Мудрый Юрист

Правила учета контрольно-кассовых машин

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 9

Учреждения здравоохранения при совершении расчетов наличными деньгами в рамках приносящей доход деятельности используют контрольно-кассовые аппараты. В статье рассмотрено, какие требования согласно нормам законодательства предъявляются к приобретению и использованию таких объектов учета и как в бухгалтерском и налоговом учете отражаются данные операции.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) на территории РФ в обязательном порядке все организации при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применяют контрольно-кассовую технику. Причем только ту, которая включена в Государственный реестр. Государственный реестр, в котором названы модели используемой организациями контрольно-кассовой техники, утвержден Приказом Федерального агентства по промышленности от 06.03.2007 N 105.

В ст. 4 Закона N 54-ФЗ перечислены требования, предъявляемые к ККТ, порядок и условия ее хранения. Согласно ее нормам ККТ должна быть зарегистрированной в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика, исправной и опломбированной в установленном порядке и должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Таким образом, учреждения здравоохранения обязаны (ст. 5 Закона N 54-ФЗ):

Правила регистрации ККМ

Регистрация и применение ККТ, используемой учреждениями здравоохранения, осуществляются в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение N 470).

Бухгалтеру следует помнить о том, что документы на приобретение ККТ, ее регистрацию, ввод в эксплуатацию и вывод из нее, использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию, должны храниться в течение 5 лет начиная с даты окончания их использования (п. 14 Положения N 470).

В соответствии с требованиями, изложенными в п. 15 указанного Положения, для регистрации ККМ в контрольном налоговом органе учреждение здравоохранения представляет:

Налоговый орган при регистрации контрольно-кассовой техники выдает пользователю карточку регистрации ККТ, а также возвращает документы, приложенные к заявлению.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 10 Инструкции N 25н <*> контрольно-кассовая техника является основным средством. Ее первоначальная стоимость формируется с учетом всех сумм фактических вложений, связанных с ее приобретением (п. 12 Инструкции N 25н). Поскольку рыночная стоимость моделей ККТ обычно не превышает 10000 руб., то при передаче их в эксплуатацию происходит начисление на них амортизации в размере 100% (если стоимость ККТ от 1000 до 10000 руб. включительно) (п. 43 Инструкции N 25н).

<*> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Рассмотрим на примере, как отражаются в учете операции по приобретению кассового аппарата.

Пример 1. Учреждение здравоохранения приобрело ККТ стоимостью 5890 руб. (в том числе НДС - 898,47 руб.). Операции, осуществляемые учреждением в рамках приносящей доход деятельности, не подлежат обложению НДС. Кассовый аппарат установлен в кассе учреждения.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

    Содержание операции    
    Дебет    
   Кредит    
 Сумма, 
руб.
В учреждение поступил      
кассовый аппарат
2 106 01 310 
2 302 19 730 
  5890  
Оплачен кассовый аппарат   
2 302 19 830 
2 201 01 610 
  5890  
Кассовый аппарат принят к  
учету
2 101 04 310 
2 106 01 410 
  5890  
Кассовый аппарат выдан в   
эксплуатацию
2 106 01 340 
2 104 04 410 
  5890  

Рассмотрим на примере, как отразить приобретение кассового аппарата, если его стоимость превышает 10000 руб.

Пример 2. Предположим, что стоимость кассового аппарата составляет 14986 руб. (в том числе НДС - 2286 руб.). Операции, осуществляемые учреждением в рамках приносящей доход деятельности, не подлежат обложению НДС. Контрольно-кассовая техника передана в эксплуатацию. Согласно Общероссийскому классификатору основных средств ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, кассовому аппарату присвоен код 14 3010020, который соответствует 4-й амортизационной группе. Установленный учреждением срок полезного использования данного объекта - 5 лет, следовательно, ежемесячная амортизационная норма - 249,77 руб.

В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом:

    Содержание операции    
    Дебет    
   Кредит    
 Сумма, 
руб.
В учреждение поступил      
кассовый аппарат
2 106 01 310 
2 302 19 730 
14986   
Оплачен кассовый аппарат   
2 302 19 830 
2 201 01 610 
14986   
Кассовый аппарат принят к  
учету
2 101 04 310 
2 106 01 410 
14986   
Кассовый аппарат выдан в   
эксплуатацию
2 101 04 310 
2 101 04 310 
14986   
Начислена амортизация      
2 106 04 340 
2 104 04 410 
   29,77

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 10 000 руб.

Обратите внимание: согласно Федеральному закону от 27.04.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2008 амортизируемым имуществом будет признаваться имущество со сроком полезного использования свыше 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20000 руб.

Нормы амортизации определяются в соответствии со ст. 259 НК РФ и исходя из срока полезного использования объекта основных средств. Продолжительность срока амортизации устанавливается с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Рекомендуем в налоговом и в бухгалтерском учете устанавливать единый срок полезного использования данных объектов и применять линейный способ начисления амортизации. Поскольку контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к амортизируемому имуществу 4-й группы (имущество со сроком полезного использования свыше 5 и до 7 лет включительно), срок использования должен быть не более 7 лет для каждой машины.

При установлении срока полезного использования следует руководствоваться также данными паспорта ККТ. В нем, как правило, указывается срок эксплуатации данной модели кассового аппарата. Срок полезного использования не может быть больше срока эксплуатации. Обычно организации устанавливают срок полезного использования равным сроку эксплуатации.

Что делать с ККТ в случае реорганизации, преобразования или смены юридического адреса учреждения?

