Мудрый Юрист

Утверждение и выполнение сметы распорядителем бюджетных средств

Монаенко А.А., старший научный сотрудник научно-исследовательского института финансового права Академии правовых наук Украины.

Смета бюджетного учреждения является основным плановым документом, который предоставляет полномочия относительно получения доходов и осуществления расходов, определяет объем и направление средств на выполнение бюджетным учреждением своих функций и достижение целей, определенных на бюджетный период в соответствии с бюджетными назначениями <1>.

<1> Постановление Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2002 г. N 228 "Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений".

Основанием для утверждения смет являются бюджетные ассигнования, которые получают распорядители средств местного бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной росписью.

Территориальные органы Государственного казначейства Украины осуществляют контроль за соответствием смет распорядителей бюджетных средств росписи местного бюджета.

Распорядители бюджетных учреждений несут ответственность за управление бюджетными ассигнованиями и осуществление контроля за выполнением процедур и требований, установленных нормативно-правовыми актами <2>.

<2> Порядок составления, передачи за принадлежностью протокола о бюджетном правонарушении. Приказ Министерства финансов Украины от 29 февраля 2002 г. N 129.

Смета бюджетного учреждения имеет две составляющие:

План ассигнований из общего фонда бюджета учреждения - это помесячное распределение расходов, утвержденных в смете для общего фонда, по сокращенной форме экономической классификации. План ассигнований регламентирует взятие учреждением обязательств на протяжении года. Это своего рода гарантия осуществления платежей.

План ассигнований является неотъемлемой частью сметы и утверждается вместе со сметой. Бюджетные учреждения, независимо от того, ведут они учет самостоятельно или обслуживаются централизованной бухгалтерией, для обеспечения своей деятельности составляют индивидуальные сметы и планы ассигнований по каждой выполняемой ими функции.

Главные распорядители средств подают финансовым органам сметы и планы ассигнований. Отмеченные сметы отображают сводку показателей индивидуальных смет и планов ассигнований распорядителей средств бюджета низшего уровня и средств, предусмотренных для получателя, за функциональной классификацией. Этим самым главным распорядителям бюджетных средств предоставлено больше гибкости относительно управления бюджетными ассигнованиями. В то же время это значительно увеличивает их ответственность за эффективность расходования бюджетных средств <3>.

<3> Постановление Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2002 г. N 228 "Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений".

Учреждениям могут выделяться бюджетные средства только при наличии утвержденных смет и планов ассигнований. Главный распорядитель бюджетных средств доводит до распорядителей низшего уровня объемы ассигнований и утверждает сметы. При этом учреждения имеют право осуществлять в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключения договоров, приобретения товаров, услуг, а также тратить бюджетные средства на цели и в пределах, установленных утвержденными сметами и планами ассигнований.

По объему предоставленных прав распорядители разделяются на главных распорядителей средств бюджета и распорядителей средств бюджета низшего уровня.

Средства бюджета, которые получают физические лица и юридические лица, не имеющие статуса бюджетного учреждения (получатели бюджетных средств), предоставляются им лишь через распорядителя бюджетных средств. Расходование отмеченных средств осуществляется в соответствии с планом использования бюджетных средств.

Сметы составляются всеми учреждениями на следующий бюджетный год, если эти учреждения функционировали к началу года, на который планируются расходы, или на остальной период года со времени образования учреждения. В последнем случае сметы составляются и утверждаются для каждого учреждения отдельно в общем порядке.

В доходной части смет отмечаются плановые объемы поступлений, которые предусматривается направить на покрытие расходов учреждения из общего и специального фондов соответствующих бюджетов. Формирование доходной части специального фонда сметы осуществляется на основе расчетов доходов, которые складываются по каждому источнику доходов, планируемых на следующий год. Во время формирования показателей, на основании которых определяются доходы планового периода, обязательно учитывается уровень их фактического выполнения за последний отчетный год, а также ожидаемого выполнения за период, предшествующий планируемому. Показатели должны приводиться в объеме, отмеченном в расчете, и в полной мере отвечать данным бухгалтерской отчетности за соответствующие периоды.

