Мудрый Юрист

К вопросу о реализации принципа гендерного равенства в законодательстве о труде республики Беларусь: национальный и международный аспекты

Бритова Т.К., Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, доцент, кандидат юридических наук.

Важным событием конца прошлого столетия явилось возникновение и формирование рыночных отношений не только в Республике Беларусь, но и на всем постсоциалистическом пространстве. В результате переустройства нашего общества, связанного с этими переменами, одним из основных благ явилось расширение возможностей каждого гражданина самому устраивать свою судьбу. Этот новый акцент на роли личности, принимающей на себя ответственность, способной делать тот или иной свободный выбор в области труда и занятий и достигать поставленных целей, закреплен в ч. 1 ст. 41 Конституции Республики Беларусь; распространяется он и на женщин.

Основы обеспечения трудовых прав женщин были заложены в свое время еще в Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" 1979 г. Так, ст. 11 этой Конвенции содержит шесть пунктов, которые определяют основные направления обеспечения прав женщин в области профессиональной деятельности:

<1> Конвенция "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". 1979.

Новейшее толкование вышеупомянутой статьи существенно расширено. Так, право на одинаковое вознаграждение за равноценный труд включает право на одинаковую заработную плату, социальный пакет и схему оплаты пенсий. Отдельное направление составляет обеспечение равных прав женщин в ситуации постоянной и почасовой занятости, надомной работы. Право на социальную безопасность включает не только нормы нагрузки, но и то, каким образом следует оплачивать выходные и укороченные рабочие дни.

Хотелось бы отметить и то, что отдельное место в обеспечении социальной защиты занимает трудовой договор (контракт). Требования к нему теперь включают обсуждение различных ситуаций, при которых женщина может оказаться дискриминированной. Конкретизированы трудовые права беременных женщин и молодых матерей: при выходе на работу им предоставляются прежние условия. У женщин появилось больше механизмов воздействия на нанимателя. Так, например, за последние пять лет Европейский суд рассмотрел более 2300 исков, связанных с ущемлением трудовых прав женщин. Эти материалы создали новые прецеденты и, в свою очередь, дополнили существующее законодательство. Появились организации, деятельность которых направлена на защиту женщин в сфере труда. Но несмотря на эти подвижки, вопрос о дискриминации женщин по-прежнему остается одной из самых насущных проблем не только в Республике Беларусь, но и во многих странах мира. Так, в уже ранее упомянутой Конвенции ООН 1979 г. дискриминация женщин определяется как "любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области" <2>. Вот почему значение прав человека, свободной личности велико в формировании как национального, так и международного права в целом и трудового права в частности. Хотелось бы особо заострить внимание на том, что Республика Беларусь ратифицировала вышеупомянутую Конвенцию еще в 1981 г., что, в свою очередь, говорит о прогрессивном правовом развитии нашего государства. В Беларуси отнесение прав человека, в том числе прав женщин (исходя из терминологии ООН) в орбиту международного права имеет особое значение, поскольку ст. ст. 8 и 21 Конституции Республики Беларусь закрепляют "приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивают соответствие им законодательства и гарантируют права и свободы граждан, предусмотренные международными обязательствами государства" <3>.

<2> Там же.
<3> Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах от 24.11.1996 и 17.11.2004).

Общим для всех государств является глобализация проблемы гендерного равноправия людей, о чем может свидетельствовать факт проведения под эгидой ООН многочисленных конференций по положению женщин. Так, С.В. Поленина считает, что с правовой точки зрения процесс глобализации выразился в переводе проблемы прав человека женщины с чисто национального уровня на уровень международного права, следствием чего явилось, с одной стороны, принятия ряда посвященных гендерной проблеме международных конвенций и деклараций, а с другой стороны - признание индивидуума, независимо от пола, субъектом международного права со всеми вытекающими отсюда правами и возможностями <4>. В связи с этим перед мировым сообществом в целом и входящими в него государствами в частности встала задача разработки и обеспечения стратегии полного равноправия женщин и мужчин на национальном, региональном и международном уровне.

<4> Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000.

Нельзя не согласиться здесь с мнением Л.В. Зинченко, которая считает, что в условиях непрерывного ухудшения после распада СССР положения женщин, включая такие феномены, как "феминизация безработицы" и "феминизация бедности", ориентация на международно-правовые стандарты может и должна служить важной предпосылкой усовершенствования национального законодательства и правоприменительной практики в отношении гендерного равноправия <5>.

<5> Зинченко Л.В. Особая охрана труда женщин: сущность и содержание // Право в современном белорусском обществе: Сб. науч. трудов. Минск: Право и экономика, 2006.

Достойно оплачиваемый труд является одной из ключевых составляющих экономической независимости женщин, а также выступает важной основой авторитета женщин в семье и их участия в общественной жизни в более широком смысле. Однако женщины являются менее конкурентоспособными по сравнению с мужчинами в условиях рыночной экономики и из-за различий в иерархии ценностей каждого из полов.

