Мудрый Юрист

Реорганизация органов военной юстиции в годы великой отечественной войны

Кодинцев А.Я., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доцент, кандидат исторических наук.

Война привела к сплошной милитаризации органов юстиции. Это проявилось даже во введении специальных званий для работников прокуратуры. Милитаризация отразилась в расширении органов военной юстиции. В составе Прокуратуры СССР действовали: Главная военная прокуратура (далее - ГВП) (1-е управление по военным трибуналам (далее - ВТ) НКО и 2-е управление по ВТ войск НКВД); ГПВМФ, ГВП железнодорожного транспорта (выделена из ГВП РККА в январе 1942 г.); ГВП морского и речного флота (бывшая ГП морского и речного флота). По решению Политбюро 23 января 1942 г. ГП железнодорожного транспорта была преобразована в ГВП железнодорожного транспорта. Прокуратуры железнодорожного и водного транспорта были преобразованы в военные прокуратуры <1>.

<1> Кожевников М.В. Пути развития советской прокуратуры // Ученые записки МГУ, 1950. Вып. 147. Труды юридического факультета. Кн. 5. С. 119 - 121.

В 1942 г. органы управления военными трибуналами подвергались постоянной реорганизации. В сентябре 1942 г. из управления военных трибуналов (далее - УВТ) НКЮ СССР был выделен УВТ войск НКВД и охраны тыла (до этого отдел), а само управление было переименовано в Главное управление (далее - ГУВТ). Вскоре было образовано УВТ ВМФ и УВТ железнодорожного и водного транспорта. Летом все управления входили в ГУВТ, которому также подчинялись свой отдел кадров и оргмобсектор. Из отделов УВТ и были сформированы отдельные управления. Во главе ГУВТ остался Е.Л. Зейдин, во главе УВТ войск НКВД встал А.С. Андреев, во главе ГУВТТ (главное управление военного трибунала транспорта) - М.А. Шнейдер, с 1943 г. - Г. Пуговкин, во главе УВТ железнодорожного транспорта - Козырев, во главе УВТ водного транспорта - Машков. Транспортные управления подчинялись ГУВТТ. УВТ войск НКВД в 1942 г. состоял из 1-го отдела, 2-го отдела, 3-го отдела, общего отдела, секретно-шифровального отделения, отделения учета и статистики, отделения кадров. В 1944 г. управление имело такую же структуру. Только было сокращено отделение учета и статистики. ГУВТ КА и ВМФ с мая 1943 г. включало 83 оперативных работника. Управление состояло из УВТ РККА и ВМФ, УК, Архивного управления, ОМО, общего отдела секретной части. В 1945 г. в составе ГУВТ КА и ВМФ входили: УВТ сухопутных войск, УВТ ВМС, УВТ ВВС, управление кадров (далее - УК) и отделы. Управления заняли автономное положение в системе НКЮ СССР. Их руководители выпускали большое количество приказов и секретных директив. Так, в 1944 г. начальник ГУВТТ выпустил 28 приказов <2>.

<2> См.: Смыкалин А.С. Судебная система страны в годы Великой Отечественной войны // Российская юстиция. 2002. N 9. С. 41; ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 43а. Д. 3905. Л. 6 - 15; Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 177. Л. 195; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 247а. Л. 96.

22 июня 1941 г. было введено в действие Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий. Текст Положения, как выше отмечалось, был разработан в 1940 г. Положение предусматривало совместное утверждение штатов трибуналов НКЮ СССР и соответствующими наркоматами (НКО, НКВМФ, НКВД). Перемещения председателей и членов ВТ округов, флотов, фронтов, армий производил нарком юстиции СССР; ВТ корпусов и иных ниже - председатели ВТ фронтов и флотов. Снабжение трибуналов возлагалось на военные ведомства. Это ставило военные трибуналы и прокуратуры в существенную зависимость от армейских командиров. Статья 11 Положения предоставила право ВТ рассматривать дело в 24 часа после вручения обвинительного заключения (по приказу НКЮ СССР от 17 сентября 1941 г. все остальные дела тыловые трибуналы должны были рассматривать в 3-дневный срок). ВТ должны были рассматривать дело в составе трех постоянных членов. Это, по мнению военных юристов, якобы способствовало гарантии прав обвиняемых. Опротестование приговора допускалось только в порядке надзора (ст. 14). С точки зрения И. Мирошниченко, устранение кассационного обжалования (опротестования) и расширение судебного надзора за счет лиц, имеющих право приносить протест, имело положительное значение. Все законченные уголовные дела поступали из нижестоящих трибуналов в вышестоящие и просматривались. Но после немедленного приговора это уже не имело большого значения. Военные советы могли приостановить исполнение приговора/определения (вскоре они получали снимать право судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с немцами). Сообщение о приговоре к ВМН направлялись в Военную коллегию (далее - ВК) ВС СССР и ГВП. В случае неполучения ответа в течение 72 часов приговор приводился в исполнение. Остальные приговоры вступали в силу немедленно.