В процессе формирования специального фонда сметы планирование специальных средств и других собственных поступлений учреждений осуществляется по правилам, определенным для этих категорий действующим законодательством. Специальный фонд сметы предусматривает сводку показателей по всем источникам поступления средств в этот фонд и соответствующим направлениям их использования (по видам). Распределение расходов специального фонда проекта сметы проводится в пределах поступлений, запланированных на эту цель в данном фонде.

Ответственность за допущение задолженности, которая сложилась за расходами специального фонда, несет исключительно распорядитель, по вине которого она образовалась <4>.

<4> Порядок составления, передачи за принадлежностью протокола о бюджетном правонарушении. Приказ Министерства финансов Украины от 29 февраля 2002 г. N 129.

При определении объемов расходов распорядителями низшего уровня главные распорядители, распорядители высшего уровня, должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения, исходя из его основных производственных показателей и контингентов (количество классов, учеников в школах, кроватей в больницах, детей в дошкольных заведениях и т.п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости реализации отдельных программ и запланированных мероприятий, сокращения расходов в плановом периоде.

Обязательным является выполнение требования относительно первоочередного обеспечения бюджетными средствами расходов на оплату труда с начислениями, а также на хозяйственное содержание учреждения. При определении структуры расходов бюджетного учреждения должен обеспечиваться суровый режим экономии средств и материальных ценностей. В сметы могут включаться только расходы, предусмотренные законодательством, необходимость которых обусловлена характером деятельности этого учреждения. Расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт помещений и т.п., которые не являются первоочередными, могут предусматриваться лишь при условии обеспечения средствами безотлагательных расходов и отсутствия задолженности.

При этом расходы на заработную плату за счет специальных средств вычисляются в зависимости от объема деятельности, которая проводится за счет этих средств, с применением норм, используемых учреждениями аналогичного профиля. Порядок учета объемов задолженности в сметах учреждений определяется Министерством финансов Украины. В сметы на централизованные мероприятия, которые осуществляются главными распорядителями, включаются ассигнования только в тех случаях, когда проведение таких мероприятий за счет бюджета разрешено законодательством.

Ассигнования на реализацию отдельных программ включаются в сметы согласно утвержденным программам. Показатели расходов, которые включаются в смету, должны обеспечивать достижение конкретных результатов.

Для обеспечения правильной и своевременной организации работы, связанной с составлением проектов смет, главные распорядители средств бюджета, руководствуясь доведенными до них соответствующими финансовыми органами показателями относительно предельного объема расходов общего фонда проекта бюджета:

Проекты смет составляются всеми учреждениями и организациями на следующий бюджетный год, если они функционировали к началу года, на который планируются расходы, или на остальной период года со времени образования учреждения (организации).

Распорядители имеют право осуществлять деятельность исключительно в пределах ассигнований, утвержденных сметами и планами ассигнований, при наличии выдержки из росписи, выданной органом Государственного казначейства Украины, которая подтверждает соответствие настоящих документов данным казначейского учета. С этой целью распорядители должны подать органам Государственного казначейства Украины данные относительно распределения показателей составленных смет и планов ассигнований в разрезе распорядителей низшего уровня. Отмеченные показатели присылают в соответствующие органы Государственного казначейства по месту расположения распорядителей низшего уровня.

До утверждения в установленном порядке смет, планов ассигнований и планов использования бюджетных средств получателями основанием для осуществления расходов являются проекты смет, планов ассигнований и планов использования бюджетных средств получателями, засвидетельствованные подписями руководителя и главного бухгалтера.

В случае неутверждения в определенный срок росписи бюджета на следующий год в обязательном порядке составляется временная роспись бюджета на соответствующий период в следующем году. Бюджетные учреждения составляют на этот период временные сметы, которые утверждаются их руководителями. При этом составленные временные сметы не утверждаются.

Во время составления годовой росписи назначений бюджета, помесячной росписи ассигнований общего фонда бюджета смет и планов ассигнований учреждений на следующий год учитываются расходы, проведенные согласно временной росписи бюджета и временным сметам.