Мудрый Юрист

Новое в законодательстве об исполнительном производстве

Ларина Г.М., помощник председателя 19-го судебного состава Арбитражного суда города Москвы.

1 февраля 2008 г. вступил в законную силу новый Федеральный закон N 229-ФЗ от 2 октября 2007 г. "Об исполнительном производстве" (далее - Закон).

Данный Закон устраняет множественные пробелы правового регулирования действующего в настоящее время законодательства об исполнительном производстве, не меняя его концепции.

Закон устанавливает задачи исполнительного производства: правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Из основных задач следуют принципы исполнительного производства: соблюдение законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, а также принцип соотносимости объекта взыскателя и мер принудительного исполнения.

Предыдущая редакция Закона не определяла четкий перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель. В новой редакции исполнительным действиям и мерам принудительного исполнения посвящена гл. 7, в которой полностью расписываются полномочия судебного пристава-исполнителя. Полномочия судебного пристава-исполнителя существенно расширяются. Среди новых исполнительных действий можно отметить следующие: проведение проверки финансовых документов, по исполнению исполнительных документов (п. 3 ч. 1 ст. 64); возможность давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах (п. 4 ч. 1 ст. 64); входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником (п. 6 ч. 1 ст. 64); устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации (п. 15 ч. 1 ст. 64); проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе (п. 16 ч. 1 ст. 64).

Перечень исполнительных действий не является исчерпывающим и предоставляет возможность судебному приставу-исполнителю совершать иные действия, не предусмотренные ст. 64 Закона, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Статья 8 нового Закона устанавливает возможность предъявления взыскателем исполнительного листа о взыскании денежных средств или об их аресте непосредственно в банк или иную кредитную организацию, а не непосредственно в службу судебных приставов. Одновременно с исполнительным документом взыскатель предоставляет заявление, отвечающее требованиям ч. 2 ст. 8 Закона. Исполнительный документ, содержащий требование о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может быть направлен непосредственно в организацию или лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Редакция нового Закона устанавливает, что к видам исполнительных документов относятся судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях. Таким образом, по решению арбитражного суда о привлечении к административной ответственности не требуется выдачи исполнительного листа.

Судебный акт по делу об административном правонарушении может быть предъявлен к исполнению в течение одного года со дня его вступления в законную силу.

Статья 21 Закона устанавливает, что исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Одним из новых требований, предъявляемых к исполнительным документам, является необходимость указания в исполнительном документе адреса суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилии и инициалов должностного лица. Исполнительный документ, являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда. Кроме того, если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе необходимо указывать, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.

Новым Законом вводится возможность обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не только в суд, но и вышестоящим должностным лицам. Данная возможность предусмотрена в ч. 4 ст. 14, где указывается, что постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд только в случаях исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом; исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах (актах органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях), в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью и в случаях, установленных АПК РФ.

В случае если заявитель пропустил срок для обжалования, установленный данным Законом, иными федеральными законами для обжалования вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц службы судебных приставов, то жалоба подлежит возврату заявителю, и такая жалоба считается неподанной. Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен только при условии одновременной подачи с жалобой ходатайства о восстановлении пропущенного срока, признании причин пропуска срока уважительными и установлении, что срок подачи жалобы является разумным. Восстановление пропущенного срока для обращения в суд производится судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Закон 1997 г. не разграничивал случаи, когда исполнительное производство приостанавливается судебным приставом-исполнителем, а когда судом. В новом Законе в ст. 40 указываются случаи, когда судебный пристав-исполнитель обязан приостановить исполнительное производство, в частности: отзыв у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается; применение арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 настоящего Федерального закона; принятие судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора; направление судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 настоящего Закона.

Статьей 45 Закона регламентируется, что приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производится тем же судом; устанавливаются случаи, при которых арбитражный суд приостанавливает исполнительное производство:

исполнение исполнительных документов (акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, акты других органов) в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

исполнение постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с ч. 16 ст. 30 Закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В редакции нового Закона перечень о случаях возвращения исполнительного документа и об окончании исполнительного производства расширен. Помимо случаев, указанных в Законе 1997 г., добавлены следующие: возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный лист; ликвидация должника-организации, признание должника-организации банкротом; истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении независимо от фактического исполнения этого акта. Кроме того, отсутствует возможность возвращения исполнительного документа в случае нарушения срока предъявления исполнительного документа к исполнению, как это предусматривалось в ранее действовавшей редакции Закона.

Новый Закон существенно расширяет нормы, регламентирующие порядок реализации имущества должника на торгах, а также предусматривает возможность судебного пристава-исполнителя обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество, при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данная возможность также относится к мерам принудительного исполнения, перечень которых также существенно расширен. В настоящее время судебный пристав-исполнитель в случае совершения мер принудительного исполнения вправе: наложить арест на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; совершить от имени и за счет должника действия, указанные в исполнительном документе, в случае если эти действия могут быть совершены без личного участия должника; принудительно вселить взыскателя в жилое помещение; принудительно выселить должника из жилого помещения, а также освободить нежилое помещение, хранилище от пребывания в них должника и его имущества.

Законом устанавливается двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства на выполнение судебным приставом-исполнителем требований, содержащихся в исполнительном документе. В соответствии со ст. 38 Закона судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней. Пунктом 8 статьи 36 устанавливается, что истечение сроков совершения исполнительных действий не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства, в то время как истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства, как отмечалось ранее.

Глава 8 Закона, посвященная обращению взыскания на имущество должника, подробно регламентирует порядок, особенности и способы обращения взыскания на имущество должника.

В заключение хочется отметить, что с принятием нового Закона значительно защищены права сторон в исполнительном производстве, закреплены права и обязанности судебных приставов-исполнителей, детально регламентированы нормы, касающиеся исполнительных действий и порядка обращения взыскания на имущество должника, что приведет к согласованию норм и институтов, касающихся исполнительного производства.