Факт неравенства женщин и мужчин, например, на рынке труда, как, впрочем, и в других областях (сферах), несмотря на то что Конституция РБ как Основной Закон и трудовое законодательство не допускают какой-либо дискриминации по признаку пола, не требует каких-либо доказательств. Существующая во многих странах дискриминация в отношении женщин препятствует не только развитию и улучшению положения самих женщин и их семей, но и развитию демократии. И в этой связи вопросы, связанные с гендерным равноправием, будут актуальны еще не одно десятилетие не только для Республики Беларусь, но и для всего мирового сообщества. Так, например, недостаточное участие женщин в предпринимательстве также объясняется недостатком времени по причине, связанной с выполнением семейных обязанностей. До сих пор их выполнение плюс воспитание детей считаются почему-то прямой прерогативой женщин. Совмещая основную оплачиваемую работу с неоплачиваемым ведением семейного хозяйства, женщина вынуждена работать по "сокращенному" графику, что в конечном счете отражается на объеме заработной платы, а отсюда и возникает ее материальная зависимость и неспособность принимать самостоятельные решения <6>.

<6> Крастина А.Ч. К вопросу о социальных гарантиях реализации женщинами Республики Беларусь права на труд // Материалы респ. научно-практ. конф. Витебск, 2005.

В ст. 1 Всеобщей декларации прав человека говорится: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" <7>. Однако хотелось бы подчеркнуть, что подлинная свобода личности предполагает не только равенство прав, но и равенство возможностей их осуществления, а именно таких равных возможностей осуществления этих прав благодаря общественным предрассудкам и просто физиологическим отличиям у женщины не было и нет.

<7> Всеобщая декларация прав человека. 1948.

Необходимо иметь в виду и то, что в настоящее время жесткие рамки рыночной экономики ориентируют работодателя на работника, как правило, не обремененного семейными обязанностями. Продвижение по работе зачастую связано с необходимостью работы с повышенной интенсивностью или большей продолжительностью рабочего времени. В то же время не последней причиной проблемы профессионального роста женщины является и тот факт, что наиболее важный для профессиональной карьеры отрезок времени совпадает с периодом появления в семье малолетних детей и в этой связи перегрузками в выполнении домашних дел, обязанностей. В этих условиях женщины теряют профессиональные навыки и, следовательно, всякую конкурентоспособность на рынке труда, а зачастую и работу.

Для полноценной реализации каждым гражданином (в том числе и женщиной) своих социально-трудовых прав необходимо сформулировать новые подходы, ориентированные, на наш взгляд, на то, что основная масса работников, в равной мере мужчины и женщины, - это трудящиеся с семейными обязанностями, ответственные в равных долях перед обществом и друг перед другом за детей и семью.

Таким образом, первейшим шагом к решению этой проблемы должна стать ратификация Конвенции МОТ N 156 по гендерному равенству "О равном обращении и равных возможностях мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями". Заметим, что в России она уже ратифицирована, а в Республике Беларусь пока еще нет.

На сегодняшний день семейное право большинства стран провозглашает, что все вопросы жизни семьи, воспитания детей, планирования семьи, решаются исходя из принципа равенства супругов, мужем и женой в равной мере. Так, в частности, в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье 1999 г. в ст. 76 закреплено: "Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей" <8>. Однако для претворения принципа равного участия родителей в воспитании и уходе за детьми недостаточно лишь одних законодательных деклараций, для этого должны создаваться и материальные условия. Принципиально важной для обеспечения равного участия обоих родителей в воспитании и уходе за детьми, на наш взгляд, является соответствующая помощь со стороны государства, которая может присутствовать как в форме содержания различных детских, например дошкольных, учреждений за государственный счет и прочее, так и в форме различных семейных пособий, которые пока полагаются только многодетным и малообеспеченным семьям в Республике Беларусь.

<8> Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. 1999.

Для преодоления гендерного неравенства необходимо более активное участие государства в разработке мер по улучшению социально-бытовой инфраструктуры, уровень развития которой во всех развитых странах определяет условия нормальной жизнедеятельности семьи и полноценного совмещения профессиональных и семейных обязанностей. А это особенно важно для Республики Беларусь, поскольку к нуждающимся в социальной поддержке сегодня можно отнести значительную часть трудоспособных граждан - доля женщин в общей численности работающих составляет около 53% <9>.

<9> Чуткова И. Основы равноправия только заложены // Охрана труда и социальная защита. 2007. N 10.

Таким образом, обеспечение гендерного равенства требует постоянного целенаправленного воздействия, чему, несомненно, могло бы способствовать совершенствование трудового законодательства в этой области - приведение его в соответствие с международными стандартами. Пути достижения этих стандартов разнообразны, что подтверждает опыт различных стран <10>. Практически все страны сталкиваются с дискриминацией женщин в сфере трудовых отношений, что свидетельствует о необходимости, на наш взгляд, поддержки двухуровневого подхода к разработке путей защиты их прав: международных механизмов и национальных программ.

<10> Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2004.