Как отмечал В.В. Обухов, Президиум Верховного Совета СССР серией указов предоставил военным советам право утверждать приговоры к ВМН с немедленным приведением приговора в исполнение. Очень скоро это "исключение" стало правилом. Армия, таким образом, приобрела исключительное право, минуя высшие органы юстиции и ЦК ВКП(б), применять ВМН в широких масштабах. Вскоре значительное количество приговоров, в том числе заочных и с приговором к ВМН, перестало направляться в вышестоящие трибуналы для проверки. Руководство юстиции пыталось приостановить обесценение июньского Положения. Так, с 14 января 1943 г. совместная директива НКЮ СССР и Прокурора СССР запрещала расширительное толкование права военных советов на утверждение ВМН. Но в то же время военные советы могли утверждать приговоры к ВМН в "исключительных случаях". То есть ничего не изменилось. Положение о военных трибуналах от 22 июня 1941 г. подверглось таким переделкам, которые полностью изменили и исказили первоначальный смысл документа. Руководство ВТ тесно срослось с военным командованием. Используя предоставленные им права, председатели ВТ флотов и фронтов проводили самостоятельную судебную политику, согласовали свои действия с военными советами, передавали судебные дела из ВТ в военно-полевые суды и наоборот. У Рычкова оставался единственный канал воздействия на ВТ: перемещение или снятие судей. Но и в этом он был ограничен.

Интересно отметить, что сохраняло свое действие Положение 1926 г., которое распространялось на трибуналы, действовавшие в тылу. Заложенная в нормативных актах путаница в системе органов военной юстиции привела к появлению многочисленного количества трибуналов с различной структурой и компетенцией. По Положению 22 июня 1941 г. линейные суды железнодорожного и водного транспорта, оказавшиеся на военной территории, реорганизовывались в ВТ. Впоследствии порядок, при котором было невозможно обжаловать приговоры, был распространен на областные суды в местностях объявленных на военном положении (28 ноября 1941 г.), на линейные суды транспорта (4 декабря 1941 г.) <3>.

<3> См.: Епифанов А.Е. Ответственность за военные преступления, совершенные на территории СССР в период Великой Отечественной войны (историко-правовой аспект): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 291 - 292, 296 - 297; История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917 - 1954 гг.: Сб. док. М., 1955. С. 582 - 583; Мирошниченко И. Организация и деятельность военных трибуналов // Военные трибуналы - органы социалистического правосудия. М., 1958. С. 97; Обухов В.В. Правовые основы организации и деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (ист.-пр. исслед.): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 152, 154, 156 - 157; Советское право в период ВОВ. Уголовное право. Уголовный процесс. Часть 2. М., 1948. С. 173.

После принятия Положения начался непрерывный рост числа военных трибуналов, который продолжался до конца войны. 14 декабря 1941 г. ГКО преобразовала большинство линейных железнодорожных и водных судов в ВТ. Железнодорожная коллегия была реорганизована в Военно-железнодорожную коллегию (далее - ВЖК) 28 июля 1942 г. Водно-транспортная коллегия - в Военно-воднотранспортную коллегию (далее - ВВТК). По Указу ПВС СССР от 15 апреля 1943 г. на железных дорогах вводится военное положение, а 9 мая 1943 г. - на морском и речном транспорте. После этого все линейные суды стали военными трибуналами. Наиболее крупной оставалась Военная коллегия, которая по-прежнему включала в себя четыре отдела (по родам войск) и три отделения. По данным Ю. Стецовского, в начале войны в СССР было 298 ВТ (766 судей). К 1 марта 1942 г. было уже 1121 ВТ и 3735 судей. По данным В.В. Обухова, в первый год войны оперативный состав ВТ войск НКВД был увеличен на 350%, секретарский на 100%. Если в начале 1942 г. в ВТ войск НКВД служило 169 судей, то к концу войны уже 799. Число ВТ войск НКВД в конце войны составило 152. Всего в годы войны было сформировано 250 ВТ дивизий и укрепрайонов РККА (3000 судей). Численность ВТ выросла к концу войны в пять раз. Ускоренный набор судей не покрывался ни выпусками ВЮА, ни бывшими студентами гражданских юрвузов. По данным В.В. Обухова, доля лиц с высшим юридическим образованием среди судей ВТ войск НКВД упала с 1942 по 1945 г. с 27,4 до 20,6%. Еще больше упала доля лиц со средним юридическим образованием. К концу войны меньше половины судей имели юридическое образование.

