по оказанию услуг, связанных с проведением сертификации и испытаний.

Кроме того, за нарушение рассматриваемых договоров подлежат применению меры ответственности, предусмотренные в гл. 39 Гражданского кодекса РФ "Возмездное оказание услуг", § 1 гл. 37 Гражданского кодекса РФ "Общие положения о подряде" <12>.

<12> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая (Федеральный закон от 26 января 1996 г. (с изменениями от 20 апреля 2007 г.)) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 17. Ст. 1929.

Как с научной, так и с практической точек зрения вопрос о том, является ли подтверждение соответствия продукции, услуг и иных объектов предпринимательской деятельностью, представляется сложным.

Статья 2 Закона о техническом регулировании устанавливает, что орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Я.Е. Парций, комментируя Закон о техническом регулировании, указывает на предпринимательский характер деятельности органов по сертификации, а также на отсутствие в Законе каких-либо ограничений на выполнение функций органов по сертификации в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности юридических лиц <13>.

<13> Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании".

Кроме того, п. 2 ст. 21 Закона о техническом регулировании устанавливает, что система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Возможность создания систем добровольной сертификации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями указывает на наличие предпринимательских отношений.

Заявитель обязан оплатить проведение сертификации продукции, услуг и иных объектов. Стоимость работ по добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов определяется по соглашению между органом по добровольной сертификации и заявителем.

Таким образом, орган по сертификации проводит сертификацию продукции, услуг и иных объектов на возмездной основе, получая за это определенную плату.

Особенностью современного состояния подтверждения соответствия является то, что на практике подтверждение соответствия складывается преимущественно как предпринимательская деятельность юридических лиц, выполняющих функции органов по обязательной и добровольной сертификации. Однако Закон о техническом регулировании не содержит прямого указания на то, что подтверждение соответствия продукции, услуг и иных объектов является предпринимательской деятельностью.

Гражданский кодекс РФ в ст. 2 устанавливает законодательное определение предпринимательской деятельности: "...предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" <14>.

<14> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. (с изменениями от 5 февраля 2007 г.)) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 7. Ст. 834.

Практика показывает, что многие юридические лица, выполняющие функции органов по сертификации, созданы в форме хозяйственных обществ. К примеру, в Республике Татарстан действуют орган по сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья общества с ограниченной ответственностью "Татагротест", орган по сертификации химической, нефтехимической продукции и продукции нефтепереработки открытого акционерного общества "Российский центр испытаний и сертификации нефтехимической продукции", орган по сертификации продукции общества с ограниченной ответственностью "НПЦ "Агрохим", орган по сертификации химической и нефтехимической продукции "Химпром" общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр испытаний и сертификации технологий, продуктов и товаров", орган по сертификации продукции и услуг закрытого акционерного общества "РСМЦ "Тест - Татарстан" и др.

Закон о техническом регулировании не запрещает некоммерческим организациям выполнять функции органов по сертификации. Однако следует учитывать требования, предъявляемые заявителями (изготовителями, исполнителями, продавцами) к способности органов по сертификации гарантировать объективность результатов подтверждения соответствия, в т.ч. требования о наличии высококвалифицированного персонала, оснащенность новейшим техническим оборудованием.

Коммерческие организации, выполняющие функции органов по сертификации, как правило, обеспечивают наличие необходимых технических ресурсов, а также возможность проведения сертификации продукции, услуг и иных объектов квалифицированными специалистами за счет прибыли, получаемой от проведения подтверждения соответствия.

Поэтому представляется, что некоммерческие организации вряд ли смогут конкурировать с коммерческими организациями, выполняющими функции органов по сертификации, и, следовательно, некоммерческие организации, скорее всего, не смогут быть широко представлены в качестве органов по сертификации.

Мировая практика свидетельствует, что эффективность деятельности органов по сертификации, рост их конкурентоспособности достигаются тогда, когда они, являясь коммерческими (частными) организациями, проводят проверку безопасности и (или) качества продукции, услуг и иных объектов без необоснованного вмешательства властных государственных органов.

Зарубежные органы по сертификации - это независимые, негосударственные организации, имеющие хорошую деловую репутацию, доказавшие свою компетентность и объективность. Так, в США наиболее авторитетной организацией по проведению сертификации на безопасность продукции является Корпорация испытательных лабораторий страховых компаний (UL). В Германии большой опыт проведения сертификации газового оборудования, поступающего на внутренний рынок страны, накоплен Союзом предприятий газового и водного хозяйства (DVGW) <15>, а в области сертификации электрического оборудования - Союзом германских электротехников (VDE) <16>.

<15> Блатова Т.Г. Практика сертификации в промышленно развитых странах / Т.Г. Блатова, И.Н. Волкова, Т.А. Кретова и др. // Сертификация продукции и услуг: Сб. ст. Москва, 1992. С. 93, 95.
<16> Сертификат, качество товара и безопасность покупателя / Г.П. Воронин, В.Г. Версан, В.И. Седов и др. М.: ВНИИС, 1998. С. 367.

К зарубежным органам по сертификации предъявляется ряд требований, среди которых основными являются:

авторитетность;

высокая квалификация персонала;

наличие профессионального опыта;

оснащенность новейшими техническими средствами.

Система сертификации, согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании, представляет собой совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Такое определение системы сертификации является формальным и используется в Законе в качестве особого термина специального законодательства - законодательства о подтверждении соответствия.

С точки зрения гражданского права система сертификации - особая сфера регулируемых законодательством отношений. Главным звеном системы сертификации являются предпринимательские отношения, складывающиеся между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющим функции органа по сертификации, и изготовителем (исполнителем, продавцом), обратившимся с заявкой на проведение сертификации продукции или иного объекта.

Однако на отдельных этапах подтверждения соответствия продукции, услуг и иных объектов могут участвовать и некоммерческие организации. Речь идет об испытательных лабораториях (центрах). Они организуют и осуществляют такой важный этап сертификации, как отбор, идентификация образцов сертифицируемого объекта и их испытания.

Система сертификации представляет собой тесное переплетение предпринимательских и иных связанных с ними отношений (например, организационных, управленческих).

Предпринимательские отношения выражаются в деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции органов по сертификации, а также в деятельности некоммерческих организаций, осуществляющих функции испытательных лабораторий (центров).

Подводя итог рассмотрению понятия и гражданско-правовой природы подтверждения соответствия продукции, услуг и иных объектов, следует отметить, что подтверждение соответствия продукции, услуг и иных объектов представляет собой особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими функции органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в рамках определенных систем сертификации. Гражданско-правовой договор и гражданско-правовая ответственность являются теми необходимыми средствами (инструментами), посредством которых субъекты рассматриваемых отношений непосредственно осуществляют подтверждение соответствия указанных объектов. Следовательно, можно говорить о "проникновении" гражданско-правового регулирования во все новые сферы общественных отношений.