Мудрый Юрист

Финансовая политика и финансовая система страны

Мирошник С.В., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия, доктор юридических наук.

В юридической науке и практике до сих пор весьма спорным является определение понятия "финансовая политика". Несмотря на активное его использование законодателем, данной нормативной дефиниции не существует. Как правило, термин используется без раскрытия его точного содержания. Например, в соответствии со ст. 114 Конституции страны Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Но что понимается под финансовой политикой, остается непонятным.

Понятие финансовой политики подробно разработано представителями экономической науки, которые рассматривают финансовую политику как составную часть экономической; как курс, проявляющийся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты <1>.

<1> См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006; Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление. М., 2005.

Понятие достаточно полное, но совершенно не отражающее важнейшие правовые и юридические составляющие категории "финансовая политика". Становление и развитие новой российской государственности требует переосмысления сущности и социального назначения многих финансово-правовых явлений. Сегодня при характеристике финансовой политики как правовой категории следует принимать во внимание такие изменения во взаимоотношениях государства и личности, как признание приоритета прав и свобод человека и гражданина, социальную направленность основных направлений деятельности Российского государства, преобладание цивилизованных способов разрешения юридических конфликтов, влияние процессов глобализации.

Как известно, проведение финансовой политики предусматривает:

  1. разработку общей концепции финансовой политики государства, определение ее целей и задач, исходя из экономических и неэкономических возможностей общества и государства, традиций и обычаев, международных и национальных условий;
  2. определение правовых и экономических инструментов достижения поставленных целей и задач, создание идеальной и реальной модели финансового механизма государства;
  3. целенаправленное воздействие на финансовую деятельность всех субъектов права, исходя из стратегических и тактических целей и задач, по таким направлениям, как: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование, контроль.

Анализ ряда основополагающих нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что общей целью финансовой политики Российского государства на современном этапе его развития является обеспечение финансовой стабильности и безопасности, качественного уровня жизни российских граждан.

В последние годы содержание финансовой политики Российского государства существенно изменилось в сторону усиления социальной направленности основных направлений деятельности органов государственной власти и управления. Выделение приоритетных национальных проектов "Образование", "Здоровье", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" стало важной вехой в жизни страны. Пожалуй, впервые жизненно важные интересы абсолютного большинства российских граждан оказались в центре внимания государственно-властных структур. Улучшение качества жизни - это, по сути, основная цель разработки и реализации национальных проектов. Методологической основой всех ПНП стала идея избирательной поддержки ключевых направлений развития нашего общества.

Финансовую политику государства, на наш взгляд, можно разделить на две составные части: концептуальную (подготовительную) и правоприменительную. Первая включает в себя разработку общей концепции, предполагая определение не только тактических и стратегических целей и задач, но и конкретного механизма их достижения. Вторая представляет собой процесс непосредственной реализации основных идей путем осуществления компетентными государственными органами финансовой деятельности.

Исходя из этого, финансовую политику государства можно определить как деятельность государства - публичного субъекта по разработке и реализации концептуальных идей, положений, программ, нацеленных на создание и совершенствование механизма финансово-правового регулирования общественных отношений.

Финансовая политика государства по своей сути может быть правовой и неправовой. Все зависит от содержания тех социальных ценностей, на которых строится действующее законодательство. Если законодательство базируется на гармоничном сочетании публичных и частных интересов, учете прав и свобод человека и гражданина, ответственности государственной власти за принятые решения, то и возникающая юридическая деятельность будет отвечать основным принципам права, идеалам свободы и равенства. Если же нормативные акты закрепляют лишь эгоистичные интересы государства и муниципальных образований при полном отсутствии реального механизма ответственности властных субъектов, то реализация юридических норм будет означать на практике настоящий произвол.

Финансовая политика как система имеет определенную структуру, в которой можно выделить такие элементы:

Финансовая политика отличается тем, что, во-первых, носит ярко выраженный публичный характер; во-вторых, нормативно закреплена (концептуальные идеи, положения, программы содержатся в соответствующих источниках права); в-третьих, ее реализация обеспечивается как мерами государственного убеждения, так и государственного принуждения; в-четвертых, содержание финансовой политики определяет степень социальной направленности жизни данного государства.

Концептуальные основы финансовой политики государства находят свое адекватное отражение в складывающейся финансовой системе страны, воспроизводящей признаваемые публичной властью приоритеты и ценности. Изменения акцентов финансовой политики неизбежно влекут за собой соответствующие преобразования в финансовой системе страны с точки зрения ее содержания и объема.

Исходя из этого, можно выделить следующую логическую цепочку: разработка финансовой политики (содержательный компонент), реализация финансовой политики (финансовая деятельность государства и муниципальных образований), финансовая система страны как результат целенаправленного воздействия экономическими и правовыми инструментами на поведение субъектов экономической жизни.

Вопрос о структуре финансовой системы страны является весьма спорным. Действительно, если мы говорим о системе, то воедино должны собираться однопорядковые, взаимодействующие, взаимообусловленные элементы. При этом финансовая система страны будет включать элементы, относящиеся как публичному, так и к частному праву, поскольку речь идет о целенаправленном воздействии на все разновидности финансово-экономических отношений.

Споры о структуре финансовой системы страны обусловлены, на наш взгляд, прежде всего, тем, что данное явление имеет многоаспектный характер. И соответственно, его содержание может существенно различаться в зависимости от рассматриваемого среза.

Если мы анализируем финансовую систему как результат реализации финансовой политики государства, результат, к которому стремятся публично-правовые субъекты, то наиболее перспективной методологической основой исследования станет известная фондовая теория. Финансовая система как определенный итог финансовой политики будет представлять определенную совокупность урегулированных общественных отношений, находящих свое материальное выражение в различных денежных и иных имущественных составляющих.

Иными словами, финансовая система страны как следствие реализации разработанных и официально утвержденных концептуальных идей, касающихся механизма финансово-правового регулирования, как результат целенаправленного воздействия финансово-экономических инструментов на соответствующие общественные отношения, есть совокупность образующихся финансовых ресурсов, отличающихся своими правовыми режимами.

На наш взгляд, финансовая система Российской Федерации включает сегодня в себя следующие элементы: