Мудрый Юрист

Договор коммерческой субконцессии: общие положения

Панченко И.И., соискатель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Коломенского государственного педагогического института.

На современном этапе социально-экономического развития Российского государства широкое распространение получают партнерские отношения, облеченные в соответствующую договорную форму. При этом наибольший интерес представляют уже не обычные товары и услуги, а объекты интеллектуальной собственности. Одним из наиболее распространенных в странах с развитой рыночной экономикой способов использования комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, является договор коммерческой концессии. Однако данная правовая форма до настоящего времени в России не получила широкого применения в предпринимательской деятельности. Возможно, причиной сложившейся непопулярности указанной правовой конструкции являлось отсутствие упорядоченного законодательства в сфере исключительных прав. Появление четвертой части Гражданского кодекса РФ <1> позволит наиболее эффективно использовать договор коммерческой концессии в экономическом обороте интеллектуальной собственности.

<1> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" <2> внес значительные изменения в правовое регулирование договора коммерческой концессии. Эти изменения, во-первых, затронули само понятие договора коммерческой концессии в части изменения объекта договора (из объектов интеллектуальной собственности, права пользования которыми предоставляются на основании коммерческой концессии, исключено фирменное наименование <3>), а во-вторых, ст. 1027 ГК РФ дополнена п. 4, который предусматривает возможность применения к договорам коммерческой концессии специальных норм части четвертой ГК РФ о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям главы 54 ГК РФ и существу договора коммерческой концессии. Таким образом, положения о договоре коммерческой концессии приведены в соответствие с нормами части четвертой ГК РФ.

<2> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497.
<3> См.: Михайлова Ю.П. Договор коммерческой концессии и часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации // Государство и право. 2007. N 9. С. 102.

Договор коммерческой концессии является одним из инструментов, опосредующих использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. В один ряд с франчайзингом можно поставить лицензионный договор. В работах некоторых авторов указанные договорные конструкции отождествляются <4>. Однако, на наш взгляд, они различны по своей юридической природе, что находит свое подтверждение и в законодательстве. В целом исследованию различных вопросов коммерческой концессии посвящено множество научных работ <5>, в которых рассматриваются различные аспекты правового регулирования исследуемого явления.

<4> См.: Интеллектуальная собственность. Перевод с английского / П.Б. Мэггс, А.П. Сергеев; Пер. Л.А. Нежинской. М.: Юрист, 2000. С. 359.
<5> См., например: Орлова О.А. Договор коммерческой концессии по российскому и зарубежному законодательству: Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2003; Бородина Ж.Н. Правовое регулирование коммерческой концессии (франчайзинга): Дис. канд. юрид. наук. Казань, 2005 и др.

Реализация договоров коммерческой концессии предполагает возможность возникновения новой модели гражданско-правового договора - коммерческой субконцессии. В свете распространения договора коммерческой концессии появление соответствующего субдоговора становится неизбежным. С помощью субконцессии первоначальный правообладатель расширяет границы своего воздействия на соответствующий рынок, при этом не несет никаких дополнительных затрат, а получает от этого прибыль. Необходимо отметить, что правовая судьба договора коммерческой субконцессии непосредственно связана с судьбой первичного договора, на основе которого он заключен <6>.

<6> См.: Сланова А.В. Договор коммерческой концессии в гражданском праве Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 123.

Статья 1029 ГК РФ <7> указывает, что договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии. По условиям конкретного договора предоставление субконцессии может быть как правом, так и обязанностью пользователя. Условия договора коммерческой субконцессии должны быть согласованы с правообладателем или определены непосредственно в договоре коммерческой концессии.

