Мудрый Юрист

Взаимодействие и классификация таможенных процедур

Матвиенко Г.В., доцент кафедры финансового права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

Таможенное регулирование как процесс установления порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу служит в конечном итоге интересам любого суверенного государства - обеспечить экономическую безопасность и пополнить бюджет. В этом смысле направления таможенной политики (протекционизм или свободная торговля) продиктованы общим вектором экономической (в том числе и финансовой) политики страны. Разумный баланс государственных интересов и выгоды субъектов предпринимательства в таможенной сфере достигаются посредством применения таможенных режимов.

Институт таможенных режимов является базовым, системообразующим в таможенном праве. Таможенные режимы представляют собой разновидность публично-правовых, а законодатель определяет их в качестве особого вида юридической процедуры - таможенной.

В целях удобства восприятия процедурных норм Таможенного кодекса (далее - ТК) <1>, регламентирующих порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, мы предлагаем использовать термин "таможенный процесс" в контексте позитивного правоприменения. Собственно таможенный процесс, на наш взгляд, образуют только те процедуры и производства, которые регламентируют непосредственное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

<1> Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (действует с изм. и доп., включая от 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

Выделение таможенного процесса как специфической разновидности юридического обусловлено особенностью процедурных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и действием таможенных режимов и иных процедур. Такие отношения регулируются нормами различной отраслевой принадлежности, которые приводят в действие нормы ТК.

Таможенные процедуры есть необходимые составные элементы таможенного процесса.

Прежде чем перейти к анализу взаимодействия таможенных процедур в рамках таможенного процесса, следует определить их понятие и признаки. Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (п. 21 ч. 1 ст. 11 ТК).

Таможенный режим предусматривает также порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного характера.

К таможенным процедурам законодатель относит также "макропроцедуры" таможенного оформления, таможенный контроль, а также специальные таможенные процедуры.

Наряду с иными процедурами действие таможенных режимов во времени образуют стадии таможенного процесса, последовательное прохождение которых позволяет декларанту достичь основной цели перемещения груза, а государству обеспечить законность такого перемещения и пополнить бюджет за счет таможенного обложения и применения нетарифных мер экономического характера.

Особенности таможенных процедур заключаются в следующем <2>:

<2> Об особенностях юридических процедур см.: Протасов В.Н. Юридическая процедура. М., 1991. С. 6; Никольская А.А. Административные процедуры в системе публичного управления (проблемы административно-правового регулирования): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2007. С. 9; Тихомиров Ю.А. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. N 4; Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. N 1. С. 59; Яковенко О.В. Правовая процедура: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 8; и мн. др.
  1. перечень таможенных процедур установлен ТК;
  2. таможенная процедура отражает алгоритм законного вариативного поведения;
  3. процедурные нормы ТК имеют императивный характер;
  4. применение таможенной процедуры служит задачам достижения конкретного, разрешенного законом результата;
  5. обязательным участником процедурных отношений является таможенный орган и лицо, ответственное за совершение действий с товарами и транспортными средствами;
  6. таможенная процедура позволяет избрать наиболее приемлемый статус товаров и транспортных средств с точки зрения цели их перемещения через таможенную границу, нахождения его на таможенной территории России или за ее пределами;
  7. вариативность поведения заинтересованных в перемещении товаров лиц в рамках таможенной процедуры ограничивается необходимостью получения разрешения таможенного органа на ее использование;
  8. завершение в установленном ТК порядке действия таможенной процедуры является предпосылкой для наступления следующего этапа таможенного процесса либо стадии производств, иных таможенных процедур, его образующих;
  9. во время процедурных отношений, а также в результате достижения определенной цели уполномоченный орган принимает правовой акт управления (промежуточный или окончательный) <3>;
<3> Данный признак процедуры назван А.А. Никольской. См.: Указ. соч. С. 10.
  1. охрана от нарушений положений таможенных процедур обеспечивается принудительными мерами.

Поскольку таможенные режимы являются специфической разновидностью таможенных процедур, названные признаки характерны и для них. В отличие от процедур специального характера, таможенные режимы призваны обслуживать законность перемещения товаров для коммерческих целей. Таможенные процедуры, образующие в совокупности стадии таможенного оформления (например, временное хранение товаров, внутренний таможенный транзит), в отличие от таможенных режимов, характеризуются менее длительными сроками действия и особым назначением. Таможенный режим избирается декларантом самостоятельно, тогда как процедуры оформления и контроля являются обязательными при любом характере перемещения грузов. Наряду с необходимостью таможенного контроля, уплаты таможенных платежей, процедуры таможенного оформления служат "спусковым крючком" для действия режимных правил, предусматривающих больший объем тарифных и нетарифных льгот, с одной стороны, и наличие дополнительных обременений для декларанта, с другой. На заинтересованное в использовании таможенного режима лицо распространяются не только общие требования по соблюдению запретов и ограничений, не имеющих экономического характера, но и специальные обязанности, сопряженные с действием избранного таможенного режима.

Закон содержит принцип свободы выбора таможенного режима, предусматривает возможность изменения его на любой другой, содержит классификацию таможенных режимов (ст. 155, ч. 2 ст. 156 ТК РФ). Анализ положений Кодекса позволяет выявить также критерии классификации для любых таможенных процедур.

С точки зрения структуры таможенного процесса можно выделить:

В зависимости от цели перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу существуют:

С точки зрения предметов, перемещаемых через таможенную границу для коммерческих целей, различают:

В зависимости от вида транспортного средства, применяемого в ходе перемещения или способа перемещения товаров, следует выделить:

Представляется, что данная классификация позволит упростить восприятие законодательно установленных стадий таможенного процесса и взаимообусловленность таможенных процедур и, следовательно, избежать ошибок толкования норм Таможенного кодекса.