В ряде случаев учреждения здравоохранения могут быть реорганизованы или преобразованы. Как в этом случае поступать с ККТ? В соответствии с требованиями Положения N 470, если в результате реорганизации или преобразования происходит снятие с учета и постановка на учет учреждения в налоговом органе, то контрольно-кассовая техника перерегистрируется с одного учреждения (существовавшего до реорганизации или преобразования) на другое (возникшее в результате реорганизации или преобразования).

Вместе с тем ситуация может быть осложнена тем, что на момент перерегистрации ККТ используемая модель исключена из Государственного реестра, а нормативный срок амортизации ее еще не истек. Возможно ли в этом случае перерегистрировать ККТ и использовать ее дальше?

Согласно п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации. В этом случае производится перерегистрация ККТ, исключенной из государственного реестра, но по которой нормативный срок амортизации не истек, в налоговом органе на вновь образованное юридическое лицо и ККТ продолжает использоваться (Письмо ФНС России от 17.01.2006 N 06-9-09/16@ "О регистрации ККТ"). Заметим, что в данном Письме налоговики не против перерегистрации контрольно-кассовой техники до выхода постановлений Правительства РФ, устанавливающих требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения. Вышедшее совсем недавно Положение N 470, утвержденное Постановлением Правительства РФ, не содержит разъяснений по данному вопросу. В связи с этим считаем возможным производить перерегистрацию моделей ККТ, исключенных из государственного реестра, которые полностью не самортизированы. Следует привести Письмо Минфина России от 07.06.2006 N 03-01-15/4-124, в котором перечислены случаи, когда допускается перерегистрация в налоговых органах и дальнейшая эксплуатация ККТ, исключенной из государственного реестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации и ранее применявшейся (зарегистрированной в налоговых органах) организацией:

Таким образом, в результате реорганизации, преобразования, смены юридического адреса модель ККТ может использоваться после перерегистрации ее в налоговом органе, даже если она исключена из государственного реестра, но полностью не самортизирована и прежде была зарегистрирована на учреждение до перечисленных выше изменений.

Обратите внимание: при истечении нормативного срока амортизации модели ККТ, исключенные из Государственного реестра, могут сниматься с регистрации самостоятельно налоговым органом (п. 19 Положения N 470). Отсюда возникает вопрос: откуда налоговые органы узнают, какой срок полезного использования установила организация по кассовому аппарату? Мы полагаем, что либо данный пункт не будет выполняться, либо в Положение N 470 будет внесено изменение, обязывающее организации сообщать в налоговые органы по месту регистрации ККТ о сроке ее полезного использования, установленном приказом руководителя.

Согласно п. 16 Положения N 470 перерегистрация и снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации. О регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники делается отметка в паспорте ККТ, которая заверяется печатью налогового органа.

Обслуживание ККТ

В соответствии с п. 3 Положения N 470 техническую поддержку ККТ обеспечивает поставщик или центр технического обслуживания. На такую ККТ при ежегодном подтверждении осуществления поддержки поставщиком или центром технического обслуживания наносится знак "Сервисное обслуживание" (на сторону корпуса, обращенную к покупателю, клиенту).

После технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания на нее наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса кассовой машины (п. 10 Положения N 470).

Обратите внимание: в соответствии с п. 12 данного Положения техническая поддержка ККТ, нанесение на нее знака "Сервисное обслуживание" и наклеивание на нее марок-пломб, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, замена накопителей фискальной памяти осуществляются только поставщиком или центром технического обслуживания (введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся с участием представителей налоговых органов). При этом осуществление технической поддержки ККТ поставщиком или центром технического обслуживания, находящимся в ведении пользователя этой техники, не допускается.

Для обслуживания ККТ учреждение здравоохранения заключает договор с соответствующей организацией. Расходы по обслуживанию ККТ в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов" и учитываются при формировании себестоимости товаров, работ, услуг в рамках приносящей доход деятельности. В налоговом учете данные расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и учитываются при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Ремонт ККТ

В случае поломки кассовая техника ремонтируется тем центром технического обслуживания, с которым заключен договор на ее обслуживание и ремонт.

Ремонт контрольно-кассовой техники производится с разрешения администрации организации только после снятия показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти). Поэтому перед сдачей ККТ в ремонт составляется в одном экземпляре Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию <*> (ф. N КМ-2). Он подписывается членами комиссии с обязательным участием представителя налоговой службы, руководителя, кассира и специалиста центра технического обслуживания ККТ. После этого не позднее следующего дня акт и накладную на передачу кассового аппарата в центр технического обслуживания для ремонта сдают в бухгалтерию. При этом в конце записей за рабочий день в Журнале кассира-операциониста <**> (ф. N КМ-4) должна быть сделана соответствующая отметка. После ремонта показания суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти) проверяются и фиксируются в акте, а кожух контрольно-кассовой машины пломбируется.

<*> Форма Акта утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
<**> Форма Журнала утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

Если необходим ремонт денежных контрольных счетчиков или электронной части контрольно-кассовой техники, то делается соответствующая запись в Журнале учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (ф. N КМ-8). Этот журнал находится у руководителя организации или его заместителя, а заполняет его специалист технического центра. Записи о приемке работ по ремонту ККТ подтверждаются подписями специалиста центра технического обслуживания и ответственного лица организации. Кроме отметок о проведенных работах в журнале делается запись об опломбировании и содержании оттиска клейма.

Расходы на ремонт отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов" по мере оказания услуг и оформления соответствующего акта. В налоговом учете расходы на ремонт ККТ в полном объеме включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и учитываются при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения

здравоохранения:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Т.ОБУХОВА