<7> Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

Важным для правоприменителя является положение ГК РФ о применении к договору коммерческой субконцессии правил о коммерческой концессии - первичном договоре, что позволяет говорить об определенной зависимости рассматриваемого субдоговора. Следует особо подчеркнуть, что в связи с возможностью субсидиарного применения норм о лицензионном договоре к договору коммерческой субконцессии возникает справедливый вопрос: а возможно ли нормы о сублицензионном договоре применять к договору коммерческой субконцессии, если иное не вытекает из особенностей субконцессии? На наш взгляд, ответ на этот вопрос дает п. 5 ст. 1029 ГК РФ, который распространяет на договор коммерческой субконцессии правила о договоре коммерческой концессии, а соответственно к последнему могут применяться правила разд. VII ГК. Данное логическое утверждение позволяет определенным образом соотнести положения о договоре коммерческой субконцессии и сублицензионном договоре.

Договор коммерческой субконцессии можно назвать самостоятельным гражданско-правовым договором. Что касается определения договора коммерческой субконцессии, то законодательное его закрепление отсутствует и может вызвать определенные трудности при определении юридической природы рассматриваемой правовой конструкции. С другой стороны, учитывая особенности субконцессии, можно на доктринальном уровне сформулировать следующее определение: по договору коммерческой субконцессии одна сторона (вторичный правообладатель), заключившая договор коммерческой концессии с правообладателем, обязуется предоставить другой стороне (вторичному пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока в пределах срока основного договора право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю и полученных вторичным правообладателем по основному договору коммерческой концессии, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). В соответствии с приведенной дефиницией договор коммерческой субконцессии является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим.

Стороны договора коммерческой субконцессии будут именоваться "вторичный правообладатель" и "вторичный пользователь", права и обязанности которых будут корреспондировать с правами и обязанностями правообладателя и пользователя соответственно. Если статус вторичного правообладателя (пользователя по договору коммерческой субконцессии) определен - это коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, то в отношении вторичного пользователя необходимо сказать, что он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к пользователю по договору коммерческой концессии и соответственно также обладать предпринимательским статусом.

Предмет договора коммерческой субконцессии представляет собой действия вторичного правообладателя, который заключил договор коммерческой концессии с правообладателем, по предоставлению вторичному пользователю за вознаграждение на срок или без указания срока в пределах срока основного договора права использовать в предпринимательской деятельности вторичного пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю и полученных вторичным пользователем по основному договору коммерческой концессии, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. Кроме того, может предусматриваться постоянное техническое и консультативное содействие вторичному пользователю, который, в свою очередь, использует данный комплекс исключительных прав и платит вознаграждение, предусмотренное договором, в форме и порядке, согласованных сторонами.

Вместе с тем укажем, что законодатель исключил возможность установления договором коммерческой субконцессии условий, по которым вторичный правообладатель получает право определять цену товаров или услуг, реализуемых последним (как в виде конкретной цены, так и путем установления ее верхнего или нижнего предела). Также вторичный пользователь может обладать правом каким-либо образом ограничивать круг своих потребителей-заказчиков (оказывая услуги лишь определенным их категориям либо лицам, имеющим место нахождения или жительства на данной территории). В ином случае речь могла бы идти о жестком разделе рынка (прикреплении потребителей к строго определенному изготовителю или услугодателю), условия сбыта на котором фактически диктовал бы не участвующий в нем правообладатель. Такого рода условия прямо объявлены ничтожными (п. 2 ст. 1033, ст. 168 и 169 ГК). Исключение территориальных ограничений для услугополучателей дает возможность выступать в этом качестве более широкому кругу потребителей, которым вторичный правообладатель не вправе отказать в предоставлении соответствующих товаров или услуг, ссылаясь на региональные ограничения сферы своей деятельности по договору.

Договор коммерческой субконцессии должен быть обязательно заключен в письменной форме, в противном случае он должен быть признан ничтожным (п. 1 ст. 1028). Обязанность осуществления регистрации самого договора по общему правилу также лежит на вторичном правообладателе, если, однако, иное не предусмотрено соглашением сторон (п. 2 ст. 1031 ГК РФ). Пункт 2 ст. 1028 ГК РФ содержит положение, что договор подлежит регистрации органом, зарегистрировавшим правообладателя, а если он зарегистрирован за рубежом, соответственно пользователя. Учитывая, что в договоре коммерческой субконцессии пользователь выступает по отношению к вторичному пользователю в качестве правообладателя, то и регистрировать соответствующий субдоговор необходимо в органе, зарегистрировавшем пользователя (вторичного пользователя, если пользователь зарегистрирован в иностранном государстве), в том же порядке, в каком регистрируется договор коммерческой концессии <8>. Вместе с тем договор коммерческой субконцессии (как и основной договор) на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков также под угрозой ничтожности.