Создавались новые виды трибуналов. 28 октября 1941 г. Московский городской суд был реорганизован в ВТ г. Москва. В городских районах были организованы его секции (по три члена ВТ в каждой). С лета 1942 г. часть секций переименовали в районные ВТ г. Москва, подчиненные ВТ столицы. Три оставшиеся сессии рассматривали контрреволюционные преступления, хищения соцсобственности и бандитизм. В совещаниях юристов участвовали члены ВТ г. Москва, НКЮ РСФСР, ВТ Московской зоны обороны, УНКЮ по Москве, военной прокуратуры и милиции. ВТ г. Москва был реорганизован в Московский городской суд в 1945 г. (все авторы по ошибке называют датой реорганизации 1943 г.). В дальнейшем по данным В.В. Обухова, военные трибуналы РККА были созданы в городах и областях. Их подсудность не была четко определена <4>.

<4> См.: Голунский С.А., Карев Д.С. Судоустройство. Ашхабад, 1942. С. 26 - 33; История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917 - 1954 гг.: Сб. док. М., 1955. С. 585 - 586; Обухов В.В. Указ. соч. 88, 92, 97, 103; Очерки истории военных судов, военных тюрем и военно-уголовного законодательства. М., 2003. С. 76 - 79; Стецовский Ю. История советских репрессий. Т. 1. М., 1997. С. 80; Строгович М.С. Военные трибуналы Советского государства. М., 1942. С. 20; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 181. Л. 78.

В 1942 г. ВТ включали: ВТ РККА, в том числе ВТ дивизий, бригад, корпусов, дивизионов, районов авиабазирования, укрепрайонов, армий, городов, областей, авиации дальнего действия, групп; ВТ фронтов, округов, отдельных армий; ВТ ВМФ, включали ВТ центральных учреждений и частей ВМФ, военно-морских баз, военно-морских гарнизонов, соединений морской пехоты, укрепленных районов, флотилий, флотов, ВВС ВМФ; ВТ войск НКВД, в том числе ВТ областей/республик, округов, лагерей, дивизий, бригад, железных дорог, водных бассейнов, охраны тыла фронтов, охраны тыла армий, гарнизонов, Дальстроя, управлений строительства.

В марте 1943 г. ВТ войск охраны тыла фронтов были расформированы. Но вскоре вновь восстановлены. По данным В.В. Обухова, в системе ВТ войск охраны тыла царила невообразимая путаница. Приказы по структуре военных трибуналов менялись ежеквартально. По штатам 1944 г. ВТ войск НКВД округов делились на литеры "А", "Б", "В", "Г". Штаты ВТ областей/республик - литеры от "А" до "Ж". Составы судов колебались от 53 до 8 человек, от 17 до 2 судей.

Введение временных членов суда было по-прежнему предоставлено политуправлению РККА и ВМФ с последующим утверждением командиром части и председателем ВТ. Верховный Совет СССР вопреки Закону о судоустройстве не избирал судей ВТ, кроме ВК. 28 июля 1942 г. вышел Указ ПВС СССР о введении народных заседателей в ВТ и временных членов просто переименовали в заседателей, а выдвигало их по-прежнему политуправление. С этого момента вместо трех постоянных членов в ВТ действовали судья и два заседателя <5>.

<5> Голунский С.А., Карев Д.С. Судоустройство. Ашхабад, 1942. С. 26 - 33; Обухов В.В. Указ. соч. С. 88 - 95; Строгович М.С. Основные принципы организации советской военной юстиции // Ученые труды ВИЮН. Вып. 8. М., 1946. С. 115, 121; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 247а. Л. 40; Д. 309. Л. 25.

С июня 1942 г. создаются военно-полевые суды. Создание таких судов было продиктовано страхом режима перед немецким наступлением. Кроме того, армия стремилась создать полностью "карманные" суды. А.Д. Бондаренко и А.Е. Епифанов описали в своих трудах порядок деятельности этих чрезвычайных органов. 19 апреля 1943 г. по Указу ПВС СССР деятельность военно-полевых судов получила официальное одобрение. Их создавали при дивизиях действующей армии в составе председателя ВТ дивизии, начальника особого отдела, заместителя командира по политической части с участием военного прокурора дивизии. Приговор утверждал командир дивизии и приводился в исполнение немедленно. Суд рассматривал дела о фашистских злодеях виновных в насилиях над мирным населением и дела о шпионах, изменниках и их пособниках. Дело могло рассматриваться в срок не свыше двух дней с применением основных правил судопроизводства. Надзор за их деятельностью полностью отсутствовал. В связи с этим Указом военное командование, а затем ВК ВС СССР получили право применять каторгу - наказание, не предусмотренное в уголовных кодексах.

25 ноября 1943 г. Пленум ВС СССР конкретизирует сферу применения Указа от 19 апреля. При этом постановление Пленума проистекало из Приказа N 46сс Прокурора СССР от 15 мая 1942 г. Согласно Приказу к уголовной ответственности за измену Родине не привлекались лица, оказывавшие помощь партизанам и частям Красной Армии, а также рабочие и мелкие служащие административных учреждений. Пленум указал, что суды нечетко различают изменников и пособников. Изменников необходимо осуждать по ст. 58-1 "а" или 58-1 "б" УК или по ст. 1 Указа от 19 апреля 1943 г., а пособников по ст. 58-3 УК и по ст. 2 Указа. Ряд служащих оккупационных администраций не подлежали ответственности, если они помогали партизанам, саботировали, скрывали запасы продовольствия, имущества или другими способами содействовали борьбе с оккупантами. Также не подпадали под действие Указа мелкие служащие: врачи, учителя и т.д.

Военно-полевые суды оказались совершенно вне процессуальных норм. Руководство военной юстиции стало активно добиваться предоставления им таких же прав. По Указу ПВС СССР от 8 сентября 1943 г. ВТ получили право рассмотрения дел подсудных военно-полевым судам в тех случаях, когда по обстоятельствам военного времени невозможно их передать в полевые суды. По Указу ПВС СССР от 24 мая 1944 г. ВТ получили право рассматривать дела, рассматриваемые военно-полевыми судами во всех случаях. Только вместо повешения они должны были применять расстрел. На самом деле и до и после данного Указа ВТ часто приговаривали к смерти через повешение, не обращая никакого внимания на действующее законодательство. Отдельными протокольными решениями ПВС СССР неоднократно в конце войны предоставлял выездным сессиями ВК ВС СССР права военно-полевых судов. Наконец, по Указу ПВС СССР от 5 декабря 1944 г. выездные сессии ВК ВС СССР получили права военно-полевых судов (смерть через повешение). Этими актами идея военно-полевых судов была окончательно обесценена. Дела о преступлениях, совершенных членами ОУН (Постановление Пленума ВС СССР от 17 августа 1944 г.), подлежали рассмотрению в ВТ. То есть в конце войны ВТ окончательно превратились в орган расправы. Это проявлялось и в том, что председатель ВТ непосредственно присутствовал при исполнении приговоров с ВМН <6>.

<6> Епифанов А.Е. Указ. соч. С. 202 - 212; Обухов В.В. Указ. соч. С. 119 - 125; Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993. С. 66, 339 - 341; Смыкалин А.С. Указ. соч. С. 40; Стецовский Ю. Указ. соч. С. 84; ГАРФ. Ф. Р-7523. Оп. 15. Д. 36. Л. 1 - 3; ОГАЧО. Ф. Р-916. Оп. 22. Д. 18. Л. 90 - 91.

По данным А.И. Муранова, военно-полевые суды рассматривали мало дел. Приводится пример 1-го Украинского фронта, военно-полевые суды которого рассмотрели за два года войны 221 дело на 348 человек. По мнению А.И. Муранова, военно-полевые суды могли рассматривать дела карателей и их пособников, задержанных с поличным. А когда требовалось специальное расследование, дело передавалось в ВТ. Помимо изобличенных преступников многие были осуждены за несовершенные "преступления". А.Е. Епифанов выдвигает следующие причины невысокой активности ВПС: было сложно собрать вместе в одно время председателя военного трибунала, особиста и комиссара; огромные расстояние между местом совершения преступления и наступающим фронтом. Всего в 4-м квартале 1943 г. военно-полевые суды в СССР осудили 511 человек, в том числе 402 к смертной казни, 109 к каторге, в том числе 38 немцев. А за весь 1943 г. ВПС осудили 1006 советских граждан и 54 военнопленных. В 1944 г. ВПС осудили 888 человек. Большинство было повешено. При этом ВТ войск НКВД в 1943 г. рассмотрели по Указу 1081 дело, а в 1944 г. - 14636. За эти же годы ВТ РККА осудили по Указу 653 человека. Впрочем, можно предположить, что большинство дел, рассмотренных военно-полевыми судами, ни в какую статистику не попадало. Ведь это был орган расправы, а не правосудия <7>.

<7> Епифанов А.Е. Указ. соч. С. 209 - 210, 427 - 428; Муранов А.И., Звягинцев В.Е. Досье на маршала: из истории закрытых судебных процессов. М., 1996. С. 156 - 157; ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 81а. Д. 369. Л. 90.

Реорганизация органов военной юстиции, неизбежная в годы войны, привела к созданию многочисленных судебных и прокурорских военных органов, оказавшихся вне общей системы органов юстиции. Секретными актами определялась специальная компетенция этих органов, которые действовали вне правового поля.