<8> См.: Приказ Минфина РФ от 12 августа 2005 г. N 105н "О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 19 сентября 2005 г. N 38.

В отношении срока договора коммерческой субконцессии законодатель четко определил, что он не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается (абз. 2 п. 1 ст. 1029 ГК РФ). С другой стороны, в случае досрочного прекращения договора коммерческой концессии договор субконцессии может быть трансформирован в договор между основным правообладателем и вторичным пользователем при их обоюдной заинтересованности, что, по сути, означает преобразование уже существовавших опосредованных отношений между этими сторонами в прямые договорные отношения <9>. Необходимо указать, что вторичный пользователь не получает прав и обязанностей первичного пользователя, которые тот имел в силу договора коммерческой концессии. Вторичный пользователь сохраняет по отношению к правообладателю только те права и обязанности, которые получил по договору коммерческой субконцессии. Это общее правило действует, если правообладатель явным образом не отказался от принятия на себя прав и обязанностей по договору коммерческой субконцессии. Однако правообладатель имеет право отказаться от такого замещения.

<9> См.: Сланова А.В. Указ. соч. С. 123.

Договор коммерческой субконцессии может быть изменен сторонами в течение срока его действия по общим правилам гражданского права в соответствии с главой 29 ГК РФ. Любые изменения рассматриваемого договора подлежат обязательной государственной регистрации в том же порядке, что и его заключение (ст. 1036 ГК РФ). Только с момента регистрации изменения приобретают силу для третьих лиц, в том числе для заказчиков вторичного правообладателя.

Стороны договора коммерческой субконцессии имеют право на досрочное расторжение при условии уведомления другой стороны. Таким же правом обладает и правообладатель по основному договору, и если он пожелает воспользоваться таким правом, то обеим сторонам субдоговора придется подчиниться. Отметим, что вторичного пользователя о расторжении договора субконцессии в связи с расторжением основного договора должен уведомить именно вторичный правообладатель как непосредственный контрагент. При этом досрочное расторжение, как и прекращение договора, заключенного без указания срока, подлежит обязательной регистрации (п. 2 ст. 1037 ГК РФ), как и соответствующее прекращение пользования зарегистрированным объектом исключительного права. С этого момента договор считается прекращенным для третьих лиц, включая заказчиков вторичного пользователя.

Особо следует обратить внимание на тот факт, что в случае расторжения основного договора коммерческой концессии вторичный пользователь не теряет права, предоставленные по субконцессии, а права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии переходят к правообладателю, если последний не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по этому договору. В этом случае классическое правопреемство теряет свой вид. Вторичный пользователь не получает прав и обязанностей первичного пользователя, которые тот имел в силу договора коммерческой концессии. Вторичный пользователь сохраняет по отношению к правообладателю только те права и обязанности, которые получил по договору коммерческой субконцессии. Это общее правило действует, если правообладатель явным образом не отказался от принятия на себя прав и обязанностей по договору коммерческой субконцессии. Отметим, что данная норма является диспозитивной и может быть изменена в субдоговоре.

Ответственность сторон по договору коммерческой субконцессии существенно отличается от ответственности по другим субдоговорам. Как правило, в субдоговоре контрагенты отвечают непосредственно и только друг перед другом; сторона основного договора, не являющаяся контрагентом по субдоговору, субъектом ответственности в субдоговоре не является и не отвечает перед третьими лицами за деятельность субконтрагента <10>. В субконцессии же вторичный правообладатель несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии (п. 4 ст. 1029 ГК РФ).

<10> См.: Там же. С. 125 - 126.

Изложенное позволяет заключить, что субконцессионные отношения являются самостоятельными и оформляются отдельным гражданско-правовым договором - договором коммерческой субконцессии.